Организация международной биеннале

362
Как провести мероприятие международного масштаба на базе музея: отдача для учреждения и участки, требующие повышенного контроля. Разбор опыта Калининградского областного музея янтаря по проведению Четвертой международной биеннале авторских изделий из янтаря “Алатырь 2011”

Организация и проведение международного мероприятия – ответственное и сложное дело для любого учреждения культуры и головная боль для его руководителя. Рассмотрим, как продумать и реализовать все идеи, связанные с мероприятием подобного масштаба, на примере Четвертой международной биеннале авторских изделий из янтаря “Алатырь 2011”, которую провел Калининградский музей янтаря.

Калининградская область уникальна в пространстве России тем, что на ее территории находится самое крупное в мире месторождение янтаря и “солнечный камень” добывается промышленным способом. Поэтому логично, что на территории именно этой области появился Музей янтаря, и он организует научные и массовые мероприятия по “янтарной” тематике.

 

История биеннале

Все началось в 2003 г., когда Музей янтаря стал самостоятельным учреждением культуры после 24-летнего пребывания в статусе отдела Калининградского областного историко-художественного музея. Тогда же была организована первая областная выставка авторских работ из янтаря, перед которой ставились задачи коммуникативного свойства: выявить в Калининградской области творчески работающих мастеров художественной обработки “солнечного камня”, включить их в орбиту деятельности музея, определить круг представителей “янтарной” профессии, заинтересованных в сотрудничестве с музеем.

В 2004 г. конкурс получил свое название – “Алатырь” (мифический камень – “всем камням отец” и исконно русское имя янтаря), в котором отразилась его ведущая идея: янтарь – национальное достояние России. В год празднования 750-летия Кенигсберга-Калининграда в 2005 г., не отменяя практику регулярного проведения областных конкурсов, “Алатырь” изменил свой статус на международный.

Административным советом музея было решено проводить конкурс в формате биеннале – раз в два года. За это время специалисты музея успевают организовать работу кураторов и подготовить выставку и конференцию. Художникам этого срока достаточно, чтобы создать конкурсные произведения, поскольку по условиям биеннале на каждый конкурс принимаются только те работы, которые были выполнены в течение двух последних лет.

Концепция международного проекта сложилась в 2005 г.: было принято решение в рамках биеннале наряду с выставкой-конкурсом проводить научно-практические конференции, образовательные программы, издавать каталоги конкурсных работ и сборники докладов.

Калининградский музей янтаря нашел свою нишу в череде “янтарных” событий Балтийских стран: в течение восьми лет “Алатырь” остается акцией, имеющей “свое лицо”, поэтому привлекательной для узких профессионалов и широкой общественности.

В последнее время специалистам, работающим в сфере добычи и обработки янтаря в Калининградской области, стали очевидными следующие проблемы:

1) неудовлетворительное художественное качество изделий из балтийского самоцвета, особенно заметное в сравнении с работами польских и литовских производителей;

2) несовершенная система подготовки мастеров и художников для янтарной отрасли;

3) недостаток личностной коммуникации среди специалистов по янтарю разного профиля: художников, ученых, деятелей культуры, музейных работников и пр., потребность в совместных проектах;

4) недостаточная конкурентоспособность Калининграда как центра ювелирного и камнерезного искусства европейского уровня.

Ввиду важности янтарной проблематики для самого западного региона России Правительство области разработало и утвердило “Программу развития янтарной отрасли Калининградской области на 2007–2011 годы”.

В рамках областной программы с 28 июня по 1 июля 2011 г. Калининградский музей янтаря провел Четвертую международную биеннале авторских изделий из янтаря “Алатырь 2011”. В выставке-конкурсе, которая продолжалась до 31 августа, приняли участие 92 художника из Германии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Польши, Франции и России, представившие 198 работ. Подготовка к столь значительному для Калининградской области событию велась больше года. Разберемся, как именно проходила подготовка к реализации этого проекта и какие шаги помогли ему благополучно преодолеть технические накладки.

Составление программы биеннале

Проект включал в себя три крупных блока мероприятий: выставку-конкурс “Пространство. Время” (30 июня – 31 августа 2011 г.), научно-практическую конференцию “Торговые пути янтаря” (30 июня) и образовательную программу (28–30 июня).

Концепция биеннале, ее структура, сценарий и последовательность действий были разработаны музеем. Их согласования, утверждения со стороны учредителя и иных органов власти не требовалось.

В рамках подготовки настолько масштабного события был разработан ряд внутренних документов, относящихся к ключевым позициям биеннале.

Для проведения выставки-конкурса приказом директора музея был определен куратор – главный специалист по развитию проектно-выставочной работы Музея янтаря Т.И. Лысова – и разработаны:

■ условия участия в конкурсе;

■ анкета для художников;

■ обязанности кураторов национальных разделов выставки;

■ положение о премиях;

■ регламент работы жюри.

Куратором научной конференции была назначена зам. директора по научной работе музея, член Всемирного совета по янтарю в Гданьске (Польша), специалист в области изучения янтаря с мировым именем З.В. Костяшова. Научные форумы, организуемые музеем, проходят на достойном уровне во многом благодаря ее авторитету среди российских и европейских ученых.

Кадровый ресурс – важная предпосылка успешной подготовки международного события любого толка. Составление программы конференции, обсуждение тем и форм их презентации происходило в течение нескольких месяцев, главным средством общения была переписка по электронной почте. Координаторов образовательной программы было два: заведующая отделом по работе с посетителями Н.Г. Шевчук и представитель от партнеров музея – заведующая отделением декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Калининградского художественно-промышленного техникума С.С. Киселева.

Структура управления проектом соответствовала управленческой пирамиде музея. Во главе всего проекта стоял директор. В состав оргкомитета входили все руководители подразделений: заместители директора, главный хранитель фондов, заведующие отделами, у каждого из которых есть своя рабочая группа (отдел). Нельзя сказать, что проект был реализован какой-то обособленной группой из штата учреждения. Начиная с 1990-х гг. проектная деятельность стала профильной для музеев Калининграда. Масштаб международного проекта “Алатырь” потребовал усилий практически всех специалистов музея.

Первый этап подготовки биеннале заключался в составлении исходной документации и размещении ее на сайте музея на двух языках (русском и английском). Исходная документация включала в себя Условия участия в конкурсе авторских работ из янтаря и Обязанности кураторов национальных разделов выставки.

Организация научной конференции и выставки-конкурса шли параллельно. На втором этапе наиболее важным было определить состав участников конференции, кураторов и членов жюри, выявить страны-участницы. Этот этап работы, укладывающийся на бумаге в одну строчку, занял две трети всего времени, потребовал наибольшей профессиональной компетенции, навыков коммуникации и дипломатии, знания иностранных языков.

Полиграфическое сопровождение выставки было представлено афишами, приглашениями, дипломами для победителей, специально разработанными для этой акции художником-дизайнером музея Александрой Юрицыной. Главным призом во всех видах награждений был натуральный необработанный янтарь. Камни различались по величине, форме, весу, степени прозрачности, цвету и другим нетипичным для мира минералов параметрам.

Работы, представленные на выставку-конкурс, оценивались членами международного жюри в трех номинациях: “Мастерство”, “Создание художественного образа” и “Новаторство”.

Гран-при единогласно был присужден художнику из Дании Кнуду Барслунду, приспособившему янтарь под “Коробочки для таблеток” (янтарь, серебро, алмаз), – за простоту и практичность. Все конкурсные работы находились в экспозиции Калининградского музея янтаря. Лучшие изделия, в т. ч. отмеченные гран-при, музей приобретет в свою коллекцию.

Образовательная программа

По условиям биеннале, кураторы и члены жюри приехали в Калининград за три дня до открытия выставки. В течение этого времени именитые ювелиры и дизайнеры проводили мастер-классы, семинары и читали лекции.

Цель образовательной программы – повышение профессионального мастерства молодых художников и учащихся специальных учебных заведений, постижение ими традиций отечественного и зарубежного ювелирного и камнерезного искусства, знакомство с новаторскими произведениями известных европейских и российских мастеров, – стремление к включению калининградских художников в европейское профессиональное информационное пространство.

Составление образовательной программы естественным образом вытекало из обязанностей кураторов и членов жюри. Ее координаторам достаточно было составить расписание занятий на последнем этапе подготовки биеннале. С 2005 г. Музей янтаря работает с целевой группой – Калининградским художественно-промышленным техникумом, в котором существует специализация в области ювелирного искусства и художественной обработки янтаря и на площадке которого реализуются все образовательные мероприятия.

С темами обучения можно ознакомиться в приложении 1.

Тема научно-практической конференции “Торговые пути янтаря”, на которой с докладами выступили ученые из Литвы, Польши, Украины и России, обусловлена ее актуальностью для современной деятельности музея.

До сих пор не существует ясности по поводу начала Янтарного пути в эпоху Древнего Рима. Экспедиция, о которой писал Плиний Старший в своей “Естественной истории” в I в. н. э., привезла в Рим огромное количество янтаря. Где была конечная точка пути древних римлян и начало Янтарного пути – на территории современной Польши или Калининградской области? Тема “Янтарь в древних культурах” актуализирована в связи с необходимостью представить ее в экспозиции музея.

Не меньший интерес вызвала тема современных маршрутов распространения балтийского самоцвета, которая переросла в общественную дискуссию. Ее участниками стали не только ученые из разных стран, но и работники калининградских музеев, специалисты по янтарю и производители янтарных изделий.

Список докладов, прозвучавших на научно-практической конференции “Торговые пути янтаря”, приведен в приложении 2.

Проведение масштабной выставки-конкурса “Пространство. Время” было нацелено на расширение контактов с художниками разных стран, российскими и зарубежными музеями, другими учреждениями культуры и международными организациями в России и за рубежом и позволяет калининградским мастерам быть вовлеченными в мощный информационный поток – участвовать самим в международных проектах, рассматривать свои достижения в разных контекстах, находиться в русле художественных устремлений времени.

Результаты научной работы “Алатыря” освещают два базовых издания: сборник материалов научной конференции и цветной двуязычный каталог выставки.

Работа с партнерами

Для реализации задуманного проекта Калининградский музей янтаря привлек ряд партнеров. Их можно условно разделить на несколько групп:

■ непосредственные участники программы биеннале: кураторы, члены жюри, художники из России, ближнего и дальнего зарубежья;

■ спонсоры, учредившие специальные призы для участников конкурса;

■ представители дипломатического корпуса стран Балтии и Северных стран в Калининграде;

■ учебные заведения Калининграда;

■ почетные гости;

■ представители СМИ.

Художников каждой из стран-участниц представляли кураторы. Поиски кураторов и членов жюри за рубежом – особое искусство, сопряженное со знанием международного профессионального сообщества. Необходимо было выявить партнеров, у которых есть интерес к янтарю. И если с Латвией, Литвой, Польшей, Германией – странами Балтийского региона, где море намывает на побережье янтарь и с древних времен существуют традиции его обработки – у музея существуют давние связи, то с Данией, Италией и Францией они возникли в последние несколько лет в ходе работы в совместных проектах.

Очень интересным и продуктивным для развития декоративно-прикладного искусства в Калининградской области представлялось сотрудничество с мировыми лидерами в области ювелирного дизайна – Францией и Италией.

Причина интереса к Дании заключается в том, что в этой стране находятся сразу три (!) музея янтаря: в городах Варде и Копенгагене. Это единственная скандинавская страна, которая связана с янтарем на протяжении нескольких веков. Еще в 1701 г. именно датскому резчику по янтарю Готтфриду Вольфраму прусский король поручил создание знаменитого Янтарного кабинета, который в свое время называли восьмым чудом света. Сама идея создания Янтарного кабинета принадлежит датскому королю Фридриху V. Сегодня Музей янтаря в г. Варде – перспективный партнер Калининградского музея янтаря.

Италия и современная Калининградская область имеют точки соприкосновения в древней истории. В Калининградской области, предположительно, находилось начало Янтарного пути, по которому еще в I в. н. э., при римском императоре Нероне, перевозили янтарь для оформления гладиаторских игр. Древняя Аквилея в I–III вв. н. э. в Италии служила остановкой на этом пути, что способствовало процветанию города как центра торговли и художественной обработки янтаря. Янтарные изделия римской эпохи сейчас хранятся в Городском археологическом музее Аквилеи.

Франция, родина множества художественных стилей и направлений, необычайно привлекательна как страна с особым стилем жизни. В начале XIX в. янтарь с включениями насекомых был моден среди состоятельных французских коллекционеров. Янтарь высоко ценился не только за свою красоту, но и за целебные свойства. Традиции его использования до сих пор сохранены в культуре Франции: в магазинах для новорожденных продают нитки из мелких бусин янтаря, которые надевают ребенку в первые месяцы его жизни как оберег.

Франция впервые в этом году принимала участие в Калининградской биеннале. Куратором стал художник-реставратор, основатель и президент ассоциации “Однажды, один ремесленник…”, объединившей французских художников-прикладников, Жан-Клод Гиймо. Сотрудничество с этим деятельным и энергичным человеком продолжается уже более двух лет. В 2009–2010 гг. было проведено несколько крупных совместных проектов, таких как “Фиолетовая улица: из Парижа в Калининград”, “Фиолетовая деревня”, авторские творческие мастерские французских ремесленников в Калининграде и калининградского художника в Париже. Общие проекты помогли найти французских художников, желающих работать с янтарем.

Так зарождались партнерские отношения между Калининградской областью и зарубежными странами в сфере янтарного искусства.

По условиям сотрудничества партнеров в рамках биеннале “Алатырь 2011” куратор определял группу участников конкурса, подбирал работы, привозил изделия в Калининград, готовил материалы к каталогу. Допускалось участие в конкурсе и “неорганизованных” художников (в этом году это был один художник из Германии).

Со своей стороны, музей оплачивал куратору проезд в Калининград и обратно при доставке конкурсных работ и проживание в гостинице.

Специфика Калининградской области заключается в ее анклавности – изолированности от большой России. Любой выставочный проект замыкается на необходимость пересечения границы и подготовку документов для этой продолжительной по времени процедуры.

Особую проблему до сих пор составляет транспортировка и таможенное оформление изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Какая же “ювелирка” может обойтись без драгоценных материалов!

Только в 2010 г. был создан акцизный пост по оформлению временного ввоза и обратного вывоза таких предметов. При этом таможенный пост не имеет полномочий для оформления драгоценных металлов и камней по международному таможенному документу “карнет АТА”[1]. В результате таможенная очистка груза происходит по самому длинному сценарию. Груз, прибывающий самолетом, должен быть сначала размещен на складе временного хранения в аэропорту, а затем, при оформлении соответствующих документов (ВТТ – внутренний таможенный транзит) и обеспечении доставки (таможенного сопровождения), он должен быть перевезен на акцизный таможенный пост, расположен в 80 км от аэропорта.

На начальной стадии таможенного оформления одним из условий является получение заключения от экспертов Пробирной палаты, которым, в свою очередь, необходимо обеспечить доставку и условия для осмотра, взвешивания изделий на таможенном посту. Все процедуры, кроме заключения Росохранкультуры о том, что перевозимые произведения представляют собой культурные ценности, – платные. При отсутствии заключения от Росохранкультуры музей обязан выплатить весьма существенные суммы.

При наличии двух экспертных заключений оформляется таможенная декларация на товары (произведения выставки), по которой, наконец, разрешается ввоз изделий в Калининград.

В 2011 г. вся процедура приемки, оформления и получения всех разрешений на ввоз произведений для выставки заняла три дня, при том, что все документы, включая постановку музея на учет как субъекта внешнеэкономической деятельности, были подготовлены заранее. Впрочем, правительство Калининградской области прилагает все усилия для преодоления трудностей установления межкультурных коммуникаций.

Очень важным представляются периодические личные встречи с партнерами-конкурентами, членами янтарного сообщества. Именно по этой причине на международное событие масштаба биеннале “Алатырь 2011” были приглашены зам. директора Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге Владимир Матвеев, директор Музея янтаря в Рибниц-Дамгартене (Германия) Ульф Эриксон, директор Музея янтаря в г. Варде (Дания) Йенсен Клаус, заведующая Музеем янтаря в Гданьске (Польша) Иоанна Гронжавска, директор Музея янтаря в г. Вильнюсе и янтарной галереи в г. Ниде (Литва) Казимирас Мизгирис, ученые, художники, музейные работники, работники культуры, представители дипломатических служб – друзья из Калининграда, России, Европы.

Неподдельный интерес коллег и высокая оценка происходящего события вызвали появление новых идей продолжения сотрудничества, перспективы которого просматриваются на три года вперед. К таким идеям относятся, например, выставка янтарных произведений датских художников, мало известных калининградцам; совместный научно-выставочный проект музеев янтаря в Рибниц-Дамгартене (Германия), Гданьске (Польша), Вильнюсе (Литва), Калининграде (Россия) по теме “Торговые пути янтаря”; выставка из Германии художника Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры Яна Хольшу (1909–2000 гг.), проект с интереснейшим центром ювелирного искусства России – Школой Шароновых в г. Тольятти (Россия) и многие другие.

В основу всех выставок и проектов заложены две цели: развитие и совершенствование Калининграда как центра ювелирного и камнерезного искусства и развитие и совершенствование Калининградского музея янтаря. Инструментарий для их достижения разнообразен и неисчерпаем, и понять это помогают встречи, непосредственное общение, совместная работа.

Финансирование проекта

Бюджет биеннале складывался из следующих основных статей расходов:

■ оплата услуг по проживанию участникам научной конференции, членам жюри и кураторам конкурса – 278 тыс. руб.;

■ приобретение авиабилетов участникам конференции, членам жюри и кураторам – 166 тыс. руб.;

■ оплата транспортных услуг – 261 тыс. руб.;

■ расходы на премирование конкурсантов – 170 тыс. руб.;

■ приобретение янтаря-сырца для вручения победителям – 45 тыс. руб.;

■ издание каталога (дизайн, создание макета, перевод на иностранный язык, печать) – 300 тыс. руб.;

■ расходы на рекламу – 123 тыс. руб.

Общие расходы составили 1,336 млн руб.

Финансирование проекта на 80% осуществлялось по двум целевым программам Калининградской области: “Развитие янтарной отрасли в Калининградской области на 2007–2011 годы” и “Развитие культуры в Калининградской области в 2007–2014 годах” при поддержке Министерства культуры Калининградской области. “Этот творческий проект – один из самых успешных в Калининградской области, – сказал на церемонии открытия выставки-конкурса заместитель председателя правительства Калининградской области Виктор Смильгин. – Биеннале дает возможность калининградским художникам узнавать новые тенденции и веяния в обработке янтаря, обмениваться опытом с мастерами из других стран, помогает молодым ювелирам реализовать себя”. Такие мероприятия, по словам Виктора Смильгина, способствуют популяризации “солнечного камня” и изделий из него, эффективно работают на имидж региона, способствуют развитию янтарной отрасли. “Алатырь” – одно из культурных событий, способствующих превращению Калининградской области в настоящую янтарную столицу на Балтике.

От общего объема финансирования 10% приходится на внебюджетные средства музея, полученные за счет основной деятельности. Оставшиеся 10% составляют привлеченные средства.

Необходимый объем бюджетного финансирования проекта “Алатырь” имел не всегда. Каждая акция – это отдельная история по формированию фандрайзинга. Например, в 2005 г. основная доля финансирования была произведена за счет гранта Министерства культуры РФ по программе “Культура России”. В кризисном 2009 г. музей получил грант от компании “ЛУКойл-Калининиградморнефть” на приобретение янтаря для призов победителям и издание каталога конкурсных работ.

Для победителей конкурса 2011 г. были установлены следующие награды:

■ Гран-при – диплом, поделочный янтарь на сумму 12 тыс. руб., денежное вознаграждение в размере 56 тыс. руб.;

■ победитель в номинации “Мастерство” – диплом, поделочный янтарь на сумму 11 тыс. руб., денежное вознаграждение в размере 38 тыс. руб.;

■ победитель в номинации “Создание художественного образа” – диплом, поделочный янтарь на сумму 11 тыс. руб., денежное вознаграждение в размере 38 тыс. руб.;

■ победитель в номинации“Новаторство” – диплом, поделочный янтарь на сумму 11 тыс. руб., денежное вознаграждение в размере 38 тыс. руб.

■ 24 диплома жюри.

Спонсорами мероприятия в 2011 г. стали:

1)                 Калининградский янтарный комбинат – официальный партнер – выделил несколько килограммов янтаря для работы французским художникам;

2)                  сельскохозяйственно-производственный кооператив “ФЛОР” готовил букеты для победителей конкурса;

3)                  фирмы-производители янтарных изделий:

■ ООО “Альк” наградило Любовь Серебрякову за панно “Родные пенаты”;

■ ООО “Сувениры Балтики” свой приз вручило Владимиру Литвинко и Александру Макушкину за вазу “Весна”;

■ ООО “Амулет” вручило Игорю Нестеренко специальный приз “за убедительное воплощение темы в янтаре” в композиции “Происхождение видов”;

4)                  гостиница “Дом сказочника” поощрила Светлану Егорову «за художественное и глубокое осмысление философской темы “Пространство. Время”» в серии колье “Прусский мед”.

Специальные призы спонсоров получили только калининградские художники.

Обеспечение проекта всегда строится на сочетании разных источников финансирования. Сегодня это норма нашей жизни.

 

PRпроекта

PR-кампания по проекту была начата за год до церемонии открытия. На сайте музея www.ambermuseum.ru была размещена информация об условиях участия в выставке-конкурсе “Пространство. Время”. Сайт стал главным средством оперативного информирования общественности. Это позволило многим областным периодическим изданиям опубликовать анонсы о конкурсе.

За несколько дней до его начала представителям СМИ и желаемым гостям были направлены по электронной почте и курьером приглашения на церемонию награждения победителей. В день открытия выставки для журналистов прошла пресс-конференция, на которой присутствовали представители около 20 средств массовой информации, в т. ч. федеральных и зарубежных.

Журналистам был подготовлен пресс-кит, состоящий из пресс-релиза, программы и концепции биеннале, а также списков жюри и кураторов. Некоторые из этих материалов представлены в приложении 3. Для СМИ были организованы интервью с членами жюри и организаторами.

К проведению биеннале музей совместно с калининградским агентством “Топ-Медиа”, выигравшим корнкурс на представление рекламных услуг, подготовил следующие виды рекламы:

■ аудиорекламу в сетях супермаркетов;

■ рекламный ролик, размещенный на региональном телевидении.

Сотрудничество с РА “Топ-Медиа” музей начал в апреле 2011 г. Работа над аудио- и видеороликами началась за месяц до проведения биеннале. Видеоролик был окончательно готов и вышел в эфир, как планировалось, уже после открытия выставки. Рекламная компания “Городские окна” помогала музею в сфере наружной рекламы – в размещении афиш на трибордах. Сотрудничество с ее специалистами продолжается уже более двух лет. Работа с рекламными фирмами производилась на основании договоров о сотрудничестве.

PR и рекламной деятельностью занимался и отдел информации музея.

Массированная рекламная кампания сыграла не последнюю роль в привлечении широкого круга посетителей на конкурсную выставку в течение всего периода ее работы.

Для тех, кто участвовал в торжественной церемонии открытия выставки-конкурса (куда могли прийти все желающие), вход в музей был бесплатным.

 

Результаты биеннале

Результаты биеннале трудно переоценить. Калининградский музей янтаря подтвердил репутацию активного субъекта деятельности российского и международного сообществ “янтарных” организаций. Объединив директоров музеев янтаря нескольких стран, спланировал сотрудничество с ними на три года вперед, заручился поддержкой дипломатического корпуса представителей иностранных государств в Калининграде в реализации последующих международных проектов. Оправдав ожидания отечественных и зарубежных партнеров и гостей биеннале, получил кредит доверия на дальнейшее сотрудничество.

Приложение 1

Темы совместной образовательной программы Музея янтаря и Калининградского художественно-промышленного техникума

Работы молодых художников – финалистов международных конкурсов – лекция.

Галина Ковалевачлен Союза художников России, Президент Международного фонда поддержки образования и творчества художников-ювелиров “Форма“, председатель жюри международных конкурсов в Москве и Санкт-Петербурге, г. Санкт-Петербург, Россия. Председатель жюри выставки-конкурса “Пространство. Время”.

Методика выставочной творческой работы ювелиров Академии художеств Латвии – лекция.

Юрис Гагаиниспрофессор, заведующий отделом металла и дизайна Академии художеств Латвии, г. Рига, Латвия. Член жюри выставки-конкурса “Пространство. Время”.

Реставрация художественных изделий из керамики – лекционно-практическое занятие.

Жан-Клод Гиймо– художник-реставратор по керамике, основатель и президент ассоциации “Однажды, один ремесленник…“, г. Париж, Франция, куратор французской группы участников выставки-конкурса “Пространство. Время”.

Практические советы на примере готовых работ студентов – мастер-класс.

Мете Соабюглава Гильдии ювелиров в Копенгагене, дизайнер ювелирных украшений, г. Копенгаген, Дания. Член жюри выставки-конкурса “Пространство. Время”.

Современный дизайн польской бижутерии на примере дипломных работ студентов кафедры бижутерии Академии изящных искусств в Лодзи – лекция.

Анджей Шадковскийпрофессор, проректор по научной работе Академии изящных искусств им. Владислава Стшеминьского, г. Лодзь, Польша. Член жюри выставки-конкурса “Пространство. Время”.

Метаморфозы бытия в эпоху перемен: артефакты русского ювелирного искусства 1920-х – 1930-х гг. – лекция.

Ирина Перфильевадоцент, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, член МОСХа, г. Москва, Россия. Куратор российской группы художников – участников выставки-конкурса Пространство. Время.

“Ирония в современном литовском янтарном искусстве” – лекция.

Юргита Лудавиченедоктор искусствоведения, руководитель отдела иностранной литературы издательства “Tyto alba”, г. Вильнюс, Литва. Куратор литовской группы художников – участников выставки-конкурса “Пространство. Время”.

“Из мыслей рождаются формы” – мастер-класс.

Конрад Лаймерхудожник, директор мастерской-галереи „Постхаус“ в г. Натурнс, Италия. Куратор итальянской группы художников – участников выставки- конкурса Пространство. Время.

“Ювелирные частички” – семинар по дизайну

Бенно Симмапрофессор дизайна, художник-дизайнер, архитектор, Южный Тироль, Италия. Член жюри выставки-конкурса Пространство. Время.

Приложение 2

Список докладов, прозвучавших на научно-практической конференции “Торговые пути янтаря”:

Традиция янтарной торговли и ношения янтаря в Литве в течение Римского периода и Эпохи великого переселения народов.

Аудроне Блюен – доктор, профессор Балтийского института региональной истории и археологии Клайпедского университета, Литва.

Направления контактов и главные сферы обмена янтаря в Европе от неолита к раннему Средневековью: попытка реконструкции.

Эльжбета Хоиньская-Бохдан – археолог, Археологический музей, Гданьск, Польша

К вопросу о путях распространения янтаря в Древней Руси

Ольга Зеленцоваканд. ист. наук, научный сотрудник,

Инна Кузинамладший научный сотрудник,

Сергей Миловановмладший научный сотрудник,

Институт археологии РАН, Москва, Россия.

Воины-всадники на Янтарном пути в IIII вв. н. э.

Евгений Тюрин – аспирант Института археологии РАН, Москва, Россия.

Пути янтарной торговли и миграция племен во II–V вв. н. э. в Южной Балтии.

Владимир Кулаковд-р ист. наук, ведущий научный сотрудник, Институт археологии РАН, Москва, Россия.

Добыча, обработка и торговля янтарем от позднего палеолита до Средневековья на территории современной Украины.

Виктор Мацуй – канд. геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Института геологических наук НАН Украины, Киев;

Елена Беличенкоканд. геологических наук, начальник отдела Государственного геммологического центра Украины, Киев, Украина.

Предложение сырья и распространение изделий из янтаря в XVI–XVIII вв.

Габриела Герловскаячлен Международного объединения янтарщиков в Гданьске,

Веслав Герловскийискусствовед, член Всемирного совета по янтарю в Гданьске, Польша.

Торговля янтарем и янтарными изделиями на Кенигсбергской государственной янтарной мануфактуре и Калининградском янтарном комбинате.

Зоя Костяшовазам. директора по научной работе Калининградского музея янтаря, член Всемирного совета по янтарю в Гданьске,Россия.

Современный туристический маршрут “Янтарь в собраниях польских музеев“.

Алиция Пелиньскахранитель коллекции, Музей Земли в Варшаве, Польская Академия Наук, Польша.

Направления экспорта современных польских изделий из янтаря.

Эва Рахонглавный менеджер Международной торговой ярмарки “Амбериф“ в Гданьске, Польша.

Европейские янтарные пути – янтарь в природе и культуре Европы; туристические янтарные маршруты XXI в.(презентация проекта объединения „Bursztynowa Planeta JANTAR).

Б. Гронусь-Дуткохудожник, президент объединения «Bursztynowa Planeta JANTAR», Польша.

Приложение 3

Материалы пресс-кита

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Четвертая международная биеннале авторских изделий из янтаря “Алатырь 2011”, 30 июня – 31 августа 2011 г.

Четвертый раз в Калининградском музее янтаря проходит международная биеннале авторских изделий из янтаря “Алатырь 2011”, в которой принимают участие художники из Германии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Польши, России, Франции.

Программа биеннале включает в себя:

– выставку-конкурс авторских изделий из янтаря “Пространство. Время”, созданных в последние два года (30 июня – 21 августа);

– научную конференцию по теме “Янтарные торговые пути” (30 июня);

– образовательную программу для студентов Калининградского художественно-промышленного техникума и молодых художников, работающих в области ювелирного дизайна и камнерезания (28–30 июня);

– издание иллюстрированного цветного каталога (по окончании биеннале);

– издание сборника материалов конференции (по окончании биеннале).

Конкурс проводится по следующим номинациям: “Мастерство”, “Создание художественного образа”, “Новаторство”.

Оргкомитет конкурса учреждает одну главную премию (гран-при), три звания лауреата, ряд дипломов жюри, другие специальные призы и премии, специальный диплом куратору.

Проведение международных выставок-конкурсов авторских произведений – уникальный проект Калининградского музея янтаря в контексте деятельности “янтарного” профессионального европейского сообщества. Настоящая инициатива существенно обогатит художественную сцену Калининграда, даст калининградским мастерам замечательную возможность обменяться опытом и наладить сотрудничество с зарубежными коллегами, будет стимулировать поиски новых художественных решений в работе с “солнечным камнем”, поможет выстроить систему образования в “янтарной” сфере.

Отдел информации Музея янтаря, тел. 466-888

СПИСОК ЧЛЕНОВ ЖЮРИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА АВТОРСКИХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЯНТАРЯ “АЛАТЫРЬ 2011”

Мете Соабю – глава Гильдии ювелиров в Копенгагене, дизайнер ювелирных украшений, Дания.

Бенно Симма – художник-дизайнер, архитектор, профессор дизайна, Италия.

Юрис Гагаинис – профессор, заведующий отделом металла и дизайна Академии художеств Латвии.

Марите Доминайте – художник галереи МЯНО НИША, г. Вильнюс, Литва.

Анджей Шадковский – профессор, проректор по научной работе Академии изящных искусств им. Владислава Стшеминьского в г. Лодзь, Польша.

Галина Ковалева – Член Союза художников России, Президент Международного фонда поддержки образования и творчества художников-ювелиров “Форма”, председатель жюри международных конкурсов в Москве и Санкт-Петербурге, г. Санкт-Петербург, Россия.

Зоя Костяшова, заместитель по научной работе директора Калининградского областного музея янтаря, член Всемирного совета янтаря в Польше, Россия.

СПИСОК КУРАТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА АВТОРСКИХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЯНТАРЯ “АЛАТЫРЬ 2011”

Шарлотта Вест – сотрудник Музея города Варде и окрестностей, Дания.

Конрад Лаймер – художник, директор мастерской-галереи “Постхаус” в Натурнс, Италия.

Крутовс Роландс – художник по текстилю, хранитель коллекций Музея декоративного искусства и дизайна, Рига, Латвия.

Юргита Лудавичене – доктор искусствоведения, руководитель отдела иностранной литературы издательства “Tyto alba”, Вильнюс, Литва.

Скульбашевская Людмила – сотрудник Музея янтаря в Гданьске, Польша.

Перфильева Ирина Юрьевна – доц., канд. искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, член Московской организации Союза художников, Москва.

Жан-Клод Гиймо – художник-реставратор по керамике, основатель и президент ассоциации “Однажды, один ремесленник…”, Париж, Франция.

Татьяна Лысова – зам. директор по развитию проектно-выставочной работы Калининградского музея янтаря, Россия.


[1] Международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров.  – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль