Все о концертной деятельности по-русски

569
Журнал “Справочник руководителя учреждения культуры” беседует с руководителем “Русского концертного агентства” Дмитрием Владимировичем Гринченко о подводных камнях работы агентства и значении деятельности такой компании для артистов

Долгое время отечественные артисты выстраивали графики своих выступлений и занимались финансовыми вопросами самостоятельно или, выезжая на гастроли, обращались к иностранным агентствами. Но многим было бы комфортнее работать с “земляками”: кого-то смущали неизбежные культурные различия, кто-то спокойнее чувствовал себя с деловыми партнерами того же менталитета. И такое агентство появилось, причем благодаря стараниям самих артистов. Мы беседуем с руководителем “Русского концертного агентства” Дмитрием Владимировичем Гринченко.

Все о концертной деятельности по-русски

Как получилось, что Вы стали руководителем одного из крупнейших российских концертных агентств?

История началась уже достаточно давно. Еще будучи студентами, мы с друзьями решили самостоятельно заниматься организацией своих концертов. В 1990-е гг. молодые музыканты, как и классическая музыка вообще, не были интересны практически никому из организаторов концертов. Почти 70% моих однокурсников уехали за рубеж. Но лично мне отъезд из страны не был интересен. Поэтому мы создали Молодежный музыкальный фонд, в котором я выступил одним из учредителей и стал его директором. Правда, примерно через полгода выяснилось, что почти все мои друзья-музыканты были готовы выступать на концертах, причем вопрос гонораров в тот момент даже не стоял, но никто не хотел заниматься всей технической, административной работой, связанной с концертной деятельностью: организацией концертов, поиском площадок, привлечением зрителей, спонсоров, проведением рекламных кампаний и т. д. А мне не захотелось бросать дело в самом начале. Пришлось браться за все самому. Так дальше и пошло.

Наш первый концерт (до сих пор храню дома программку, афишу и билет на него) прошел в мае 1992 г. В тот момент пришлось действовать исключительно методом проб и ошибок. Хотя сейчас могу сказать, что этот путь не самый плохой, и я стараюсь не забывать основные уроки профессии, которые получил именно тогда.

Такие важные вопросы, как: зачем публика приходит на концерты, что она хочет получить, зачем музыканты выходят на сцену и т. д. – как мне кажется, необходимо задавать себе постоянно. Обдумывая ответы на эти вопросы, я постоянно возвращаюсь к тому, что музыканту важно эмоционально затронуть публику, музыка – самое живое, доступное искусство, творчество – одно из главных составляющих музыки и т. д. Что, в конце концов, мы занимаемся этим не только и не столько ради денег. Если расценивать проведение концертов как бизнес, то это бизнес не самый доходный. Поэтому если основная цель предприятия или конкретного человека – зарабатывание денег, то ему не следует заниматься академической музыкой.

В течение жизни появились другие важные установки, например такая: артиста, с которым ты работаешь, нужно любить и уважать. Для меня очень сложно работать с артистом, творчество которого на сцене не вызывает у меня восторга. Продюсер не выходит на сцену, и главными действующими лицами процесса в любом случае являются артист и зритель, пришедший на концерт. Нам, продюсерам, нужно хорошо делать свою, чаще всего не такую заметную, но тоже очень важную работу.

Постепенно концертная деятельность начала развиваться, мы организовали первую серию концертов молодых музыкантов в Москве. Я последовательно работал директором одного из московских оркестров, в Московской государственной филармонии и Дирекции концертных программ. А в 2007 г. было создано “Русское концертное агентство” (РКА).

С чем было связано появление этого агентства?

Сама идея создания подобной организации витала в воздухе несколько лет. Разные люди: мои партнеры, друзья, хорошие знакомые – постоянно говорили о том, что в Москве не хватает полноценного концертного агентства, которое могло бы заниматься менеджментом академических артистов в России и во всем мире. Мы с будущими партнерами по агентству обсуждали идею его создания больше года, размышляли о потенциальных направлениях работы, возможности сконцентрироваться на новых видах деятельности и т. д. И вот три года назад мы, наконец, решили, что настало время создать агентство. Мы были уверены, что нам хватит опыта для того, чтобы все получилось. Хотя в дальнейшем мы неоднократно убеждались в том, что невозможно быть до конца ко всему готовыми. Всегда может произойти что-то, чего ты еще не знаешь и с чем еще ни разу не сталкивался. И рассчитывать в этот момент приходится только на себя. Такие ситуации воспитывают и стимулируют. Агентство создали несколько менеджеров, друзей-партнеров, которые работали в музыкальной сфере, но в разных местах, и ряд как ведущих, так и не известных на тот момент молодых артистов и коллективов.

И все-таки – зачем нужно было создавать отечественное концертное агентство? Что принципиально изменилось с момента его появления?

Есть несколько основных идей, которыми мы руководствовались при создании агентства и которые оправдывают себя в настоящий момент. Во-первых, со времен СССР не было практики отечественного менеджмента артистов в России и за рубежом. Такие организации, как Госконцерт или Росконцерт, нельзя в полной мере назвать концертными агентствами. Госконцерт действительно представлял советских артистов за рубежом и занимался гастролями зарубежных артистов в СССР, но, вместе с тем, он предлагал артистов выборочно, не всегда руководствуясь потребностями слушателей и востребованностью артиста. Артиста же ограничивали в размере гонорара. Любое агентство заинтересовано как раз в обратном: чтобы артист выступал больше и его гонорары росли. Но все же Госконцерт и Росконцерт в какой-то мере систематизировали подходы к работе с артистами.

Нам показалось целесообразным вернуться к самой идее организации концертов и всех сопутствующих мероприятий для российских артистов во всем мире именно из России, через российской академическое концертное агентство. Чтобы интересы российских артистов представляли не только зарубежные, но и российские агентства. Это очень важно для развития, прежде всего, молодых российских музыкантов.

Другой целью создания агентства было расширение внутреннего культурного поля России. Именно поэтому мы проводим ряд музыкальных фестивалей и музыкальных академий – курсов – занятий – в разных российских регионах. География фестивалей очень широка: Сочи, Хабаровск, Пермь, Ярославль, Курган, Саранск и т. д. Мы стараемся, чтобы фестивали были не однократным действом, а проходили на постоянной основе, чтобы они развивались, чтобы слушатели и жители регионов ждали ежегодных встреч с лучшими оркестрами и солистами.

Следующая идея – представление лучших образцов российской музыкальной культуры за рубежом. В этом отношении у нас запланировано осуществление ряда проектов в разных странах мира. Безусловно, процесс продвижения и организации самостоятельных проектов за рубежом достаточно долог. Нас там никто не ждет с распростертыми объятиями. Более того, важно организовать все таким образом, чтобы проекты, которые мы инициируем там, не были инородным телом в общем культурном пространстве, а занимали свое место, пользовались интересом у публики и поддержкой наших зарубежных партнеров.

У нас было несколько вариантов названия агентства, и мы остановились на том, которое лучше всего характеризует принадлежность агентства к конкретной стране. Чтобы ни у кого не возникало вопросов, откуда мы и чем занимаемся.

На Ваш взгляд, почему артистам интересно работать с концертным агентством? В чем их финансовый, карьерный интерес?

Деятельность концертных агентств, в нашем понимании бизнеса, прежде всего, направлена на самореализацию артиста, его творческое развитие, и через это на повышение его статуса и в том числе гонораров. С нашей точки зрения, работа агента и артиста – это реализация некой взаимной стратегии, как творческой, так и финансовой. И, безусловно, самое важное – это индивидуальный подход агентства к каждому артисту и коллективу: агентство понимает, что может конкретный артист, в чем его сильные стороны и т. д., и при лоббировании его интересов отталкивается от этих исходных данных.

Вы сказали, что РКА организует фестивали и академии. Чем они отличаются друг от друга?

Академия подразумевает обучение, фестиваль – посещение, знакомство и слушание.

Например, молодежная музыкальная академия стран СНГ в Минске – единственный подобный проект на всем постсоветском пространстве. В 2010 г. для участия в академии приехало 30 молодых музыкантов из 10 стран СНГ. В течение недели с ними занимались ведущие российские и зарубежные педагоги, профессора российских и европейских консерваторий.

В продолжение академии в Минске, в этом году мы впервые будем проводить детскую академию стран СНГ в Самаре и Новокуйбышевске. Мы в РКА считаем, что очень важно поднимать и поддерживать интерес именно к начальному детскому музыкальному образованию.

Фестивали предполагают другую форму участия публики. Вот, например, в Саранске, где мы проводим фестиваль Большого симфонического оркестра и Владимира Федосеева, симфонических оркестров из Москвы или Санкт–Петербурга не было лет 20–25. Большая музыка возвращается туда после огромного перерыва. За это время выросло целое поколение людей, которые не знают, что такое симфонический оркестр, никогда не видели его “вживую”. Основная идея фестиваля – показать прежде всего искусство России. Поэтому он называется “Фестиваль нашей культуры”. В этом году на фестивале прозвучала музыка Чайковского, Свиридова, Калиникова и др.

В этом же 2011 г. мы планируем провести фестиваль Юрия Башмета в Хабаровске. Таким образом Хабаровск станет единственным городом Дальнего Востока, в котором пройдет полноценный фестиваль классической музыки с участием одного из ведущих оркестров в мире, единственного российского камерного оркестра, обладателя премии “Грэмми” – Камерного ансамбля “Солисты Москвы”. Безусловно, на Дальнем Востоке проходят и другие фестивале с участием замечательных музыкантов, но пока ни у одного из них базой не становился оркестр из Москвы.

Фестиваль Госоркестра в Кургане поддерживает давние музыкальные традиции в регионе, где часто бывали Шостакович и Ростропович. Сейчас Курган переживает, быть может, не самые лучшие времена в своей истории, и именно поэтому важно, чтобы академическое искусство там не умерло. Нужно видеть внимание публики, простых слушателей, с которым они приходят на концерты.

Развивается проект ежегодного фестиваля в Ярославле. Его основная идея – демонстрация всего разнообразия классической музыки. Отличительная особенность этого фестиваля – очень разноплановые, разнообразные программы.

Мы проводим достаточно большое количество региональных мероприятий. В этом концертном сезоне намечено провести уже 11 подобных проектов. Мы стараемся, чтобы каждый фестиваль обладал индивидуальностью, а его руководство представляло себе развитие проекта хотя бы в течение 5-6 лет.

Идею фестиваля или академии определяют, прежде всего, музыкант, артистический директор проекта, место проведения и бюджет мероприятия. Безусловно, мы обсуждаем с музыкантом разные варианты, творческие идеи, его видение, предлагаем что-то от себя.

Также мы стараемся развивать нашу активность в дальнем зарубежье. Запланирован ряд очень крупных проектов. Российская культура должна возвращаться на ведущие позиции в мире, быть интересной и актуальной для жителей разных стран. Мы искренне надеемся, что откроем российское искусство странам, которые либо еще не были знакомы с ним, либо только слышали о нем. Большое внимание будем уделять продвижению молодых российских солистов на международный музыкальный рынок.

Совсем скоро в Сочи пройдет фестиваль, который организует Русское концертное агентство. Расскажите, пожалуйста, подробнее о фестивале: чего ожидать гостям мероприятия, каким Вы видите его в следующем сезоне, и как видится Вам его дальнейшая судьба?

Зимний международный фестиваль искусств задумывался артистическим директором Юрием Башметом и нами как мультижанровый. Программа 2011 г. очень разнообразна. Помимо концертов с участием ведущих российских и зарубежных солистов и дирижеров, трех оркестров, будет неделя кино, вечер балета, выступит Трио Жака Люсье и группа “Пелагея”, выступят Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Джованни Солима, Рено Капусон и многие другие. Пройдут художественный выставки и спортивные соревнования, состоится европейский конкурс видео–арта для молодых художников, посвященный теме экологии, программа будет очень насыщенной. Впервые в этом году, мы будем большое внимание уделять приезду на фестиваль зарубежных туристов, журналистов. Прошли и еще пройдут целый ряд презентаций фестиваля в разных странах мира. Мы хотим, чтобы о том, что происходит в России, знали, и чтобы большие культурные проекты вызывали интерес и резонанс во всем мире.

Очень надеемся, что фестиваль будет радовать слушателей из года в год.

Каковы наиболее типичные проблемы, с которыми приходится Вам сталкиваться при организации региональных фестивалей?

Первое и основное – испуг будущих партнеров. А вдруг у нас не получится? Зачем проводить фестиваль именно в нашем регионе? Требуется долгая работа, чтобы объяснить нужность, необходимость подобных проектов для жителей региона, чтобы люди поверили в свои силы, в свою публику. Чтобы у них появились желание и азарт, понимание важности культурной составляющей в жизни простых людей и осознание того, что развитие региона и повышение интереса к нему возможно именно за счет проведения в нем подобных фестивалей. Если все это удается объяснить, концертное агентство получает союзника со стороны города, области, края.

С какими проблемами Вам приходится сталкиваться в своей повседневной работе?

Наверное, единственная проблема, с которой сталкиваемся не только мы, но и все структуры, работающие в нашей сфере, – это кадры. Люди, у которых есть желание, потенциал и потребность заниматься тем, чем занимаемся мы. Мы подбираем сотрудников в агентство уже почти 3 года. С кем-то приходится расставаться, кто-то идет дальше своим путем. Это постоянный процесс, и это нормально. И найти правильное место для сотрудника, чтобы он не просто выполнял свои обязанности, но и получал от работы удовольствие, – это, наверное, самое сложное. Все остальное решаемо, при наличии желания и терпения.

О работе РКА

Каково это – администрировать деятельность концертного агентства? В чем специфика управления такой организацией?

Сложно сказать, в чем конкретно специфика управления концертным агентством. У нас изначально была идея создать агентство, представляющее из себя сообщество профессиональных менеджеров, которых объединяли бы общие идеи и принципиальное понимание основных вещей (ради чего мы что-то делаем), но которые работали бы над собственными проектами и направлениями. Именно поэтому у нас в агентстве есть 3 управляющих партнера. При этом мы каждый день общаемся, обсуждаем общие вопросы и новые идеи и т. д. Поэтому структура нашего агентства выглядит как структура обычного административного офиса, с пресс-службой, бухгалтерией, административной частью и рядом общих направлений, которые мы ведем как агентство в целом, и направлений, которые ведут отдельные партнеры.

Как концертное агентство взаимодействует с учреждениями культуры? Всегда ли легко складываются отношения?

Отношения с учреждениями культуры складываются по-разному. Изначально со стороны региональных руководителей филармоний и оркестров можно ощутить недоверие к тому, что нужно общаться не напрямую с артистом, а с неким агентом или агентством. Но постепенно, при правильном выстраивании взаимоотношений, выявляются плюсы такой схемы работы, удобство и комфорт для всех сторон. Например, упрощается решение всех финансовых и правовых вопросов. И появляется взаимное доверие. Для нас всегда принципиально важно иметь постоянных, проверенных годами партнеров в регионах. И если мы работаем с людьми из года в год, то мы никогда не переходим к работе с другими партнерами на местах без веских причин. Причем вопрос финансов здесь далеко не главный.

Расскажите о финансовой стороне вопроса. Какова прибыль РКА по итогам прошедших лет?

Работа концертного агентства в области классической музыки – далеко не самый прибыльный бизнес, как в России, так и во всем мире. Но раскрывать конкретные суммы доходов мы сейчас не готовы. Это не совсем корректно, потому что есть проекты, на которых мы не зарабатываем, а теряем деньги. Так, например, кризисный 2009 г. мы закончили с “дырой” в бюджете и почти 7 месяцев закрывали возникшие потери.

Каким образом экономический кризис сказался на музыкальной сфере?

“Все, что не убивает нас, делает нас сильнее”. Поэтому экономический кризис стал скорее вызовом, который подстегнул желание развиваться дальше и лучше, а не просто констатировать факт, что денег стало меньше.

Я не думаю, что кризис слишком сильно сказался на потребностях публики. Настоящее искусство необходимо слушателям вне зависимости от кризисов и потрясений. Конечно, можно наблюдать короткую популярность некоторых артистов, которая возникает именно тогда, когда есть пресыщение публики деньгами. Но мы стараемся работать только с теми артистами и коллективами, которые представляют из себя именно творческую ценность. Потребность в них есть всегда.

Насколько быстро происходят изменения в музыкальной сфере? В чем они проявляются?

Этот вопрос несколько сложный для меня. Я начинал работать в области классической музыки и продюссирования с 15 лет. У меня высшее музыкальное образование. Конечно, как в любой профессии, в этой сфере есть своя специфика, и чем дольше ты работаешь, тем лучше и глубже ее понимаешь.

Если взять взаимоотношения артиста и агентств, то сейчас наблюдается общемировая тенденция перехода артистов из крупных глобальных агентств в небольшие агентства, у которых есть индивидуальный подход к ним и понимание того, что нужно конкретному музыканту.

Безусловно, меняются и потребности у публики. Мы и наши коллеги прикладываем большие усилия для формирования именно академического круга зрителей на концертах, но при этом мы вынуждены учитывать сегодняшнюю реальность и конкурировать в нише вечерних развлечений – с кино, театром, концертами звезд шоу-бизнеса.

Несколько лет назад, в области классической музыки появилась тенденция свойственная скорее шоу-бизнесу – “раскрутка” и продвижение артиста за счет рекламы и упоминания в СМИ. Сейчас эта тенденция постепенно теряет свою актуальность, и на сцене все больше ценятся именно те артисты, которые могут публику затронуть эмоционально и творчески.

На Ваш взгляд, является ли потребность в хорошей музыке неотъемлемой, базовой потребностью культурного человека?

Для меня очевидно, что классическая музыка просто необходима людям. Причем я бы не делал разницу между культурным человеком и просто человеком. Мне всегда было непонятно это деление на людей, которые могут прийти на концерт и тех, кому это якобы не дано. Если артист на сцене может вызвать у публики настоящие эмоции, то это затронет любого. Даже того, кто пришел на концерт впервые. Уровень известности артиста в данном случае не играет существенной роли. У нас есть опыт проведения ежегодных крупных проектов в российских регионах, и мы видим, как год от года растет внимание публики, желание попасть на по-настоящему хороший концерт. Причем это желание лежит в эмоциональной области. У людей возникает потребность и появляется необходимость, если им предоставить возможность. Если же им эту возможность не предоставлять и говорить, что классическая музыка слишком сложна и непонятна, то у них и желания не появляется.

Уважаемые читатели! Пожалуйста, задавайте ваши вопросы.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×