Соблюдение норм авторского права при организации дискотек и массовых мероприятий

710
Отсутствие прямых контактов с автором оригинальной музыкальной композиции не освобождает от заключения договора с автором ее фонограммы

Отсутствие прямых контактов с автором оригинальной музыкальной композиции не освобождает от заключения договора с автором ее фонограммы

Что нужно сделать, чтобы не нарушать авторские права

Фонограмма является музыкальным произведением. Согласно п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), музыкальные произведения с текстом и без текста являются объектами авторских прав.

Таким образом, фонограмма является объектом авторского права, и ее использование подпадает под зону регулирования российского законодательства в сфере защиты авторских прав.

Кроме того, фонограмма является производным произведением, то есть произведением, представляющим собой переработку другого произведения (подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ), а значит, автором фонограммы является не автор первоначальной, оригинальной композиции, а создатель этой фонограммы. В п. 1 ст. 1260 ГК РФ прямо сказано, что автору производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения (см. материалы в ЭС "Культура" - получить доступ >>).

Если учреждение культуры покупает готовый сборник фонограмм, то имеет дело с авторскими правами автора составного произведения, то есть произведения, представляющего собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (подп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ).

Для того чтобы обнародовать фонограмму, не нужно ставить в известность автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и выплачивать ему вознаграждение. Но отсутствие прямых контактов с автором оригинальной музыкальной композиции не освобождает от заключения договора с автором ее фонограммы.

Согласно ст. 1324 ГК РФ, использованием фонограммы считается ее публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю (для передачи по радио, телевидению, ретрансляция), доведение до всеобщего сведения любыми способами, воспроизведение, продажа или любое другое отчуждение, импорт, прокат и переработка. Значит, возможны два варианта оформления отношений с изготовителем фонограммы.

1. Можно заключить с автором (изготовителем) фонограммы договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав или лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав.

В лицензионном договоре обязательно перечислить, права на какие виды использования производного произведения учреждение получает от правообладателя (изготовителя фонограммы).

Поскольку речь идет об обнародовании в публичном месте, то сделать это бесплатно у учреждения получится только во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ).

Начислять авторское вознаграждение придется за публичное исполнение произведений и программ на территории Российской Федерации независимо от числа мест и количества проданных входных билетов (п. 1 раздела II "Порядок применения ставок авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений" приложения к постановлению Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"). Более того, п. 21 раздела III "Порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений" этого же документа гласит, что авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений начисляется во всех случаях, как при платном, так и при бесплатном для зрителей (слушателей) входе.

2. Заключить договор с организацией, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами (ст. 1242 ГК РФ).

Такие организации подлежат аккредитации, и применительно к каждому виду объектов интеллектуальной деятельности существует только одна такая организация. Коллективным управлением авторскими и смежными правами на фонограммы занимается Российский союз правообладателей (РСП) (приказ Росохранкультуры от 24.09.2010 № 167 "О государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях"; приказ Росохранкультуры № 187 от 26.10.2010 "Об объявлении решения о государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях").

В приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" указаны минимальные ставки авторского вознаграждения. Конкретный размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты устанавливаются сторонами при заключении договора между пользователем произведения и его автором, либо правообладателем на это произведение, либо организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе в пределах полученных от них полномочий.

Использование фрагмента фонограммы или песни ди-джеем

Проведение дискотеки с юридической точки зрения представляет собой публичное исполнение музыкальных произведений с помощью технических средств (звукоусиливающая аппаратура) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

В случае с работой ди-джея решающую роль играет не использование фрагментов оригинальных произведений, а то, что ди-джей, обрабатывая оригинальные произведения и компилируя их, становится автором производного и составного произведения – новой музыкальной композиции.

Ди-джей является автором нового произведения в соответствии со ст. 1260 ГК РФ. А поскольку он же исполняет это произведение, то он, как автор, реализует свое право на обнародование своего произведения путем его публичного исполнения.

Если организация работает с ди-джеем, то ей не нужно делать отчисления в Российское авторское общество и другие организации, занимающиеся коллективным управлением авторскими и смежными правами, - достаточно заключить авторский договор (чаще – лицензионный договор) с самим автором или приобрести у него права на использование его произведений, записанных на диск или любой другой материальный носитель.

В таком договоре обязательно должны быть перечислены права, которые автор передает новому правообладателю, и виды разрешенного использования произведений.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×