Сказочные путешествия в музеях Елабуги

720
Сказкотерапия – прием, близкий к интерактивным играм. Сотрудники Елабужского государственного музея-заповедника разработали ряд экскурсий-путешествий. Рассмотрим на примерах, как организованы эти занятия

Сказочные путешествия в музеях Елабуги

Сотрудники Елабужского государственного музея-заповедника разработали ряд экскурсий-путешествий. Все они строятся на принципах сказкотерапии, т. е. общения посетителей музея со сказочными персонажами. Рассмотрим на примерах, как организованы эти занятия.

Сказкотерапия – достаточно популярное развивающееся направление в современной практической психологии и педагогике. Используется она для достижения разнообразных целей: обучения, развития, воспитания, оказания психологической помощи.

Уже четыре года в Елабужском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике с успехом реализуется проект “Сказкотерапия”, ориентированный на образовательные и воспитательные задачи. За это время его участниками стали около 3000 детей, для которых ежегодно готовятся пять увлекательных путешествий, сочетающих в себе познавательные, игровые и творческие моменты, встречу с героями любимых сказок и непосредственное погружение в атмосферу театрализованного действа. С ролью сказочных персонажей успешно справляются сами сотрудники музея-заповедника. Ими же были написаны сценарии, учитывающие тематическую направленность, особенности и возможности каждого из музеев, в котором происходит то или иное сказочное путешествие.

В гостях у сказок

По мотивам “Синей птицы”

Театрализованное представление “Новогодняя сказка, или В поисках Синей птицы” проходит в краеведческом комплексе музея-заповедника, включающем в себя музей истории города, живой уголок, интерактивные мастерские и музей-театр “Трактир”, расположенные в старинном купеческом особняке и купеческой лавке XIX в. Представление начинается в музее истории города, многоуровневая экспозиция которого с лестницами, арками и переходами позволяет на сравнительно небольшом пространстве совершить настоящее путешествие с постоянно меняющимися картинами окружающего.

Вместе с героями знаменитой сказки бельгийского писателя Мориса Метерлинка “Синяя птица” – мальчиком Тильтилем, его сестрой Митилью, псом Тилетто и котом Тило – дети, облаченные в карнавальные маски, отправляются в страну Воспоминаний. Там они видят жилище древних ананьинцев и учатся быть меткими стрелками, бросая дротики; знакомятся с обитателями Волжской Булгарии, Золотой Орды и разбирают сундук с товарами, отделяя то, чем торговали средневековые купцы, от современных изделий.

Затем в поисках Синей птицы гости попадают в окутанный туманом дворец Царицы Ночи, помогают ей собрать созвездия и заглядывают в содержимое ее сундуков, где хранятся болезни, тайны и привидения. Для пополнения сундука с привидениями по просьбе Царицы Ночи ребята делают пару “мумий”, оборачивая двух человек рулончиками бумаги, а затем отправляются в Волшебный лес, освещая себе дорогу подаренными хозяйкой ночи бенгальскими огнями.

Волшебный лес – это живой уголок с птицами и животными, все клетки которых укрыты тканью. Кот Тило снимает ее только тогда, когда дети отгадают загадку, посвященную очередному обитателю леса. А потом и самим детям, разделенным на две команды, предлагается с помощью пластилина, ваты, спичек, клея, ниток, бумаги, пуговиц и прочих материалов создать необычное животное, которое будет жить в Волшебном лесу, придумать ему название и “речь”.


Сказочные путешествия в музеях ЕлабугиМетодика измерения эффективности музея - смотрите в электронной системе "Культура"

Путешествие завершается в музее-театре “Трактир”, который превращается в дом феи Берюлины. Заболевшую внучку феи может излечить только волшебная Синяя птица. А укрыта она была, как оказывается, на дне коробки с елочными игрушками, которыми дети стали украшать елку в доме феи. Счастливая хозяйка благодарит всех за поиски и приглашает к чаю с новогодним угощением, после которого дети рисуют самые запомнившиеся моменты путешествия и отправляются на экскурсию по музею.

Проект “Синяя птица” рассчитан на детей в возрасте от 6 до 12 лет. Его целевой аудиторией являются старшие и подготовительные группы детских садов и школьники 1–5 классов.

Город сокровищ

На тех же музейных площадках (только с включением внутреннего двора краеведческого комплекса) разворачивается действие другого сказочного представления – “Города сокровищ”, подготовленного сотрудниками музея-заповедника для выпускников начальной школы и детских садов. Здесь дети встречаются с веселым непоседой Незнайкой и его друзьями – Знайкой, Тюбиком, Стекляшкиным, Пулькой и Ворчуном. Знайка в первые же минуты объявляет ребятам главную цель предстоящего путешествия: постараться получить звание знатоков древнего тысячелетнего города. Но, как оказывается, не все так просто: это звание дается в далеком Городе Сокровищ, добраться до которого очень нелегко. Чтобы попасть туда, нужно пройти опасные испытания, ответить на вопросы и по кусочкам собрать карту.

Провожатыми в этом познавательном путешествии выступают Знайка и Незнайка. Причем последний с умным видом постоянно все путает и говорит разные глупости, например, что в Елабужском крае есть моря и пустыни, а в лесах живут попугаи, канарейки и шиншиллы. Поэтому Знайке и детям приходится все время его поправлять. В результате то и дело возникают комичные ситуации, однако при этом дети не только веселятся, но и внимательно слушают повествование о природе и истории родного края на улице Змеевка (в живом уголке), улице Загадочной (зале природы и археологии), бульваре Древностей (зале ананьинской культуры). Делая остановки в своем путешествии, они попутно отгадывают следы животных и птиц, нарисованных Тюбиком, наряжаются в средневековые костюмы воинов и крестьян, изготавливают амулеты по образу и подобию тех, которые защищали древних ананьинцев от болезней и прочих бед.

Получив от сказочных героев очередной кусок карты Города Сокровищ, дети отправляются дальше. В Зеленом городе (во дворе краеведческого комплекса) их ожидает встреча с охотником Пулькой, который устраивает соревнование по стрельбе, состязания в беге и перетягивании каната. Ворчуну юные путешественники помогают отгадать загадки на тему русских сказок, а Тюбику в Солнечном городе дарят вдохновение, разрисовывая с помощью цветных мелков асфальт яркими летними картинками.

Собрав карту, дети видят, что настоящим Городом Сокровищ оказывается их родной город, в котором, действительно, очень много архитектурных памятников, музеев, бронзовых скульптур и монументов, посвященных жившим здесь известным на весь мир людям (а это и знаменитый русский живописец И.И. Шишкин, и кавалерист-девица Н.А. Дурова, и великая русская поэтесса М.И. Цветаева, и многие другие). Получив заслуженные медали знатоков города Елабуги, ребята отправляются в конечный пункт путешествия – Город Вкусностей (все тот же музей-театр “Трактир”), где сотрудники музея устраивают для них “пир на весь мир”.

Так в непринужденной игровой форме они знакомятся с историей родного города, учатся ценить и беречь его культурное насле

дие.

Новогодние встречи

Новогодняя сказка “Гори, гори ясно!” в Библиотеке Серебряного века проводится для детей среднего школьного возраста. Здесь их ожидает встреча с героями разных сказок: Настенькой и Апрелем из “Двенадцати месяцев”, Атаманшей из мультфильма “Бременские музыканты”, Винни-Пухом, Бабой-Ягой и старухой Шапокляк. Действие начинается на улице, где дети помогают Настеньке собрать выглядывающие из сугробов подснежники, а братцу Апрелю – разжечь костер в каменном очаге “Литературной беседки”, расположенной во дворе Библиотеки Серебряного века. После игр, конкурсов и состязаний, встречи Деда Мороза, хоровода вокруг новогодней елки и дискотеки, которые проходят в библиотеке, сказка завершается угощением в каминном зале, где со словами “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” вновь зажигается огонь, на этот раз уже в камине.

Еще одно новогоднее представление – “Путешествие на планету Здоровья, или Сказка о молодильных яблочках” – проводится в музее уездной медицины им. В.М. Бехтерева. Вместе с молодым Царевичем, мать которого взяла в “плен” тетушка Лень, дети пытаются излечить Царицу с помощью Лекаря, Знахарки и Аптекаря. Но когда это не помогает, отправляются за тридевять земель в Тридесятое царство за молодильными яблочками, встречая по дороге Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного, преодолевая различные препятствия и испытания.

В Тридесятом царстве (интерактивном зале), где, отведав молодильных яблочек, Царица вновь становится бодрой, радостной и здоровой, детей встречает новогодняя елка. В гости к ним приходит Дед Мороз с подарками, и вместе со сказочными героями они весело встречают Новый год с традиционным в этом музее ароматным фиточаем из трав и сладостями. Подобное представление, ставшее альтернативой новогодним школьным елкам, пользуется большой популярностью среди юных елабужан, поскольку является более разнообразным, живым и интерактивным.

Весь сценарий представления в музее уездной медицины строится на исконной русской речи (наиболее полно сохранившейся в наши дни в сказочных повествованиях), чаще всего рифмованной, с добрым юмором.

Масленица

Но еще более полное погружение в атмосферу русской старины происходит в музее-усадьбе Н.А. Дуровой, где для школьников ежегодно устраивается праздник “Как на масленой неделе…”. Проходит он во дворе старинной усадьбы, в которой детей встречают плакаты с надписями: “Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом”, “Не все коту Масленица, будет и великий пост”, “Масленица семь дней гуляет” и др. Здесь же установлены укрытые рогожкой сани с сеном, поленьями дров, рукавицами, тулупом и кивером. Красочными символами солнца служат украшенные цветными лентами круги, насаженные на древко. А главными заводилами праздника являются веселые скоморохи Тюха и Матюха, которые сыплют стихами и прибаутками. Вскоре к ним присоединяются Леший, Кикимора и Баба-Яга, пытающаяся прикинуться Масленицей, а потом и сама Масленица, заколдованная вначале Бабой-Ягой, но освобожденная от ее злых чар с помощью Солдата и огнива. Рассказ о том, как справляли Масленицу в прежние дни, о бытовавших ранее обычаях и обрядах, сопровождается играми и веселыми состязаниями. С помощью красных и синих кокошников и кушаков дети делятся на две соревнующиеся команды. Часть игровых эстафет связана с двумя изготовленными из фанеры матрешками, вокруг которых дети обегают “на трех ногах” (у каждой пары бегущих привязаны друг к другу правая и левая ноги), верхом на “метле”, с чугунком на ухвате. Их “кормят кашей”, поднося за несколько метров горох в деревянной ложке.

Кроме того, команды перетягивают канат, “пекут блины”, участвуют в снежной эстафете, во время которой проезжают на лыжах через импровизированные ворота, кидают “блины” в короба, съезжают с горки, подхватывая по пути расставленные по ее краям флажки, и метают снежки.

Конечно, не обходится праздник без традиционного хоровода и совершаемых в общем кругу игр (“Мышеловка”, “А ну-ка повтори”). Завершаются зимние забавы сжиганием чучела Масленицы, после чего, сменяя друг друга, команды идут кататься в санной упряжке на лошади и угощаются в беседке, украшенной старинной домашней утварью, румяными блинами и горячим чаем из самовара. Понятно, что подобный праздник сохранится в детской памяти на всю жизнь.

Программа “Масленицы” приводится в приложении.

Ресурсы для сказки

Проект “Сказкотерапия”, при всей его кажущейся простоте, носит серьезный многофункциональный характер. Его цели:

  • пробуждение у детей интереса и любви к истории родного края;
  • воспитание уважительного отношения к традициям и обычаям национальной культуры;
  • формирование способности отличать добро от зла, правду от лжи, ценить дружбу и взаимовыручку, преодолевать различные трудности и испытания.

Организаторы проекта ставят перед собой ряд задач:

  • познакомить детей с экспозициями музеев, с историей, традициями и обычаями разных народов;
  • дать детям возможность почувствовать причастность к культуре своего народа, пробудить любопытство и воображение;
  • привить музейную культуру.

Немаловажным является и то, что дети слышат не испорченную штампами и канцеляризмами живую поэтически-фольклорную русскую речь. Они не только видят словно сошедших с книжных страниц сказочных героев, но и общаются с ними на протяжении всего представления. Детям часто приходится применять свою смекалку. Сказочные путешествия и праздники порождают множество положительных эмоций: радость, удивление, веселье, азарт, благодарность…

Идея создания проекта “Сказкотерапия” возникла на одном из заседаний методического совета, на котором обсуждались проблемы образовательной программы “Музей и школа”, осуществляемой по специальным абонементам в Елабужском государственном музее-заповеднике. Тогда-то и было решено наряду с традиционными музейными занятиями проводить более занимательные, интерактивные курсы, взяв за основу различные сказки и праздники.

При всех различиях театрализованных сказочных представлений их объединяет общая структура. Она предполагает встречу со сказочными героями, деление на команды, которые соревнуются друг с другом, участвуя в различных состязаниях, проведение игр и конкурсов, отгадывание загадок и решение кроссвордов, познавательный рассказ об истории, культуре, традициях и обрядах, сопровождаемый вопросами и ответами, путешествие к намеченной цели.

Для каждого представления был написан сценарий, на подготовку которого уходило в среднем от одного до двух месяцев. Сценарии рассматривались и утверждались вначале методическим советом музея-заповедника, а затем его генеральным директором. Ежегодно во многие сценарии вносятся незначительные изменения (обычно связанные с введением новых героев, заменой игр и конкурсов), что дает возможность детям, даже приходя повторно через один или два года на ту же сказку, не утрачивать интереса к происходящему.

Сценарии сказочных представлений рассчитаны на 6–10 действующих лиц, в число которых входят практически все сотрудники того или иного музея, начиная с директора и заканчивая дворником. Если собственных сил не хватает, то на имя генерального директора пишется служебная записка, и подходящие “герои” приглашаются из других подразделений музея-заповедника.

По заявкам управления социальной защиты музей проводит благотворительные представления для детей-инвалидов, а также детей из малообеспеченных и многодетных семей. Для прочих посетителей участие в “Сказкотерапии” не бесплатно. Стоимость посещения театрализованного представления, с учетом угощения и призов за конкурсы, составляет 150 или 200 рублей. Меньшая оплата предусмотрена для тех, кто посещает занятия по музейным абонементам.

Деньги на пошив костюмов для сказочных персонажей, на приобретение необходимого реквизита, призов и угощения, как правило, заранее, согласно указанным в служебных записках суммам, выделяются из средств, заработанных музеем-заповедником. После завершения мероприятия готовится подробный отчет о доходах и расходах, который вместе с выручкой сдается в бухгалтерию ЕГМЗ.

Документальное оформление проекта “Сказкотерапия” ограничивается сценарием, служебными записками и итоговым отчетом в рамках самого музея-заповедника.

Реквизит для сказочных представлений, насчитывающий от 15 до 50 наименований, частично закупается за счет музея (сюда входят новогодние украшения, искусственные елки, карнавальные маски, лыжи, ведра, канаты, корзины, мячи, кегли, искусственные цветы, призы, мелки, пазлы, карандаши, фломастеры, ручки, бумага и прочее), частично берется из фондов музея-заповедника (сундуки, колокольчики, сани, медицинские инструменты, чугунки, ухваты, кувшины, ступа с пестиком и другая старинная домашняя утварь), частично изготавливается сотрудниками музея-заповедника (плакаты, звезды из фольги, избушка Бабы-Яги из картона, бутафорский градусник, кроссворды, мешочки с травяным чаем, медали и т. д.) или приносится из дома (мех натуральный, шаль, гитара).

Каждое представление приурочено к какому-то празднику (Новый год, Масленица) или событию (выпускные в детских садах и начальной школе) и проводится обычно один раз в год на протяжении двух недель. Наибольшее количество групп – до 20 в неделю (численностью от 15 до 25 человек) – собирает Масленица в усадьбе Н.А. Дуровой. В других музеях принимают в неделю от 8 до 10 групп.

Стоит отметить, что в последнее время к проекту Елабужского государственного музея-заповедника “Сказкотерапия” начинают проявлять интерес не только дети, но и взрослые. Так, под Новый 2011 г. впервые “на ура” прошло театрализованное представление о молодильных яблочках для экскурсантов из Чайковска, а вслед за этим поступили заявки от взрослых групп на праздник Масленицы.

Приложение

Министерство культуры Республики Татарстан

Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Музей-усадьба Н.А. Дуровой

Музейная программа “Сказкотерапия”

Сценарий праздника Масленицы “Как на масленой неделе…”

Составитель: старший научный
сотрудник музея-усадьбы Н.А. Дуровой
Айкашева О.А.

Елабуга, 2011 г.

“Как на масленой неделе…”

Место проведения: Музей-усадьба Н.А. Дуровой

Продолжительность: 1 час 30 мин.

Участники: учащиеся 1–5 классов.

Оформление и атрибуты праздника:

  • плакаты с названиями дней недели Масленицы:
    “Встреча”,”Заигрыш”, “Лакомка”, “Разгуляй”, “Тещины вечера”, “Золовкины посиделки”, “Прощеное воскресенье”;
  • плакат в беседке: “Блинная избушка”;
  • плакаты на усадьбе:
    “Прощай, зима!”, “Здравствуй, весна!”, “Привет, Масленица!”, “Не все коту Масленица, будет и великий пост”, “Не житье, а Масленица!”, “Масленица семь дней гуляет”, “Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить”, “В феврале зима с весной встречаются впервой”;
  • плакаты на воротах:
    “Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом”, “Была у двора Масленица, да в избу не зашла”;
  • в беседке: чай в самоваре, столики, накрытые расшитыми полотенцами, на них блины и другое угощение;
  • символы солнца: украшенные лентами круги на древках.

Реквизит:

  • чучело Масленицы;
  • сани с рогожкой, рукавицами, поленьями дров, сеном, тулупом и кивером;
  • матрешки бутафорские (2 штуки);
  • интерьер беседки: стол со старинной домашней утварью (крынками, деревянной посудой), прялка, ухват, кочерга, домотканый коврик;
  • трещотки (2 штуки);
  • свистульки (2 штуки);
  • дудки (2 штуки);
  • канат;
  • кокошники и кушаки (красные и синие по 15 штук);
  • ледянки (4 штуки);
  • снежки (мячики) (40 штук);
  • метлы (2 штуки);
  • огниво (камни) (2 штуки);
  • мешочки с горохом (2 штуки);
  • сковороды (2 штуки);
  • тарелки (2 штуки);
  • ухваты (2 штуки);
  • чугунки (2 штуки);
  • табуреты (2 штуки);
  • санки;
  • печка бутафорская;
  • короба (2 штуки);
  • корзины для снежков (2 штуки);
  • лыжи короткие (4 пары);
  • “блины” бумажные (40 штук);
  • ведра (2 штуки);
  • ложки деревянные расписные (2 штуки);
  • диск с музыкой и русскими народными песнями;
  • DVD-плеер

Действующие лица:

  • Скоморох Тюха
  • Скоморох Матюха
  • Масленица
  • Русский солдат (в форме улана с ранцем и саблей)
  • Баба Яга
  • Леший
  • Кикимора

Звучит веселая народная музыка, с шумом и смехом появляются скоморохи, в руках трещотки, свистульки, дудки.

Скоморох Тюха:
Добры молодцы и красны девицы, милые ребятушки, здравствуйте! Я Тюха!

Скоморох Матюха:
А я Матюха!

(Вместе):
Мы развеселые потешники,
столичные насмешники,
веселые скоморохи!
У нас есть гусли, дудки,
загадки и прибаутки,
песни и пляски,
игры и сказки!

Скоморох Тюха:
А теперь перекличку проведем!
Светы, Оли и Алеши,
Дружно хлопайте в ладоши.

Скоморох Матюха:
Вызывает интерес: Таня, Юра, Коля здесь?
Если здесь, то не тяните,
А погромче вы свистите!

Скоморох Тюха:
Саши и Сережи
Светы и Наташи,
Ирочки и Вити
Нам руками помашите!

Скоморох Матюха:
Всех друзей нам не объять,
Всех имен нам не назвать.
Остальных мы просим вместе
Прыгнуть высоко на месте.

Скоморох Тюха:
Подходи, честной народ,
Интересное вас ждет!
Украшенья разбирайте
И себя вы наряжайте.
Ленты в косы заплетайте,
Да на пояс добавляйте.

Скоморох Матюха:
Подходите, детвора,
Праздник начинать пора!

Скоморох Тюха:
Я набираю команду самых ловких и смекалистых!
Синие кокошники и синие кушаки ко мне подходи!

Скоморох Матюха:
А я набираю команду самых сильных и умных ребят!
Красные кокошники и красные кушаки ко мне подходи!
(Ребята делятся на две команды, подвязывают кокошники и кушаки).

Скоморох Тюха:
Внимание, внимание!
Первое соревнование!
Надо в паре на трех ногах обежать вокруг матрешки и передать эстафету следующей паре!

Игра “Три ноги”.
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на “трех ногах” добегает до матрешки и возвращается на линию старта.

Скоморох Матюха:
Мы с вами пришли на праздник – встречать Масленицу, провожать зиму!

Скоморох Тюха:
Давайте все вместе позовем Масленицу.
(Зовут Масленицу)
“Масленица Прасковея
приходи к нам поскорее!”
(Слышен звон бубенцов. Леший и Кикимора везут на санках Бабу Ягу, переодетую в Весну).

Леший и Кикимора:
Тр-р-р!.. Приехали!

Леший:
Масленицу приглашали?

Скоморохи Тюха и Матюха:
Приглашали.

Леший:
Получите и распишитесь.

Скоморох Матюха:
За что расписываться? Масленицу-то я не вижу. Я вижу только мешок.

Скоморох Тюха:
Что за чудо – скок да скок,
Гляньте, тронулся мешок!
Эй, хватай его, ловите,
Поскорей мешок держите!
(Мешок ловят, развязывают. Из него вылезает Баба Яга, которая ест бублик).

Баба Яга:
Здорово, ребятки, Игори и Ванятки,
Наташки и Дашки, Веруньки и Машки,
Оленьки, Поленьки, Геночки, Коленьки.
Поклон вам, люди добрые,
Когда я к вам спешила,
Всех насмешила.
А зовут меня Масленичка.

Скоморох Тюха:
Врешь, старая! Никакая ты не Масленица!

Скоморох Матюха:
Вон и дети тебя узнали! Ребята, кто это?
Ребята хором: “Баба Яга!”

Скоморох Тюха:
Отвечай, ведьма, куда Масленицу подевала?

Скоморох Матюха:
А не то мы тебя ухватом! (Замахивается ухватом).

Кикимора:
Бабуся Ягуся, отвечай им, не то худо нам придется!

Леший:
Сознавайся, старая, вон их сколько много! Костей не соберем!

Баба Яга:
Так ведь украла да заколдовала я Масленицу, а заклинанье-то позабыла!
(Слышна песня солдата: “Ать-два, левой, ать-два, правой…”).
Появляется Солдат.

Солдат:
Много лет тому назад
По дороге шел Солдат.
После службы боевой
Возвращался я домой.
Шел и шел своей дорогой,
А когда устали ноги
Сел в тени, достал табак,
Слышу –
Что-то здесь не так:
Кто-то громко здесь кричит,
На усадьбе верещит.

Баба Яга:
Хорошо поешь, служивый,
Да и сам хорош!
Ранец у тебя красивый.
Жаль, пустой несешь.

Солдат (насмешливо):
А тебе-то что за дело,
Старая карга?
Может, сабли захотела
Али сапога?

Баба Яга:
Хороши твои, голубчик,
Сабля и сапог,
Но купил бы и получше,
Если б нам помог.

Солдат:
Что ж, помочь я был бы рад,
Только с помощью ребят!

Скоморох Тюха:
Ребята, поможем Солдату?

Баба Яга:
Солдатик-касатик, не в службу, а в дружбу, помоги нам!
Чтоб заклятье извести,
Нужно мне огниво принести!
Но огниво далеко,
До него добраться нелегко!

Кикимора:
Закопали мы огниво в снег!
Спрятали от всех!

Леший:
Откопать огниво можно!
И поможет в этом ложка!

Скоморох Матюха:
Поторопимся скорей откопать вот этой ложкой огниво на дне ведра!

Игра “Откопай огниво”.
Участники соревнования из каждой команды по одному бегут к ведру, вычерпывают ложку снега и передают ложку следующему участнику.

Скоморох Тюха:
В сказке Добро всегда побеждает Зло. Солдат, высекай скорей искру!
(Баба Яга отдает огниво Солдату, он высекает искру).

Скоморох Матюха:
Давайте все вместе еще раз позовем Масленицу.
Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!
(Зовут Масленицу). Появляется Масленица.

Скоморох Тюха:
Едет Масленица дорогая
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.

Масленица:
Кланяется, здоровается со всеми.
Здравствуйте, люди добрые! Встречайте, люди добрые, меня Масленицу – честную, широкую, веселую, боярыню Масленицу! А что вы знаете о Масленице?
(Дети рассказывают о Масленице).

Солдат:
Молодцы! Это был самый разгульный праздник на Руси.
В славянской мифологии Масленица – это персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму. Масленицей называли также чучело из соломы, обряженное в женское платье.

Масленица:
Масленица – старинный языческий праздник, сохранившийся после принятия христианства на Руси в 10 веке. Сейчас только у нас в России празднуют Масленицу. Народ отмечает ее в конце февраля или начале марта играми, плясками, шутками, посиделками.
Празднуется она целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник – “встреча”, вторник – “заигрыш”, среда – “лакомка”, четверг – “широкий”, пятница – “тещины вечерки”, суббота – “золовкины посиделки”, воскресенье – “прощеный день”.

Солдат:
Масленица начинается в понедельник, который называется “встреча”. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело из соломы в девичий наряд и возят по улицам.

Масленица:
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. В Масленицу ребятишки выбегали на улицу, строили горки и крепости, устраивали битвы со снежками.

Солдат:
Будем дальше состязаться? Кто захочет стар и млад перетягивать канат?

Игра “Перетягивание каната”.

Масленица:
День второй наступает, его “заигрышем” величают. С утра девицы и молодцы на санях катаются. Парни ищут невестушек, а девушки женихов выбирают.

Солдат:
Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, водили хороводы, играли. Давайте и мы поиграем в одну из таких игр.

Игра: “Накорми Матрешку”.
В конкурсе участвуют 2 команды. Для конкурса необходимо изготовить из твердого картона или фанеры 2 матрешки, высотой около метра, у которых к отверстию “рта” приклеен с тыльной стороны мешочек.
На табуретах, которые стоят от матрешек на расстоянии около 4–5 метров, лежат мешочки с горохом и деревянные ложки. Участникам необходимо зачерпнуть ложкой горох и “накормить” матрешку. Кто быстрее с этим заданием справится, при этом не рассыпав горох, тот и побеждает.

Масленица:
Порадовали вы меня, мое сердце! Как в сказке говорится: заварил кашу, так не жалей масла.

Баба Яга:
Становитесь-ка на лыжи и катитесь до ворот.
Там вас всех уж поджидает настоящий блиномет!

Кикимора:
А теперь скатиться с горки,
По пути собрать флажки,
Лихо запустить в корзину настоящие снежки!

Игра “Снежная эстафета”.
Все участники команд по очереди:
– проезжают на лыжах через ворота, которые можно соорудить из лыжных палок;
– кидают “блины” в короба;
– съезжают с горки на ледянках и по пути собирают флажки, которые будут расставлены по краям горки;
– метают в указанное место заранее приготовленный снежок.

Скоморохи:
Ох, хорошо на снежных горках покататься!
По народным приметам: чем выше гора –
тем выше рожь и пшеница;
чем дальше прокатишься с горы –
тем длиннее лен.

Солдат:
Наступает среда – “лакомка” (едят сладости). В этот день зятья (папы) – приходят на блины к тещам – (маминым мамам). С этого дня пекли блины – румяные, круглые, горячие как солнце.

Масленица:
А теперь, ребятки, давайте загадки отгадывать про Масленицу!
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки … (блины)

Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить:… (“Бог простит!”)

Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же,… (икра)!

Ой ты, Лакомка-среда!
Масляна сковорода!
Как велось со старины –
Едем к… (теще на блины)!

Баба Яга:
А я тоже приготовила вам забавы на “Лакомку”. Ну-ка, разомните ноги!

Кикимора:
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!

Скоморох Тюха:
На печи блины печем и в тарелку их кладем!

Игра “Испеки блины”.
В игре участвуют 2 команды.
Их задача – быстро “испечь” блины. Для этого каждому участнику нужно поставить сковороду с бумажным “блином” на “печь”, затем перевернуть его и далее переложить на тарелку, стоящую на табурете, расстояние до которого 4–5 метров. После этого следует передать сковороду следующему члену своей команды.

Скоморох Тюха:
День четвертый – “Разгуляй”.
Принимаем гостей
Со всех сел и волостей.

Масленица:
В четверг начинался разгул с катанием на санях и кулачными боями. За боем следил самый сильный и уважаемый из мужчин, свято соблюдавший правило – не бить лежачего.

Солдат проводит игру “Петушки”.
Чертит мелом несколько кругов, куда встают по одному человеку из каждой команды. Стоя на одной ноге, они пытаются вытолкнуть друг друга из круга.

Леший:
А колдуньи издревле
Все летали на метле.
Полетаем?

Игра: “Кто быстрее на метле?”
(Проводят Баба Яга и Леший).
Каждый должен пробежать верхом на метле вокруг матрешки. Побеждает команда, закончившая первой.

Кикимора:
Кто из вас, сейчас мы спросим,
Дальше всех метлу забросит?

Леший:
Ну-ка, дети, выходи,
И метлу скорей бери!

Конкурс “Брось метлу”.
(Проводят Баба Яга и Кикимора).

Баба Яга:
Метла – это не только летательный аппарат, это – спортивное копье. Берите метлы и бросайте вон за ту линию. Кто бросит дальше всех, тот и будет победитель!

Скоморох Матюха:
Хватит петь да плясать,
Пора пятницу объявлять!

Солдат:
Пятница – “тещины вечерки”. Тещи (мамины мамы) идут в гости на блины к зятьям (папам).

Масленица:
В эти дни ходили к родственникам в гости на блины.
Хочешь есть калачи, не лежи на печи!
А в городах устраивали карнавалы и ярмарки.

Солдат:
Нужно быстро со всех ног,
Да вокруг матрешки,
На ухвате чугунок
Пронести с картошкой!

Игра “На ухвате чугунок”.
Каждый участник команды проносит вокруг матрешки чугунок на ухвате.

Скоморох Тюха:
В субботу справлялись “золовкины посиделки”. В этот день в деревнях ходили в гости к родственникам на блины. В городах устраивали балы и маскарады, а в театрах – представления.

Масленица:
Ребята, посмотрите, мы живем в деревянном доме, у нас и амбар есть, где хранится зерно. И завелись у нас мыши.

Солдат:
Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели.
Вот поставим мышеловку, переловим всех мышей!

Скоморох Тюха (команде):
Мы с вами будем мышеловами! Будем повторять слова
“Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели.
Вот поставим мышеловку, переловим всех мышей!”

Скоморох Матюха (команде):
А мы с вами будем мышками!

Игра “Мышеловка”.
Участники одной команды становятся в круг и берутся за руки. Поднимают руки вверх. Остальные участники – “мыши” – бегают между ними. На последних словах руки опускаются, “мышеловка” захлопывается, кто остался внутри круга, тот присоединяется к ловцам. “Мышеловка” увеличивается, игра повторяется. Побеждает последняя мышка.

Игра “А ну-ка повтори!”
Играют четыре и более человека.
Ход игры. Игроки становятся полукругом, в центре стоит водящий. Время от времени он делает какое-то движение: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает ногой и т. д. Все игроки должны точно повторить его движение. Если игрок ошибается, то водящий занимает его место, а игрок становится водящим. Если одновременно ошибутся несколько человек, то водящий сам выбирает, кто займет его место.

Скоморох Матюха:
А сегодня в воскресенье
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!

Скоморох Тюха:
Слушайте, слушайте все!
По старинному по русскому обычаю –
зиму провожаем,
Зиму-Масленицу сжигаем!

Скоморох Матюха:
По традиции старинной
В хороводе мы сейчас
Зимушку проводим дружно
И простимся в сей же час.

Скоморох Тюха:
Пора нам прощаться с Масленицей. Сейчас сгорит она, а это значит – конец зиме!

Поджигают чучело. Ребята и взрослые расходятся, образуя широкий круг. Чучело, установленное на высокой горке, сжигают.

Все (хором):
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори, пуще
Лето будет гуще,
А зима теплее,
А весна милее.

Баба Яга:
А теперь на самом деле
В праздник все вовлечены.
Вы еще блинов не ели?
Просим, просим на блины!

Одна команда уходит в “Блинную избушку” кушать блины и кататься с горки.

Солдат:
А вас я прокачу на лошади!

Другая команда отправляется кататься на лошади.
На усадьбе звучит музыка. Все кушают блины, пьют чай, катаются с горки.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль