Финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры

498
Министерство финансов убеждено в том, что внедрение нормативно-подушевого финансирования сможет разрешить проблемы, связанные с недостаточностью финансирования государственных и муниципальных заданий. Такая же уверенность существует в отношении повышения уровня удовлетворенности потребителя услугами, которые оказывают муниципальные бюджетные учреждения культуры.

Министерство финансов убеждено в том, что внедрение нормативно-подушевого финансирования сможет разрешить проблемы, связанные с недостаточностью финансирования государственных и муниципальных заданий. Такая же уверенность существует в отношении  повышения уровня удовлетворенности потребителя услугами, которые оказывают муниципальные бюджетные учреждения культуры.

О разработке предложений использования механизма нормативно-подушевого финансирования

В 2012 году был принят Указ Президента Российской Федерации № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором основное внимание акцентировалось на разработке предложений об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования.

Многими министерствами, включая Министерство культуры, Министерство образования и Министерство финансов, была проделана огромная работа относительно исполнения данного Указа.  К примеру,  Министерством финансов разработано письмо «О предложениях использования механизма нормативно-подушевого финансирования в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики».   В нем раскрывается суть данного механизма, заключающаяся в определении необходимой для реализации задания суммы субсидии, необходимой для реализации услуг и работ, востребованных посетителями учреждений культуры.

В основе данного  подхода к определению размеров финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений лежит  обязательное возрастание уровня качества, эффективности и доступности услуг  и, соответственно, рост удовлетворенности потребителя теми услугами, которые ему предоставляют  эти учреждения.

О действии отраслевых реестров государственных услуг

Министерство финансов указывает на важность унификации подходов к формулированию услуг и формированию их исчерпывающего перечня. С помощью этого, смогут быть реализованы конституционные гарантии  перед потребителями, а также сформированы государственные задания для учреждений на основе базовых критериев. Как результат, повысится эффективность деятельности  подобных организаций. Однако, на практике муниципальное задание бюджетного учреждения культуры имеет неоднозначный характер. В ходе его формирования возникают логические противоречивые конструкции, требующие постоянного корректирования.

К примеру, основной деятельностью музея может считаться и быть включенной в госзадание услуга, связанная с постановкой спектаклей. Хотя известно, что подобной деятельностью занимаются никак не музеи, а театры. Поэтому неправильно считать постановку спектаклей основной деятельностью именно музеев.

Но это ни в коей мере не означает, что музей не имеет права организовывать постановку спектаклей или других зрелищных мероприятий. Просто в этом случае они должны иметь статус дополнительной (отдельной) услуги, оказываемой данным учреждением культуры  и вноситься в государственное задание как отдельная работа.

Во многих регионах Российской Федерации сегодня действуют ведомственные реестры государственных (муниципальных) услуг, которые утверждаются отраслевыми органами власти. Сведения этих реестров могут также включаться в «сводный реестр государственных (муниципальных) услуг» по всем органам власти соответствующего муниципалитета. При переходе на  нормативно-подушевое финансирование подобная практика прекращается.

Все ведомственные перечни, которые формируются органами государственной власти субъекта или органами местного самоуправления, будут приведены в соответствие с базовыми. Порядок их формирования на уровне регионов и муниципалитетов  буде определяться исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или же местными администрациями муниципальных образований.

На протяжении двух последних лет было сформировано около тридцати базовых перечней государственных и муниципальных услуг и работ, которые размещены в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Также был обеспечен доступ к ним всех компетентных органов, включая органы местного самоуправления, органы государственной власти РФ и другие.

О  переходе на расчет единых нормативных затрат на оказание услуг 

По мнению Министерства финансов России,  перевод при финансовом обеспечении учреждений от так называемых индивидуальных нормативных затрат на расчет прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг должен значительно повысить открытость в вопросах финансового обеспечения деятельности учреждений и конкуренции среди учреждений. Также данная постановка вопроса  позволит обеспечить и необходимое  качество оказания услуг.

На сегодняшний день выполнение государственных (муниципальных) заданий финансируется  за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местных бюджетов в порядке,  который установлен Правительством России, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и  местной администрацией.

Данные порядки разработаны и приняты на всех уровнях государственной власти и на уровне местного самоуправления  главным распорядителем бюджетных средств. Обеспечение единообразной практики  планирования и финансового обеспечения деятельности  муниципальных (государственных) учреждений по реализации намеченных заданий на всей территории Российской Федерации должно осуществляться в соответствии в расчетами, выполненными на основании нормативных затрат на оказание  государственных (муниципальных) услуг.

Данные услуги должны утверждаться высшими исполнительными органами власти и местными администрациями при строгом соблюдении общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти.  В связи с тем, что федеральные государственные бюджетные учреждения культуры и образования активно применяют метод нормативно-подушевого финансирования, федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей, должны установить порядки определения нормативных затрат

.

О принятии мер по упорядочиванию формирования перечней платных услуг

Работа по упорядочиванию случаев платности и бесплатности оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, с одной стороны, имеет достаточно большое практическое значение, но, с другой стороны,представляет собой огромную методологическую проблему в условиях существующего законодательства.

В Бюджетном Кодексе Российской Федерации означено, что учредитель имеет полное право установить предельные цены на оказание соответствующих государственных (муниципальных) услуг или же определить порядок установления цен, в случаях, которые установлены  законодательной системой Российской Федерации.

Однако в законодательной базе сферы культуры внимание акцентируется на случаях исключения из платного предоставления услуг. И  стоит заметить, что данное ограничение вряд ли будет снято. Ведь ни законопроекты, разрабатываемые в отрасли, ни концептуальные документы, не предусматривают конкретизации порядка определения платности оказываемых услуг.

Проанализировав концептуальный подход Министерства финансов  Российской Федерации относительно перехода на нормативно-подушевое финансирование, можно сделать вывод, что принятие данных мер является свидетельством планируемого системного изменения как законодательной базы, определяющей порядок исчисления норматива затрат, так и актов, которые регулируют и хозяйственную деятельность, и  порядок оказания учреждениями государственных услуг.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×