Нужен ли экскурсовод современному музею

293
Если говорить о туристическом секторе, то здесь стоит заметить, что любой турист испытывает сложности в незнакомом для него пространстве без сопровождения экскурсовода

На сегодняшний день вопрос, касающийся экскурсионного обслуживания, стоит достаточно  остро.

А значит экскурсионное обслуживание является неотъемлемой частью данной сферы. В музейной деятельности этот вопрос воспринимается неоднозначно.

Об экскурсионном обслуживании в музеях

Анализируя опыт работы музеев западных стран, можно увидеть, что в большинстве из них экскурсии не проводятся вообще. В следствии чего работа экскурсовода в этих учреждениях является неуместной. Вместо них имеются методисты, работающие с учителями перед их посещением музея вместе с учениками.

В этом случае учитель заранее знакомится с экспозицией музея, а во время его посещения сосредотачивает внимание учащихся именно на тех экспонатах, которые иллюстрируют все то, о чем было рассказано на уроке. Также в некоторых музеях могут работать методисты, чья деятельность направлена на работу с экскурсоводами туристических групп. К тому же, с помощью социального опроса посетителей одного из музеев было установлено, что всего лишь 17 процентов из опрошенных хотели бы осматривать экспозиции в сопровождении экскурсовода.

Скептическое отношение к музейным экскурсоводам  вызвано несколькими причинами, среди которых не последнее место занимает длинное и довольно нудное изложение информации, касающейся экспозиции музея. Но как-бы там ни было, экскурсия является одной из составляющих системы непрерывного неформального и формального образования. Поэтому  на данный момент полностью отказаться от этого направления в деятельности музея невозможно.

Однако музеи с ежедневной аудиторией в несколько тысяч человек просто не в состоянии заранее  обеспечить экскурсоводов для всех желающих.  А это значит, что экскурсионное сопровождение необходимо заменить какими-то альтернативными вариантами, например:

  • путеводителями;
  • аудиогидами;
  • информационным и игровым медиаконтентом и так далее.

О критериях качества экскурсионной деятельности

На сегодняшний день не имеется четко разработанных критериев, с помощью которых можно было бы оценить показатели эффективности экскурсоводов, как и нет научно обоснованной системы отбора кадров для ведения экскурсионной деятельности. Однако на основе мнений специалистов-экскурсоведов и анализе теории и практики  руководитель музея получает возможность самостоятельного определения целей и задач экскурсии. Также он может определить признаки качественного экскурсионного продукта.

Критерии оценки работы экскурсовод могут быть разработаны руководителем  музея на основе заповедей, изложенных в докладе одного из известных ученых Александра Федоровича Котса. В соответствии с данными заповедями можно определить такие критерии:

  • своевременность встречи экскурсовода с группой. Ведь если экскурсовод не придет вовремя, то посетители, в период ожидания, могут самостоятельно «нахвататься» всякой информации. И тогда будет очень сложно увлечь их своим рассказом;
  • предоставление музейно-лекционной «увертюры».  Экскурсию стоит начать с общей характеристики музея, включающей сведения об объеме, плане и порядке предстоящего осмотра экспозиции;
  • подготовленность к «самозащите». Часто слушатели просто забрасывают  экскурсовода различными вопросами, поэтому он всегда должен быть на полном «вооружении»;
  • умение налаживать контакт с музейной аудиторией;
  • степень привлечения внимания слушателей. Экскурсовод обязан помнить, что его деятельность направлена на создание контакта со всей группой экскурсантов, а не только с теми, кто бежит впереди всех;
  • четкость изложения информации. Стоит помнить, что рассказ во время просмотра экспозиции должен быть четко структурирован и вестись в таком тоне, который бы вызывал у слушателей не раздражение, а заинтересованность;
  • умение занимать правильную позицию во время экскурсии. Ни в коем случае  экскурсовод не должен поворачиваться к слушателям спиной или закрывать своей фигурой экспонаты.  Не стоит вести осмотр тех музейных объектов, которые не входят в русло объяснений. Необходимо отвлекать внимание аудитории от ненужных образов;
  • умение соразмерять время лекции, ее тему, экспозицию и силы слушателей. Экскурсовод обязан построить свой рассказ таким образом, чтобы вложиться в запланированное время;
  • уровень заинтересованности слушателей рассказом экскурсовода. Необходимо следить за тем, чтобы экскурсия вызывала интерес у слушателей. Поэтому при появлении первых признаков усталости музейных зрителей, экскурсовод должен менять свою тактику, использовав для этого все свои «боезапасы» - бодрую речь, острое словцо, юмор, темперамент, тембр голоса;
  • логическое завершение экскурсии. В конце экскурсии в обязательном порядке стоит позаботиться о ее логическом завершении. Было бы неразумным отпускать слушателей из стен учреждения без идейно-обобщающих итогов;
  • уровень удовлетворенности аудитории проведенной экскурсией. Не стоит поощрять тех слушателей, которые по окончании экскурсии возвращаются, чтобы оббегать те залы, осмотр которых не был включен в план экскурсии. Такие действия являются ни чем иным, как высказыванием неудовлетворенности работой экскурсовода;
  • обеспечение доброжелательной атмосферы во время тематической экскурсии. Любая музейная экскурсия должна приносить чувство праздничности и идейной удовлетворенности, то есть стать настоящим праздником не только для слушателей, но и для самого экскурсовода.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль