Два Бородина

131
Формирование культурного бренда города посредством создания музейной экспозиции, раскрывающей связь подмосковного и сибирского городов Бородино. Опыт Музея истории города Бородино

Проект «Два Бородина»

Цель проекта:

Формирование культурного бренда города посредством создания музейной экспозиции, раскрывающей связь Бородино подмосковного (события Отечественной войны 1812 г.) и Бородино в Сибири (история строительства угольного разреза «Бородинский» 1945 г.).

Задачи проекта:

- капитальный ремонт музея с оформлением парадного входа;

- создание инсталляция угольного карьера - музейно-педагогического пространства для разговора о судьбах первостроителей города Бородино и угольного разреза «Бородинский»;

- создание многослойных витрин в музейных окнах - музейно-педагогического пространства для разговора о судьбах участников войны 1812 года»

- информатизация и аудио визуализация музейного образовательного пространства.

Причина значимости проекта

Город Бородино (1945) в Сибири свое имя получил по названию близлежащего села Бородино (1827), названного первым губернатором Енисейской губернии Александром Степановым в честь знакового события Отечественной войны 1812 года – великого Бородинского сражения.

По существующей легенде, первыми поселенцами села Бородино были бывшие солдаты взбунтовавшегося Семеновского полка – участники Бородинского сражения, сосланные в Сибирь навечно и прошагавшие по Сибирскому тракту тысячи верст. Ссыльные солдаты того же Семеновского полка – участники тарутинского маневра под Москвой, вновь построенное ими казенное поселение под городом Ачинском, назвали Тарутино. Есть в Сибири села Преображенка и Семеновка.

После победных залпов Великой Отечественной войны в конце лета 1945 г. советские военнопленные, освобожденные союзными войсками из германских концлагерей и переправленные во Францию баржами из Марселя до Одессы, а дальше по восточно-сибирской железной дороге до станции Заозерная (село Бородино) прибыли на строительство буроугольного разреза в Сибири. Послевоенной экономике страны срочно требовался уголь, и лишенные гражданских прав 2800 бывших советских военнопленных оказались дешевой рабочей силой на этой гигантской стройке.

Впоследствии «Разрез Бородинский» выйдет в разряд крупнейших угольных предприятий России.

Так две Отечественные войны, две эпохи, два мира слились в имени города Бородино.

Когда и чьими силами он был реализован

Сотрудники музея начали подготовку к празднованию 200-летнего юбилея Бородинского сражения в 2009 г. Была разработана концепция новой экспозиции, сформировано понятие «музейно-педагогическое пространство». В результате родился проект «Два Бородина», сутью которого были: две войны, две истории, два поля битвы, две Франции, две ссылки, два пути, два Бородина.

В реализации проекта были задействованы сотрудники музея (в штате 10 человек, включая рабочие специальности), администрация города Бородино в лице главы города Анатолия Борчукова (финансовые средства на капитальный ремонт музея), начальник отдела культуры, спорта, молодежной политики и информационного обеспечения Екатерина Сотникова (учредитель и организатор).

К работе над проектом были привлечены специалисты Красноярского музейно-исторического центра на Стрелке (лучший европейский музей «за изучение и трансляцию достижений современной культуры», 1997 г., приз совета Европы «за продвижение европейской идеи», 1998 г.). Сотрудники проектной лаборатории «Репроград» из города Красноярска занимались изготовлением и монтажом оборудования экспозиционно-выставочного комплекса.

Проект был реализован в два этапа.

Первый этап – работы по капитальному ремонту электропроводки музея, ремонт парадного входа и выставочного зала с монтажом экспозиции «Угольная траншея» (2009-2011).

Второй этап проекта – оборудование многослойных витрин в арочных музейных окнах в год юбилея великого исторического события 1812 г. В 2012 г. была выполнена аудио визуализация коллекции (истории в наушниках) и информатизация музея (мониторы, плазменный телевизор 3D формата и информатизационный музейный киоск).

Ресурсы, использованные для реализации проекта

2010 г. – проект «Два Бородина» стал победителем краевого конкурса социокультурных проектов среди муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры Красноярского края с выделенной суммой субсидии в размере 870 тыс. руб.

2012 г. – проект «Два Бородина» стал победителем краевого конкурса социокультурных проектов среди муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры Красноярского края с субсидией в размере 500 тыс. руб.;

– денежные средства на ремонт выставочного зала выделены администрация города Бородино в размере 690 тыс. руб.;

– денежные средства на информационное обеспечение учреждения выделены администрацией города Бородино в размере 330 тыс. руб.;

– денежные средства в размере 94 тыс. рублей выделены по краевой программе «Культура Красноярья» на приобретение и монтаж видеонаблюдения по периметру музея и в выставочном зале в размере 97 тыс. руб.

Интересен тот факт, что обсуждение идеи и сути проекта состоялось в 2009 г. на первой летней школе музеологии в Перми, куда наш музей был приглашен в качестве участника. Летняя школа музеологии – это образовательная программа и коммуникационная площадка для работников музеев, созданная на базе Мемориального музея истории политических репрессий «Пермь-36». Куратором группы, в которой обсуждалась идея проекта «Два Бородина» стал хорошо известный музейному сообществу Владимир Дукельский – сотрудник Лаборатории музейного проектирования из города Москвы.

Защищенный на Школе рабочий вариант проекта первоначально представлял собой выставку-карту с обозначенными на ней нитями разного цвета путями: ссыльных солдат семеновского полка по Сибирскому тракту и ссыльных солдат Советской армии по восточно-сибирской железной дороге.

Впоследствии художественная концепция выставки видоизменилась. Главной идеей музейной экспозиции стал бородинский уголь – архиватор человеческих судеб. На первый план вышла личная история человека – подневольника, строившего угольный разрез. В разработке концепции, дизайнерского замысла выставки были задействованы Сергей Ковалевский – заместитель директора по проектно-инновационной деятельности Красноярского музейного-исторического центра на Стрелке, Вадим Марьясов – специалист по проектно-инновационной деятельности этого же учреждения.

Большую, если не главную роль в работе над проектом сыграло участие сотрудников музея Бородино в программе «Новые музеи для Сибири», организованной творческой группой «Музейные решения» при финансовой поддержке фонда Михаила Прохорова (2010-2012 гг.). Благодаря этой программе, наш музей смог принять участие в работе образовательного семинара в городе Москве (2010 г.), Санкт-Петербургского всероссийского профессионального форума «Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие» (2011 г.), был в составе красноярской делегации на международном фестивале музеев «Интермузее – 2012».

Лекции специалистов группы «Музейные решения», встречи, посещение столичных музеев оказали влияние на ход бородинского проекта. Особый след оставила проектная идея «Страна Гайдарика» Марины Мацкевич – заведующей Детским музейным центром исторического воспитания при Музее политической истории России (г. Санкт-Петербург). Приемы, используемые в образовательной программе «Страна Гайдарика» впоследствии использовал и наш музей, к примеру – короткие личные истории горожан в наушниках в «угольном коридоре».

Принцип привлечения партнеров к реализации проекта

С сотрудниками Красноярского музейно-исторического центра на Стрелке Бородинский музей сотрудничает в периоды проведения биеннале современного искусства (в 2007, 2009 и 2011 гг.). Международная биеннале собирает музейщиков, галеристов, фотографов, художников, архитекторов и дизайнеров из России и зарубежных стран.

Совместно с ККИЦ реализовано несколько значимых проектов биеннале – все они отмечены дипломами и грамотами. Проект екатеринбургского художника Владимира Селезнева «Бородинский уголь» о судьбах первостроителей (2011 г.) получил приз зрительских симпатий IX Красноярской биеннале и впоследствии номинировался на премию Кандинского. В связи с подготовкой к празднованию юбилея Бородинского сражения привлечение партнеров из Красноярского музейно-исторического центра подразумевалось еще на стадии написания проектной заявки. Велись переговоры с руководителями для организации совместного творческого процесса. Идея проекта была за музейными работниками, художественно-архитектурное наполнение – за специалистами музейного проектирования. В процессе работы над проектом несколько раз менялись эскизы будущей экспозиции. На этот момент администрация муниципалитета Бородино полностью прониклась идеей проекта и приняла активное участие в подготовке помещения (выставочного зала) к монтажу новой экспозиции. Замена старых музейных рам на окна из ПВХ, ремонт выставочного зала, капитальный ремонт ветхой проводки, галерейное освещение – инициированы сотрудниками музея и осуществлены за счет средств муниципального образования Бородино.

Ход реализации проекта

Из концепции: «Уголь прессуется миллионами лет из органического вещества. Процесс превращения биологического вещества в минеральное – процесс сохранения памяти (отпечатки папоротников, насекомых…)».

В нашем музее уголь спрессовал в себе истории радостей и драм: шедевры сталинского ампира и землянки первостроителей, жизнь и смерть, горести и любовь…

Предложенная специалистами музейного проектирования инсталляция (большой макет угольного карьера на Бородинском разрезе), разделила выставочный зал на две музейные зоны: прошлое разреза и города и его настоящее. Образовался одиннадцатиметровый черный коридор, внутри которого перемещается посетитель. Одна стена коридора состоит из системы сот, ячеек, решеток для размещения музейных предметов. На противоположной – система подвесов для плоскостного материала. Слоистая структура сооружения имитирует антрацит с проблесками - своеобразная структура угля.

Погружение в историю посетитель начинает с землянки первостроителя – репатрианта. Бытовая история жизни человека впрессована в кучу угля. Здесь он живет, работает, спит, любит, умирает и рождается. В образовавшихся нишах из музейного угля, с помощью личных вещей и предметов, разыгрываются различные сюжеты из жизни первостроителей. Десять ниш – ячеек с подсветкой из импровизированных шахтерских ламп, системой полочек. Это не раз и навсегда оформленная экспозиция, так как внутри нее возможны изменения, а своего рода конструктор, который можно перебрать в неком ином варианте.

Черный пласт с уступами взаимодействует с индивидуальными архитектурными особенностями выставочного зала. В торжественную помпезную архитектуру помещения музея в стиле «сталинского классицизма» внедрилась брутальная рыхлая структура современности, представляющая собой музейный уголь с его слоистой структурой. Четкие колонны с элементами «сталинского ампира» вырастают из «угольного пласта» и символизируют величие жизни, стремление человека к возвышенному в любых, даже нечеловеческих условиях послевоенного труда (здание музея строилось с 1949 г. по 1953 г., когда сами рабочие жили в землянках и бараках).

В самой конструкции нет ни единого гвоздя. Ее основой служат металлические стержни, вмонтированные в подиумы, на которые «насаживаются» составляющие – планки из ДСП, выкрашенные в черный цвет. Она насчитывает 2,5 тысячи конструктивных и 1,5 тысячи декоративных элементов. Уступы, образовавшиеся снаружи инсталляции (горняки называют их «угольные горизонты»), служат для размещения скульптурных и художественных работ, демонстрации изделий прикладного искусства, передвижных выставок (www.sibborodino.ru).

Современный архитектурный ход найден в решении зоны выхода из коридора: переход из трехмерного пространства в фотографию-баннер реальной угольной траншеи (1959 г.). На ней на фоне первого добытого угля возвышается комплекс домостроений сталинского периода, в том числе нынешнее здание музея.

Инсталляция универсальна – легко превращается в окоп, в прилавок магазина, кукольный театр. Из нее легко достать сувенир для посетителя – своеобразный «кусочек угля с нанесенными на него отпечатками истории».

Параллельно с монтажом экспозиции осуществлялись работы по капитальному ремонту парадного входа в музей и монтажу новой электропроводки.

В 2012 г. конкурсной комиссией министерства культуры Красноярского края была поддержана вторая часть музейного проекта «Два Бородина», которая позволила превратить выставочный зал в единое смысловое пространство. К работе над второй частью проекта опять же были привлечены специалисты Красноярского музейного центра на Стрелке. Разработчики продолжили играть с метафорой угля. Если черный угольный коридор – траншея рассказывает о прошлом города, то новый проект, это его настоящее. Самыми зрелищными в музее стали многослойные витрины, оборудованные в трех больших арочных окнах (2,5 х 1,8) выставочного зала и размещенные на своеобразных пьедесталах из музейного угля (подиумы).

Концептуальный мотив – ажурная легкая решетка на окнах (к ней крепятся стенды и музейные предметы): она открылась и музейный уголь «просыпался из настоящей угольной траншеи в выставочный зал музея». Образовавшиеся «пьедесталы почета» из музейного угля разместили «чемпионов» разных видов деятельности. С помощью современных технологий «воздух Бородино над углем расслоился», вобрав в себя важные события городской жизни, в том числе легенду об имени Бородино.

В многослойной витрине «Дым Отечества» «расслоился» миф Бородино о славных героях – солдатах Семеновского полка. В основе выставки лежат гравюры и живописные произведения художников XIX в., нанесенные на тонкое оргстекло. С помощью специальных подвесов плоские прозрачные стенды размещены не решетке в разных плоскостях, что позволяет ощутить экспозиционное пространство в объемном формате. На переднем плане герой экспозиции – рядовой семеновского полка Александр Копытов на утренней молитве. Макет пушки на лафете, кивер и ранец солдата разместились на угольном пьедестале. Муляжи оружия 1812 г. подвешены на решетке между стендами и включены в смысловое пространство экспозиции. Все три окна выставочного зала решены в одном стилистическом ключе – архитип диарамы.

Второе окно – диарама «Угольные горизонты» «расслоила воздух» на героев труда – горняка в телогрейке, награжденного орденами за трудовой героизм (Крюков Г.В.) и других тружениках, оставшихся незамеченными, но честно и с достоинством строивших Бородино.

Третье окно – «Чемпионский снег». Здесь героем стал Заслуженный тренер России, бородинец Гарри Эллер (его родители в военные годы были сосланы в Сибирь), воспитавший двух олимпийских чемпионок по биатлону. Основой для этих витрин стали фотографии из фондов музея. Для пытливых и вдумчивых посетителей в каждой диараме – неуловимая связь с событиями Бородина 1812 г. (эскадрон гусар на горизонте угольного карьера, биатлонная винтовка землячки – олимпийской чемпионки Ольги Медведцевой среди штыков винтовок 1812 г., и др.).

Оконные пространства оформлены к 200-летниму юбилею великого сражения под Москвой.

Проект 2012 г. решил проблему расширения смыслового пространства экспозиции за счет привлечения новых технологий и творческих ресурсов, основанных на видео и аудиоматериалах. Музейная экспозиция (угольная траншея), которая до проекта была статичной, превратилась в интерактивное музейное пространство, которое провоцирует посетителя на участие и выводит на разговор о первостроителях города, их судьбах. Здесь, кроме представленных фотографий, подлинных вещей, можно услышать их рассказы о времени и о себе. В экспозиции теперь активно используются аудио наушники для индивидуального посетителя. Посетитель может услышать короткие личные истории, рассказанные самими первостроителями. Музей собирает истории прошлого, как экспонаты, коллекционирует их по темам: истории любви, история войны, герои труда, истории спорта и т. д.

В нашем небольшом музее (180 кв. м.) появился большой плазменный телевизор 3D формата, с помощью которого каждый посетитель может стать участником виртуальной экскурсии в траншею разреза и понаблюдать за погрузкой угля роторным экскаватором в железнодорожный состав. Рядом с диарамой «Чемпионский снег» монитор воспроизводит кадры победного финиша олимпийской чемпионки Ольги Медведцевой на олимпийских играх в Ванкувере (Канада).

Новый информационный киоск вместил в себя оцифрованные в рамках проекта музейные реликвии – старые фотодокументы, книги почета передовиков производства, летописи краеведов, музейные презентации и другие материалы, которые стали доступными для посетителей.

Бородино подмосковное представлено возможностью сфотографироваться в исторических костюмах XIX в. Театрализованные музейные уроки пользуются большим спросом у школьников города.

Результаты проекта

Музей обрел новую жизнь, практически освободив выставочный зал от стандартных торговых витрин, которые были выставлены по его периметру. Капитально отремонтированы все помещения музея и посетителей встречает обновленный зал с экспозицией в стиле концептуального искусства и нетрадиционной подачей музейного предмета. Гордостью светятся глаза мальчишек и девчонок, когда идет разговор о сопричастности горожан к великому историческому событию России.

Администрацией города принято решение о проведении на базе Дворца культуры города ежегодного открытого фестиваля исторического моделирования «Бородинское поле – связь времен». Это яркий, костюмированный праздник, который впервые состоялся в 2012 г. при поддержке министерства культуры Красноярского края, Государственного центра народного творчества города Красноярска. Фестиваль был посвящен 200-летию Бородинского сражения. В 2013 г. он пройдет во второй раз и будет посвящен 400-летию династии Романовых.

Музейный проект вызвал интерес у французских специалистов современного искусства Идея пригласить для создания юбилейного арт-объекта совместную группу русских и французских студентов-архитекторов принадлежит министерству культуры Красноярского края. Ее поддержали французское посольство в Москве, администрация Бородино и руководство Бородинского разреза. Идейный вдохновитель – известный французский художник-архитектор Ксавье Жюйо. В Бородино реализацией проекта руководил его помощник – Бертран Гоусселин. Театрализованное открытие арт-объекта «Бородинский тракт» состоялось 7 сентября – в день юбилея битвы. Его специально назначили на вечернее время, большую роль здесь сыграло освещение. Мощный луч прожектора, символизировал соединение прошлого и будущего, невидимую связь с героями подмосковного Бородина. Сохранившийся Сибирский тракт в селе Бородино, по которому шли солдаты Семеновского полка, затем бывшие военнопленные советские солдаты, направленные на строительство разреза, нашел продолжение в символичной дороге из шпал и лучом света продолжился дальше через три многотонных ковша от угледобывающих экскаваторов на настоящую угольную траншею. Своеобразный телепорт, соединяющий прошлое, настоящее и будущее. Всего было использовано 200 шпал (200 лет!).

Важным результатом проекта, мы считаем, решение, принятое администрацией города совместно с руководством градообразующего предприятия разрез «Бородинский», о строительстве смотровой площадки, с которой открывается вид на открытые горные работы. Появится возможность для туристов оценить масштабы добычи угля на крупнейшем в России буроугольном разрезе, рассмотреть залежи полезного ископаемого, исследовать залегание горельников, подземных озер. Надеемся, что это привлечет внимание промышленных туристов к территории и даст возможность музею работать в режиме автобусных экскурсий со школьниками города.

Стало возможным расширение концепции исследовательской деятельности музея (до сих пор не получил документального подтверждения миф о ссыльных солдатах Семеновского полка в Сибири), появились новые темы музейных уроков. Это отчетливо понимают сотрудники музея Бородино и с энтузиазмом работают над увлекательными музейно-образовательными проектами.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль