Московская филармония: о проектах, достижениях и юбилее

396
В конце января 2012 года Московская государственная академическая филармония пышно отметила свой 90-летний юбилей. По итогам этого события мы встретились с генеральным директором филармонии Еленой Сергеевной Зубаревой и поговорили об экономической и организационно-технической сторонах жизни филармонии, проектной деятельности, поддержке молодых исполнителей и о том, как в сегодняшних непростых условиях учреждению удается год от года увеличивать число посетителей.

Московская филармония: о проектах,  достижениях и юбилее

Московская филармония: о проектах, достижениях и юбилее

 

В конце января 2012 года Московская государственная академическая филармония пышно отметила свой 90-летний юбилей. По итогам этого события мы встретились с генеральным директором филармонии Еленой Сергеевной Зубаревой и поговорили об экономической и организационно-технической сторонах жизни филармонии, проектной деятельности, поддержке молодых исполнителей и о том, как в сегодняшних непростых условиях учреждению удается год от года увеличивать число посетителей.

Московской филармонии исполнилось девяносто лет. Из них девять лет Вы провели в ее структуре. Какие достижения филармонии за этот период Вы могли бы отметить? В чем их значимость для самой филармонии и российской культуры в целом?

На мой взгляд, в последнее десятилетие филармония принципиально поменяла концепцию своего развития, а главное – свое отношение к слушателю. Такую радикальную перестройку филармонии начал проводить еще предыдущий директор Алексей Алексеевич Шалашов. Главным аргументом за то, что мы движемся в правильном направлении, является реакция слушателей, число которых постоянно растет с каждым новым сезоном. Успех прошедшего недавно юбилейного марафона, в рамках которого на концертах за один только день побывали около 10 000 слушателей (причем некоторые специально приехали на эту акцию из-за рубежа), убеждает меня в том, что академическая музыка сегодня не просто востребована, но интерес к ней растет день ото дня. И это, как мне кажется, − самое главное достижение российской культуры в целом, а не только отдельно взятых организаций.

Давайте посмотрим на факты: во-первых, значительно увеличилось количество концертов, которые проводит Московская филармония. Ежегодно только в столице проходит около 800 филармонических концертов в десяти концертных залах, проводится огромная просветительская работа в школах и детских домах – более 1000 концертов в сезон. Во-вторых, возродилась гастрольная деятельность во многих регионах России. Она была обусловлена появлением федеральной программы “Всероссийские филармонические сезоны”, инициатором которой выступила Московская филармония под эгидой Министерства культуры РФ.

Важным для нас шагом стало активное развитие международного сотрудничества, благодаря чему в Москве все чаще выступают прославленные зарубежные музыканты и музыкальные коллективы (симфонические и камерные оркестры, хоры), причем те, кто сегодня реально входит в число звезд мирового уровня и признанных лидеров исполнительского движения. Среди них − Венская и Берлинская филармонии под руководством Даниеля Баренбойма и Саймона Рэттла, Лондонский симфонический оркестр с Валерием Гергиевым, “Оркестр Артуро Тосканини” с Лорином Маазелем, Оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом, Симфонический оркестр “Maggio Musicale Fiorentinо” с Зубином Метой, ансамбль барочной музыки “Les arts florissants” с Уильямом Кристи, не говоря уже о музыкантах-солистах. Таким образом осуществляется генеральная идея развития Московской филармонии − интеграция в мировое музыкальное пространство. Кроме того, в Московской филармонии за указанные годы появился ряд популярных у публики проектов, связанных с зарубежными солистами. В первую очередь нужно назвать абонементы “Звезды мировой оперы” (в рамках которого в России побывали многие знаменитые голоса Европы и США) и “Оперные шедевры” (здесь довольно часто осуществляются российские премьеры выдающихся опер).

Отдельной страницей новейшей истории филармонии стало сотрудничество с выдающимися композиторами, нашими современниками − Родионом Щедриным, Софией Губайдулиной, Андреем Эшпаем, Александром Чайковским, Алексеем Рыбниковым, Геннадием Гладковым и многими другими, в том числе молодыми, авторами. Современная музыка − одно из основных направлений деятельности нашего нового камерного зала. Нас также радует огромная востребованность новых детских программ. Например, цикл “Сказки с оркестром”, в рамках которого известные актеры и актрисы театра и кино читают любимые сказки в сопровождении оркестровой композиции, пятый сезон подряд удерживает позиции филармонического бестселлера.

28, 29 и 30 января 2012 года филармония провела уникальный концертный марафон. Когда началась его подготовка? На какие этапы можно разбить процесс?

Формат музыкального марафона для нас был абсолютно непривычен − за девяносто лет существования филармонии мероприятие такого рода проводилось здесь впервые. И конечно, было много волнений и опасений. Подготовка этого сложнейшего для нас события заняла сравнительно немного времени − началась она где-то за четыре месяца до юбилейной даты. Мы глубоко благодарны всем коллективам и солистам, которые нашли возможность поздравить Московскую филармонию в день ее 90-летия и проявили максимум лояльности к тем условиям, которые были заданы самим форматом марафона.

Несмотря на то, что воскресенье 29 января выдалось чрезвычайно морозным, московские меломаны не устрашились погодных условий и с удовольствием пришли в концертные залы. Все концерты проходили с аншлагом. Может быть, только последний, джазовый концерт, прошедший с огромным успехом, не смог собрать полного зала, но, скорее всего, дело в том, что традиция ночных концертов еще не вошла в обиход горожан. В итоге и для нас, и для наших слушателей получился именно тот праздник музыки, который мы и задумывали, не омраченный никакими недоразумениями.

При организации масштабных мероприятий очень важны правильно подобранная программа и правильный подход к артистической составляющей – какую степень свободы предоставить каждому исполнителю, как отредактировать программу и т. д. Кто занимался формированием репертуара марафона? Как проводилось его утверждение?

Мы предложили всем творческим коллективам, которые сотрудничают с филармонией, принять участие в юбилейном марафоне. Концертную программу выбирали они сами. На мой взгляд, репертуар получился достаточно ярким, разнообразным и многоплановым. Слушатели любого возраста смогли найти в нем что-то для себя интересное − в марафоне были представлены и детские концерты, и народные танцевальные программы Ансамбля имени Игоря Моисеева и Хора имени Пятницкого, и симфонические программы, и поэтическое чтение, и даже джаз.

Мы благодарны нашим исполнителям, которые приложили максимум усилий, чтобы попасть в этот день в Москву. Виктор Викторович Третьяков специально прилетел из Германии, чтобы выступить на концерте, а Владимир Михайлович Юровский приехал в зал Чайковского прямо из аэропорта. Но несмотря на такие непростые условия, все концерты прошли с большим успехом.

На сегодняшний день многие учреждения культуры ведут проектную деятельность или интересуются ей. Филармония проводит выездные концерты-лекции для детей и выставку “Дети рисуют музыку”, предоставляет коллективам молодых исполнителей возможность “Филармонического дебюта”. Каковы результаты этих проектов? В чем их значимость для филармонии?

Просветительские проекты составляют значительную долю филармонических концертов. Артисты Московской филармонии проводят большое количество концертов в детских домах, школах, лицеях, детских социальных учреждениях. Ежегодная выставка “Дети рисуют музыку” – это лишь видимая небольшая часть результатов этой работы, рассчитанной на далекую перспективу воспитания новых поколений просвещенных слушателей и ценителей музыки. Кстати говоря, свои художественные работы на выставку присылают дети самых разных возрастов, что говорит о большой заинтересованности юных слушателей.

Поддержка молодых исполнителей − также одна из важнейших составляющих филармонической жизни. Подготовка нового поколения музыкантов, которые однажды станут гордостью российской музыкальной культуры, для нас чрезвычайно необходима. В Московской филармонии программа поддержки молодых исполнителей включает три уровня мастерства – от дебютных выступлений в Камерном зале до приглашения на большую сцену в рамках циклов “Молодые таланты” и “Звезды XXI века”.

Какая поддержка сейчас нужна молодым исполнителям? Только ли финансовая?

Мы прилагаем все усилия для того, чтобы создать благоприятные условия для творческой реализации молодых музыкантов. Исполнителям нужно, чтобы их увидели и услышали. Именно поэтому мы стараемся показать молодых музыкантов и экспертам, и профессионалам, и слушателям. Кроме финансовой поддержки, молодые исполнители нуждаются в грамотном менеджменте, с помощью которого они получают возможность выступить не только в Москве, но и в других городах России и за рубежом... Конечно, еще необходима информационная поддержка концертов, благотворно влияющая на становление их исполнительской карьеры.

Насколько Интернет-канал интересен филармонии, и каким организациям Вы бы порекомендовали перенять опыт проведения трансляций концертов через Интернет?

Начнем с того, что Московская филармония часть своих концертов транслирует на своем собственном сайте − в том числе там был показан наш юбилейный марафон. Интернет-трансляции представляются нам одним из наиболее перспективных векторов развития и популяризации классической музыки, поскольку в нашей стране далеко не все любители музыки могут попасть на концерты в культурные столицы или даже посмотреть их трансляции на телеканалах. В связи с развитием индустрии IT, интернет представляется одним из самых доступных средств массовой информации. Трансляции филармонических концертов в интернете могли бы обеспечить доступ к культурным ценностям огромной аудитории в российских регионах.

Как выстраивается финансовая политика филармонии? Каким направлениям Вы уделяете наибольшее внимание, какова отдача от этих вложений?

Мы – некоммерческая организация, и академическая музыка по определению не может приносить прибыль и не может существовать без активной поддержки государства. Во-первых, филармония – это собственные творческие коллективы: Академический симфонический оркестр, Государственный академический камерный оркестр, ансамбль солистов “Академия старинной музыки”, ансамбль “Мадригал”, квартет имени Бородина. Их содержание, так же как и содержание самостоятельных творческих коллективов, государство, в основном, берет на себя.

Вторая составляющая деятельности филармонии – организация и проведение концертов – финансируется государством в очень ограниченном объеме. И в этой части нашей деятельности наш основной источник финансирования – это наш слушатель. У филармонии финансы не являются определяющим фактором деятельности. Мы стараемся не только удовлетворять, но и формировать запросы публики. Филармония выстраивает репертуарный план не на основе финансовой политики, а исходя их финансовых возможностей. А основная цель нашей политики – это увеличение слушательской аудитории.

Из 800 концертов, проводимых филармонией в залах, около 200 концертов проводятся для детей и юношества. Все они проходят с аншлагами, а это значит, что и через 20, и через 30 лет эти повзрослевшие дети будут приходить в наши залы и приводить своих детей. Примерно 100 концертов в год составляют концерты молодых исполнителей и концерты современной музыки. Молодые музыканты и композиторы чувствуют себя востребованными и перестают уезжать из страны. И, конечно же, большая часть наших концертов − это концерты федеральных коллективов, которые реализуют свой творческий потенциал при помощи филармонии. Так что отдача от вложений государства и слушателей в финансирование деятельности филармонии, по-моему, очень большая.

В то время как концертные организации сетуют на падение интереса к классической музыке и решают вопрос, как “примирить” классику и современных исполнителей различных стилей, на сцене Московской филармонии, случается, выступают знаменитые рок- и поп-исполнители. Как найти баланс между арендными и филармоническими концертами? Кто принимает решение в каждом конкретном случае – Вы или экспертный совет?

Московская филармония отмечает не падение, а повышение интереса к классической музыке. Что касается арендных концертов в залах филармонии, то они происходят крайне редко, это скорее исключение. Камерный зал вообще не сдается в аренду – он решает собственные художественные и стратегические задачи филармонии, прежде всего по продвижению молодых музыкантов. Концертный зал имени Чайковского испытывает огромные нагрузки (концерты проводятся практически ежедневно и два раза – в субботу и воскресенье).

Сдавая зал в аренду в редкие свободные дни, мы прежде всего ориентируемся на имя исполнителя и качество предложенной им программы. Все предложения о концертах подробно рассматривает существующий в филармонии экспертный совет во главе с Евгением Семеновичем Баранкиным. Рекомендации экспертов являются определяющим фактором при решении о предоставлении своей сцены в аренду. Поэтому мы всегда уверены, что концерты будут достойны этой сцены.

На нашей сцене с огромным успехом уже выступили Борис Гребенщиков и Диана Арбенина. А летом должно состояться выступление Димы Билана. Его сольный концерт пройдет в камерном и оперном репертуаре (наверное, вы помните его выступление на Первом канале в программе “Призрак оперы”), и я могу напомнить, что в этом амплуа его высоко оценило специальное жюри, в состав которого входил профессионал такого высочайшего уровня, как Зураб Константинович Соткилава, певец и педагог.

Чего Вы ждете от наступившего года?

Я очень надеюсь, что классическая музыка станет потребностью каждого человека. Мы ждем наших постоянных и новых слушателей, наших великолепных музыкантов и артистов! Готовим для них интересные проекты и надеемся, что у нас будет возможность воплотить все наши идеи и планы.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль