К эффективности через нормирование труда

2309
Какое значение имеет нормирование труда работников государственных и муниципальных учреждений для совершенствования системы оплаты труда и повышения эффективности деятельности учреждения

Министерством культуры Российской Федерации утверждены Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа (приказ от 30.12.2014 № 2478 (далее – Приказ № 2478)), и на работы, выполняемые в библиотеках (приказ от 30.12.2014 № 2477 (далее – Приказ № 2477).

Как указано в вводной части к Типовым отраслевым нормам, данные нормы предназначены для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных)учреждениях, определения штатной численности работников, выдачи нормированных заданий и соотношений между плановыми и договорными работами.

Рассмотрим значение работ по нормированию для совершенствования систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, а также для повышения эффективности их деятельности. 

Нормативы численности и времени для учреждений культуры

Название документа

Чем утвержден

Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа

Приказ Минкультуры России от 30.12..2014 № 2478

Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках

Приказ Минкультуры России от 30.12..2014 № 2477

Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа

Приказ Минкультуры России от 30.12..2015 № 3448

Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти

Постановление Минтруда России от 5 июня 2002 г. № 39

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях

Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10

Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы

Постановление Минтруда России от 17 октября 2000 г. № 76

Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств

Постановление Минтруда России от 23 июля 1998 г. № 28

Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках

Постановление Минтруда России от 3 февраля 1997 г. № 6

Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях

Постановление Минтруда России от 26 сентября 1995 г. № 56

Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках

Постановление Минтруда России от 3 февраля 1997 г. № 6

Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы с научно-технической документацией в архивах учреждений, организаций и предприятий

Постановление Минтруда России от 10 сентября 1993 г. № 153

Укрупненные нормы времени на разработку технологической документации

Постановление Минтруда России от 21 апреля 1993 г. № 86

Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в объединенных архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций, предприятий

Постановление Минтруда России от 18 декабря 1992 г. № 57

Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы по бухгалтерскому учету для предприятий отраслей промышленности

Постановление Госкомтруда СССР от 19 июня 1991 г. № 111

Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров

Постановление Минтруда СССР от 14 ноября 1991 г. № 78

Межотраслевые нормативы численности работников клубных учреждений

Постановление Минтруда СССР от 14 ноября 1991 г. № 77

Межотраслевые нормативы численности работников юридической службы на предприятиях отраслей промышленности

Постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 10 июля 1990 г. № 273/К-14-440/11-41

Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27 июля 1987 г. № 454/22-70

Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений

Постановление Госкомтруда СССР от 29 декабря 1990 г. № 469

Нормирование в механизме совершенствования системы оплаты труда

Вопросам нормирования труда большое внимание уделяется в нормативных правовых актах, направленных на совершенствование систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.

В частности, принятая во исполнение подпункта «е» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и упоминавшаяся выше Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы предусматривает следующее.

Как установлено разделом IV Программы, совершенствование установления окладов (должностных окладов), тарифных ставок будет осуществляться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников на основе актуализации, в том числе типовых норм труда, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти, а также норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами

В этой связи согласно положениям Программы предполагается:

  1. актуализация (разработка) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, типовых норм труда в установленном порядке, а также оказание методической помощи учреждениям по их применению;
  2. утверждение правовыми актами федеральных органов исполнительной власти типовых нормы труда (в случае их отсутствия), изменений, которые вносятся в типовые нормы труда, а также методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда и методических рекомендации по разработке систем нормирования труда в учреждениях;
  3. утверждение локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников систем нормирования труда на уровне учреждений.

В соответствии с Программой разработка типовых норм труда должна предусматриваться в планах мероприятий (дорожных картах) по развитию отраслей социальной сферы в качестве одного из мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с майскими указами Президента РФ.

Как установлено ч. 4 ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в том числе с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ).

Так, согласно п. 7 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год» при установлении и изменении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений учитываются в том числе системы нормирования труда, определяемые работодателем (государственным и муниципальным учреждением) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и (или) устанавливаемые коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством РФ) (подп. «л»).

Как рассчитать нормы обслуживания в учреждении культуры

При этом пересмотр норм труда допускается в порядке, установленном трудовым законодательством, по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологий и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда.

Здесь следует принимать во внимание, что в соответствии со ст. 135 ТК РФ Единые рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.

Нормирование труда – мера обеспечения эффективности деятельности учреждения

В документе «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», опубликованном на официальной интернет-странице Минфина России, в разделе, посвященном вопросам повышения уровня заработной платы работников бюджетной сферы, говорится о необходимости обеспечения перехода к эффективному контракту, который должен четко определять условия оплаты труда с учетом социального пакета работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения.

При этом этапы перехода к эффективному контракту будут увязаны с конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения.

А уже в п. 6 «Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусматривается полное завершение перехода к полномасштабному применению в государственных (муниципальных) учреждениях принципов эффективного контракта в отношении каждого работника, исходя из необходимости повышения оплаты труда в зависимости от качества и количества выполняемой работы.

Согласно разделу IV Программы под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

Предполагается, что основу для использования принципов эффективного контракта создаст актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников.

Как уже говорилось ранее, Программой предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации государственных программ и планов мероприятий (дорожных карт) по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение.

В дорожные карты включаются в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ.

При этом не последнее место отводится в перечне соответствующих мероприятий нормированию труда работников.

Например, в п. 2 раздела III Плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2606-р, в числе мер, обеспечивающих достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры, упомянуто внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг.

В п. 4 раздела V «Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт» дорожной карты к таким мероприятиям отнесены разработка (изменение) и утверждение типовых отраслевых норм труда работников учреждений культуры, а также методических рекомендаций по формированию штатной численности учреждений с учетом отраслевой специфики, включая:

  • внесение изменений в типовые нормы труда работников библиотек – до 2014 года;
  • разработку методических рекомендаций по формированию штатной численности работников культурно-досуговых учреждений – до 2015 года;
  • разработку типовых норм труда работников – до 2016 года;
  • разработку методических рекомендаций по формированию штатной численности учреждений исполнительского искусства с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) – до 2017 года.

Поскольку введение эффективного контракта предполагается в рамках мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда бюджетников, большое внимание уделяется положениям трудового договора о заработной плате работников.

Во исполнение п. 15 § III Плана мероприятий (Приложение № 2 к Программе) Минтрудом России разработаны и утверждены приказом от 26.04.2013 № 167н Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее – Рекомендации), согласно которым при оформлении трудовых отношений с работником учреждения рекомендуется учитывать нормы, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями, определяющими в том числе систему оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок), а также систему нормирования труда (п. 3 Рекомендаций) (см. материалы в ЭС "Культура" - получить доступ >>).

На основании всего вышеизложенного можно сделать заключение, что деятельность по нормированию труда, включая подготовку приказов № 2477, 2478, наряду с иными мерами непосредственно направлена на увеличение объемов и повышение качества оказываемых государственных и муниципальных услуг при оптимизации штатной численности работников учреждений культуры.

Это, в свою очередь, должно вести к совершенствованию систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, исходя из более полного учета сложности труда работников при оплате. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль