Управление учреждением культуры

715
Рассказывается о регулировании деятельности учреждений культуры органами власти и саморегулировании, а также об особенностях формирования муниципальных заданий и позициях государственных заданий, вызывающих затруднения

На сегодняшний день основными инструментами управления муниципальным учреждением культуры является формирование новых ведомственных перечней муниципальных (государственных) работ и услуг, а также определение нормативных затрат на их осуществление.

Как регулируется деятельность учреждений культуры

Деятельность учреждений культуры регулируется органами власти. Данный процесс является двусторонним, поскольку с одной стороны органы власти создают определенные условия для осуществления деятельности и оказывают поддержку, а с другой стороны контролируют их работу.

Поддержка деятельности учреждений культуры со стороны органов власти осуществляется в различных формах: финансовом обеспечении выполнения государственных заданий, правовом регулировании, информационной поддержке, кадровом обеспечении, социальной защите и так далее.

Среди данного количества форм особое особого внимания заслуживает формирование государственных (муниципальных) заданий  и финансовое обеспечение их выполнения. Другие формы  поддержки включают в себя негарантированные бюджетные ассигнования, которые выделяются на конкурсной основе, например, финансирование на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.

Стоит заметить, что учреждения культуры имеют право получать бюджетные средства на финансирование своих проектов как от органов управления культуры, так и, к примеру, от органов образования или социальной защиты.

Управление муниципальными учреждениями культуры с правовой точки зрения заключается в разработке и принятии  правовых документов на разных уровнях – федеральном, региональном, муниципальном. Такая форма поддержки деятельности учреждений культуры, как социальная защита,  выражается в следующем:

  1. наделении  учреждений особым статусом;
  2. установлении профессиональных праздников;
  3. присвоении почетных званий и наград сотрудникам учреждений и так далее.

Информационной поддержкой предусматривается предоставление учреждениям информации, которая способствует принятию правомерных управленческих решений. Большое значение в оказании поддержки имеет и методическая помощь, которая заключается в обеспечении учреждений необходимыми методическими рекомендациями, касающихся всех ключевых вопросов деятельности.

Не менее важным является и кадровое обеспечение учреждений культуры, предусматривающее организацию подготовки кадров, а также их профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Поскольку управление бюджетным  учреждением культуры  со стороны органов власти является двусторонним, то обе стороны данного процесса должны находится на одном и том же уровне, то есть быть сбалансированными.

Как осуществляется саморегулирование учреждений культуры

Регулирование деятельности учреждений культуры может осуществляться не только со стороны органов власти, но и развиваться самостоятельно – осуществляться самим учреждением. Руководитель учреждения, а также его заместители могут обеспечивать внутренний контроль деятельности учреждения, включая ведение хозяйственно-финансовую деятельность, основные процессы оказания услуг, соблюдение работниками учреждения трудовой дисциплины  и многое другое, на основе составленных локальных правовых актов.

Внешнее регулирование деятельности имеет свои положительные стороны, например:

  • повышает престиж учреждения культуры в глазах потребителей;
  • способствует облегчению прохождения процедуры контроля со стороны органов власти  и так далее.

Особенности формирования муниципальных заданий

Главным предназначением формирования заданий для государственных (муниципальных) учреждений является обеспечение реализации предусмотренных законодательной базой полномочий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней в сфере культуры.

Управление учреждением культурыОпорой формирования государственного (муниципального) задания является утвержденный в каждом публично-правовом образовании ведомственный перечень услуг и работ, которые предоставляются или выполняются учреждением культуры как основные виды его деятельности. Общие требования, в соответствии с которыми формируются данные перечни, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Если говорить о ведомственных перечнях, то стоит заметить, что их формирование осуществляется на основе единых для всей Федерации базовых перечней услуг и работ. Основой ведомственных перечней в сфере культуры является базовый перечень услуг и работ в области «культура, кинематография, архивное дело», который утверждается министерством культуры России.

Сравнивая базовый (отраслевой) перечень услуг и работ в области культуры с примерным перечнем, означенным в Комплексных рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации, стоит отметить некоторые его преимущества. Например, базовым перечнем обеспечивается полный учет видов деятельности, которые выполняют учреждения культуры, включая  муниципальные культурно-досуговые учреждения.

Кроме преимуществ отмечаются и риски, связанные с обязательностью использования базового перечня всеми муниципальными учреждениями культуры, расположенными на территории Российской Федерации. Ведь каждый хорошо понимает, что при разработке данного перечня практически невозможно учесть все нюансы культурной деятельности на местах.

Какие позиции государственного задания вызывают затруднения

Позиции государственного (муниципального) задания, прописанные в  постановление Правительства Российской Федерации «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» и в некоторых других нормативных документах  не вызывают в учреждений культуры никаких затруднений.

Однако существуют и другие, менее удачные позиции, влекущие за собой некоторые затруднения, например:

  • поскольку в статье 52 «Основ законодательства Российской Федерации  о культуре» означено право учреждений культуры самостоятельно определять стоимость своих услуг, то учредитель правомочен только определять порядок установления цен, а не сами цены. В некоторых случаях это  приводит к нарушениям законодательства о культуре в виде утверждения прейскурантов цен;
  • несмотря на унификацию количественных показателей, которые включены в госзадание, некоторые субъекты РФ и муниципальные образования продолжают самостоятельно устанавливать показатели, характеризующие качество услуг в области культуры.

На практике проверено, что в государственные (муниципальные ) задания для учреждений культуры необходимо включать только натуральные показатели, которые выполняют роль социальных индикаторов. Наиболее доступными качественными показателями, которые стоит включить в задания, относятся:

  • показатели средней заполняемости зрительных залов;
  • показатели средней посещаемости культурно-досуговых мероприятий и другие.

Как определяется объем субсидии на выполнение государственного задания

Выполнение государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями культуры финансируется путем предоставления субсидии, размер которой определяется как величина нормативных затрат на оказание услуг, уменьшенная на сумму доходов от ведения платной деятельности в рамках поставленного задания.

Очень важной задачей сегодня является определение нормативных затрат на оказание услуги государственными (муниципальными) учреждениями культуры, которые необходимо рассчитывать в соответствии с «Общими требованиями», утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации

Новые регламентирующие документы включают в себя принцип установления равной цены на «одинаковые» услуги. Для этого предусматривается переход от индивидуальных нормативов к единым нормативным затратам на оказание определенных услуг.

С целью доведения объема субсидий на выполнение заданий до необходимого уровня , предусматривается использование коэффициентов выравнивания, которые будут определяться в рамках бюджетных ассигнований.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×