Проект «Голод пространства, или Комната Велимира»

362
Как модернизация комнаты поэта может стать центральным звеном для сопряженных проектов и привлечь массу новых молодых посетителей

Как перемены в одной комнате могут запустить цепную реакцию связанных проектов и отдельных мероприятий и поспособствовать росту интереса посетителей к деятельности учреждения.

Проект «Голод пространства, или Комната Велимира» в 2013 г. стал победителем X конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Технологии музейной экспозиции». Проект был разработан для Дома-музея В. Хлебникова – филиала Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина.

Целью конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» является адаптация музейной сферы к изменяющимся условиям социально-экономической и культурной жизни общества, поддержка и продвижение лучших образцов отечественной музейной практики, консолидация сообщества музейных проектировщиков. Победа в престижном конкурсе музейных проектов, безусловно, стала значительным событием в жизни Дома-музея В. Хлебникова.

Музей сам по себе представляет собой уникальное явление. Это единственный в мире музей поэта и единственный литературный музей в Астраханской области. Заведующим музея со дня открытия в 1993 г. является известный хлебниковед Александр Мамаев. Музей располагается в квартире родителей Велимира (бывший доходный дом Полякова на Большой Демидовской улице – ныне ул. Свердлова, 53), где они проживали с 1914 по 1931 гг. Поэт гостил в этом доме несколько раз до 1919 гг., здесь проживала и его сестра Вера Хлебникова, известная художница. Следует подчеркнуть значение астраханских «корней» Велимира: род купцов, общественных деятелей и благотворителей Хлебниковых издавна проживал в Астрахани; отец поэта, В.А. Хлебников (1857-1934), ̶ ученый-орнитолог, один из организаторов и первый директор созданного в 1918 г. Астраханского государственного заповедника. Поэтому экспозиция мемориальной части музея начинается с «Родословной», где располагается генеалогическое древо семьи. Затем следуют «Гостиная» (здесь сохранились старинные изразцовые печи и паркет из темного дуба), «Комната Веры», «Комната Велимира», «Зал Велимира», «Комната Ухода Велимира» и знаменитая Хлебниковская веранда.

Музейные фонды включают около 4000 ед. хранения, в т. ч. более 1000 предметов составляет уникальная «хлебниковская коллекция», принесенная в дар художником М.П. Митуричем-Хлебниковым, племянником поэта: семейная библиотека на шести языках, фамильный фотоальбом, прижизненные издания Велимира, личные вещи членов семьи. В выставочных залах размещены живопись и графика Веры Хлебниковой, Петра и Мая Митуричей, графическая серия Степана Ботиева «Хлебниково поле». Библиотека музея является и методическим центром, связующим его со многими хлебниковедами России и зарубежья. Более 20 лет издается независимая литературная газета «Хлебниковская веранда», полный комплект которой находится в библиотеке Амстердамского университета. С 1995 по 2014 гг. было издано восемь книг по хлебниковской тематике, опубликовано более 150 статей, музей дважды становился обладателем гранта Президента РФ по поддержке творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (1998 г., 2008 г.), трижды – лауреатом литературной премии им. Велимира Хлебникова, неоднократно принимал участие в Международных Хлебниковских чтениях и различных научных конференциях. В 2014 г. издан каталог «Хлебниковская коллекция» Дома-музея Велимира Хлебникова.

Сегодня, благодаря реализации проекта «Голод пространства, или Комната Велимира» (август 2013 г. – сентябрь 2014 г.), у посетителей уникального музея поэта-будетлянина появилась возможность совершать путешествие в «Пространство Велимира» с помощью современных мультимедийных технологий.

Идея, цели, задачи

«Голод пространства» ̶ это метафора самого поэта. «Я испытывал настоящий голод пространства…» ̶ писал он в 1918 г. в рассказе «Октябрь на Неве». Хлебников не мог находиться долго в одном пространстве: семьи, дома, города – и быть связанным с ним. Поэта манило неизведанное и в то же время исторически значимое. Он, подобно птице, был легок на подъем, путешествовал на крыше поезда и странствовал пешком, спал, где придется, ел, как получится. И создавал свободное пространство слов и чисел, чтобы звездным языком объединить всех людей мира, а математическими законами предостеречь человечество от разрушительных событий.

Музей всегда делал многое, чтобы «утолить голод» посетителя в познании поистине космического пространства личности Велимира. Время движется вперед, и музею необходимы перемены для того, чтобы способы познания становились совершеннее. Основные посетители музея – школьники и студенты. Хлебников близок им своими взглядами на мироустройство, креативностью мышления, осознанием собственной значимости в мире, своим бунтарством против общепризнанного. Поэт, опередивший время, может стать для молодых людей героем. И что особенно важно – не заимствованным, а собственным, жившим когда-то в Астрахани, чье присутствие ощутимо. А сам музей может и должен превратиться в место, где творческая инициатива молодых («творян», как называл их Велимир) поддерживается и поощряется.

Что предлагал музей до сих пор? Привычные обзорную и тематические экскурсии, лекции – на высоком содержательном уровне и в прекрасном исполнении. Но тем, кто сегодня активно пользуется интернетом, свободно путешествует в информационном пространстве и привык к различным способам подачи информации, этого уже недостаточно.

Эти перемены должны были начаться в «Комнате Велимира» ̶ месте, где он останавливался во время своих приездов в Астрахань, ̶ единственной собственной комнате в жизни поэта. Новыми впечатлениями должна была наполниться и Хлебниковская веранда, в свое время взрастившая целое поколение астраханских поэтов.

Один из важных этапов работы – формулирование проблем, которые будет решать проект:

■ проблема социума – разрыв в общественном сознании между прошлым, настоящим и будущим как системы культурно-исторических связей. Личная история Хлебникова в контексте определенных исторических событий является прошлым, но внутреннее пространство поэта-будетлянина перекликается с современностью, а во многом находится в будущем;

■ проблема музейного сообщества – архаичность языка коммуникации музея и общества. Под ней мы понимаем устаревшую экспозицию, лишенную эффекта присутствия самого героя, невозможность для посетителя коммуницировать с экспонатами современным способом – удобным, привлекательным, рассчитанным на различные способы восприятия, усиливающим эмоциональное воздействие, расширяющим информационное пространство, создающим интригу поиска и открытия многомерности личности поэта;

■ проблема местного сообщества – дефицит собственного (не заимствованного!) героя для местного сообщества, в первую очередь молодежи, своеобразной «иконы» креативного мышления и поведения – человека, опередившего время; дефицит повода для гордости историко-культурным наследием астраханского края, уникальность которого отчетливо осознавал Хлебников, считая его соединением «трех миров – арийского, индийского и каспийского, треугольника Христа, Будды и Магомета».

Формулирование проблем позволило определить цели проекта:

1) актуализация интереса социума, в частности, местного сообщества (и в первую очередь молодежи) и туристов к историко-культурному наследию края – родине гения;

2) создание в «Комнате Велимира» экспозиционного пространства, удовлетворяющего потребность посетителя в глубоком эмоциональном впечатлении и в современном, удобном доступе к музейной информации; преодоление архаичности музейной коммуникации через использование современного мультимедийного средства;

3) создание в музее площадки, способствующей поддержке творческих молодежных инициатив (арт-проектов, литературных конкурсов, поэтических вечеров, дискуссий и т. п.).

Достижение этих целей осложнялось вполне объективным обстоятельством: «Комната Велимира» крайне неудобна в экспозиционном плане – небольшая площадь, наличие трех дверных проемов и окна создают трудности с размещением объемных предметов и сокращает экспозиционные плоскости.

Таким образом, основной идеей проекта стало расширение пространства – экспозиционного, мотивационного пространства посетителя, социокультурного пространства региона. А ключевым вопросом: как, какими способами и средствами в этом малом пространстве комнаты раскрыть масштабное и многомерное пространство Председателя Земного Шара и Короля Времени?

Подчеркнем, что этот вопрос действительно необходимо формулировать со словом «как?», а не «что делать?». Это ориентирует команду на поиск именно способа решения проблемы. В нашем проекте таким средством стало создание мобильного приложения, с помощью которого и расширяется реальное пространство Комнаты.

Распределение ресурсов

Важный момент – создание команды для реализации проекта и четкое определение функционала каждого члена команды. В нашем случае распределение обязанностей было следующим:

■ М. Емелина – руководитель проекта, осуществляла общее руководство проектом и коммуникацию между партнерами, координировала деятельность членов проектной команды, вела работу по информационному продвижению проекта;

■ Н. Бибова – бухгалтер проекта, курировала финансовые вопросы;

■ А. Мамаев – хлебниковед, занимался отбором информационного материала для контента, проводил экспертизу предлагаемых экспозиционных идей;

■ Н. Мартынова – художник, выполняла работы по созданию экспозиции;

■ С. Сухова – дизайнер, разрабатывала дизайн полиграфической продукции.

Для создания эскизов экспозиционных решений был привлечен дизайнер Н. Федорин (Астрахань), ряд идей подсказала экспозиционер К. Филатова (Москва).

Работы по созданию мобильного приложения в основном осуществлял партнер проекта – ООО «Современные бизнес решения» (Астрахань). Представитель этой компании, М. Орлов, разрабатывал техническое задание и цифровой контент, осуществлял технический контроль на протяжении всех работ и установку оборудования, координировал деятельность других привлеченных организаций. Этими подрядчиками были:

■ ООО «Лаборатория мультимедийных решений» (Пермь) – разработчик мобильного приложения для работы с экспонатами с использованием технологии «дополненная реальность»;

■ студия видеозаписи «ТриКо Production» (Астрахань), осуществившая видеосъемку и монтаж видеоряда;

■ моушн-дизайнер Сергей Некозырев (Serg Just fancy!) (Астрахань), создавший 3D дизайн и анимацию видеоряда.

Финансирование проекта осуществлялось в основном за счет средств гранта Фонда Потанина, в софинансировании участвовали ООО «Современные бизнес решения» и Астраханская картинная галерея.

В ходе реализации проекта в течение года можно выделить три основных этапа:

■ организационный – проведение консультаций, заключение договоров;

■ практический – осуществление экспозиционных работ, создание мобильного приложения, осуществление мероприятий по продвижению проекта (проведение музейных событий, освещение хода работ в СМИ, соцсетях, дневнике проекта, на веб-сайтах), проведение пилотных экскурсий;

■ итоговый (презентационный) – подведение итогов, презентация проекта. Параллельно велась аналитическая работа, например, по изучению мнений различных категорий посетителей о предоставляемой инновационной музейной услуге.

Реализация проекта по шагам

Июнь-сентябрь 2013 г.:

■ заключение договоров;

■ сбор и систематизация информации для создания собственного контента;

■ доработка эскизов;

■ распространение информации о проекте в Новгородском университете им. Ярослава Мудрого на конференции «Велимир Хлебников и русский авангард» и на региональном педагогическом форуме.

На этом этапе гостями музея стали участники Международного культурно-туристского форума прикаспийского сотрудничества. Статья о победе музея в конкурсе была опубликована в газетах Министерства культуры АО (№ 2) и «Волга» (№ 78 от 05.06.13).

Октябрь 2013 г.:

■ начало работы по созданию экспозиции;

■ разработка технического задания на создание программного продукта, с описанием требований к его функционалу;

■ информирование представителей профессионального сообщества, творческой молодежи, педагогической общественности о ходе работ и возможностях технологии «дополненной реальности» в рамках юбилейных мероприятий со дня основания музея.

Ноябрь-декабрь 2013 г.:

■ консультация эксперта благотворительного фонда;

■ продолжение экспозиционных работ;

■ определена команда разработчиков программного кода;

■ начало работ по созданию первых прототипов мобильного приложения;

■ разработка дизайна рекламной полиграфической продукции.

Январь 2014 г.:

■ проведение экспозиционных работ;

■ начало реализации «проекта в проекте» – проведение верандников на Хлебниковской веранде и постоянное информирование их участников о ходе проекта.

Февраль–март 2014 г.:

■ продолжение экспозиционных работ;

■ введение в период пробной эксплуатации мобильного приложения финальной версии программного обеспечения;

■ корректировка информации, внесенной в мобильное приложение, и обнаруженных недочетов в работе программного обеспечения;

■ собирается мнение первых фокус-групп;

■ проведение экспозиционных работ;

■ подготовка и проведение межрегионального творческого конкурса «Наималы», освещение его результатов и хода проекта в СМИ, соцсетях, на астраханском телевидении (музейное событие «В малом о многом»).

Апрель–май 2014 г.:

■ завершение экспозиционных работ;

■ создание «маршрутного листа» для путешествия по Комнате;

■ изготовление игрового оборудования для Хлебниковской веранды;

■ презентация хода проекта в рамках ежегодной региональной конференции «Догадинские чтения»;

■ участие представителей музея в конференции молодых ученых и специалистов АО «Управление знаниями: взгляд в будущее»;

■ статья о проекте опубликована в газете «Волга» (№ 52 от 11.04.14).

Июнь–август 2014 г.:

■ презентация итогов проектов с участием эксперта благотворительного фонда;

■ размещение мультимедийного приложения в интернете на площадке play.google.com;

■ проведение пилотных экскурсий и музейных занятий с использованием технологии «дополненной реальности»;

■ представление проекта участникам августовских мероприятиях для педагогов Астраханской области и других регионов РФ;

■ изготовление сувенирной продукции, штендера, информационное освещение результатов проекта в СМИ и соцсетях.

Сентябрь–октябрь 2014 г.: размещение информации о проекте в журнале «Время культуры» (издание министерства культуры АО, выпускаемое при поддержке Правительства Астраханской области), в газете министерства культуры АО, на сайте Астраханского центра туристической информации, презентация проекта для студентов-культурологов Астраханского государственного университета в рамках учебного занятия «Проектная деятельность в музее», выступление на историко-культурном форуме Русского мира (Великий Новгород). В это время региональное телевидение не раз освещало события проекта .

Результаты работы по проекту

1. Создано экспозиционное пространство с высокой степенью эмоционального воздействия. В основу его содержания положены две ипостаси, наиболее важные в творчестве Велимира, – Слово и Число. Слова составят единый язык, созданный Хлебниковым и, главное, понимаемый всеми людьми на Земле, ̶ звездный язык. Числа собираются в формулы, которые предсказывают будущие исторические события. Слово и Число, таким образом, приведут жизнь людей к единству – такова философия Хлебникова. Ипостаси Слова и Числа предстают в экспозиции не только в осмыслении Хлебникова, но и тех, кто обращается к творчеству поэта-философа сегодня.

В оформлении стен Комнаты использованы фрагменты рукописей и рисунков Велимира, графических работ современного художника из Калмыкии С. Ботиева, макеты обложек изданий поэта, ключевых для его творчества: «Доски судьбы» и «Зангези», газета «Красный воин», в которой сотрудничал Хлебников, находясь в Астрахани в 1918-19 гг. В экспозицию также введены пространственная графика П. Митурича, макеты кубиков из «Звездной азбуки» Велимира, барельеф С. Ботиева «Ка», рукотворная книга «В. Хлебников» Е. Романовской (Нальчик), выполненная в стилистике первых футуристических книг. Впервые в экспозиции «Комнаты Велимира» размещены подлинные личные вещи поэта, которые до сих были рассредоточены по залам музея или хранились в запасниках: детские рисунки Веры, фотографии, рукописи, книги из библиотеки Велимира, мелкие предметы быта. Эти экспонаты находятся не в традиционных витринах, а в подлинном солдатском сундучке В. Хлебникова, на книжной этажерке, в ящиках письменного стола, который имеет стеклянную поверхность, что в свою очередь позволяет создать эффект присутствия поэта и сопричастности посетителя к его жизни и творческому процессу.

Таким образом, в экспозиции использованы научный и образный принципы трансляции информации, что достигается сочетанием подлинных предметов, их образной подачей и наличием арт-объектов. Это позволяет создать целостное информационно-образное пространство, раскрывающее словотворческие поиски Велимира Хлебникова и его математические изыскания законов развития мира.

2. Инновационная музейная услуга – электронный гид по Комнате Велимира с использованием технологии «дополненная реальность», значительно расширяющая экспозиционные возможности Комнаты. С помощью планшетных компьютеров, которые можно получить в музее, или собственных мобильных устройств на базе ОС Android посетители могут самостоятельно совершать путешествие в пространство Велимира. Маркерами для мобильного устройства при этом являются сами экспонаты, расположенные на стенах, в столе, подоконнике и т. п. Отсутствие QR-кодов и других идентификаторов позволяет сохранить эстетическое единство экспозиции. Каждый визуальный объект-маркер (всего 15 шт.) имеет свой «пакет дополненной реальности», в который входят уникальные текстовые, аудио-, фото- и видеоматериалы. Каждый «дополненный» предмет буквально обрастает подробностями. Это позволяет посетителю использовать различные пути восприятия информации, коммуницировать с экспонатом современным и удобным способом, усиливает эффект погружения в предлагаемый материал. Поиск объектов-маркеров осуществляется в привлекательной игровой форме по предлагаемому листу-маршруту или самостоятельно. Разработан также мобильный гид по всей мемориальной части музея с пояснительными текстами и фотоизображениями. Приложение можно скачать по ссылке https://play.google.com/store/apps/details?id=com.msl.velimir.

Мобильное приложение задумывалось как кроссплатформенное решение, доступное для владельцев самых разнообразных смартфонов и планшетов. Но на первом этапе реализации по целому ряду причин была выбрана именно платформа на базе ОС Android 4.0 и выше. Так, например, в результате проведенного опроса выяснилось, что использование этой ОС более распространено среди посетителей музея. Дальнейший план развития проекта включает в себя разработку приложения под другие популярные платформы.

На первый взгляд, «Комната Велимира» теперь производит необычное впечатление: на стенах – обрывки фраз, числа, знаки-символы, трехгранные кубики… Словно коды, которые хочется распознать. Стоит навести планшет – и визуальный объект-маркер «раскодируется»: посетитель слышит его историю, видит уникальные фото и видеоматериалы, для него звучат стихи Хлебникова или их современные музыкальные интерпретации. Здесь можно узнать, почему число 317 является ключевым в «Законе времени», открытом Велимиром; как связано название его итогового труда «Доски судьбы» с калмыцкими предсказателями; кто такие смехачи, творяне, младыки, худоги и ликари; как создавал Велимир «мировой заумный язык»… Небольшое мобильное устройство помогает совершить странствие в Пространство поэта-будетлянина и оказаться далеко за пределами маленькой комнаты. И это странствие можно совершать небольшими группами или совершенно индивидуально, самостоятельно выбирая маршрут движения и объем получаемой информации. Отдельные маркеры предлагают выполнить задания по словотворчеству (вслед за Хлебниковым) или проверить себя на знание основных событий. Очень важно, что, несмотря на принципиальное отличие Комнаты в способе подачи материала, это не противоречит музейной экспозиции в целом, а дополняет ее и напоминает еще об одном законе, открытом Хлебниковым, ̶ Законе поколений.

Информационное освещение хода реализации проекта осуществлялось в дневнике проекта на сайте Фонда Потанина , на сайтах Министерства культуры Астраханской области и Астраханской картинной галереи , в группе «Меняющийся музей в меняющемся мире» в социальной сети Facebook , на портале «Геометрия.ру» , сайте Астраханского центра туристической информации и в социальных сетях Twitter, «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Живом журнале». PR-кампания по продвижению проекта проводится на всех его этапах.

Об этом свидетельствуют ряд количественных показателей, которых удалось достичь. Так, одним из итогов проекта уже сегодня можно назвать увеличение количества посетителей: на конец сентября 2014 г. музей посетили 5 200 человек, при том, что среднее количество гостей музея за три года – 4 300 человек (прогнозируемое увеличение – до 7 000 чел., т. е. рост на 40%.). Увеличивается число повторных посещений: многие молодые люди становятся участниками творческих событий, инициируемых музеем. Повторными посетителями становятся и те, кто уже знает музей в целом и приходит отдельно на экскурсию в Комнату Велимира.

О том, насколько востребована инновационная музейная услуга «дополненная реальность» среди посетителей различных категорий, говорит отношение количества выборов посещений с мобильным устройством к числу посещений с экскурсоводом: если предлагается тематическая экскурсия по Комнате Велимира, то посетители всегда отдают предпочтение экскурсии с планшетом. Значительно выросло количество сообщений о музее и новой услуге в СМИ, социальных сетях, на тематических WEB-сайтах, на туристических порталах

Важным качественным изменением стало начало формирования имиджа музея как инновационного культурного объекта среди профессионального сообщества и площадки для поддержки творческих молодежных инициатив, чем стала, например, Хлебниковская веранда – место проведения «верандников» и поэтических «Кузниц слова». Инициатором и организатором этого «проекта в проекте» является А. Овчинников, один из молодых сотрудников музея. Во время верандников проходят кинопоказы, встречи поэтов разных поколений, дискуссии и просто представления молодыми «творянами» друг другу своих произведений – поэтических, музыкальных, театрализованных.

За этот год на Хлебниковской веранде прошли несколько выставок:

■ «В Пространстве Велимира» (работы творческой группы «Арт-квартет» студентов-дизайнеров АГУ, рук. К. Сафаргалеев);

■ «Лучи Велимира» (рисунки юных художников из Запорожья, участников ежегодных международного конкурса);

■ «Футуристическая книга» и «По следам Первой мировой» (из фондов музея);

■ «Берег чисел» (коллажная информа Киры Матиссен, Москва);

■ «Присутствие» (фотовыставка В. Жирова, Астрахань).

Состоялась презентация детского журнала о Хлебникове «Журчеек» (создается учениками начальных классов СОШ № 59, учитель С. Собгайда. Именно эту школу когда-то с золотой медалью окончила Н. Дроздова, внучатая племянница В. Хлебникова, историк и друг музея).

Событием в рамках проекта стали встречи с известным хлебниковедом А. Парнисом (Москва) и его лекция «Известный и неизвестный Хлебников». Большой резонанс вызвал творческий молодежный конкурс «Наималы» , проведенный Домом-музеем В. Хлебникова при поддержке кафедры музейной педагогики и сохранения культурного наследия Астраханского государственного университета и регионального отделения Всероссийской ассоциации искусствоведов. Конкурс был запланирован как региональный, но перерос в межрегиональный.

Гостями музея в течение года стали представители музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Казани, Элисты, различных делегаций, в т. ч. международных, – участников культурных и общественных событий, проходящих в регионе.

Успешной реализации проекта во многом способствовала постоянная организационная и консультационная поддержка Фонда Потанина, начиная с обучающего семинара, прошедшего после выхода проекта в полуфинал в Нижнем Новгороде. Лекции, тренинги, дискуссии, проработка в группах представляемых проектов проводятся на высоком уровне и, безусловно, способствуют развитию профессиональных компетенций. На этапе начала работы над проектом, в ноябре 2013 г., чрезвычайно полезной оказалась консультация эксперта фонда – зам. директора по развитию Дома-музея А. Ахматовой (Санкт-Петербург) Л. Копылова. Консультация была необходима, т. к. большой объем собранного материала требовал отбора самого интересного и значимого. Это определило бы и объем контента для мобильного приложения. В процессе обсуждения был также предложен ряд интересных экспозиционных идей, обсуждалась специфика деятельности литературных музеев, четче определены функции членов команды, сроки реализации проекта и т. п. Кроме того, команда проекта согласилась с мнением эксперта о том, что Комната должна стать непохожей на всю остальную экспозицию, но не конфликтовать с ней, а продолжать и дополнять ее в новом качестве. Изменения в Комнате повлекли за собой и следующий за ней «Зал Велимира», где речь идет о литературном наследии поэта-будетлянина, и Хлебниковскую веранду. Для веранды, например, было разработано и изготовлено игровое оборудование по словотворчеству (кубики с морфемами, пазлы со словами-неологизмами и т. п.). На итоговом этапе мониторинга был так же получен ряд рекомендаций по IT-вопросам от заместителя директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по информационным технологиям В. Определенова.

В ходе разработки заявки и затем реализации проекта по различным вопросам организации деятельности и продвижению проекта очень полезны были консультации регионального координатора Фонда Потанина Т. Гафар. Большую помощь в решении общих и оперативных вопросам участников проектов оказывают директор программ фонда Н. Максимова, директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры (АМК) И. Прилежаева, координатор мониторинга А. Щербакова, ответственная за информационную поддержку конкурса Ю. Смольченко.

Презентация итогов проекта с приглашением эксперта Фонда состоялась 25 июня 2014 г. в Доме-музее В. Хлебникова. Участниками события стали представители министерства культуры, музеев, библиотек учреждений профессионального образования, педагогической общественности, молодежных творческих объединений. В. Определенов отметил современность и привлекательность идеи, успешность ее реализации, а заместитель министра культуры Астраханской области О. Прокофьева подчеркнула перспективность проекта в развитии культурно-образовательного туризма региона. Гостями мероприятия стали Т. Гафар, сотрудник Дома-музея М. Цветаевой Т. Новоселова, художники С. Ботиев и К. Матиссен, ученица Мая Митурича-Хлебникова. Экспонирование абстрактной коллажной серии Киры «Берег чисел» по стихотворению Велимира «Зверь + Число» и творческая встреча с художницей стали своеобразным подарком музею и его посетителям.

Самым большим успехом реализации проекта его команда считает то, что в различные научные и творческие мероприятия, организуемые в его рамках, оказалось вовлечено большое количество людей разного возраста и профессий (ученые-хлебниковеды, сотрудники музеев, педагоги, художники, фотографы, поэты, музыканты, актеры, журналисты, информатики, студенты, школьники и др.) Некоторые участники событий передавали музею в дар предметы, которые пополнили фонды музея. Так, Вера Маевна Хлебникова (Москва) передала музею оттиск личной печати Е.Н. Хлебниковой, матери поэта, раритетные издания поэмы В. Хлебникова «Настоящее» и фрагментов его итогового труда «Доски судьбы», книгу М. Митурича «Записки художника»; предметы начала века (денежные купюры, продовольственная карточка, фотографии) передал коллекционер В. Горожанский (Астрахань), серию графических листов по мотивам произведений В. Хлебникова подарила детская студия «Контраст» (Нижний Тагил, рук. А. Кваша), живописные и графические работы – преподаватель и студенты Астраханского государственного университета К. Сафаргалеев, Н. Железнякова, М. Решетников и К. Павлова. Многие приняли непосредственное участие в создании мультимедийного приложения и проведение презентационных мероприятий.

Перспективы проекта: создание англоязычной версии контента для мобильного приложения, включение интерактивной экскурсии по Комнате в культурно-образовательную программу «Пространство Велимира», разработанную сотрудниками музея для школьников и студентов в преддверии Года литературы, проведение выставок на Хлебниковской веранде (в 2015 г. запланированы шесть выставок, все по запросам экспонентов).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×