«Инновационная культурно-образовательная площадка «Точка роста – культура»

188

Название проекта

«Инновационная культурно-образовательная площадка «Точка роста – культура»

Номинация

Основная

Ф.И.О., должность автора проекта

Наталья Григорьевна Ляшко, заместитель директора Хабаровской краевой детской библиотеки имени Н.Д. Наволочкина.

Какую проблему решает проект

Поиск возможностей для расширения содержания деятельности и традиционных функций детской библиотеки. А также для изменения социально-культурной роли детской библиотеки в обществе.

Цель проекта

Апробировать и внедрить новые элементы образования, продвижения книги и чтения, систем воспитания с использованием современных методов и технологий в условиях библиотеки.

Организатор

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Хабаровская краевая детская библиотека им. Н.Д. Наволочкина.

Целевая аудитория проекта

Дети и молодежь от 3 до 20 лет.

Основные мероприятия

Организация мероприятий трёх модулей проекта:

- «Читаем с пелёнок» (создание культурно-образовательного Центра);

- «Читаем и моделируем» (создание Студии скульптурного моделирования в миниатюре);

- «Читаем и путешествуем» (создание туристического Центра).

Период реализации

сентябрь 2014 – июль 2015 г.г.

Итог (ожидаемый итог)

Качественные:

- апробированы и внедрены в детской библиотеке новые образовательные модули с использованием современных методов и технологий, включающие продвижение книги, чтения и систем воспитания. В результате внедрены новые услуги для юных пользователей детской библиотеки:

а) по организации развивающих занятий для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет;

б) по организации творческих занятий по скульптурному моделированию в миниатюре;

в) по организации экскурсий к литературным и культурно-историческим местам г. Хабаровска;

- у детей дошкольного возраста сформированы навыки посещения детской библиотеки с раннего возраста;

- дети дошкольного возраста, не посещающие детские дошкольные образовательные учреждения, получили образовательную услугу по развитию и воспитанию в условиях библиотеки.

Количественные:

- 560 детей, подростков, молодёжи и их родителей получили возможность познакомиться с подлинными памятниками, краеведческими объектами, широкий доступ к культурным ценностям и благам, расположенным на территории г. Хабаровска;

- 39 детей и подростков получили возможность творческого развития и обучения мастерству работы с полимерной глиной, став воспитанниками студии скульптурного моделирования в миниатюре;

- 17 детей дошкольного возраста, не посещающих детские дошкольные образовательные учреждения, получили образовательную услугу по развитию и воспитанию в условиях библиотеки;

- проведено 140 развивающих занятий с детьми 3-7 лет по подготовке к чтению;

- проведено 70 занятий по обучению скульптурному моделированию в миниатюре из полимерной глины;

- разработано 6 автобусных экскурсий для детей, подростков и молодёжи по литературным и культурно-историческим местам г. Хабаровска;

- проведено 17 автобусных и 8 пеших экскурсий по литературным и культурно-историческим местам г. Хабаровска;

- разработаны 3 виртуальные экскурсии по литературным и культурно-историческим местам г. Хабаровска (размещены на официальном сайте библиотеки и на табло сенсорного информационного киоска);

- издано 80 календарей на 2016 год с лучшими фотографиями детских объединений по проекту;

- издано 30 брошюр «Творчество. Чтение. Успех» по итогам реализации проектного модуля «Читаем и моделируем» по обучению детей и подростков скульптурному моделированию в миниатюре;

- издано 30 методических рекомендаций по результатам организации культурно-образовательных студий и краеведческо-туристической деятельности в условиях библиотеки;

- опубликовано 23 статьи с информацией о деятельности по реализации проекта на официальных сайтах, в социальных сетях и печатных СМИ.

Описание проекта "Инновационная культурно-образовательная площадка

"Точка роста – культура"

Проблемы, на решение которых направлен проект

В настоящее время многие публичные библиотеки находятся в поиске возможностей не только расширения содержания деятельности и традиционных функций, но и изменения своей социально-культурной роли.

Следует отметить, что сегодня в социуме интенсивно развивается так называемая «альтернативная культура», растет культурная, досуговая активность детей, юношества (культура «городских кварталов») и населения в целом. Для детских библиотек это означает рост конкуренции, новый вызов и новый шанс одновременно. Шанс состоит в том, что детские библиотеки могут предложить свои услуги тем, кто заинтересован в развитии нетрадиционной культуры; в том, что детские библиотеки смогут выступить новой отправной ТОЧКОЙ РОСТА в развитии и улучшении качества культурно-досуговой активности детей и подростков, а также привлекут в библиотеки новые целевые группы.

Кроме того, принятый в 2014 году «Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек» рекомендует библиотекам, реализуя свою культурно-просветительскую миссию, стать клубом для общения, в совершенстве использовать современные информационно-коммуникационные технологии, оставаясь центрами культурного просвещения.

Проанализировав ситуацию в обществе, потребности пользователей, а также основные тенденции в развитии библиотек России, команда библиотекарей Хабаровской краевой детской библиотеки им. Н. Д. Наволочкина поставила перед собой следующую цель – апробировать и внедрить новые элементы образования, продвижения книги и чтения, систем воспитания с использованием современных методов и технологий в условиях библиотеки.

Как всё начиналось…

В 2014 году библиотекарями был разработан проект создания инновационной культурно-образовательной площадки «Точка роста – культура», который стал одним из победителей конкурса на грант президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (распоряжение Президента РФ от 05.03.2014 № 53-рп) и получил финансовую поддержку. Реализация проекта предполагалась на базе ХКДБ им. Н. Д. Наволочкина.

Партнёры проекта. Горизонтальные и вертикальные связи

По горизонтали:

- Краевые СМИ – размещение рекламных статей, объявлений, отчётов о деятельности по проекту;

- ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (ДВГУПС) – подбор студентов-волонтёров для реализации модуля «Читаем и путешествуем»;

- КГБОУ СПО «Хабаровский техникум водного транспорта» – подбор волонтёров для реализации информационной (рекламной) кампании проекта.

- КГБНУК «Дальневосточная государственная научная библиотека» (ДВГНБ) – содействие в публикации методических рекомендаций в целях трансляции опыта проектной деятельности среди библиотек Хабаровского края;

- КГАУК «Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры» (КНОТОК) – обеспечение участия воспитанников студии «Читаем и моделируем» в краевых конкурсах и выставках.

По вертикали:

- Министерство культуры Хабаровского края (учредитель Хабаровской детской краевой библиотеки им. Н. Д. Наволочкина) – поддержка в реализации проекта.

Ресурсы проекта

Административные (организационные)

Наличие собственных помещений библиотеки, используемых для организации работы детских творческих объединений. Частичное наличие оргтехники и специализированной детской мебели.

Финансовые

Финансовая поддержка проекта Министерством культуры Хабаровского края, грантовая поддержка проекта Министерством культуры РФ, материальные ресурсы организаций-партнёров.

Распределение источников финансирования проекта: 43% – вложения из бюджета Хабаровского края, 57% – средства грант Президента РФ.

Кадровые

13 сотрудников библиотеки, имеющих многолетний опыт работы по направлениям проекта и постоянно повышающих свою квалификацию. Привлечённый мастер мелкой пластики (лепки из полимерной глины) и шесть волонтёров из партнёрских организаций.

Информационные

Поддержанием имиджа проекта занимались все сотрудники библиотеки, задействованные в его реализации, но непосредственно информационные функции были закреплены за двумя специалистами – главным библиотекарем проектно-образовательного сектора и главным библиотекарем сектора развития медиа-ресурсов. Они решали задачи поддержания положительного имиджа проекта через:

- подготовку и размещение информации о деятельности детского культурно-образовательного Центра «Читаем с пелёнок», студии скульптурного моделирования в миниатюре «Читаем и моделируем» и туристического центра «Читаем и путешествуем» на сайтах ХКДБ им. Н. Д. Наволочкина, Министерства культуры Хабаровского края и методического отдела Российской государственной детской библиотеки, а также на страницах ХКДБ им. Н. Д. Наволочкина в социальных сетях Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники» и на видеосервисе Youtube;

- подготовку и размещение информации о деятельности детских развивающих объединений; рассылку пресс-релизов о предстоящих мероприятиях в краевые СМИ;

- размещение баннеров о деятельности детских развивающих объединений;

- подготовку презентации детских развивающих объединений среди жителей Хабаровска и близлежащих районов края;

- изготовление и распространение флаеров, рекламирующих деятельность детских развивающих объединений.

Ход реализации проекта

Реализация проекта включала 3 этапа:

- подготовительный;

- основной (организация и проведение мероприятий);

- заключительный.

Подготовительный этап

После объявления результатов конкурса проектов был разработан уточнённый календарный план и техническое задание на выполнение работ по проекту. В техническом задании были установлены характеристики услуг по проекту, определены показатели качества, технические требования к оборудованию и к материалам, предписание к выполнению необходимых стадий реализации проекта, ожидаемые результаты и сроки реализации. Также были определены объективные критерии, по которым можно было определить степень выполнения работ. Календарный план и техническое задание являлись приложением к договору между грантодателем (в лице Министерства культуры РФ) и грантополучателем – исполнителем проекта, директором ХКДБ им. Н. Д. Наволочкина Ольгой Алексеевной Раковой.

Понимая важность и необходимость координации инновационной деятельности в учреждении, в частности, в ходе реализации грантовых проектов, в ХКДБ им. Н. Д. Наволочкина, был создан проектно-образовательный сектор в составе отдела методико-образовательной деятельности. Сотрудники сектора осуществляют разработку планов и программ, координацию и контроль над ходом внедрения новых услуг в учреждении в рамках реализации проектов.

Обязанности руководителя проекта были делегированы заместителю директора библиотеки. Его роль заключалась в планировании хода реализации проекта, контроле финансовых затрат, сроков и качества выполнения проекта. Руководитель проекта занимался также вопросами снижения возможных рисков в период реализации проекта. Для этого его функциональные обязанности включали:

- формирование эффективной системы управления реализацией проекта;

- повышение эффективности взаимодействия между участниками проекта;

- заключение и контроль выполнения соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;

- создание системы мониторинга выполнения проекта;

- контроль за проведением систематического анализа результативности реализации проекта;

- контроль за систематической публикацией в СМИ отчётов о ходе реализации проекта;

- своевременная корректировка мероприятий проекта.

Таким образом, руководитель проекта координировал деятельность руководства библиотеки, её отделов и отдельных сотрудников, направленную на реализацию проекта.

Следующим шагом после подписания договора была разработка организационно-функциональной структуры обеспечения проекта (Приложение 1). Были обозначены отделы ХКДБ им. Н. Д. Наволочкина, вовлеченные в реализацию проекта, определены партнёры проекта.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА

«ТОЧКА РОСТА – КУЛЬТУРА»

Министерство культуры Хабаровского края

Приложение 1

Следующим шагом была разработка схемы управления проектом (Приложение 2) с подробным описанием деятельности всех исполнителей проекта.

В структуре организационно-управленческого обеспечения проекта (Приложение № 3) было определено количество специалистов и организаций, задействованных в реализации проекта. Так, из штата ХКДБ им. Н. Д. Наволочкина в проекте было задействовано 14 специалистов: 9 человек из отдела методико-образовательной деятельности (включая проектно-образовательный сектор и сектор развития медиаресурсов),

2 человека из отдела обслуживания читателей,

1 человек из отдела формирования, организации фондов и каталогов,

по 1 человеку из сектора договорной, кадровой работы и сектора бухгалтерии. Также были определены организации-партнёры. В их число вошли ДВГУПС, Хабаровский техникум водного транспорта, а также ДВГНБ, КНОТОК и краевые СМИ, осуществлявшие информационное партнёрство.

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль