Система дополнительного образования детей в России

452
На сегодняшний день особого внимания заслуживает вопрос, связанный с развитием системы дополнительного образования детей

На сегодняшний день особого внимания заслуживает вопрос, связанный с развитием системы дополнительного образования детей. Однако в некоторых регионах Российской Федерации продолжается процесс оптимизации  детских учреждений, предоставляющих различного рода образовательные услуги.

Об активизации государственных и муниципальных услуг в сфере дополнительного образования

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации №Пр-282 еще в прошлом году необходимо было разработать механизм финансирования системы дополнительного образования детей. Особое внимание при этом должно обращаться на следующие вопросы:

  • недопустимость свертывания системы учреждений, предоставляющих дополнительные образовательные услуги;
  • необходимость перехода к  нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных учреждений, предоставляющих дополнительные образовательные услуги для детей.

Министерство культуры также не раз обращало внимание на необходимость принятия субъектами Российской Федерации  мер, направленных на сохранение детских школ искусств, стабилизацию их функционирования и так далее.

Однако, не смотря на такую постановку вопроса, в некоторых регионах страны полным ходом реорганизуются учреждения дополнительного образования детей - музыкальные школы объединяются с домами творчества, школы искусств с центрами дополнительного образования. И объяснением этому являются многие факторы.

К примеру,  вся организационная нагрузка по исполнению плана мероприятий Программа развития системы российского образования на период с 2015 по 2020 годы ложится на органы власти и местного самоуправления, а поэтому необходимо срочно рассмотреть стратегические документы развития системы дополнительных образовательных услуг для детей в области искусств с формальной точки зрения.

Чем должны руководствоваться региональные и муниципальные органы власти

Перечень поручений Президента Российской Федерации, а также программы, издаваемые различными совещательными органами при федеральных, региональных и муниципальных органах власти и управления, не являются составными системы правовых актов России.  В них содержатся лишь концептуальные подходы к формированию и реализации социальной и экономической политики.

Поскольку данные документы не имеют статуса правовых актов, их относят к расходным обязательствам. Это означает, что реализация «напрямую» невозможна. Для этого требуется принятие нормативных документов, создающих расходные обязательства и предусматривающие порядок и цели расходования средств бюджета. Они в обязательном порядке должны воплощаться  в соответствующих правовых актах, которые принимаются федеральными и региональными органами государственного управления, а также муниципальными органами.

Но самое главное, что занимаясь исполнением поручений и программ, региональные и муниципальные органы власти и управления в рамках своих полномочий обязаны самостоятельно определиться с объемом расходных обязательств и нести полную ответственность за их выполнение.

Как избежать свертывания программы развития допообразования при дефиците бюджета

Основным  документом, который устанавливает и систематизирует требования к осуществлению и развитию образовательной деятельности в России, является Закон об образовании. Стоит заметить, что в данном документе не предусмотрено создание отдельных систем в соответствии с типами образовательных учреждений. В нем четко означено, что в Российской Федерации функционирует единая система образования, состоящая из нескольких элементов, а именно:

  • федеральных государственных образовательных стандартов и федеральные государственные требований;
  • образовательных стандартов, образовательных программ различных видов, уровней и направлений;
  • организаций, занимающихся осуществлением образовательной деятельности, а также педагогических работников, учеников и родителей несовершеннолетних обучающихся;
  • учреждений, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности и оценку качества образования;
  • объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, занимающихся предоставлением образовательных услуг и так далее.

В связи со вступлением в силу Закона №273-ФЗ, на практике создана  система дополнительного образования, а обучающиеся, их родители и администрация детских школ искусстввыведены на новый уровень взаимодействия. К примеру, с некоторых пор  администрация учреждения дополнительного образования  должна самостоятельно заниматься решением управленческих задач и обеспечением реализации конституционного права граждан на образование.

Чтобы реализовать конституционные права граждан на образование и на доступ к культурным ценностям, а также с целью определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе и местных бюджетов, утверждены социальные нормативы и нормы, которые определяют необходимый уровень обеспеченности  населения страны услугами дополнительного образования.

К примеру, в тех населенных пунктах, где численность населения составляет от трех до десяти тысяч человек, должно функционировать одно учреждение, обеспечивающее дополнительное образование детей. Если в населенном пункте проживает более десяти тысяч человек,  то здесь также может действовать одна детская школа искусств, которая обеспечивает необходимый обхват учащихся, к примеру, с помощью организации деятельности нескольких филиалов.

Министерство финансов России и  финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципалитетов проводят политику, главное внимание которой направлено на   необходимость институциональных изменений, чего  невозможно  добиться экстенсивным увеличением бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

Стоит заметить, что за рамками установленных государством нормативов, программы и поручения выполняются с учетом реальной бюджетной политики и финансовой обеспеченности конкретного публично-правового образования

.

Нужна ли оптимизация учреждений дополнительного образования

В письме Министерства культуры, которым сопровождается Программа музыкального образования, сделан акцент на вопросе, связанном с недопустимостью оптимизации деятельности детских учреждений дополнительного образования, поскольку это противоречит требованиям статьи 83 Закона №273 Ф-З.

В соответствии с данными требованиями дополнительные программы в области допобразования должны реализоваться только организациями, осуществляющими дополнительное образование детей, профессиональными образовательными учреждениями, реализующими интегрированные образовательные программы в области искусств и так далее.

На сегодняшний день преемственность образовательных программ по уровням профессионального и высшего образования реализуется через установление обязательных требований к порядку приема граждан на обучение.

К примеру, к освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование, а к освоению программ магистратуры— имеющие высшее образование любого уровня.

При поступлении  в профессиональное образовательное учреждение  или ВУЗ,  наличие документа  об окончании школы искусств не обязательно.

Стоит заметить, что сегодня нет ни единой программы или поручения, которые были бы направлены на устранение очевидных противоречий  законодательства и позволили бы решить большое количество проблем, касающихся развития дополнительного образования детей.

Но в то же время, оптимизация учреждений допобразования вряд ли создает особые неудобства самим получателям услуг. Ведь вряд ли потребителя будет волновать, какое из учреждений он посещает – филиал или школу искусств, имеющую статус юридического лица.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×