Особенности российской методологии перспективного планирования деятельности музеев на примере Концепции развития ГМИИ имени А.С. Пушкина

1468
Назначение, структура и наполнение Концепции развития музея. Основные положения Концепции развития Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на период до 2018 года

Особенности российской методологии перспективного планированиядеятельности музеев на примере Концепции развития ГМИИ имени А.С. Пушкина

Г.А. Зайцева,

Руководитель Центра экологических проблем сохранения наследия иэкспертизы региональных программ и проектов Института наследия

 

Концепция развития нужна учреждению культуры для того, чтобы оценитьвозможные перспективы своего развития, представить результаты своей будущейдеятельности и просчитать затраты на реализацию планов. При этом полезновоспользоваться мировым опытом планирования в данной сфере. Рассмотрим созданиетакой концепции на примере ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Концепция развития Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на период до 2018 г. была разработана ведущими специалистами учреждениясовместно с ООО “Экокультура”. Она содержит системный анализ музея в динамикеего исторического развития, перечень основных проблем, стоящих перед ним, иописание оптимальных путей их решения, выявление социально-культурной миссиимузея на современном этапе и в перспективе, обоснование возможных параметровпреобразования. Концепция представляет собой актуализированную версию стратегииразвития музея, которая учитывает сложившуюся ситуацию, накопленный опыт ипроведенные исследования целевой аудитории.

Программа реконструкции и развития ГМИИ им. А.С. Пушкина, включающаяоценку затрат по целевым мероприятиям и предложения по ее инвестиционнойсоставляющей, была одобрена коллегией Минкультуры России в 2003 г. В 2007–2008гг. было подготовлено социокультурное обоснование проекта создания “музейногогородка” с калькуляцией затрат на реализацию проекта по укрупненным ианалоговым показателям. Таким образом, сам факт разработки в 2011 г. Концепции отвечаеттенденциям политики государства по внедрению программно-целевого методауправления учреждениями культуры и представляет собой ценный опыт контроля зареализацией стратегии и ее своевременной корректировки.

ГМИИ им. А.С. Пушкина формировался в течение столетия и в настоящее времяпредставляет собой крупный художественный и культурно-просветительский центр,являющийся одним из признанных мировых лидеров музейного дела и имеющийзначительный потенциал для развития.

Основные проблемы музея обусловлены недостаточной обеспеченностью “жизненнымпространством” – площадями, оборудованными в соответствии с современнымитребованиями, для размещения экспозиции, депозитария и реставрационныхмастерских, проведения выставок, развития инфраструктуры, ориентированной назапросы посетителей.

 В настоящее время из-за аварийного состояния ряда зданий инесоответствия их современным музейным требованиям задействованы не всеимеющиеся у музея площади. При этом даже используемые помещения нуждаются вкапитальном ремонте и техническом переоснащении. Острый дефицит площадей явносковывает развитие всех направлений музейной деятельности.

Невозможность надлежащего развития всех сфер музейной деятельности насуществующих объектах выставочного комплекса диктует необходимостьреконструкции имеющихся и строительства новых зданий на имеющейся территории в4,7 га.

ГМИИ им. А.С. Пушкинавидит свою миссию в создании в России инновационного музейного комплекса XXI в., предназначенного стать однимиз наиболее востребованных в мире и помогающего человеку открывать для себямировую культуру.

Учитывая мировые тенденции развития музеев, ГМИИ им. А.С. Пушкина планируетсоздать масштабный выставочный комплекс – “музейный городок”, которыймаксимально откроет свои коллекции посетителю, привлекая и заинтересовывая его.Архитектурная компания Foster Architects (FA) в 2008 г. наосновании технического задания, подготовленного музеем, выполнила архитектурныйэскиз “музейного городка”, который рассматривался как базисный в настоящейКонцепции.

Насегодняшний день во всем мире приоритетным направлением в деятельности музеев –учреждений, призванных собирать, хранить, изучать и экспонировать памятникиматериальной и нематериальной культуры – становится широкая, резонанснаядемонстрация своих собраний. В соответствии с этим основными целями ГМИИ им. А.С.Пушкина на предстоящий период были определены реализация, развитие и модернизацияресурсного потенциала музея (пополнение музейных коллекций, кардинальноеулучшение условий хранения и реставрации, подъем на качественно новый уровеньнаучной и просветительской деятельности, расширение спектра услуг,предоставляемых посетителям).

Основныецели конкретны, достижимы и измеримы количественными показателями:

■увеличение посетительской аудитории;

■открытие новых отделов музея;

■создание новых экспозиций и выставок;

■реализация новых услуг.

В соответствии с Концепцией, в состав инфраструктуры всех составляющихэлементов музейного комплекса войдут музейные магазины, объекты общественногопитания (рестораны, кафе), а также зоны рекреации.

Строительство в новом музейном комплексе отдельного зала многоцелевогоназначения – это требование времени. Зал усовершенствует и обогатит жизнь музея.Он проектируется как аудитория для проведения лекций, научных конференций иклубных встреч с художниками, учеными и коллекционерами, обсуждения выставок.Еще одно назначение аудитории – киноконцертный зал, в т. ч. для ежегодногопроведения международного музыкального фестиваля “Декабрьские вечера СвятославаРихтера” и детского фестиваля “Январские вечера”. Благодаря оправданномуиспользованию видеоматериалов, документальных и научно-популярных фильмов обискусстве, привычные формы концертной жизни заиграют новыми гранями. Также здесьбудут проходить музыкально-литературные и поэтические вечера.

 Концепция предусматривает формирование культурного продукта на уровневедущих музеев мира и внедрение комплекса музейного маркетинга.

Нельзя не остановиться на ключевых направлениях деятельности музея всоответствии с этим документом.

Экспозиции. В результате развития экспозиционного пространства всеразделы музейной коллекции ведущих научных отделов (Древнего Востока, Искусстваи археологии Древнего мира, Искусства старых мастеров и Искусства XIX–XXI вв.)будут представлены в расширенном виде. Впервые появятся постоянные (сменные)экспозиции отделов графики и нумизматики, разделов экспозиции Кипра иСредневековья, внеевропейских цивилизаций и искусства фотографии. В обновленномвиде будет представлено собрание отдела личных коллекций. Будут широко использованывозможности современных электронных и мультимедийных технологий. Важное место вэкспозиционном пространстве может занять интерпретация истории главного зданияи всего “музейного городка” как неотъемлемого знакового объекта российскойкультурной жизни и архитектурной заповедной зоны Москвы. Станет возможным и егоэкскурсионное посещение как архитектурного комплекса.

Выставки. Традиционно сильное направление деятельности ГМИИ им. А.С.Пушкина и в будущем предусматривает подготовку и проведение разномасштабных иразноплановых выставок с расширением тематики (прикладное искусство, дизайн,мода, фотография и др.). Увеличение качества и объема выставочных проектов, асоответственно, и предлагаемых населению услуг, будет способствовать увеличениюпосещаемости музея. Важной составляющей данного направления является повышениеинформативности выставочной деятельности с выходом в социальные сети. Экспозиционноепространство будет оснащено мультимедийным, аудио- и видеооборудованием.

Императивом является строительство отдельного здания выставочного центра.В настоящее время Москва не располагает помещением для проведения крупныххудожественных выставок, соответствующим международным стандартам. Это существенноснижает культурный рейтинг столицы.

Объем и география международных связей ГМИИ могут быть увеличены в связис развитием культурных обменов со странами СНГ, Восточной Европы, ЛатинскойАмерики, Африки и Азии.

Открытое хранение. Создаваемый в музее депозитарно-реставрационныйцентр позволит сотрудникам организовать работу по комплектованию, хранению иуправлению коллекциями на уровне мировых стандартов за счет внедрения актуальныхтехнологий, современного хранительского оборудования и технологических систем.Одновременно будет обеспечено надежное и удобное для доступа открытое хранениеколлекций, не выставляемых в основной экспозиции.

Разработанная Концепция согласуется с государственной политикой вотношении музеев. Оценка достигнутых результатов, заложенных в Концепции, осуществляетсяна основе использования групп целевых показателей и индикаторов.

Реализация предлагаемых Концепцией проектов и мероприятий обеспечитстабильное развитие ГМИИ им. А.С. Пушкина, расширит возможности музейногоучреждения удовлетворять запросы и потребности всех категорий населения игостей Москвы, обеспечит реконструкцию, модернизацию и техническое оснащениемузея, повысит эффективность всех направлений его деятельности, включаяинновационные разработки, благотворно отразится на культурной среде города. Врезультате будут созданы новые музейные пространства, заложены большиеобщественные зоны, безопасные и комфортные для всех категорий посетителей. Вних людям будут предложены дополнительные досуговые возможности, которыепомогут публике получить новый культурный и интеллектуальный опыт.

“Музейный городок” в центральной, заповедной части столицы станет однойиз главных культурных достопримечательностей, притягательной как для жителейгорода, так и для его гостей, в т. ч. и зарубежных. Главной характеристикой созданногосовременного музейного комплекса XXI в. станетмаксимальная открытость коллекций и обращение всей его деятельности в сторонупосетителя.

Впервые в российской музейной практике Концепция развития учреждениякультуры была направлена Министерством культуры РФ на отзыв четыреммеждународным компаниям, которые специализируются на разработке музейныхпроектов: Bogner.cc (Австрия), Event Communications(Великобритания), Lordculture (Канада / Франция), Ralph Appelbaum Associates Inc. (США). Зарубежные специалисты отметили сильные и слабые стороныКонцепции, а также предложили свои услуги по доработке тех или иных позицийдокумента. Общий обзор рецензий дает возможность выделить целый рядположительных отзывов о выполненной работе.

Отзывы рецензентов на Концепцию развития ГМИИ им. А.С. Пушкина

Bogner.сс: “Концепция содержит ценные музеографические соображения и полезные требования дляразвития самого современного мирового музейного комплекса; предоставляетподробное описание требований к инфраструктуре”.

Event Сommunications:“Тщательно и подробно проработанное предложение,плотно увязанное с реализацией архитектурно-композиционного решения,разработанного FA (Foster Architects)… Главная сильная сторона Концепции –это позиционирование Пушкинского музея как музея мирового искусства вМоскве”.

Lordculture: “Концепция имееточень четкое представление о фактической ситуации ГМИИ благодаря внутреннемуи контекстному анализу, который, в свою очередь, хорошо обоснован. Концепциядокументально подтверждена, содержит хорошую информацию, и демонстрирует комплексныйподход к проблемам подобного учреждения. Ее сильные стороны – хорошееопределение рисков и задач для современного культурного учреждения, ясность ипростота выполнения, посетитель всегда находится в центре внимания, хорошийподход к маркетингу и брендингу”.

RalphAppelbaumAssociates, как приверженец образовательнойдеятельности для детей, среди сильных положительных сторон Концепции отметил«строительство детской площадки,использование медийных и интерактивных программ развития детских творческихспособностей, развитие программ для детей с ограниченными возможностями,просветительские лектории для взрослых посетителей, школьные и дошкольныекружки и т. д. в детском центре “Мусеон”». Специалисты фирмы указали также нато, что подобная деятельность привлекает семьи – а значит, музей поддерживаетвозрастной диалог и – самое важное – приобретает постоянную аудиторию,которая поддержит его и в хорошие, и в плохие времена.

 

 

Подавляющее большинство замечаний и предложений зарубежных фирм-экспертовпо совершенствованию Концепции связано с их недостаточной осведомленностью о российскихтребованиях к стратегическому планированию сферы культуры, в т. ч. музеев. Взарубежной практике подобные проекты соответствуют нашей “Программекомплексного развития учреждения культуры”, составной частью которой являетсяпредставленный документ. Так, помимо концепции (в которой определяются миссия,цели, задачи, выполняется всесторонний ситуационный анализ, выявляются проблемыи ресурсный потенциал музея, приоритеты, а также предлагаются основныенаправления деятельности музея), Программа комплексного развития музея включаетв себя следующее:

1) систему конкретных программных мероприятий собоснованием их стоимости;

2) предложения по механизмам реализацииПрограммы, включая модернизацию организационной структуры музея;

3) этапы реализации Программы;

5) технико-экономическое обоснование и финансовый план;

6) систему организации управления и контроля заисполнением Программы;

6) визуализацию (электронную презентацию) Программы и др.

 Вместе с тем, именно эти или аналогичные позицииконсалтинговые фирмы рекомендовали ввести в Концепцию развития ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Программно-целевойметод обеспечивает строгую логику разработки программных мероприятий,направленных на осуществление задач Программы. Их система позволяет направитьимеющиеся ресурсы на развитие стратегически значимых проектов, за счет чегопроисходит оптимизация использования бюджетных средств. Программы всех уровнейучитывают требования, предъявляемые к разработке федеральных и ведомственныхцелевых программ, а также основные положения государственной бюджетной реформы.

Опытвзаимодействия с зарубежными консалтинговыми фирмами, несомненно, важен дляразвития отечественной школы стратегического планирования сферы культуры. Егопервые результаты позволяют сделать вывод о необходимости двустороннегоперевода отечественных и зарубежных наработок, что будет наиболее эффективным придействующем диалоге, и включения этого материала в учебные программы поподготовке музейных специалистов.

 

Приложение

Основные положения Концепции развития Государственногомузея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

на период до 2018 года

 

Разработчики:

Федеральное государственное учреждение культуры

“Государственный музей изобразительных искусств имениА.С. Пушкина”

ООО “Экокультура”

Москва, 2011 г.

 

Введение

Концепция развития Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (“Музейный городок”) на период до 2018 г. состоит из двух книг исодержит системный анализ музея в динамике его исторического развития,обоснование возможных параметров развития с точки зрения культурообразующегосодержания, выявление и формализацию социально-культурной миссии музея насовременном этапе и в перспективе, анализ основных проблем, стоящих передмузеем, и описание оптимальных путей их решения.

При разработке Концепции учтены основные результаты социологическихисследований, проведенных по инициативе ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Для разработки оптимальных путей решения имеющихся у музея проблем былпроведен ситуационный анализ с применением современных методовстратегического планирования.

ГМИИ им. А.С. Пушкина формировался втечение столетия и в настоящее время представляет собой крупный художественный икультурно-просветительский центр, являющийся одним из признанных лидеровмузейного дела и имеющий значительный потенциал для развития. Основные проблемымузея обусловлены недостаточной обеспеченностью площадями, оборудованными всоответствии с современными требованиями, как для экспозиции и выставок, так и фондохранилищи реставрационных мастерских. Из-за аварийного состояния ряда зданий,несоответствия их современным музейным требованиям, а также в силу проводимойреконструкции, в настоящее время используются не все имеющиеся музейные ресурсы.

При этом даже используемые помещениянуждаются в капитальном ремонте и техническом переоснащении (в главном здании музеякапитальный ремонт не проводился со дня его основания). Острый дефицит площадейявно сковывает развитие всех направлений музейной деятельности.

Наличие у музея 4,7 га земли позволяет ему реализовать проекты, направленныена ее освоение: строительство новых объектов, реконструкция зданий, благоустройствотерритории с целью ее использования для музейных нужд, проведения культурныхмероприятий на открытом воздухе и др.

1.  1. Цели и задачи развития музея на период до 2018 года

Учитывая мировые тенденции развития музеев, ГМИИ им. А.С. Пушкинапланируетсоздать музейный комплекс, который максимально открывает свои коллекциипосетителю, привлекая и заинтересовывая его.

Миссия ГМИИ им. А.С. Пушкина – создание в России инновационногомузейного комплекса XXI века, предназначенного статьодним из наиболее востребованных в мире и помогающего человеку открывать длясебя мировую культуру и получать от этого удовольствие.

Социальная функция музея - 3

Музей рассматривается прежде всего как социальный институт, занимающийсясохранением и использованием культурного наследия.

ГМИИ им. А.С. Пушкина проектируется как инновационный музейный комплексXXI века, способный ежедневно принимать значительное число посетителей,предоставлять разнообразные музейные программы и проекты для всех категорийнаселения, предлагающий решение образовательных, социально значимых культурныхзадач. Музей, ориентированный на интерактивную коммуникацию, становитсяпространством развития и творческой самореализации личности.

Эти функции определяют образ современного музея, его предназначение,архитектурное исполнение, функциональное зонирование, состав и объемыпомещений, а также их технологическое приспособление.

Невозможность надлежащего развития всех сфер музейной деятельности всуществующих объектах музейного комплекса диктует необходимость реконструкцииимеющихся зданий и строительства новых на музейной территории.

Цели и задачи на предстоящий период, определенныеКонцепцией, направлены на совершенствование уставных институциональныхфункций музея.

В настоящее время во всем мире приоритетным направлением в деятельностимузеев – учреждений, призванных собирать, хранить, изучать и экспонироватьпамятники материальной и нематериальной культуры, – становится широкая ирезонансная демонстрация своих собраний. Современный музей превращается вкультурный центр, ориентированный на интерактивную коммуникацию, становитсяпространством развития и творческой самореализации личности. В современноймировой практике расширение просветительской модели музея происходит и за счетпринятия “гедонистической” концепции, согласно которой искусство должнодоставлять человеку удовольствие, вносить гармонию в его жизнь.

Основные цели – развитие имодернизация ресурсногопотенциала ГМИИ имени А.С. Пушкина (пополнение музейных коллекций, кардинальноеулучшение условий хранения и реставрации, подъем на качественно новый уровень научнойи просветительской деятельности, расширение спектра услуг, предоставляемыхпосетителям). Благодаря этому музей будет преобразован в современный многофункциональныймузейный комплекс, который:

■ развивает социальную функцию музея – исследование аудитории иориентация на посетителей;

■ расширяет просветительскую функцию – обеспечивает доступностьинформации;

■ удовлетворяет нормативным условиям экспонирования, хранения иреставрации уникальных музейных коллекций, обеспечивает их включение в мировойкультурный оборот;

■ использует новые музейные технологии;

■ имеет развитую инфраструктуру и является респектабельнымучастником сферы интеллектуальных услуг мирового уровня.

Основныецели конкретны, достижимы и измеримы количественными показателями:

■увеличение посетительской аудитории;

■открытие новых отделов музея;

■создание новых экспозиций и выставок;

■реализация новых услуг.

“Музейный городок” - 3

Для комплексного развития музея наилучшим определен вариант так называемого“музейного городка”. Территория размещения его имеет особую историческую икультурную ценность. Здесь находятся более двадцати памятников архитектуры,истории и культуры, а также сохранившиеся участки археологических культурныхнапластований и строительных остатков старой Москвы XIV–XVIII вв., в том числе и Белого города.

Культурно-досуговые музейные районы (кварталы) являются внутригородскимиструктурами, обладающими большим влиянием на развитие культуры городов в целом.Они включают исторические здания и новую архитектуру, где размещены учреждениякультуры самых разных типов, объединяющие различные виды искусств. Музейныекварталы предоставляют жителям и туристам разнообразные возможности культурногодосуга и отдыха в едином пространстве городского района, улицы, квартала.

Главным объектом привлечения широкой публики в “музейный городок” являетсяпостоянная экспозиция музея и временные выставки. Кроме того, на его территориибудут действовать Центр эстетического воспитания детей и юношества “Мусейон” и многофункциональнаяаудитория, а также открытый доступ в библиотеку и в репродукционный фонд.

Создание “Музейногогородка” позволит:

■ интегрироватьего богатейший потенциал, как одного из крупнейших музеев, в сферугосударственной политики и экономики;

■ использоватькак существующие здания этого исторического заповедного квартала Москвы, так и вновьпостроенные новые сооружения, образующие в целом уникальный архитектурныйансамбль заповедной зоны центра Москвы – “архитектурный городок” (XVII–XXI вв.)

Музейный комплекс будет включать следующие музейныеподразделения и объекты:

■ Главное здание (памятник истории и культуры федеральногозначения, 1912 г., арх. Р.И. Клейн);

■ Отдел искусства старых мастеров (бывшая усадьбаВяземских-Долгоруковых, XVIII–XXвв., арх.М.Ф. Казаков и др.);

■ Отдел искусства XIX–XXI вв. (2 здания) (бывшая городская усадьбаГолицыных, XVIII–XX вв., арх.С.И. Чевакинский, И.П. Жеребцов и др.);

■ Дом графики (бывший дом А.В. Бурышкина, 1826 г., арх. Ф.М.Шестаков);

■ Отдел личных коллекций (2 здания) (бывшая городская усадьба П.И.Глебова, XVIII-XIX вв. и часть городскойусадьбы XVIII–XIX вв.);

■ Центр эстетического воспитания детей и юношества “Мусейон” (бывшаягородская усадьба Глебовых-Пономаревых, конeц XVIII – начало ХХ вв.);

■ Выставочный центр (новое строительство);

■ Депозитарно-реставрационный центр (ДРЦ) (новое строительство);

■ Научно-информационный центр (бывший доходный дом Стуловых, 1913г., арх. В.Е. Дубовской);

■ Многофункциональная аудитория. Лекторий музея (новоестроительство).

В состав инфраструктуры всех составляющих элементов музейного комплексавойдут музейные магазины, объекты общественного питания – рестораны, кафе; атакже зоны рекреации и отдыха.

 

Модернизация основных имеющихся музейных объектов и создание новых

 

Главное здание

Предполагается его комплексная реставрация, расширение, техническоеперевооружение и приспособление под современные музейные технологии. Проектомпредусмотрено перекрытие внутренних дворов и новое подземное строительство сцелью расширения помещений входной группы. Главное здание будет являтьсяцентральным входом в музей с соответствующими современным требованиям условиямиприема посетителей и развитой инфраструктурой. Оно станет основной зоной входав экспозиционное пространство музейного комплекса, поскольку будет соединеноподземными переходами с двумя другими зданиями (Галерея искусства старыхмастеров и Галерея искусства XIX–XXIвв.), представляющими, наряду с Главным зданием, единое экспозиционноепространство, раскрывающее историю зарубежного искусства от древнейшихцивилизаций до современности.

 Концепция экспозиции Главного здания преследует цель наилучшим образом воплотитьпросветительскую идею И.В. Цветаева, основателя музея, за счет максимальногонасыщения экспозиции подлинными художественными произведениями. В Главномздании, помимо собранных основателем музея коллекций слепков (от ДревнегоЕгипта до Эпохи Возрождения), будет значительно расширена экспозицияподлинников. Она будет включать предметы искусства и культуры Древнего Востока,античности (Греция, Рим), Византии и Средневековья, а также богатые материалы археологическихраскопок ГМИИ. Появятся новые разделы внеевропейских цивилизаций: ДальнегоВостока (Китай, Япония), Латинской Америки и Африки. Впервые в постояннуюэкспозицию войдут нумизматические коллекции, а также “Золотая кладовая”.

В Главном здании может сохраниться часть картинной галереи музея отВизантии до Возрождения (в соответствии с хронологией раздела слепков иархитектурным оформлением интерьеров). Будут созданы специальные залы:византийской и ранней итальянской живописи (среди шедевров следует особенноотметить широко известные произведения Сассетты, Боттичелли, Джулио Романо,Бронзино, Тициана, Веронезе).

Основная часть живописного раздела размещается в Галерее старых мастеров.

Кроме того, Главное здание музея (Белый зал и колоннады) сохранит свою ключевуюроль как выставочное пространство для организации и показа особо значимыхвыставочных проектов.

Отдел искусства старых мастеров

Комплексная реконструкция, реставрация, расширение и приспособлениебывшей усадьбы Вяземских-Долгоруковых будут выполнены с целью размещения в ней экспозицииОтдела искусства старых мастеров – одного из лучших и наиболее привлекательныхразделов коллекции музея. Характер расположения домовладения, а также логикаразвития музейного комплекса предусматривают устройство подземного перехода,обеспечивающего связь с Главным зданием. В картинной галерее будут такженаходиться вспомогательные помещения для профилактических работ, кафе, музейныемагазины, досуговый центр и др.

Среди экспонатов Отдела немало выдающихся и широко известных произведенийстарых западноевропейских мастеров, дающих представление о развитии основныхнациональных художественных школ Европы XIII – начала XIX вв.

Здесь будут представлены произведения искусства поздней готики иВозрождения в Нидерландах, Германии и Франции (Иоганн Кёрбеке, Лукас КранахСтарший, Питер Артсен, Иоахим Бёкелар, Питер Брейгель Младший), фламандской иголландской живописи XVII в. (Рубенс, Ван Дейк, Иорданс, Тенирс, Рембрандт,Питер де Хох, Терборх, Рейсдал и многочисленные “малые голландцы”), итальянскойживописи XVII–XVIII вв. (Фетти, Строцци, Маньяско, Тьеполо, Гварди), испанскойживописи XVII в. (Сурбаран, Рибера, Мурильо) и французской живописи XVII – началаXIX вв. (Пуссен, Лоррен, Ватто, Буше, Шарден, Грёз, Робер, Гро). В экспозициибудет представлено в т. ч. более 500 картин, находящихся в настоящий момент в фондохранилищах.Картинная галерея обогатится значительным числом произведенийзападноевропейской скульптуры, декоративно-прикладного искусства и шпалер.

Отдел искусствастран Европы и Америки XIX–XXI вв.

Два здания бывшей усадьбы Голицыных после реставрации, расширения иприспособления ее под картинную галерею будут соединены между собой и с Главнымзданием подземными переходами. В них также предусматриваются помещения длявременного хранения и профилактической деятельности, организации работы спосетителями, кафе и др.

В разделе искусства XIX в. (левый флигель усадьбы) будут представленыпроизведения мастеров важнейших течений европейского искусства данного периода:залы, посвященные романтизму, назарейцам, Коро и барбизонской школе, Курбе иреализму, Салону, а также творчеству крупнейших мастеров XIXвека – Каспара Давида Фридриха, Гойи, Делакруа, Домье, Энгра и др.

В бывшем здании центрального корпуса усадьбы Голицыных будут представленыпроизведения выдающихся мастеров: Мане, Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сислея иСиньяка. Будут демонстрироваться творения Руссо, Ван Гога, Гогена, Сезанна,Матисса и фовистов, Пикассо и кубистов, восходящие к коллекциям знаменитыхдореволюционных московских собирателей – С.И. Щукина и И.А. Морозова, а такжеГМНЗИ – Государственного музея нового западного искусства, первого в мире музеятакого рода.

Стратегическая задача ГМИИ в аспекте модернизации Отдела искусства Европыи Америки XIX–XXI вв. – расширениегеографических, хронологических и тематических границ представленных в немпроизведений. Ресурсом развития должно стать формирование коллекции работсередины и второй половины ХХ и ХХI вв. Инновационнымшагом станет показ отечественного искусства в контексте актуальных мировыхтенденций новейшего времени, включающего в т. ч. и внеевропейские национальныехудожественные течения, графический дизайн, а также разворачиваемая впервыеэкспозиция художественной фотографии как самостоятельного вида творчества вмузейном пространстве.

Новые экспозиционные площади обеспечат условия для размещения расширенныхмузейных коллекций искусства Нового и Новейшего времени.

Отдел личных коллекций

Программой развития предусмотрены реконструкция и реставрация строенийбывшей городской усадьбы ХVIII–ХIХвв. с целью дальнейшего расширения Отдела личных коллекций (ОЛК). Это позволит продолжитьболее широкий и разнообразный показ частных собраний не только отечественного искусстваот иконописи до ХХ в. (собрания Чуванова, Мавриной, Зильберштейна, Соловьевых, Лемкулей,Рамма и др.), но и творческое наследие крупных мастеров ХХ столетия отавангарда до нон-конформизма (Родченко, Степанова, Тышлер, Штеренберг,Краснопевцев, и др.).

Клуб коллекционеров при Отделе личных коллекций выявитновые механизмы формирования частных собраний в новом веке. Интенсивно развивающаясяколлекционерская деятельность в рамках государственно-частного партнерствапозволит выйти на новый уровень взаимоотношений музея и коллекционеров. Внастоящее время Отдел активно пополняется за счет поступающих в дар собраний:древнерусского искусства, русского искусства второй половины XIX – начала XXвв. и искусства второй половины XX в. (более 700 произведений).

Частные коллекции русского искусства в составе ОЛК в перспективе должныпослужить основой для создания в ГМИИ разделов отечественного искусства,которое впервые в истории музейного дела в нашей стране сможет бытьпредставлено в мировом художественном контексте как его составная часть.

Кроме экспозиций, в помещениях второй очереди ОЛК будут находиться элементыинфраструктуры, связанные с привлечением посетителей и коллекционеров.

 

Дом графики

Отдел графики является самым многочисленным (около 380 тысяч единицхранения) и быстрорастущим фондовым отделом музея, которому необходимо нетолько обеспечение нормативных условий хранения коллекций в депозитарии, но и комфортныхусловий для их функционирования благодаря сменным выставкам.

После вывода коллекций графики в депозитарий впервые появится возможностьпостоянно в течение года показывать богатейшее графическое собрание в нынесуществующем здании отдела графики.

 На первом этаже разместится экспозиция, посвященная истории гравюры,мастерская печатника (демонстрация техник печати и обучение); появятся мониторыдля показа фильмов о разных видах и техниках графического искусства, процессепечатания и т. п.

Залы второго этажа предназначены для сменных экспозиций и временных выставок.Пропорции помещений и разделение на ряд залов создает благоприятнуюархитектурную среду для графических произведений, позволяет гибко сочетатьвыставочные проекты с постоянной экспозицией графических фондов, а такжедемонстрировать произведения современных мастеров.

Выставочныйцентр (новое строительство)

Главной идеей нового Выставочного центра является проектирование здания,по внешнему облику вписанного в архитектурную среду города, но способного статьдостопримечательностью Москвы и явлением современной архитектуры.

Основные задачи проектирования:

■ зонирование территории вокруг и внутри здания (выделениетехнических, служебных, экспозиционных и публичных зон);

■ построение экспозиционного пространства площадью не менее 3-4-хтыс. кв. м, отличающегося мобильностью и трансформируемостью выставочных залов;

■ организация развитой инфраструктуры для приема и презентациивыставок;

■ создание комфортного пространства для культурно-образовательныхпрограмм и отдыха посетителей разных возрастов.

Выставочная деятельность ГМИИ определила известность и культурный статус музеяв стране и мире. Но музей испытывает значительные трудности и ограничения,основанные на недостаточности выставочных площадей, отсутствии необходимых современномумузею подъемных устройств, зон хранения выставочных грузов и оборудования.

Осуществление столь актуального проекта наиболее целесообразно именно вГМИИ, который имеет:

■ высокую репутацию среди партнеров – организаторов крупныххудожественных выставок;

■ собственную коллекцию произведений мирового искусства в качествересурса для показа и обмена экспозициями высокого художественного качества;

■ специалистов в разных областях истории мирового искусства;

■ уникальный профессиональный опыт по организации крупныххудожественных выставок.

Депозитарно-реставрационныйцентр (ДРЦ) (новое строительство)

При максимальном расширении экспозиционного пространства, предусмотренномконцепцией развития музея, в фондохранилище будет находиться более 650 тыс.музейных предметов, из них около 600 тыс. представляют коллекции двух ведущихнаучных отделов – графики и нумизматики.

Депозитарий (Фондохранилище). Новое строительство позволитиспользовать современные технологические системы, обеспечивающие иконтролирующие уровень температурно-влажностного, светового и биологическогорежимов в фондохранилище. Предусмотрены специально оборудованные помещения дляхранения музейных фондов по видам и материалам.

Большая часть депозитария будет организована по типу открытогохранения, что сделает фонды доступными для специалистов, студентов,учащихся и специализированных групп посетителей.

В составе ДРЦ предусмотрены помещения для работы научных сотрудников-хранителей, места для осмотра состояниясохранности экспонатов, в т. ч. крупногабаритных (шпалеры, мебель), для веденияфотосъемки, а также помещения для проведения экспертиз и размещения отдела учетаи комплектования.

В современно оснащенных реставрационных мастерских выделеныследующие функциональные зоны:

■ мастерские для проведения основных реставрационных работ(дифференцированно по материалам);

■ помещения под техническую реставрацию и для работы с агрессивнымиреагентами (по материалам);

■ комнаты для ведения реставрационной документации, кладовые дляматериалов;

■ химико-технологическая и биологическая лаборатории длякомплексных исследований и проведения мониторинга состояния сохранностипамятников;

■ сектор рентгена и спецфотосъемки.

Соединение ДРЦ подземными переходами с другими зданиями (Главным зданием,в свою очередь соединенным с отделом искусства Старых мастеров и отделомискусства ХIX–ХХI вв.) позволитбезопасно перемещать экспонаты для ротации в постоянную экспозицию, выставок иреставрации.

Реставрационные мастерские и лаборатории, размещенные в непосредственнойблизости от фондов и экспозиций, будут оснащены современным оборудованием иматериалами. Это позволит оперативно проводить комплексные исследованиятехнологических особенностей произведений из собрания музея, осуществлятьбольший объем сложных реставрационных работ, а также вести мониторинг состояниясохранности.

Музейные фонды станут более открытыми для широких кругов публикиблагодаря созданию электронных баз данных музейных коллекций и Интернет-порталамузея. Это позволит привлечь зрителей к интерактивному ознакомлению с музейнойколлекцией не только в экспозиции, но и в запасниках и реставрационныхмастерских.

Научно-информационныйцентр Музейного городка ГМИИ имени А.С. Пушкина

Проектом развития предусматривается проведение капитального ремонта и дальнейшееприспособление доходного дома Стуловых под музейные функции. В зданииразместятся многие научные отделы и административные подразделения Музея.

Научная библиотека, обладающая самым полным подбором книгпо истории искусства в Москве (общий фонд составляет более 500 тыс. единицхранения, ежегодный прирост – около 2 тыс. единиц). Помещения будут иметьнесколько зон:

Общедоступную читательскую зону:

- открытый читальный зал, включая рабочие станции для мультимедийныхпрезентаций, по аналогии с Публичной информационной библиотекой Центра им. Ж. Помпидув Париже;

- зал редких изданий;

- читальный зал для специалистов;

- зал каталогов (включая электронные);

- зал абонемента;

- выставочный зал.

Зону обработки литературы: сектор комплектования, секторкаталогизации, сектор редких книг.

Книгохранилище.

Отдел рукописей включает, помимо рукописно-документальногофонда (свыше 66 тыс. единиц), мемориальные предметы: мебель, прикладноеискусство, живопись и библиотеку (свыше 3 тыс. изданий). Предусмотреныследующие помещения:

■ фондохранилище;

■ рабочие комнаты для сотрудников;

■ читальный зал.

Отдел визуальной информации включает помещения для:

Общедоступного репродукционного фонда (ок. 150 тыс. единицхранения), с читальным залом и залом с компьютерными рабочими станциями;

■ Книжного фонда (большеформатные альбомы, папки);

■ Фонда фотоотпечатков и фонда негативов.

Научные и информационные отделы:

- редакционно-издательский отдел;

- отдел информационных технологий и мультимедийных проектов;

- отдел по связям с общественностью и др.

А также зал для пресс-конференций и заседаний Ученого совета.

Выделяются административно-служебные помещения, а также смотроваяплощадка на крыше здания и кафе.

Благодаря подземной связи научно-информационного центра с депозитарно-реставрационнымцентром и многофункциональной аудиторией, в этой части комплекса будут созданыоптимальные условия для работы большей части научного коллектива и для управления“музейным городком”. Будут организованы открытый доступ в библиотеку и фонд репродукций,а также смотровая площадка для широкой публики с видом на “музейный городок”, Кремльи храм Христа Спасителя.

 

Многофункциональная аудитория. Лекторий Музея (новоестроительство)

Строительство в новом музейном комплексе отдельного зала многоцелевогоназначения – это требование времени, совершенствование и обогащение жизни музеякак учреждения культуры на современном этапе, которое учитывает прежде всего перспективыразвития самого музея. Зал проектируется как аудитория для лектория, научных конференцийи клубных встреч с художниками, учеными и коллекционерами, обсуждений выставок.

ГМИИ им. А.С. Пушкина – признанный центр просветительской деятельности.Методический опыт популяризации изобразительного искусства, разработкилекционных циклов, просветительской работы с разными возрастными группаминаселения оказались широко востребованными. Ежегодно в лектории музея читаютсяболее 40 циклов лекций, посвященных истории мирового искусства от Древнегомира до актуальных культурологических проблем XXI в.,пользующихся большой популярностью среди любителей искусства.

Еще одно назначение аудитории – киноконцертный зал, в т. ч. дляежегодного проведения международного музыкального фестиваля “Декабрьские вечераСвятослава Рихтера” и детского фестиваля “Январские вечера”. В этой аудитории привычныеформы концертной жизни могли бы получить новые грани, особый характер,благодаря осмысленному и оправданному использованию видеоматериалов,документальных и научно-популярных фильмов об искусстве. Здесь могут также проходитьмузыкально-литературные и поэтические вечера.

Предусматривается внедрение инновационных форм деятельности музея поорганизации музейных мероприятий совместно с некоммерческими и коммерческимиорганизациями, а также частными предприятиями, работающими в сфере культуры,искусства, досуга и художественного образования.

В зданиипланируются выставочное пространство, ресторан, кафе, музейные магазины иподземная связь с другими зданиями комплекса.

 

Центр эстетического воспитания детей июношества “Мусейон”

Концепция развития музея включает мероприятия по созданию особогомузейного пространства для детей и молодежной аудитории: создание детскихигровых комнат для самых маленьких посетителей, интерактивной среды дляхудожественного творчества детей. Предусмотрено максимальное внедрениеинновационных технологий, использование мультимедийных средств, развитиеИнтернет-портала музейного комплекса в работе с детской и юношеской аудиторией.Создание больших общественных пространств, “музейного городка”, музейных кафепривлечет молодежную аудиторию как место встреч и проведения культурногодосуга.

Отдел эстетического воспитания детей и юношества – этонаучно-практическое подразделение музея, разрабатывающее и координирующеепрограммы и проекты эстетического воспитания поколений. Работа данного центрастроится по нескольким основным направлениям. Абсолютно новое для музеянаправление работы, начатое на регулярной основе в 2006 г., – социальнаяадаптация средствами искусства детей с отклонением в развитии (арт-терапия).

Создание центра “Мусейон” позволило музею проводить самостоятельнуювыставочную политику, нацеленную непосредственно на детскую и молодежнуюаудиторию.

Учебныймузей имени И. В. Цветаева при Российском государственном гуманитарном университете(РГГУ)

Включает частьбогатейшего собрания слепков ГМИИ (более 1000 шт.) и является уникальной вмасштабах нашей страны экспозиционной и выставочной площадкой, где деятельностьмузея теснейшим образом соприкасается с учебной программой подготовки будущихмузееведов и искусствоведов, причем не только РГГУ, но и других творческих вузовМосквы. Важнейшая часть аудитории ГМИИ – студенческая среда: именно об этомдумал основатель музея И. В. Цветаев, задумывая университетский музей назаре ХХ в.

Отдел музыкальной культуры. Музей-квартира С.Т. Рихтера

Организует всемузыкальные концерты как в зданиях ГМИИ, так и в квартире С. Т. Рихтера,которая по традиции является концертной площадкой для молодых исполнителей. Вквартире проходят экскурсии, выступления известных музыкантов, прослушиваниередких фонозаписей.

 

Функциональное зонирование музейных пространств к 2018 г.существенно изменится за счет перераспределения имеющихся и строительства новыхплощадей.

Значительно увеличатся площади публичных пространств музея в зданиях ивокруг них, предназначенные для приема и обслуживания посетителей –привлекательные общественные зоны, рекреационные пространства, профильные музейныемагазины, объекты общественного питания.

 

2.   2. Формированиемузейного продукта на уровне ведущих музеев мира

Современный музейный продукт является результатомразвития всех сфер музейной деятельности, он востребован обществом иудовлетворяет его новые коммуникативные и эстетические запросы.

 

Экспозиции - 3

В результате развития экспозиционного пространства всеразделы музейной коллекции ведущих научных отделов (Древнего Востока, Искусстваи археологии Древнего мира, Искусства Старых мастеров и Искусства XIX–XXI вв.) будутпредставлены в расширенном виде, не потеряв при этом художественного уровня.Впервые появятся постоянные (сменные) экспозиции Отдела графики и Отделанумизматики, разделы экспозиции Кипра и Средневековья, внеевропейскихцивилизаций и искусства фотографии. В обновленном виде будет представленособрание Отдела личных коллекций.

Перед коллективом музея стоит задача трансформировать систему экспозиций вразных зданиях музейного комплекса, подняв их на качественно новый уровень всоответствии с запросами общества XXI в. благодаря использованиюколлекции музея как единого интеллектуального ресурса.

Для создания новых экспозиций музею потребуется интенсивная научно-хранительскаядеятельность, работа по комплектованию коллекций, их комплексной реставрации, атакже по оснащению экспозиционного пространства современным оборудованием.

Будут широко использоваться возможности современных электронных имультимедийных технологий – мультимедийные экспозиционные блоки (шоурумы) стехнологиями 3D-визуализации, аудиогиды, мультимедийные установки вэкспозициях. Возможно создание экспозиции с оснащением витрин специальным QR-code оборудованием, котороепозволит всем посетителям со своих сотовых телефонов получать звуковую итекстовую информацию об экспонатах.

Важное место в экспозиционном пространстве может занять интерпретацияисторииглавного здания и всего “музейного городка”как неотъемлемого знаковогообъекта российской культурной жизни и архитектурной заповедной зоны Москвы. Возможноэкскурсионное посещение “музейного городка” как архитектурного комплекса.

Выставки - 3

Традиционно сильное направление деятельности музея и в будущемпредусматривает подготовку и проведение разномасштабных и разноплановыхвыставок с расширением тематики (прикладное искусство, дизайн, мода, фотографияи др.). Увеличение качества и объема выставочных проектов, а соответственно,предлагаемых услуг населению, будет способствовать увеличению посещаемости.Важной составляющей данного направления является повышение информативностивыставочной деятельности с выходом в социальные сети Интернета. Выставочное пространствооснащается мультимедийным, аудио- и видеооборудованием.

Императивом является строительство отдельного здания выставочного центра.В настоящее время Москва не располагает помещением для проведения крупныххудожественных выставок, соответствующим международным стандартам, чтосущественно снижает культурный рейтинг столицы.

Объем и география культурных связей ГМИИ могут быть увеличены в связи с развитиемкультурных обменов со странами СНГ, Восточной Европы, Латинской Америки, Африкии Азии.

Открытое хранение - 3
Создаваемый в музее депозитарно-реставрационный центр позволит сотрудникам организовать работу по комплектованию, хранению и управлению коллекциями на уровне мировых стандартов за счет внедрения новейших технологий, современного хранительского оборудования и технологических систем. Одновременно обеспечивается надежное и удобное для доступа открытое хранение коллекций, не выставляемых в основной экспозиции.

Средства информационных технологий дадут посетителю возможность получитьдополнительные сведения, взглянуть на предмет в процессе реставрации, увидетьего в рентгеновских лучах и т. п.

 
Разработка и внедрение новых музейных программ и мероприятий - 3
В основе образовательных и просветительских программ музея лежит социальная ориентированность на разные группы населения. 

 

Создание современной музейной инфраструктуры - 3

Для социально-ориентированного музея работа с посетителем начинается неот входа в музей, а на подходах к нему и ранее – в Интернете, СМИ и т. д. Важнейшуюроль имеет музейная инфраструктура, включающая:

■ зону приема посетителей;

■ рекреационные зоны в зданиях и на территории;

■ музейные магазины, кафе, студии, Интернет-арт-кафе.

Концепция включает большой объем мероприятий по созданию инфраструктурымузея и определяет функциональное зонирование общественных пространств и зоныприема посетителей:

■ большое открытое пространство;

■ справочная служба и стенд с раздаточными информационнымиматериалами;

■ электронные информационные стенды и киоски;

■ места для ожидания / отдыха;

■ билетная касса с современным кассовым оборудованием ивозможностью продажи и бронирования входных билетов через Интернет, чтопозволит в дальнейшем создать единый туристический и музейный билет Москвы;

■ помещение оформления экскурсий;

■ зона отдыха и общения;

■ гардероб с камерой хранения;

■ служебное помещение для хранения раздаточных материалов.

Зона приема посетителей оснащается мультимедийным, аудио- ивидеооборудованием.

Музейные магазины и кафе должны соответствовать музейному стилю иоформлению. Ассортимент книжных и сувенирных магазинов должен соответствоватьмузейной направленности. Необходимо уделять специальное внимание разработке сувенирнойпродукции на основе музейных коллекций и постоянно выпускать новые линейкипродукции.

 
Расширение спектра предоставляемых услуг - 3
Музею предстоит значительно расширить ассортимент и качество предлагаемых платных услуг. В их числе: развитие экскурсионных интерактивных программ, экскурсий с использованием мультимедийных средств, включение музейного экскурсионно-выставочного продукта в туристические программы по Москве, создание игровых центров для детей с интерактивными экспонатами, развитие услуг сувенирной торговли и общественного питания, дополнительных сервисных услуг.

Предусматривается внедрение услуг, ориентированных на конкретную целевуюаудиторию, в т. ч. интерактивные программы для людей т. наз. “третьего возраста”.

Применение современных музейных технологий, развитие дополнительных, в т.ч. и платных услуг позволит увеличить доходность музея.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - 3

Существенно расширяется внедрение ИКТ, применение современных средствинформации (электронные киоски, панели, портативные компьютеры и другие современныеустройства), способствующих созданию инновационного музейного продукта.

Внедрение ИКТ запланировано для создания единой музейно-информационнойсреды. Будет разработана стратегия централизованного управленияаудиовизуальной аппаратурой и элементами информационных технологий по всемплощадкам музея. Это включает в себя следующие направления.

Предусматривается постоянное развитие и совершенствование Интернет-порталаГМИИ в направлении создания новых сателлитов, представления мультимедийныхпубликаций для привлечения внимания широких слоев населения, в первую очередь –молодежной аудитории.

Планируется внедрение ИКТ для оказания населению платных услуг (разработкапроекта “Музейный Интернет-магазин”).

Подготовка персонала. Предлагаются кардинальные изменения вподготовке персонала: реорганизация служб, работающих с посетителями,разработка стратегии набора персонала для будущего музея, пересмотр роли всехсотрудников музея – от специалистов-экскурсоводов до смотрителей, работниковгардероба, охраны и других вспомогательных и хозяйственных служб.

Внедрение комплекса музейного маркетинга становится необходимыминструментом управления музеем.

Ориентируясь в своей деятельности на аудиторию, музей использует отзывы иинформацию от посетителей для отражения пожеланий и запросов населения в своихвыставках, мероприятиях и программах. Центром внимания музея становится клиент-посетительи его потребности: интеллектуальные, эстетические, досуговые.

Востребованный музейный продукт базируется на принципе удовлетворенияпотребностей и интересов посетителей, которые выявляются в результате опросов,анкетирования, консультаций со школьными педагогами и т. д.

Музею необходимо в будущем широко использовать ценовую политику какинструмент для привлечения в музей различных социальных групп. В качестве примеравозможно сотрудничество с другими музеями на основе т. наз. “единого билета”, атакже “электронного билета” для посещения нескольких московских музеев. Рынок предоставленияинтеллектуальных услуг потребует дальнейшего развития коммуникативной сферы ирекламной деятельности.

У музея имеются эффективные наработки с различными группами целевойаудитории. В дальнейшем при создании экспозиций, планировании выставоки мероприятий музей предполагает учитывать не только возрастное иобразовательное, но и этническое разнообразие города, региона и страны. ДляГМИИ имени А.С. Пушкина определены основные целевые группы:

Целевыми группами музея являются не только обычные посетители, но и представителигосударственных структур, потенциальные спонсоры, партнеры и другие категориигостей. Особую привилегированную группу будут составлять члены Попечительскогосовета и Фонда ГМИИ имени А.С. Пушкина, “Общества друзей музея” (коллекционерыи жертвователи). Предусматриваются специальные программы сотрудничества сроссийскими и зарубежными туристическими агентствами и турфирмами.

 

3. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Данная концепция отвечает государственной политике в отношении музеев,определившей следующие актуальные направления их развития:

■ формирование соответствующего имиджа музея, делающего егопривлекательным, способным оказывать влияние на развитие социокультурнойситуации и решение социальных культурно-досуговых проблем;

■ расширение спектра услуг, предоставляемых музеями, расширениеформ деятельности и ее актуализация в соответствии с выявленными интересами ипотребностями реальных и потенциальных посетителей;

■ обеспечение адекватногоразвития процессов информатизации, связанныхс экспонированием, популяризацией и хранением музейных фондов и другими видами музейной деятельности.

Целевые индикаторы и показатели - 3

Оценка результатов реализации осуществляется на основе использованияследующих групп целевых показателей и индикаторов.

В условиях модернизации и перехода к реформированию бюджетных учрежденийи бюджетированию, ориентированному на результат, система целевых индикаторов ипоказателей развития и функционирования сферы культуры дополняется системойпоказателей и индикаторов выполнения предлагаемых Концепцией проектов имероприятий. В частности, ими выступают:

■ показатели выполнения мероприятий в нужном объеме;

■ показатели выполнения в соответствии с установленными стандартамикачества;

■ показатели соблюдения условий и требований задания;

■ показатели выполнения мероприятий с экономией бюджетных средств иресурсов;

■ показатели удовлетворенности выполнением со стороны главныхсубъектов.

 

Социально-культурные результаты - 3

Значительный прирост площадей обеспечит качественно новый уровень всехвидов музейной деятельности.

Планируемый рост музейных площадей

№п/п

Назначениепомещений

Внастоящее время (кв. м)

Попроекту к 2018 г. (кв. м)

1

Экспозиционныепространства

9634

23000

2

Выставочные залы

1595

8000

3

Фондохранилище

3664

9500

4

Реставрация

756

2300

5

Библиотека, отдел рукописей, отделвизуальной информации

1072

4500

6

Помещения просветительскогоназначения

602

3 500

7

Зоны приемапосетителей (торговля, питание, досуг)

4300

23500

8

Территория дляпрогулок и отдыха

14000

31000

В результате более чем в 2 раза увеличатся экспозиционные пространства, почтив 3 раза – помещения для фондохранилищ и реставрационных мастерских, в 5 раз –выставочные залы, помещения просветительского назначения, зоны рекреации, торговлии общественного питания.

1. В период реализации будет увеличено годовое число посетителей музея с 760тыс. чел. до 2300 тыс. чел., т. е. более чем в три раза.

2. В 2–3 раза увеличится показатель экспонирования музейных предметов (динамикапоказателей экспонирования коллекций представлена в следующей           таблице).

 

Перспективыв экспонировании музейных предметов

№п/п

Коллекциимузея

Количествоэкспонатов на хранении

Внастоящее время экспонируется

Будетпредставлено в новой экспозиции

Остаетсяв фондах

1

Отдел Древнего Востока (включаяДальний Восток и др. внеевропейские цивилизации)

18888

1269

4010

14878

2

Искусство античного мира

34 150(без слепков)

1 113

1800

32350

3

Искусство старых мастеров(включая живопись, скульптуру, ДПИ)

14 733(без слепков)

580

1158

13575

4

Галерея XIX–XXI вв. (включая живопись, скульптуру, ДПИ, художественноефото)

1244

413

800

444

5

Отдел личных коллекций

7161

2000

3000

4161

6

Отдел нумизматики

205617

1000

204617

7

Отдел графики

383858

600

383258

8

Квартира Рихтера

4343

1369

1369

2974

9

Золотая кладовая (включая антиквариати нумизматику)

10911*

900*

10911*

10

Слепки**

3382

1700

1700

1682

 

ИТОГО

673 376

8444

16 337

657939

* Цифра входит в соответствующие коллекцииотделов

** Слепки находятсяв экспозициях: ГМИИ, Учебный музей в РГГУ, Академия художеств, МГХПА им. С.Г.Строганова

3. Во всех зданиях музея будут осуществлены реконструкционные иреставрационные работы, что будет способствовать сохранению памятников историии культуры федерального и регионального значений.

4. Будет создан интерактивный музейно-рекреационный комплекс для детскойи молодежной аудитории.

5. Все здания и объекты музея будут приспособлены для беспрепятственногодоступа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями.

6. Будет создана отвечающая современным требованиям музейнаяинфраструктура.

7. Мероприятия по модернизации, информатизации, инновационному развитиюмузея должны завершиться объединением информационных ресурсов музейногокомплекса на портале музея, внедрением музейных услуг, оказываемых в электронномвиде.

8. В ходе реализации будет существенно увеличено число музейных программ,мероприятий и новых видов деятельности музея, направленных на развитиекультурного многообразия, формирование культуры межнациональных отношений,межкультурного диалога в условиях многонационального мегаполиса.

9. Реализация проекта “музейный городок” и открытие новых экспозиций вГМИИ имени А.С. Пушкина создаст новые рабочие места.

В сфере экономического развития главнымрезультатом реализации проекта станет формирование эффективных механизмов,улучшающих функционирование музея в условиях рыночных отношений за счет увеличенияобъемов и видов платных услуг, оказываемых музеем.

В сфере материально-технического развитияпланируется достичь следующих показателей:

■ завершение работ по строительству, реконструкции и ремонту зданийи помещений музея;

■ модернизация технических средств и оборудования музея, развитиесовременной музейной инфраструктуры основных и дополнительных услуг;

■ обеспечение комплексной безопасности всех зданий и объектовмузея, оснащение их системами, отвечающими нормативным требованиям:охранно-пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, охранноготелевидения, системами контроля доступа совместно с общими инженернымисистемами.

Реализация предлагаемых Концепцией проектов и мероприятий обеспечитстабильное развитие ГМИИ им. А.С. Пушкина, расширит возможности музейногоучреждения удовлетворять запросы и потребности всех категорий населения игостей московского мегаполиса, обеспечит реконструкцию, модернизацию итехническое оснащение музея, повысит эффективность всех направленийдеятельности музея, включая инновационные разработки, благотворно отразится накультурной среде Москвы.

В результате будут созданы новые музейные пространства, заложены большиеобщественные зоны. Пространства будут безопасными и комфортными для всехкатегорий посетителей. В них людям будут предложены дополнительные досуговыевозможности, которые помогут публике получить новый культурный иинтеллектуальный опыт.

“Музейный городок” в центральной, заповедной части столицы станет однойиз главных культурных достопримечательностей, притягательной как для жителейгорода, так и для гостей Москвы, в т. ч. и зарубежных. Для созданногосовременного музейного комплекса XXI в. главным станетмаксимальная открытость коллекций и развернутость всей его деятельности всторону посетителя.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль