Как и зачем создаются региональные программы развития культуры

1106
Учреждение культуры сталкивается с федеральными, государственными, региональными и ведомственными программами развития на этапе их реализации. Активнее всего учреждения оказываются задействованы именно в региональных программах. И руководителям учреждений, и сотрудникам органов управления культуры полезно понимать, как создаются эти материалы и что полезного они могут почерпнуть из них. Прислушаемся к опыту автора материала, на счету у которой участие в разработке более чем тридцати подобных документов.

<…> Как создается программа

Основа документа

Все региональные документы стратегического планирования опираются на стратегию социально-экономического развития Российской Федерации и прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и разрабатываются с учетом Стратегии пространственного развития РФ.

<…> Структура программы

Типовая структура региональной целевой программы развития культуры включает в себя:

1) анализ ситуации и характеристику существующих проблем;

2) стратегическую цель (миссию) программы, основные цели и задачи, направленные на решение выявленных проблем;

3) систему мероприятий (характеристика, сроки и порядок реализации), расчет затрат, необходимых для их осуществления);

4) ресурсное обеспечение (финансовое, организационное, кадровое, материально-техническое и технологическое);

5) механизм реализации;

6) способы управления и контроля за ходом ее реализации;

7) оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

Уже на этом уровне региональная целевая программа представляет интерес не только для сотрудника органа управления, но и для руководителя учреждения культуры: из программы они получат полную картину происходящего в регионе, смогут оценить роль и место определенного типа учреждения в региональной культурной карте.

Для региональных программ, как и для ФЦП, разрабатываются паспорт программы и технико-экономическое обоснование. Нередко для принятия управленческого решения по разработке полноценной программы рассматриваются концепции развития, которые охватывают позиции, поименованные выше в пунктах 1, 2, 4 и 7.

Разработка программы по шагам <…>

Можно выделить 10 основных этапов разработки целевых программ с учетом вышеназванного документа и существующих передовых практик ряда регионов:

1) выбор объекта программы, исходя из стратегических приоритетов развития региона;

2) проведение ситуационного анализа и выявление проблем развития; оценка ресурсного потенциала развития;

3) определение приоритетов, целей, задач и направлений соответствующей целевой программы;

4) выбор путей и способов достижения целей и решения задач, обоснование направлений развития.

На этом этапе разрабатывается концепция решения программных проблем, определяются варианты решения основных задач, обосновываются этапы и выявляются наиболее эффективные направления реализации целевой программы. Разрабатывается структура программы, с определением подпрограмм, блоков проектов (мегапроектов) и отдельных проектов;

5) обоснование системы мероприятий, необходимых для достижения целей программы, выстраивание их по срокам и порядку реализации;

6) оценка ресурсов (прежде всего на НИОКР и инвестиций), необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, их научно-технического и информационного обеспечения, а также возможных источников финансирования и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т. п.).

Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы;

7) проведение маркетинговых исследований, определение возможного объема выпуска, цен и эффективности программных продуктов, сроков окупаемости проектов, подсистем и программы в целом;

8) определение показателей достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроков и этапов реализации стратегии;

9) определение механизма реализации программы. Механизм включает в себя перечень мер по организации управления реализацией программы, контроль за ходом ее выполнения, увязку сроков поступления средств на финансирование программы из различных источников (бюджетных и внебюджетных), оценку рисков – ожидаемых социально-экономических и экологических последствий задержки хода реализации программы и выработку своевременных рекомендаций по предотвращению нарушения сроков решения проблемы.

Контроль и приемка работ включают в себя контроль за ходом и результатом выполнения программы. Они нужны для того, чтобы при необходимости своевременно внести в нее коррективы;

10) создание целевых организационных структур, подготовка кадров для выполнения программ. Для реализации программ обычно создается целевая оргструктура (консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа и т. п.). По каждой подпрограмме, а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор. Целесообразно организовать обучение менеджеров проектов, подпрограмм и программы. <…>

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:

· план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

· государственные программы субъекта Российской Федерации;

· схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.

К разработке документов стратегического планирования могут привлекаться общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

С 2017 г. документы стратегического планирования подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре(см. документ в ЭС "Культура" - получить доступ >>).

В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты выносятся на общественное обсуждение и размещаются на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа.

Инструментом осуществления стратегических и оперативных мер по реализации основных направлений развития учреждений культуры, достижения конкретных и перспективных целей являются Программы комплексного развития учреждений культуры – среднесрочный стратегический план, состоящий из Концепции программы, Системы мероприятий и Технико-экономического обоснования.

Их структурное соответствие региональным целевым программам и ФЦП позволяет осуществлять их встраивание в программы более высокого порядка в виде разделов, проектов и отдельных мероприятий.

В качестве примера можно привести Программу комплексного развития музея-заповедника, которая, как и федеральные целевые программы, представляет собой комплекс поэтапно разрабатываемых взаимоувязанных частей:

1) системный анализ комплекса музея-заповедника в динамике его исторического развития, обоснование возможных параметров развития территорий и объектов музея-заповедника с точки зрения их культурообразующего содержания, выявление и формализация социально-культурной миссии музея-заповедника на современном этапе и на перспективу, анализ основных проблем, стоящих перед музеем-заповедником, и описание оптимальных путей их решения («Концепция Программы»);

2) совокупность программных мероприятий по развитию музея-заповедника, а также их финансовых и поэтапных временных характеристик (Система мероприятий программы);

3) технико-экономическое обоснование (ТЭО) системы программных мероприятий с оценкой их ожидаемой эффективности. С примером паспорта государственной программы города Москвы «Культура Москвы 2012–2018 гг.» можно ознакомиться в приложении к постановлению Правительства Москвы от 20.09.2011 № 431-ПП.

В приложении 1 дан паспорт Региональной программы развития культуры Калининградской области, в разработке которой принимала участие автор материала.

А в приложении 2 приведены основные структурные разделы Программы комплексного развития музея-заповедника, обобщающие практику разработки программ для более чем 30 музеев-заповедников России. <…>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль