Как и зачем создаются региональные программы развития культуры

1174
Учреждение культуры сталкивается с федеральными, государственными, региональными и ведомственными программами развития на этапе их реализации. Активнее всего учреждения оказываются задействованы именно в региональных программах. И руководителям учреждений, и сотрудникам органов управления культуры полезно понимать, как создаются эти материалы и что полезного они могут почерпнуть из них. Прислушаемся к опыту автора материала, на счету у которой участие в разработке более чем тридцати подобных документов.

<…> Как создается программа

Основа документа

Все региональные документы стратегического планирования опираются на стратегию социально-экономического развития Российской Федерации и прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и разрабатываются с учетом Стратегии пространственного развития РФ.

<…> Структура программы

Типовая структура региональной целевой программы развития культуры включает в себя:

1) анализ ситуации и характеристику существующих проблем;

2) стратегическую цель (миссию) программы, основные цели и задачи, направленные на решение выявленных проблем;

3) систему мероприятий (характеристика, сроки и порядок реализации), расчет затрат, необходимых для их осуществления);

4) ресурсное обеспечение (финансовое, организационное, кадровое, материально-техническое и технологическое);

5) механизм реализации;

6) способы управления и контроля за ходом ее реализации;

7) оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

Уже на этом уровне региональная целевая программа представляет интерес не только для сотрудника органа управления, но и для руководителя учреждения культуры: из программы они получат полную картину происходящего в регионе, смогут оценить роль и место определенного типа учреждения в региональной культурной карте.

Для региональных программ, как и для ФЦП, разрабатываются паспорт программы и технико-экономическое обоснование. Нередко для принятия управленческого решения по разработке полноценной программы рассматриваются концепции развития, которые охватывают позиции, поименованные выше в пунктах 1, 2, 4 и 7.

Разработка программы по шагам <…>

Можно выделить 10 основных этапов разработки целевых программ с учетом вышеназванного документа и существующих передовых практик ряда регионов:

1) выбор объекта программы, исходя из стратегических приоритетов развития региона;

2) проведение ситуационного анализа и выявление проблем развития; оценка ресурсного потенциала развития;

3) определение приоритетов, целей, задач и направлений соответствующей целевой программы;

4) выбор путей и способов достижения целей и решения задач, обоснование направлений развития.

На этом этапе разрабатывается концепция решения программных проблем, определяются варианты решения основных задач, обосновываются этапы и выявляются наиболее эффективные направления реализации целевой программы. Разрабатывается структура программы, с определением подпрограмм, блоков проектов (мегапроектов) и отдельных проектов;

5) обоснование системы мероприятий, необходимых для достижения целей программы, выстраивание их по срокам и порядку реализации;

6) оценка ресурсов (прежде всего на НИОКР и инвестиций), необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, их научно-технического и информационного обеспечения, а также возможных источников финансирования и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т. п.).

Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы;

7) проведение маркетинговых исследований, определение возможного объема выпуска, цен и эффективности программных продуктов, сроков окупаемости проектов, подсистем и программы в целом;

8) определение показателей достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроков и этапов реализации стратегии;

9) определение механизма реализации программы. Механизм включает в себя перечень мер по организации управления реализацией программы, контроль за ходом ее выполнения, увязку сроков поступления средств на финансирование программы из различных источников (бюджетных и внебюджетных), оценку рисков – ожидаемых социально-экономических и экологических последствий задержки хода реализации программы и выработку своевременных рекомендаций по предотвращению нарушения сроков решения проблемы.

Контроль и приемка работ включают в себя контроль за ходом и результатом выполнения программы. Они нужны для того, чтобы при необходимости своевременно внести в нее коррективы;

10) создание целевых организационных структур, подготовка кадров для выполнения программ. Для реализации программ обычно создается целевая оргструктура (консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа и т. п.). По каждой подпрограмме, а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор. Целесообразно организовать обучение менеджеров проектов, подпрограмм и программы. <…>

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:

· план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

· государственные программы субъекта Российской Федерации;

· схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.

К разработке документов стратегического планирования могут привлекаться общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

С 2017 г. документы стратегического планирования подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре(см. документ в ЭС "Культура" - получить доступ >>).

В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты выносятся на общественное обсуждение и размещаются на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа.

Инструментом осуществления стратегических и оперативных мер по реализации основных направлений развития учреждений культуры, достижения конкретных и перспективных целей являются Программы комплексного развития учреждений культуры – среднесрочный стратегический план, состоящий из Концепции программы, Системы мероприятий и Технико-экономического обоснования.

Их структурное соответствие региональным целевым программам и ФЦП позволяет осуществлять их встраивание в программы более высокого порядка в виде разделов, проектов и отдельных мероприятий.

В качестве примера можно привести Программу комплексного развития музея-заповедника, которая, как и федеральные целевые программы, представляет собой комплекс поэтапно разрабатываемых взаимоувязанных частей:

1) системный анализ комплекса музея-заповедника в динамике его исторического развития, обоснование возможных параметров развития территорий и объектов музея-заповедника с точки зрения их культурообразующего содержания, выявление и формализация социально-культурной миссии музея-заповедника на современном этапе и на перспективу, анализ основных проблем, стоящих перед музеем-заповедником, и описание оптимальных путей их решения («Концепция Программы»);

2) совокупность программных мероприятий по развитию музея-заповедника, а также их финансовых и поэтапных временных характеристик (Система мероприятий программы);

3) технико-экономическое обоснование (ТЭО) системы программных мероприятий с оценкой их ожидаемой эффективности. С примером паспорта государственной программы города Москвы «Культура Москвы 2012–2018 гг.» можно ознакомиться в приложении к постановлению Правительства Москвы от 20.09.2011 № 431-ПП.

В приложении 1 дан паспорт Региональной программы развития культуры Калининградской области, в разработке которой принимала участие автор материала.

А в приложении 2 приведены основные структурные разделы Программы комплексного развития музея-заповедника, обобщающие практику разработки программ для более чем 30 музеев-заповедников России. <…>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×