Оплата труда работников культуры

2840
О требованиях к выполнению Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях, об особенностях перечней разных категорий персонала, а также о требованиях к формированию перечней должностей основного и прочего персонала

Несколько лет назад правительством Российской Федерации была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях.  Данной Программой предусматривается необходимость содержания в «дорожных картах» мероприятий, обеспечивающих  оплату труда сотрудников организаций на основе дифференциации. 

Кроме этого, с помощью данных мероприятий возможно оптимизировать расходы на административно-управленческий и вспомогательный персонал, учитывая при этом максимальную долю затрат на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения, составляющую не больше 40 процентов.

О требованиях к выполнению  Программы

С целью выполнения заданий Программы, разработанные мероприятия были включены в состав федеральной «дорожной карты» в области культуры и искусства. Многие органы государственной власти субъектов российской Федерации, а также органы местного самоуправления использовали эти мероприятия при утверждении «дорожных карт» на муниципальном и региональном уровнях.

Кроме этого, они были включены в официальные документы, которые  устанавливают предельное соотношение расходов на оплату труда различных категорий работников учреждений культуры. Необходимость выполнения установленных Программой требований вызывает некоторые сложности методологического характера у отраслевых органов управления сферой культуры.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Об утверждении перечней должностей и профессий работников учреждений культуры

Перво-наперво такие сложности вызваны нечетким трактованием некоторых терминов, использующихся федеральными документами. Поэтому органам исполнительной власти субъектов РФ были направлены методические рекомендации Министерства культуры, касающиеся утверждения перечней должностей и профессий работников госучреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности.

Кроме всего прочего, на необходимость осуществления дифференцированного подхода к заработной плате, который должен применяться в соответствии с отнесением занимаемой работником должности к одной из категорий персонала, указывалось и в таком нормативном документе, как «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений».

Стоит заметить, что формально Рекомендации указывали на необходимость разработки и утверждения перечней персонала государственных и муниципальных учреждений, однако, с юридической стороны не было создано обязанностей, касающихся утверждения данных перечней.

На уровне регионов и муниципалитета также не было издано необходимых нормативно-правовых документов, что стало причиной неясности в определении органа, который был бы уполномочен на издание данных перечней.

Общие определения, необходимые для того, чтобы сформировать перечни должностей в соответствии с категориями работников с целью обеспечения дифференцированного подхода к оплате труда, содержались в постановлении Правительства №583.

Данным Постановлением были представлены требования к системе оплаты труда работников федеральных учреждений. Также этим же нормативным актом установлена трактовка  некоторых . В соответствии с Постановлением, основным рабочим персоналом необходимо считать работников федерального учреждения, которые непосредственно оказывают услуги  и выполняют работы, направленные на достижение определенных уставом целей деятельности данного учреждения, а также их непосредственных руководителей.

К вспомогательному персоналу организации относят работников федерального учреждения, создающих условия для предоставления услуг или выполнения работ, которые направлены на достижение определенных уставом учреждения целей его деятельности, в том числе обслуживание зданий и различного оборудования.

В Постановлении определен и такой термин, как «административно-управленческий» персонал. К нему принадлежат работники федерального учреждения, занимающиеся организацией предоставления услуг или выполнения работ, а также те работники учреждения, которые выполняют административные функции, необходимые для того, чтобы  обеспечить деятельность федерального учреждения.

Опираясь на указанные нормы, а также учитывая приказ, утвердивший перечень основного персонала, Методические рекомендации Минкультуры РФ определяют к категории основного персонала следующих работников:

  • руководителей и их заместителей структурных подразделений по основной деятельности;
  • сотрудников учреждения, чьи должности  предусматриваются разделом «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • работников, профессии которых предусматриваются приказом Минздравсоцразвития №121н.

Одним из нормативно-правовых актов была осуществлена группировка должностей в зависимости от видов экономической деятельности, что позволило министерству культуры Российской Федерации определить перечень основного персонала.

Такой перечень необходим для того, чтобы определить размеры должностных окладов руководителей соответствующих учреждений культуры. Поэтому перечни основного персонала, которые утверждаются для других целей, включая и исполнение мероприятий для осуществления дифференцированного подхода, включенных в «дорожные карты», могут не включать группировку основного персонала по видам экономической деятельности.

После изучения Методических рекомендаций становится ясно, что Министерством культуры было рекомендовано установить три перечня в зависимости от категории персонала:

  • основного;
  • вспомогательного;
  • административно-управленческого.

Об особенностях перечня основного персонала

Однако не стоит забывать о том, что перечень основного персонала , который применят с целью определения должностного оклада руководителей учреждений культуры, может не включать в себя некоторые должности, входящие в квалификационные характеристики. Это происходит в том случае, если должностной оклад директора учреждения культуры определяется заработной платой не всех работников, занимающихся оказанием услуг, а только части из них.

То есть в перечень основного персонала, чья зарплата используется для определения оклада руководителя учреждения, некоторые должности тех сотрудников, которые относятся к категории основного персонала, могут не вноситься. Данное требования означено  органом, имеющим полномочия определять порядок оплаты труда руководителей организаций культуры и искусства.

Помимо этого, перечень может не содержать должности, которые сами зависят от оклада руководителя. Такие должности не используются для определения оклада на основании профессиональных квалификационных групп.

В некоторых случаях оклады работников по должностям, которые не входят в состав профессиональных квалификационных групп, определяются в процентном соотношении от оклада или зарплаты руководителя организации. Тогда заработная плата таких сотрудников не может быть включенной в расчет, а они сами – в перечень основного персонала.

Во избежание неразберихи, стоит утверждать перечни основного состава в зависимости от цели его предназначения, например, один перечень утверждается для того, чтобы определить оклад руководителя, а другой с целью осуществления дифференцированного подхода к оплате труда.

Формируя перечни должностей основного персонала для применения дифференциации, стоит распределить по группам должности основного персонала из квалификационных характеристик и заместителей руководителей отделов по основной деятельности в соответствии со структурой этих характеристик. Примером таких групп могут стать должности основного персонала работников музеев или должности работников основного персонала в организациях исполнительских искусств.

Это поможет избежать различных неприятных моментов, а также значительно облегчит работу органов контроля, которые осуществляют проверку того или иного учреждения культуры, и представителей организаций культуры, принимающих участие в осуществлении дифференциации

.

Об особенностях перечней вспомогательного и административно-управленческого персонала

В соответствии с Методическими рекомендациями к вспомогательному персоналу стоит такие категории работников, как младший обслуживающий персонал, к примеру, гардеробщики, дворники, вахтеры; работники экспедиторской службы, в том числе и водитель, а также работники инженерно-технических служб. Кроме этого, примерный перечень должностей вспомогательного персонала установлен и приказом Министерства культуры РФ.

Стоит заметить, что работники и рабочие, чьи должности и профессии относятся к данному перечню, чаще других подвержены таким не совсем приятным явлениям, как:

  • сокращения;
  • направления в отпуска без сохранения заработной платы;
  • переводы на режимы труда с неполным рабочим временем и другим.

Данные действия, как правило, руководители учреждений культуры применяют  для того, чтобы попытаться в несколько этапов увеличить среднюю заработную плату своим сотрудникам.

Если говорить о перечнях административно-управленческого персонала, сто стоит заметить, что в Методических рекомендациях нет примеров их составления. Однако Министерством культуры Российской Федерации был создан приказ, касающийся утверждения примерного перечня должностей административно-управленческого персонала.

В соответствии с данным приказом, перечень административно-управленческого персонала может включать в себя такие должности, как руководитель и заместитель руководителя учреждения, исполнительный директор и директор филиала, главный бухгалтер и главный инженер, а также руководители планово-финансовой, кадровой и юридической служб.

Другими словами, к категории административно-управленческого персонала могут относиться сотрудники учреждения, которые имеют в своем непосредственном подчинении работников, предоставляющих услуги потребителям. Однако, если углубиться в трактовку постановления Правительства РФ №583 и приказа №325, то ни заместители руководителя, ни директора филиалов, не могут иметь в непосредственном подчинении работников, предоставляющих услуги населению. А это значит, что данные должности нужно либо отнести к основному персоналу, либо внести изменения в штатное расписание организации.

О требованиях к формированию перечней должностей основного и прочего персонала

Изучив все рекомендации, касающиеся перечней должностей основного и прочего персонала, необходимо при формировании данных перечней в федеральных, региональных или казенных учреждениях культуры кроме всего прочего, учитывать и конкретные условия действующей системы оплаты труда.

Формируя перечни, необходимо в первую очередь исходить из должностных обязанностей работников, которые определяются Квалификационными характеристиками  при определении перечней основного персонала и административно-управленческого персонала.

Также при составлении перечней  нужно относить к должностям основного персонала тех рабочих, чьи трудовые обязанности определяются Единым тарифно-квалификационного справочником работ и профессий рабочих и являются необходимыми для обеспечения деятельности учреждения культуры.

К вспомогательному персоналу необходимо отнести такие «общеотраслевые» должности, профессиональными обязанностями по которым не предусматриваются административно- управленческие функции, то есть:

  • водитель;
  • вахтер;
  • гардеробщик;
  • уборщик;
  • курьер;
  • кассир  и прочие.

С целью обеспечения предусмотренных законодательной системой ограничений, касающихся обеспечения дифференцированного подхода  к оплате труда работников культуры различных категорий, а также обеcпечения эффективности систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений культуры необходимо разработать следующие перечни:

  • перечень должностей основного персонала работников учреждений культуры и административно-управленческого персонала, который  не имеет в непосредственном подчинении работников, предоставляющих услуги, и не оказывающего подобные услуги самостоятельно, а также вспомогательного персонала;
  • перечень должностей основного персонала, включая должности административно-управленческого, который оказывает услуги или имеет в непосредственном подчинении работников, предоставляющих их, и вспомогательного персонала;
  • перечень должностей работников учреждения культуры, которые относятся  к основному персоналу с целью расчета средней заработной платы и определения размеров должностного оклада руководителя учреждения.

Если говорить о первом перечне, то стоит заметить, что главной целью его утверждения является дифференциация в оплате труда работников учреждений культуры, занимаемые должности которых относятся к основному и прочему персоналу.

В случае определения соответствия установленному предельному значению расходов на оплату труда в обязательном порядке нужно учитывать начисленную по факту зарплату работников, которые занимают должности основного персонала, а также  других работников учреждения культуры.

Во второй перечень вспомогательный персонал организации может быть включен в том случае, если законодательными актами установлена кратность соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала государственных (муниципальных) учреждений культуры. Стоит учесть и тот факт, что методика расчета средней заработной платы, с помощью которой обеспечивается установленная кратность, в нормативно-правовых документах не определена.

Однако учреждения культуры вправе самостоятельно выбрать способ расчета, использовав для этого либо одно из приложений к Программе, либо постановление Правительства №922.

Существует еще один способ кратности, необходимой при использовании финансовых средств для оплаты труда. Таким способом является установленное в публично-правовом образовании соотношение средней зарплаты руководителей и работников учреждений культуры.

Для федеральных учреждений Министерство культуры российской Федерации устанавливает кратность 1:8. В данном случае расчет заработной платы производится в соответствии с методикой, которая утверждена одним из приложений к Программе

Введение данного ограничения позволяет установить максимальный размер заработной платы руководителя организации культуры. Такой момент предусмотрен Трудовым кодексом РФ, что способствует распространению ограничений и на тех сотрудников  учреждения, например, заместителя руководителя или главного бухгалтера,  условия оплаты труда которых в полной мере зависят от условий оплаты труда руководителя.

Конечно же, на сегодняшний день существует масса сложностей, связанных с оплатой труда работников культуры, чьи должности относятся к разным категориям. И прежде всего эти проблемы являются проблемами органов управления культурой.  Именно в их компетенцию входит определение перечней персонала, а в некоторых случаях и определение методики расчета средней заработной платы.

Однако стоит заметить, что количество документов, на основе которого делается вывод об эффективности расходования фонда оплаты труда в учреждении, на все сто процентов зависит именно от компетентности должностных лиц того или иного учреждения культуры. Данные документы, включая Положение  об оплате труда работников культуры, кроме всего прочего, являются и основой осуществления дифференцированного подхода к  оплате труда.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль