Льготное и бесплатное посещение учреждений культуры: правила

1211
В статье 52 Основ законодательства РФ о культуре означено, что учреждения культуры имеют право самостоятельного установления цен на предлагаемые ими платные услуги

Учреждения культуры имеют право самостоятельного установления цен на предлагаемые ими платные услуги и предоставления льгот на эти услуги определенным категориям посетителей. Главной целью предоставления льгот является повышение качества обслуживания посетителей учреждения культуры.

Кто имеет право на льготы при посещении учреждения культуры

Стоит заметить, что данные льготы или право на бесплатное посещение музеев не может предоставляться за счет средств учредителя или бюджетных средств. При принятии решения относительно данного вопроса руководители учреждений руководствуются в первую очередь нормативно-правовыми документами федерального, регионального и местного уровня  о порядке посещения музеев и других учреждений культуры.

В соответствии со статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации определяется перечень лиц, которые вправе воспользоваться льготами во время посещения мероприятий, проводимых учреждением культуры на платной основе. В данный перечень включены следующие категории граждан:

  • дети до шести лет;
  • школьники;
  • инвалиды;
  • военнослужащие, призванные на военную службу.

Также Федеральное законодательство определяет категории посетителей, имеющие право на посещение музеев бесплатно. К примеру, один раз на месяц этим правом  могут воспользоваться лица, не достигшие совершеннолетия, и лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам.

Внеочередным бесплатным посещением государственных музеев, картинных галерей, выставочных залов и центров и размещенных в них экспозиций, выставок и ярмарок вправе воспользоваться Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации или полные кавалеры ордена Славы. Данное право означено в статье 7 Закона №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы».

Подобные основания для льгот определяются федеральным законодательством. В связи с этим создаются расходные обязательства для бюджетов всех уровней. Это означает, что все расходы учреждений культуры, связанные с обслуживанием льготных категорий граждан, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.

Занимаясь проведением мероприятий за счет средств от платной или иной, приносящей доход деятельности, автономные и бюджетные учреждения культуры самостоятельно принимают решения о допуске на эти мероприятия различных категорий граждан на льготной или бесплатной основе.

Постоянное или разовое бесплатное и льготное посещение музеев  может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации или постановлением мэра муниципального образования для категорий населения, к которым относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также многодетные семьи.

О проблемах финансировании учреждений культуры

Поскольку государственные и муниципальные музеи являются учреждениями публично-правовых образований, их финансирование происходит за счет средств соответствующих бюджетов. В случае, если музей теряет право получать доход, то все его расходы должны быть покрыты соответствующим бюджетом.

Для того чтобы музей получал финансирование, его деятельность должна быть соотносимой с нормативно-правовыми документами, предусматривающими все виды деятельности данного учреждения и гарантирующими ее выполнение.

При планировании и исполнении расходной части бюджета, куда относится и плата за посещение музея, учреждения культуры обязаны учитывать установленные федеральным законодательством требования к организации деятельности для муниципальных и региональных музеев.

Однако стоит заметить, что Министерством культуры не были внесены изменения  в Основы законодательства РФ о культуре относительно организации бесплатного посещения музеев.

Поэтому учредитель или сам музей не имеет права указать на установленное федеральным законом расходное обязательство и не может потребовать необходимого финансирования в случае, если финансовый орган потребует обоснования предоставления бесплатного посещения музея при определении субсидии на задания.  Даная проблема относится ко всем видам учреждений культуры.

Одним из механизмов, который поможет компенсировать потерянные доходы, может стать, к примеру, взимание платы за экскурсионное обслуживание или за другие услуги. Однако полностью возместить затраты учреждения на обслуживание льготных и бесплатных категорий граждан подобные меры не смогут.

Деятельность, которой занимается учреждение культуры, может быть не только включенной в задание самого учреждения, но и осуществляться за его рамками. В этом случае  лучше всего гарантировать бесплатное или льготное посещение мероприятий, финансируемых  государством. А также  сохранить за учреждением право самостоятельного зарабатывания финансовых средств на коммерческих проектах.

О способах решения проблемы финансирования

Для того чтобы решить проблему финансирования из бюджета учреждений культуры на обслуживание льготных категорий населения, стоит воспользоваться оптимальными способами. В первую очередь необходимо заключить государственный  контракт с уполномоченным государственным органом на посещение гражданами учреждений культуры в порядке, установленном статьей 93 Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Данный документ предусматривает финансирование расходов учреждения культуры, которые не обеспечиваются бюджетным финансированием в общем порядке, относительно льготного и бесплатного обслуживания посетителей. В соответствии с контрактом, плата станет доходом учреждения, которым оно может самостоятельно распоряжаться.

Также при расчете норматива затрат на оказание услуги необходимо учитывать расходы, связанные с обслуживанием «льготников» и «бесплатников».

В результате использования данного способа предполагается тесное взаимодействие учреждения с учредителем. Кроме того, происходит обоснование фактической суммы планируемых расходов, которые не учитываются бюджетом для не льготного обслуживания посетителей.

Если услуги учреждения культуры не пользуются высоким спросом то и обслуживание льготных категорий посетителей не создает никаких расходов, поскольку невостребованные посадочные места предоставляются посетителям на бесплатной основе (все записи  об этом заносятся в журнал посещений музея). Однако в этом случае музей или другое учреждение не получает дополнительного дохода.

Одним из способов решения проблемы финансирования из бюджета учреждений культуры на обслуживание льготных категорий населения  является сотрудничество с органами социальной защиты населения. Однако, даже не смотря на то, что большинство граждан льготных категорий получают социальную поддержку, этот способ нельзя назвать универсальным.

Прежде всего это объясняется тем, что  для «льготников» и «бесплатников» предусмотрены дополнительные социальные выплаты, благодаря которым, они могут приобретать детские и взрослые билеты на посещение музея и предоставлять отчет. Однако стоит заметить, что приобретенные билеты не относятся к именным документам и это является одной из проблем, связанных с обеспечением адресности физического лица.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль