Нормативно-подушевое финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры

1175
Будет ли внедрение нормативно-подушевого финансирования способствовать повышению уровня удовлетворенности потребителя оказываемыми ему услугами

Поможет ли внедрение нормативно-подушевого финансирования разрешить существующую проблему недостаточного финансирования государственных или муниципальных заданий, а также повышения уровня удовлетворенности потребителя оказываемыми услугами? Министерство финансов РФ уверено, что да. Анализ практики, сложившейся в области, говорит об обратном. Разберемся, как эта коллизия влияет на деятельность учреждений и органов управления культурой.

<...> Проанализируем основные задачи, которые Минфин России запланировал решить путем внедрения механизма нормативно-подушевого финансирования, и посмотрим, как они соотносятся с деятельностью учреждения культуры.

1. Формирование единого регистра государственных и муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней (реестров) государственных и муниципальных услуг и работ, разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности.

По мнению Минфина России, унификация подходов к формулированию услуг и формирование их исчерпывающего перечня позволит обеспечить реализацию конституционных гарантий перед гражданами, быстрое и четкое формирование государственных (муниципальных) заданий учреждениям на основе сопоставимых критериев, а следовательно, повысить эффективность деятельности учреждений.

Справедливости ради стоит отметить, что в настоящее время практика формирования государственных (муниципальных) заданий учреждений носит неоднозначный характер. Активный обмен опытом формирования госзаданий между учреждениями и их учредителями не всегда способен разрешить проблемы: если обмен производится без учета применяемой в конкретном субъекте или муниципалитете нормативной правовой базы, определяющей расходные обязательства учреждений, то могут появляться логически противоречивые, несистемные конструкции, которые требуют постоянной корректировки заданий.

Пример: К основной деятельности музея может быть отнесена (и включена в государственное или муниципальное задание) услуга по постановке спектаклей. Очевидно, что для осуществления этой деятельности предназначены театры, а не музеи, поэтому было бы неправильным считать постановку спектаклей частью основной деятельности музея. Такой подход не означает, что музей не вправе ставить спектакли и проводить другие зрелищные мероприятия, просто такие мероприятия не должны являться отдельной услугой (работой), включаемой в задание. Если музей путем проведения спектаклей осуществляет популяризацию материальных культурных ценностей, стимулирует интерес к родному краю, истории, искусству, то очевидно, что учредителя должна интересовать просветительная деятельность музея, а спектакли будут являться одной из форм ее осуществления, которая дополнительно к иным формам работы с посетителем может быть предусмотрена порядком оказания услуги (работы) по проведению просветительских мероприятий, и описана в соответствующем разделе государственного (муниципального) задания музея.

Минфин России, решая задачу по формированию единого реестра государственных и муниципальных услуг, дополнил ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) частью 3.1<...>

<...>Порядок формирования ведомственных перечней на региональном и муниципальном уровнях будут определять высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или местные администрации муниципальных образований.

В свою очередь, в соответствии с ч. 3 ст. 69.2 БК РФ ведомственные перечни должны формироваться в соответствии с базовыми перечнями государственных (муниципальных) услуг (работ), утверждаемыми отраслевыми федеральными органами<...>.

По состоянию на начало 2015 г. осуществляется их размещение в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Итоги проводимой работы будут доведены Минфином России до органов государственной власти субъектов РФ. После окончания работы по размещению в информационной системе базовых перечней федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей бюджетных и автономных учреждений, а также главным распорядителям бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, будет обеспечен доступ к размещенной информации для подачи предложений о внесении изменений в базовые перечни.

Учредители будут вправе направлять свои предложения по согласованию с соответствующими финансовыми органами.

При проведении указанной работы учредителям и учреждениям следует также избегать излишнего дробления оказываемых услуг и выполняемых работ. <...>

2. Переход при финансовом обеспечении учреждений от так называемых индивидуальных нормативных затрат на расчет прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг.

По мнению Минфина России, такой перевод, не исключающий учет региональной или отраслевой специфики при определении затрат на оказание однотипных услуг, приведет к повышению открытости в вопросах финансового обеспечения деятельности учреждений и конкуренции среди учреждений, а следовательно, позволит обеспечить и качество оказания услуг.

В настоящее время ч. 4 ст. 69.2 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Указанные порядки разработаны и приняты на всех уровнях государственной власти и на уровне местного самоуправления.

На федеральном уровне действует постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (ред. от 04.06.2014) «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Анализ принятых порядков определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества, переданного подведомственным учреждениям на праве оперативного управления1, говорит о том, что эти порядки и их состав разрабатывает и утверждает каждый главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно.

Складывается следующая ситуация: у разных главных распорядителей бюджетных средств в одном случае затраты на формирование библиотечного фонда в одном учреждении включены в нормативные затраты на исполнение государственного (муниципального) задания, а в другом те же расходы финансируются в порядке предоставления субсидии на иные цели.

Письмом Минфина № 01-02-01/12-3268 также предусмотрена необходимость упорядочивания затрат в составе нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг при оказании однотипных услуг.

Чтобы обеспечить единообразную практику планирования и финансового обеспечения деятельности учреждений по реализации государственных (муниципальных) заданий на всей территории РФ, начиная с 2016 г. объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания должен будет рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых также высшими исполнительными органами власти и местными администрациями, но с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (Минкультуры России).

В связи с тем что метод нормативно-подушевого финансирования активно применяется в образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы управления образованием, федеральным органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей федеральных бюджетных учреждений, по согласованию с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития РФ предписано устанавливать порядки определения нормативных затрат в соответствии с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 638.

Эта методика предусматривает определение перечня и состава стоимостных групп, объединяющих специальности и направления подготовки, по которым устанавливаются равные минимальные итоговые значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки по очной форме обучения (в сфере культуры это могут быть группы, объединяющие конкретные формы работы с получателями услуг), итоговое значение и величину составляющих базовых нормативных затрат (стоимостной группы), корректирующие коэффициенты по формам обучения. (см. материалы в ЭС "Культура" - получить доступ >>) <...>

3. Принятие мер по упорядочиванию формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в государственных (муниципальных) учреждениях.

Минфин России считает необходимым полностью исключить возможность злоупотреблений со стороны руководства государственных (муниципальных) учреждений в части взимания платы за оказание услуг гарантированных населению за счет соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений «теневых» платных услуг.

Упорядочивание случаев платности и бесплатности оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, с одной стороны, имеет большое практическое значение, но, с другой стороны, представляет собой большую методологическую проблему в условиях существующего законодательства.

Статья 69.2 БК РФ предусматривает, что учредитель вправе установить предельные цены на оказание соответствующих государственных (муниципальных) услуг либо определить порядок установления цен, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. В то же время законодательство в сфере культуры, наоборот, содержит случаи исключения из платного предоставления услуг (перечни льготников и лиц, имеющих право бесплатного посещения мероприятий).

И ожидать, что это противоречие будет как-то снято, пока не приходится: ни концептуальные документы, ни законопроекты, разрабатываемые в отрасли, не предусматривают внесение определенности в порядок определения платности оказываемых услуг. Юридически складывается ситуация, при которой, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, услуги (работы), включаемые в государственное (муниципальное) задание, должны оказываться учреждениями на платной основе.

Ответственность за определение платного или бесплатного характера оказания услуги несет учредитель, в обязанности которого входит утверждение предельных цен при формировании государственного (муниципального) задания.

С утверждением Минкультуры России базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ такая ответственность с учредителя будет снята, так как указанный перечень, на основании которого в субъектах и муниципалитетах будут формироваться ведомственные перечни, также должен будет содержать сведения о платности или бесплатности той или иной услуги<...>.

Также в рамках перехода к нормативно-подушевому финансированию Минфин России планирует обеспечить проведение органами власти (органами местного самоуправления), исполняющими функции и полномочия учредителей государственных (муниципальных) учреждений, инвентаризацию подведомственной сети на предмет выявления основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами, определения качества оказания ими услуг и выполнения работ, установления оптимального состава имущества, необходимого для оказания услуг (выполнения работ), вычисления соотношения вспомогательного и основного персонала учреждений.

Часть из этих мероприятий, как видим, уже реализуется через включение их в отраслевые «дорожные карты», предусматривающие определение соотношения основного и вспомогательного персонала в учреждениях культуры, осуществление независимой оценки качества услуг, ими оказываемых.

Инвентаризация сети подведомственных учреждений осуществляется прежде всего через органы финансового контроля, которые проверяют уже утвержденные региональные отраслевые и сводные реестры на предмет соответствия указанных в них услуг (работ) нормативным правовым актам, на основе которых они оказываются.

Если полномочие органа государственной власти, для реализации которого он создает учреждение культуры, законодательством напрямую не предусмотрено, то проверяющие органы ставят вопрос о правомерности расходования бюджетных средств.

В настоящее время мероприятия, связанные с оптимизацией состава имущества учреждений, проводят финансовые органы путем утверждения планов и перечней мероприятий, направленных на повышение эффективности используемых бюджетных средств.

Главным распорядителям бюджетных средств тоже вменяется в обязанность утверждение перечня ведомственных мероприятий.

В разделы указанных перечней и планов, регулирующих повышение эффективности использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, рекомендуется включать следующие мероприятия <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль