Оплата труда работников учреждений культуры

1101
Сегодня в государственном управлении различают две системы оплаты труда. Первая из них основывается на Единой тарифной сетке. Вторая система является абсолютно новой и значительно отличается от ЕТС

Об особенностях систем оплаты труда

Обе системы имеют свои особенности. Основой Единой тарифной сетки являются тарифные ставки, предусматривающие применение тарифных коэффициентов, распределенных в соответствии со степенью сложности и квалификацией работников определенной профессии по выполняемым работам.

Требования, которым должна отвечать любая из профессий, означены  Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Оклады по ЕТС являются едиными и применяются по всей территории Российской Федерации. Если говорить о выплатах стимулирующего и компенсационного характера, то  они установление осуществляется на основе различных нормативных документов.  И стоит заметить, что какой-то определенной систематизации этих выплат не существует.

Новая система оплаты труда

Новая система оплаты труда  имеет некоторые  качества, которые отличают ее от Единой тарифной сетки. Одним из отличительных качеств является то, что она основывается на так называемых минимальных окладах, которые определяются учредителями соответствующих государственных или муниципальных организаций. Как правило, к таким окладам «привязаны» и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Также разница между Новой системой оплаты труда и Единой тарифной сетки заключается и в высокой степени систематизации норм, которые  регулируют оплату труда, в одном нормативно-правовом документе – соглашении, коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Условия оплаты труда

Условия оплаты труда каждого сотрудника обозначаются в трудовом договоре, который он заключает с работодателем, и соответствуют системе оплаты труда, которая  установлена в учреждении культуры.

Локальный правовой акт, например, коллективный договор, должен соответствовать нормативно-правовым документам. Это говорит о том, что размеры окладов, а также стимулирующих, компенсационных выплат и премий не могут устанавливаться нормативно-правовыми актами. Эти документы могут только рекомендовать размеры минимальных окладов, порядок исчисления и минимальные значения стимулирующих и компенсационных выплат и премий.

На сегодняшний день руководители бюджетных и автономных учреждений культуры  вправе обеспечивать софинансирование выплат за счет средств, которые учреждение культуры получает в результате предоставления платных услуг и другой деятельности, приносящей доход.

В бюджетном или автономном учреждении культуры также можно  устанавливать и другие выплаты. Их  установление обеспечивается исключительно дополнительными актами, например,  приказом руководителя учреждения или коллективным договором, в котором указывается  особый порядок финансирования этих выплат. Руководство бюджетного или автономного учреждения обязано гарантировать применение указанных выплат и их своевременное предоставление сотрудникам организации.

Нормативно-правовые документы учредителя

В нормативно-правовых документах учредителя должны содержаться следующие показатели:

  • минимальные оклады работников, а также  порядок их расчета;
  • различные виды стимулирующих выплат, включая не предусмотренные раннее;
  • систематизированные раннее установленные законодательством выплаты компенсационного характера, включая и дополнительные;
  • индивидуальные условия оплаты труда, установленные  для отдельных категорий работников;
  • социальные гарантии работников, которые связанны с выплатой материальной помощи, а также пособий к ежегодному оплачиваемому отпуску;
  • конкретные нормы, которые регулируют оплату труда руководителя учреждения культуры, его заместителей и главных бухгалтеров.

Одной из главных компетенций учредителя является принятие решения касательно отнесения должностей сотрудников  организации к основному персоналу. Также он решает вопросы, касающиеся определения должностного оклада руководителя учреждения.

На основе нормативно-правового акта, созданного учредителем, руководитель учреждения культуры имеет право самостоятельно устанавливать минимальные оклады в учреждении и определять порядок их расчета. Также в его компетенции входит определение перечня выплат стимулирующего характера  и их размеров на основании порядка определения этих выплат с участием представительного органа работников или в соответствии с перечнем результативности и эффективности выполнения трудовых обязанностей работниками.

Кроме этого, руководитель вправе определять:

  • размеры выплат компенсационного характера и порядок их исчисления;
  • размеры или порядок определения размеров материальной помощи, а также выплат к ежегодному оплачиваемому отпуску;
  • категории работников, которые  имеют право на индивидуальные условия оплаты труда.

Также руководитель учреждения  занимается конкретизацией оплаты труда своих заместителей и главного бухгалтера организации.

Как разработать положение о системе оплаты труда

Оплата труда работников учреждения  культуры осуществляется в соответствии с Положением о системе оплаты труда, разработка которого  произодится поэтапно. На первом из  этапов руководитель занимается формированием комиссии, которая будет разрабатывать положение о системе оплаты труда работников учреждения культуры.  

В   состав   данной  комиссии    могут   входить  специалисты кадрового и финансового отделов учреждения, а также представители выборного органа первичной профсоюзной организации.  После формирования председатель комиссии определяет, какие функции будет выполнять каждый  из  ее членов.

Как установить систему оплаты труда

С самого начала своей работы комиссия по разработке Положения занимается изучением законодательных актов Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы трудового права.

На следующем этапе один из членов комиссии производит анализ кадрового состава организации. При этом он соотносит должности сотрудников с утвержденными в установленном порядке профессиональными квалификационными группами  и определяет перечни трудовых обязанностей, выполнение которых не обязано быть закрепленным в штатном расписании конкретной должности. В данный перечень включаются и работы, входящие в должностные обязанности сотрудников.

Другой член комиссии на основе полученного от руководителя  задания анализирует действующую структуру заработной платы каждого отдельного работника, включая фиксированные размеры тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы, которые устанавливаются сотрудникам:

  • за исполнение своих трудовых обязанностей на протяжении календарного месяца;
  • за установленные нормы труда, соответствующие занимаемой сотрудником должности, в зависимости от его квалификации и сложности выполняемой работы.

Кроме этого, он анализирует основания для стимулирующих и компенсационных выплат и их размеров.

Следующим шагом является разработка руководителем комиссии предложений относительно новой оплаты труда. После чего комиссия разрабатывает критерии оценки эффективности работы определенной категории сотрудников учреждения культуры.

Также комиссией составляется  проект Положения, который сначала направляется выборному органу первичной профсоюзной организации учреждения для составления мотивированного мнения.  После чего проект утверждается руководителем организации.

На заключительном этапе разработки положения о системе оплаты труда работников  руководитель учреждения культуры должен сообщить сотрудникам об изменениях условий трудового договора. Эти действия необходимо выполнить в двухмесячный период до начала введения новой системы оплаты труда.

Как устанавливается система оплаты труда

Установление системы оплаты труда – дело трудоемкое. Поэтому и осуществляется оно в определенном порядке, а именно:

  1. первый этап - формирование комиссии по разработке Положения о системе оплаты труда;
  2. второй этап - анализ законодательных актов РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  3. третий этап - анализ кадрового состава;
  4. четвертый этап – осуществление анализа структуры заработной платы каждого работника, которая действует в данный момент;
  5. пятый этап - разработка предложения относительно новой системы оплаты труда;
  6. шестой этап - определение критериев оценки эффективности работы для той или иной категории работников;
  7. седьмой  этап - передача проекта Положения выборному органу первичной профсоюзной организации для учета мотивированного мнения;
  8. восьмой этап - утверждение Положения руководством учреждения культуры;
  9. девятый этап - уведомление работников в письменной форме не позже, чем в двухмесячный срок до введения в действие новой системы оплаты труда, о предстоящих изменениях условий трудового договора.

О порядке повышения среднего заработка

В случае повышения заработной платы работников учреждений культуры, а также денежного вознаграждения, расчет среднего заработка сотрудников происходит на основе  Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной  платы.

Если повышение заработной платы было осуществлено в расчетный период, то все выплаты, которые учитываются при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, должны повышаться на коэффициенты.

Для того чтобы рассчитать коэффициенты, тарифную ставку, оклад и денежное вознаграждение, установленные в месяце последнего повышения, необходимо поделить на тарифные ставки, оклады, денежное вознаграждение, которые были установлены в каждом из месяцев расчетного периода.

Однако стоит учесть и тот факт, что повышение может быть осуществлено и в другие периоды, например:

  • после расчетного периода;
  • в период сохранения среднего заработка.

В случае повышения заработной платы после окончания расчетного периода и до того как наступит случай, с которым связано сохранение среднего заработка, то  повышению подлежит средний заработок, рассчитанный за расчетный период.

Если же заработная плата повышалась в период сохранения среднего заработка, то повышение части среднего заработка осуществляется с той даты, когда повышалась тарифная ставка, оклад и денежное вознаграждение, до конца данного срока.

Стоит заметить, что в случае повышения заработной платы работников учреждений культуры,  может происходить изменение перечня ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам и денежному вознаграждению  и их размеров. В этом случае средний заработок будет повышен на коэффициенты, расчет которых происходит при делении новых тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль