Оказание платных услуг учреждениями культуры: методика расчета

2259
Вопрос о возможности включения в муниципальное задание платных услуг, организованных самим учреждением культуры, волнует как руководителей, так и сотрудников подобных учреждений

Требования к предоставлению платных услуг учреждениями культуры

В муниципальное задание могут быть включены только те услуги, которые предусматриваются нормативно-правовыми документами и имеют под собой расходное обязательство. В этом году перечень и наименования услуг и работ, включенных в отраслевой реестр Культуры, а также их платность или бесплатность, унифицированы отраслевыми реестрами.  Однако, несмотря на это, в некоторых случаях их правовое обоснование не соответствует требованиям нормативно-правовых документов.

Случается, что в учреждениях культуры  без каких-либо для этого оснований установлена бесплатность оказаниями услуг потребителям. Вследствие чего, выполняя муниципальное задание, платные услуги учреждениям культуры предоставлять запрещается.

Перечень услуг и работ, которые оказывает учреждение, может определяться учредителем в соответствии с указанной в уставе организации основной деятельностью. Поэтому услуга, к примеру, по организации выставки может осуществляться как в рамках муниципального задания, так и за ними.

Потребители, пользующиеся данной услугой, уведомляются о том, какое основание имеет услуга – предоставляется на платной основе, так как является дополнительной, или же  включена в задание учреждения. Учет бланков строгой отчетности должен обеспечивать возможность для контролирующих органов определить количество билетов, реализованных при выполнении задании, и количество  вне его рамок.

Законодательством установлены требования к предоставлению услуг, относящихся к основной деятельности учреждения культуры, но предоставляющиеся и по муниципальному заданию, и за его пределами, например:

  • в соответствии с нормативными документами бюджетные организации имеют право выполнять работы и оказывать услуги  на платной основе как в пределах муниципального задания, так и сверх пределов. При этом  оказываемые услуги должны относиться к основным видам деятельности учреждения и предусматриваться его уставом. Для физических и юридических лиц они обязаны предоставляться на  одинаковых условиях;
  • порядок исчисления платных услуг устанавливается учредителем, если другое не предусматривается законодательством;
  • автономные учреждения культуры имеют право предоставлять платные услуги на тех же условиях, что и бюджетные организации. Однако, в отличие от бюджетных учреждений культуры, автономным организациям для исчисления платных услуг не требуется установление Порядка учредителя.

О предоставлении платных услуг муниципальными бюджетными организациями

Существуют различные факторы, в силу которых у бюджетных учреждений культуры возникает необходимость оказания услуг на платной основе. Таким фактором может служить выдвижение в качестве основного требования к организации работы учреждения определение эффективности его деятельности.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальное бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги в таких случаях:

  • если услуги физическим и юридическим лицам предоставляются сверх пределов муниципального задания;
  • если услуги оказываются в соответствии с муниципальным заданием, а возможность их предоставления на платной основе предусматривается действующим законодательством;
  • если услуги предоставляются в рамках иных видов деятельности, которые означены в учредительных документах.

Для определения эффективности работы муниципального учреждения культуры контролирующие органы берут за основу размер его дохода, который обеспечивается за счет предоставления платных услуг или выполнения другой, приносящей доход деятельности. Также  способом «измерения» эффективности является динамика учреждения.

В случае отсутствия дохода муниципальное учреждение переходит в статус казенного, чьи доходы  даже в случае извлечения, зачисляются в бюджет соответствующего уровня. Оставаясь в статусе бюджетного, данное учреждение, с экономической точки зрения, будет считаться неэффективным.

В соответствии со статьей 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре некоторые муниципальные услуги должны предоставляться бюджетными учреждениями культуры на платной основе. При этом учитывается, что определенную часть расходов на оказание этих услуг покрывает учредитель  при обеспечении финансирования муниципального задания. К данным услугам следует отнести, к примеру, демонстрацию кинофильмов, проведение концертов и другие.

В действующем законодательстве означено, что Министерство культуры России обязано утвердить базовый перечень государственных и муниципальных услуг и работ, которые предоставляются учреждениями культуры. И обеспечить в этом перечне четкое  разграничение услуг и работ на платные и бесплатные.

Об осуществлении расчета стоимости платных услуг

Расчет по платным услугам муниципального бюджетного учреждения производится исходя из нескольких факторов:

  • экономически обоснованной себестоимости;
  • спроса;
  • потребностей и возможностей потребителей;
  • уникальности предложенных услуг или работ.

Расчетом стоимости платных услуг занимаются бухгалтерские и экономические службы учреждения культуры. Методика расчета цен платных услуг, оказываемых населению, обеспечивает осуществление расчета тарифа каждой услуги в индивидуальном порядке. Для расчета себестоимости производится анализ следующих показателей:

  • финансовых затрат на выплату заработной платы работников учреждения, которые принимают непосредственное участие в оказании услуги в соответствии со штатным расписанием;
  • начислений на заработную плату;
  • различных материальных затрат, необходимых при оказании той или иной услуги;
  • амортизации объекта;
  • накладных расходов.

В некоторых случаях при расчете стоимости услуги используется система повышающих коэффициентов. Это чаще всего зависит от уникальности самой услуги, ценности используемых объектов и так далее. Примером может послужить расчет платы за предоставление услуги «театральные костюмы напрокат».

При расчете  тарифа используется формула:

Т = Зп + Нч + МЗ + А + Нрасх,

где Т – тариф на услугу проката;

Зп – сумма заработной платы работников, которые участвуют в оказании услуги;

Нч – начисления на заработную плату;

МЗ – материальные затраты, связанные с оказанием услуги;

А – амортизация;

Нрасх – накладные расходы.

В учреждениях культуры очень часто отсутствуют специальные отделы, которые бы занимались исключительно предоставлением услуги проката театральных костюмов, поэтому расчет тарифа за данную платную услугу будет осуществляться  таким образом:

Тк = МЗк + Ак + Нрасх,

где Тк – тариф на услугу проката театральных костюмов;

МЗк – материальные затраты, связанные с оказанием услуги;

Ак – амортизация театральных костюмов;

Нрасх – накладные расходы.

Амортизация объекта ( в данном случае театральных костюмов) учитывается в себестоимости услуги пропорционально времени оказания услуги и определяется в соответствии  с балансовой стоимостью театральных костюмов и сроком полезного использования.

Расчет амортизации театральных костюмов производим по формуле:

Ак = БС : Спи : К, где

Ак – амортизация;

БС – балансовая стоимость;

Спи – срок полезного использования;

К – годовое количество дней (часов).

В соответствии с нормативными документами театральные костюмы вошли в состав группы основных средств со сроком полезного использования от 3 до 5 лет. Чаще всего при расчете  применяется максимальный срок полезного использования, то есть пять лет.  Например, костюм Деда Мороза пользуется спросом в период новогодних праздников. Его балансовая стоимость составляет 50 тысяч рублей. Два раза в год он сдается в химчистку, стоимость которой составляет три тысячи рублей. Время сдачи в прокат – 25 дней.

Для расчета амортизации используется формула:

Ак = 50 000 : 5 : 365 = 27 рублей  в сутки.

Расчет стоимости проката производится следующим образом:

Р

МЗк = 3000 руб. : 25 дней (планируемое время сдачи в прокат) = 120 руб. в сутки.

Накладными  расходами является часть косвенных расходов, которые не поддаются расчету методом прямого счета. Их определяют в процентном отношении, к примеру, 20% от суммы прямых расходов – амортизации и материальных затрат.

Нрасх = (27 руб. + 120 руб.) х 20% = 29 руб. 40 коп.

Таким образом, дневной тариф на услугу проката костюма Деда Мороза составит 176 руб. 40 коп. (27 руб. + 120 руб. + 29 руб. 40 коп.)

Методика расчета платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями культуры включает применение в некоторых случаях системы коэффициентов. Например, если  коэффициент ценности используемых объектов 1,5, то в этом случае дневной тариф на услугу проката составит 264 руб. 60 коп. (176 руб. 40 коп х 1,5).

В случае, если в штате учреждения культуры имеются работники, занимающиеся непосредственно оказанием услуг проката театральных костюмов, то при расчете себестоимости необходимо использовать расходы на заработную плату и начисления на заработную плату.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль