Культурная политика России в 2016 году

403
Культура является одной из сфер, которые имеют весомое значение для успешной модернизации общества и экономического роста. Однако ее недооценка со стороны властных элит представляет собой большую преграду для развития.

О значении культуры для развития современного общества

То, что культура характеризует качество жизни, подтверждается даже документами стратегического планирования в Российской Федерации. К примеру, основным направлением Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года является развитие науки и образования. За счет активизации этих сфер предполагается осуществление перехода к новому,социально-ориентированному обществу.

Другим документом, разработанным после Концепции-2020  и преследовавшим  практически ту же цель, что и Концепция, стала «Стратегия-2020: новая модель роста – новая социальная политика». В данном документе акцентируется внимание на развитии класса людей с креативным мышлением, в основе которого лежит творческий процесс, и предпринимательскими способностями.

Главной целью Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию. Но стоит заметить, что на сегодняшний день все это в большей степени носит декларативный характер, поскольку до сих пор не разработаны конкретные механизмы решения поставленных задач.

Об особенностях современной  культурной политики

Культурная политика России непосредственно связана с системой управленческих решений Министерства культуры РФ, которая отличается следующими ключевыми особенностями:

  • управлением ведомственными учреждениями культуры;
  • управлением услугами в сфере культуры;
  • управлением «смыслами» через (не)предоставление государственной поддержки.

Стоит заметить, что на  сегодняшний день преобладает узковедомственный подход к культуре, при котором ее понимание сводится к системе различных культурно-досуговых учреждений и истолковывается  как сфера проведения досуга вне работы.

При таком понимании управленческие решения  по отношению к учреждениям культуры чаще всего  направлены на выполнение требования как можно больше зарабатывать. Роль критериев в этом случае выполняют показатели прибыли.  Такие организации, как музеи и театры, действительно могут продемонстрировать относительно высокий показатель заработанных средств. Однако, если говорить о клубах и библиотеках, которые являются наиболее многочисленной категорией учреждений культуры, то в результате многих причин они вряд ли могут достичь подобных результатов.

Министерство культуры РФ в большей степени сосредотачивает свое внимание на обеспечении деятельности  тех федеральных организаций культуры, доля которых в общем количестве отечественных учреждений культуры составляет не более пяти процентов. А деятельность региональных и муниципальных учреждений культуры остается вне компетенции федерального министерства.

За понятием культуры достаточно прочно укрепилась трактовка ее как сферы услуг, поэтому сменились и  приоритеты деятельности учреждений культуры. На смену раннее выполняемой просветительской функции пришло обеспечение доступности культурных благ. Кроме того, претерпела изменения и мотивация финансирования организаций культуры – услуги в сфере культуры обеспечиваются по государственному (муниципальному) заданию. 

О переменах в культурной политике России

Изменение раннее выполняемой культурой функции, а также не совсем утешительные тенденции, изо дня в день нарастающие в культурном пространстве Российской Федерации, привели к необходимости разработки уникального в своем роде документа, которые определяет основные направления необходимых изменений культурной политики России — Основ государственной культурной политики.

Уникальность данного документа заключается в следующем:

  • впервые на уровне государства принят документ, имеющий стратегическое значение и возводящий культуру в статус национальных приоритетов;
  • благодаря Основам ГКП, расширяется область действия культурной политики;
  • в соответствии в данным документом обязательным становится согласование полномочий и границ ведения федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления по вопросам развития культуры.

Государственная культурная политика России  в новом трактовании включает в себя необходимость межведомственного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления всех уровней по вопросам развития культуры. Не менее важное место занимает и вопрос сохранения и укрепления единого культурного пространства, активной поддержки государством гражданских инициатив, а также активизации участия граждан в деятельности учреждений культуры.

Если говорить о расширении ареала действия культурной политики, то стоит заметить, что в этом случае, кроме традиционных для сферы культуры и искусства областей деятельности, культурная политика включает в себя  и другие области, например:

  • культурную среду и образ жизни;
  • образование, воспитание и просвещение;
  • детское и молодежное движение;
  • международное гуманитарное и культурное сотрудничество;
  • культурные индустрии;
  • межнациональные отношения;
  • информационное пространство и другие.

В соответствии с Основами  государственной культурной политики, большое внимание уделяется институтам гражданского общества и общественным инициативам, которым предполагается передача части полномочий по управлению сферой культуры. Это позволит данным структурам стать равноправными субъектами культурной политики.

В процессе реализации Основ ГКП должна быть разработана Стратегия государственной культурной политики. Для ее разработки необходимо создать Координационный орган на постоянной и межведомственной основе. Данное действие станет началом для формирования четкой культурной политики государства, а также будет способствовать повышению кредита доверия власти со стороны общества, включая наиболее образованную и просвещенную ее часть.

Важным шагом  выполнения институциональных преобразований в рамках реализации Основ государственной культурной политики станет расформирование Советов и Комиссий при Президенте Российской Федерации гуманитарной направленности и передача их функций новообразованному Координационному органу. Деятельность данных структур имеет представительский характер. Именно этот факт не позволяет оказывать какое-либо существенное влияние на те процессы, которые происходит в культурном пространстве России.

Определить принципиально важные задачи развития государства и современного общества через призму культуры, а также сосредоточить внимание на их выполнении, может помочь только широкое общественное обсуждение стратегии реализации государственной культурной политики Российской Федерации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль