Внедрение эффективных контрактов в образовательной организации

1276
Практика Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова по переводу административно-управленческого и профессорско-преподавательского состава на эффективные контракты.

<… > Исходя из предложенного законодательством в настоящий период, целью внедрения эффективного контракта в организации бюджетной сферы является соотношение «трудовые усилия» и «заработная плата». При разработке и внедрении эффективного контракта для учреждений и образовательных организаций можно выделить ряд принципов, ориентированных на достижение общих целей, утвержденных вузу вышестоящей организацией:

  • выполнение государственного задания;
  • повышение оплаты труда профессорско-преподавательскому составу до уровня двух средних заработных плат по региону до 2018 г.;
  • повышение мотивации и эффективности труда;
  • повышение общего уровня квалификации педагога;
  • создание условий для творческого и научного развития коллектива;
  • повышение эффективности работы вуза;
  • повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Переход на новую систему оплаты труда, основанную на «эффективном контракте», направлен на решение проблем кадрового обеспечения образовательных учреждений, увеличение доходов и повышения статуса работников образования, стимулирование обеспечения качества и результативности деятельности как конкретных работников, так и образовательных учреждений в целом.

Изучение характера деятельности работников консерватории позволяет дифференцировать по качественным показателям результаты труда и установить единицы измерения показателей. Анализ целей деятельности учреждения, отдельных структурных подразделений и программы развития позволяет выявить критерии для установления целевых показателей, определить временные рамки применения показателя, значимость каждого показателя.

Введение эффективных контрактов с профессорско-преподавательским составом связано с попыткой ввести систему дифференцированной оплаты труда.

В случае если вводится система с общим описанием деятельности, не подкрепленная конкретными количественными единицами, то такая система не может быть по-настоящему эффективной и не может стимулировать производительность труда преподавателей.

В творческих вузах применяются критерии оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, перечисленные в табл. 1.

<…>

Методические рекомендации о внедрении эффективного контракта в Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова

В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) организациях на 2012–2018 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р) и Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012) предусмотрено введение эффективного контракта для работников, занятых в сфере образования и науки.

Планом мероприятий устанавливается перечень мер, обеспечивающих разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с преподавателями и мастерами производственного обучения образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования.

Внедрение моделей эффективного контракта в системе профессионального образования предусматривает конкретизацию должностных обязанностей работников, условий оплаты их труда, показателей и критериев оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг (см. документ в ЭС "Культура" - получить доступ >>).

Важным элементом совершенствования системы оплаты труда и введения эффективного контракта является совершенствование системы стимулирования труда преподавателей и мастеров производственного обучения.

Стимулирование труда должно обеспечивать связь между повышением оплаты труда и конкретными результатами труда по оказанию государственных услуг (выполнению работ) на основе:

  • ведения взаимоувязанной системы показателей эффективности деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения от федерального уровня до конкретных профессиональных образовательных организаций и работника;
  • установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников профессиональных образовательных организаций, локальных нормативных актах и трудовых договорах с преподавателями и мастерами производственного обучения;
  • отмены стимулирующих выплат, установленных без учета показателей эффективности деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения;
  • развития кадрового потенциала работников профессиональных образовательных организаций;
  • создания организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для преподавателей и мастеров производственного обучения локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.

Разработка показателей и критериев эффективности работы преподавателей и мастеров производственного обучения осуществляется с учетом следующих принципов: а) объективность – размер выплат стимулирующего характера работника должен определяться на основе объективных данных о степени выполнения плановых значений показателей эффективности его труда;

б) предсказуемость – педагогический работник должен знать, какие выплаты стимулирующего характера он получит в зависимости от результатов своего труда;

в) адекватность – вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности образовательной организации, его опыту и уровню квалификации;

г) своевременность – вознаграждение должно следовать за достижением результата;

д) прозрачность – правила определения стимулирующих выплат должны быть понятны каждому работнику;

е) измеримость – достижение значений показателей эффективности деятельности должно быть измеряемым и оцениваться в динамике применительно к периодам времени, за которые начисляются выплаты стимулирующего характера.

Перечень показателей оценки эффективности, плановое значение показателей, критерии оценки и периодичность соответствующих стимулирующих выплат отражаются в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору.

Конкретный перечь критериев и показателей эффективности сотрудников консерватории, включая профессорско-преподавательский состав, предложен в приложении 1 к настоящим рекомендациям.

Данный перечень рассмотрен на ректорате, утвержден на ученом совете и согласован с профсоюзной организацией. Настоящие критерии и показатели эффективности разработаны с учетом выполнения государственного задания и критериев эффективности работы вуза, входящих в показатели мониторинга творческих вузов, ежегодно проводимого Министерством образования и науки РФ.

Данные показатели и критерии необходимы для внедрения эффективных контрактов и разработки локальных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда (приложение 2).

Показатели и критерии эффективности учитывают особенности организации трудовой деятельности в консерватории, нормирование труда для профессорско-преподавательского состава по выполнению второй половины нагрузки (приложение 3), права, предоставленные руководителю по установлению форм оплаты труда, а также по оценке трудового вклада работников в общие результаты учреждения.

Практическое определение целевых показателей и критериев эффективности деятельности конкретных работников консерватории проводится на основе анализа и увязки между собой следующих позиций:

  • целей деятельности консерватории;
  • программы развития консерватории;
  • целей деятельности отдельных структурных подразделений;
  • характера деятельности различных категорий работников;
  • круга их должностных обязанностей.

Таким образом, показатели эффективности деятельности работников консерватории находятся в единстве с плановыми показателями деятельности консерватории, утвержденными вышестоящим органом управления (Министерством культуры РФ) в рамках выполнения государственного задания.

В соответствии с действующей нормативно-правовой базой, мероприятиями по формальному «переходу» на «эффективный контракт» являются работы по заключению дополнительных соглашений к уже существующим трудовым договорам с руководителями и работниками профессорско-преподавательского состава (приложение 4).

Фактический же «переход» будет зависеть от степени реализации остальных мероприятий, в т. ч. и в первую очередь, от качества разработки локальной нормативно-правовой базы и разработки системы критериев и показателей эффективности конкретного работники учреждения образования в системе общих и отраслевых показателей и критериев эффективности.

Данный подход является основой концепции «эффективного контракта» и необходимости перехода образовательных организаций и учреждений на эффективную систему оплаты труда (Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013–2015 годах»). Приложение № 1 Положение о внедрении критериев и показателей эффективности в Петрозаводской государственной консерватории (академии) имени А.К. Глазунова <…> 

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×