Объекты культурного наследия: новые нормы закона

340
В зависимости от степени значимости для истории и культуры страны все объекты культурного наследия делятся на несколько определенных категорий – объекты федерального значения, регионального значения и муниципального

В зависимости от степени значимости для истории и культуры страны все объекты культурного наследия делятся на несколько определенных категорий – объекты федерального значения, регионального значения и муниципального. Однако стоит заметить, что данная классификация абсолютно не влияет на вещные права. К примеру, строение может относиться к числу объектов государственной собственности, и одновременно иметь региональное значение.

Какие категории объектов культурного наследия

Объектами культурного наследия считаются объекты недвижимого имущества, а также объекты, исторически связанные с определенными территориями, произведениями искусства  и другими предметами материальной культуры, которые возникли    в результате  тех или иных исторических событий, имеют определенную ценность и являются подлинными источниками информации о развитии культуры.

К недвижимым объектам культурной ценности относят:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

О вещных правах на объект культурного наследия

В наше время достаточно часто возникают споры, связанные с  определением вещных прав на тот или иной объект культурного наследия. В постановлении №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации» указано, что все объекты, которые относятся к историко-культурному  или природному наследию,  а также художественные ценности и учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории России, не зависимо от каких-либо критериев, относятся только к федеральной собственности.

Однако в то же время существует и другой документ, вносящий в данную трактовку некоторые противоречия. В статье 48 Федерального Закона №73-ФЗ говорится о том, что объекты культурного наследия, независимо от категории, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, частной собственности, а также в других формах собственности, если федеральным законом не установлен иной порядок.

Данные противоречия являются причиной множества споров, возникающих при решении подобного вопроса. Поэтому  Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации была выработана определенная позиция в отношении норм, изложенных в Постановлении №3020-1. Согласно разработанной позиции, все культурные объекты ни при каком разграничении не могут поступить ни в собственность субъектов РФ, ни в муниципальную собственность.  В любом случае они относятся только к категории объектов федеральной собственности. 

Ограничение  земли объектов культурного наследия

Границы и правовой статус территории объекта культурного наследия  определены в дополнительной статье Федерального Закона №73-ФЗ. Территорией ОКН является территория, которая занята непосредственно самим объектом культурного  наследия или являющаяся его неотъемлемой частью  и, кроме всего прочего, связанна с объектом как исторически, так и функционально.

На данной территории могут находиться земли, земельные участки, водные объекты  или их части, которые являются государственной или муниципальной собственностью  либо находятся в собственности физических или юридических лиц.

При определении границ объектов культурного наследия предполагается взаимодействие различных органов, например:

  • органов, которые имеют полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия;
  • федерального органа исполнительной власти, имеющего полномочия в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.

Ограничение территории ОКН осуществляется в соответствии с архивными документами,  к которым относят исторические поземельные планы и научные исследования с учетом особенностей каждого отдельного объекта, в том числе степени его сохранности и этапов развития. Поэтому к данным территориям можно отнести участки земли, которые хоть и не заняты самим объектом культурного наследия, но связанные с ним как исторически, так и функционально.
К участкам земли историко-культурного назначения относятся ограниченные в обороте:

  • участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России;
  • участки, на которых размещены объекты, включенные в Список всемирного наследия;
  • историко-культурные заповедники;
  • объекты археологического наследия;
  • участки, занятые музеями-заповедниками.

Также к участкам данной категории относят не ограниченные в обороте участки с расположенными на них объектами культурного наследия. В статьях 94  и 99 Земельного Кодекса Российской Федерации означен особый правовой режим земель историко-культурного назначения,  в котором указано, что подобные участки земли, находящиеся в собственности землепользователя, землевладельца или арендатора не изымаются. Их изъятие может происходить только в случае нарушения целевого  использования.
Также в данных статьях указывается, что для некоторых участков земли, имеющих историко-культурную ценность, может быть наложен запрет на ведение какой-либо хозяйственной деятельн

Читайте в свежем номере журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»:

  • Сотрудник опаздывает. Что предлагает трудовое законодательство и какие методы выбирают практики
  • Минкультуры России определило уровень зарплат работников культуры на конец 2017 года
  • Типичные ошибки учреждений культуры в объявлениях, вывесках и навигации
  • Как получить деньги на ремонт в учреждении
  • Финансовая проверка. Что потребуется от руководителя на каждом этапе

Оформить подписку   только до 31 января 3 месяца в подарок!

ости.

О выполнении охранных обязательств

В целях обеспечения сохранности земли природоохранного и историко-культурного назначения предусмотреносоставление охранного обязательства, которое в обязательном порядке должно выполняться как собственником объекта культурного наследия, так и  его пользователем.
Охранное обязательство выдвигает следующие требования:

  • сохранение объекта культурного наследия, в том числе выполнение охранных видов работ;
  • обеспечение финансирования и организации работ, направленных на сохранение объекта;
  • содержание ОКН в соответствии со статьей 47 Закона №73-ФЗ;
  • обеспечение доступа физических лиц к объекту культурного наследия;
  • приостановление доступа в случае проведения работ, направленных на сохранение или улучшение состояния ОКН;
  • обеспечение наружной рекламы на объекте или его территории, если это допускается законодательством Российской Федерации.

В зависимости от различных обстоятельств требования охранного обязательства могут быть дополнены тем органом, который его утверждает. Если собственник не согласен с требованиями, то он имеет полное право обратиться в суд с целью разрешения спорного вопроса.

Об условиях заключения сделок с объектами культурного наследия

В Федеральном Законе №73-ФЗ означены изменения относительно систематизации требований к сделкам по распоряжению объектами культурного наследия или земельными участками, ограничивающими объект археологического наследия.

Права собственности или другие вещные права осуществляются при соблюдении условий, к которым относится:

  • обязательное исполнение требований охранного обязательства, действующего на момент заключения сделки;
  • наличие охранных документов при заключении договоров, оформляющих распоряжение объектом культурного наследия; 
  • соблюдение особого режима использования ОКН (в случае отсутствия охранного обязательства и других охранных документов).


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль