Учебно-познавательный проект «Школа грамотности»

113

Название

Учебно-познавательный проект «Школа грамотности»

Номинация

Основная

Ф. И. О., должность автора проекта

Гараева Лариса Анваровна, канд. филол. наук, доцент, библиотекарь МКУК «ОГБ» г. Магнитогорска

Какую проблему решает проект

Проблемы сохранения и развития русского языка; повышения грамотности среди широких слоев населения, совершенствования культуры письменной речи; общения людей разных возрастов, объединенных любовью к русскому языку; превращение библиотеки в современный культурно-образовательный центр

Цель проекта

совершенствование культуры устной и письменной речи у широких слоев населения г. Магнитогорска, привитие любви к русскому языку, формирование моды на красивую и правильную речь

Организаторы

Филиал № 2 Муниципального казенного учреждения культуры «Объединение городских библиотек» (МКУК «ОГБ») города Магнитогорска

Целевая аудитория проекта

Все желающие жители г. Магнитогорска в возрасте от 14 до 80 лет

Основные мероприятия

Создание учебно-методического пособия для слушателей «Школы грамотности»; оповещение через СМИ о начале работы «Школы грамотности»; проведение занятий в «Школе грамотности»; проведение конкурса на лучшее письмо любимому писателю или литературному персонажу

Период реализации

Март – декабрь 2015 г.

Итог (ожидаемый итог)

Совершенствование культуры устной и письменной речи на русском языке, увеличение количества читателей и друзей библиотеки и повышение ее социокультурного статуса

Цель проекта:

Совершенствование культуры устной и письменной речи у широких слоев населения г. Магнитогорска, привитие любви к русскому языку, формирование моды на красивую и правильную речь.

Задачи:

1) привлечение внимания общества к проблеме сохранения и развития русского языка;

2) повышение грамотности среди широких слоев населения, совершенствование культуры письменной речи;

3) организация общения людей разных возрастов, объединенных любовью к русскому языку;

4) увеличение количества социальных партнеров и читателей библиотеки;

5) улучшение технической оснащенности библиотеки;

6) превращение библиотеки в современный культурно-образовательный центр.

Причина значимости проекта

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Современная библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Процессы глобализации и формирования новой культурной парадигмы ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций.

Сегодня мы считаем необходимым строить модель современной библиотеки в контексте открытого библиотечного пространства и формирования общества знания, а также обеспечения возможности познавательного процесса в масштабах общества, преемственности культурного развития и использования культурного достояния человечества.

В последнее время в результате проводимых реформ в системе образования, агрессивного влияния средств массовой информации и снижения любви к чтению значительно понизился уровень грамотности у всех слоев населения. Общение в сети интернета проходит часто без соблюдения правил орфографии и пунктуации. А между тем умение грамотно выражать свои мысли является одним из важнейших для каждого уважающего себя человека.

Пренебрежение к гуманитарному образованию, формализация обучения в образовательных учреждениях разных типов вызывают у людей чувство протеста. Кроме того, русский язык утратил свои позиции в качестве языка международного общения.

Вот почему возрождается любовь к русскому языку, увеличивается количество желающих писать и говорить на нем грамотно.

19 мая 2015 г. на совместном заседании Советов по межнациональным отношениям и русскому языку выступил президент России В. Путин. Он сказал, что необходимо сохранять традиционные ценности, не допуская при этом самоизоляции от мировых культурных процессов. По его словам, русский язык – это государственный язык, язык межнациональных отношений, поэтому необходимо поднимать уровень владения языком.

О важности совершенствования уровня владения русским языком сказал и глава правительства России Д. Медведев. 20 мая 2015 г. на встрече с руководителем Россотрудничества Любовью Глебовой и президентом Российской академии образования Людмилой Вербицкой он сообщил, что подписал федеральную целевую программу «Русский язык» на 2016- 2020 гг. Премьер-министр считает, что развитие современного русского языка является исключительно важной государственной задачей. Русский язык служит фундаментальной базой для образования наших людей и является основой нашей культуры, того, что принято называть нашей идентичностью, средством общения и консолидации всей нашей нации. «Надеюсь, что в результате выполнения этой программы [«Русский язык» - см. ранее] вырастет и количество ресурсов, включая интернет-ресурсы, которые позволяют гражданам нашей страны, иностранным гражданам учить русский. Причем желательно, чтобы все это происходило не скучным образом, чтобы это было интересно и чтобы осваивать азы русского языка могли не только люди, поднаторевшие уже в нашей филологии, но и те, кто делает самые первые шаги». Людмила Вербицкая поддержала Д. Медведева и сказала: «Очень важно, чтобы те способы, средства, с помощью которых мы хотим сохранить такой прекрасный, яркий, образный русский язык, были самыми разнообразными».

Вот почему представляется, что наш проект «Школа грамотности» является актуальным и необходимым.

Первым этапом в работе «Школы грамотности» стала подготовка всех желающих к международной акции «Тотальный диктант- 2015». На объявление об открытии школы в библиотеке № 2 «Объединения городских библиотек» откликнулись десятки людей в возрасте от 12 до 78 лет. Многим приходилось отказывать из-за нехватки посадочных мест. Зачисленные в школу охотно посещали занятия и сетовали на то, что они не были организованы раньше.

Детям, которые посещали нашу «Школу грамотности», мы предоставили дополнительную возможность бесплатно совершенствовать свои знания по русскому языку для прохождения школьной программы. Взрослые с удовольствием напрягались, вспоминая давно пройденные правила, тренируя свою память и совершенствуя свою грамотность.

Школа также выполняет роль клуба, объединяющего людей с одинаковыми интересами.

Наконец, изучение русского языка способствует развитию патриотизма, а это одно из ведущих направлений современной внутренней политики нашего государства.

Таким образом, проект «Школа грамотности» показал свою нужность и целесообразность, и мы намерены его продолжать.

Ресурсы

Базовые

Помещение для занятий, столы, стулья, доска

Административные

Управление культуры г. Магнитогорска, Центральная городская библиотека им. Б. Ручьева

Человеческие

Слушатели «Школы грамотности», специалисты библиотеки, журналисты, депутаты, председатель оргкомитета Международной акции «Тотальный диктант» в г. Магнитогорске С.А. Анохина

Финансовые

Целевое бюджетное финансирование проекта осуществляется из местного бюджета. Дополнительно использовались спонсорские средства

Технические

Компьютер, множительная техника (ксерокс), бумага, дипломы участникам конкурса, фломастеры для доски

Информационные

Периодическая печать г. Магнитогорска, интернет-СМИ, телевидение (медиагруппа «Знак», канал «ГТРК-Южный Урал. Магнитогорск), радио г. Магнитогорска

Участники проекта:

- Ирина Викторовна Валиулина, заместитель директора «Объединения городских библиотек» г. Магнитогорска по научной части, консультант проекта;

-Марина Валерьевна Шкатко, библиотекарь Центральной библиотеки им. Б. Ручьева г. Магнитогорска, консультант проекта;

- Светлана Олеговна Фролова, заведующая филиалом № 2 МКУК «ОГБ» г. Магнитогорска, инициатор и координатор проекта;

- Лариса Анваровна Гараева, канд. филол. наук, библиотекарь филиала № 2 МКУК «ОГБ» г. Магнитогорска, автор проекта;

-слушатели «Школы грамотности»;

- сотрудники филиала № 2 ОГБ;

- СМИ г. Магнитогорска;

-депутаты Законодательного собрания Челябинской области А. Маструев и Р. Тахаутдинов.

Принцип привлечения партнеров к реализации проекта

В рамках проекта предполагается сотрудничество:

- с кафедрой русского языка Магнитогорского государственного технического университета им. Г. Носова (МГТУ);

- с оргкомитетом Международной акции «Тотальный диктант» в г. Магнитогорске;

- местными СМИ;

-депутатами Законодательного собрания Челябинской области и Городского собрания.

Каждый партнер-исполнитель имеет свою зону ответственности:

- кафедра русского языка МГТУ- консультирование по поводу методики преподавания русского языка;

-оргкомитет Международной акции «Тотальный диктант»- информирование о сроках и правилах проведения акции, обеспечение методическими материалами для подготовки к «Тотальному диктанту»;

-местные СМИ – оповещение населения г. Магнитогорска о начале работы «Школы грамотности» и о ее успехах;

-депутаты Законодательного собрания Челябинской области (ЗСЧО) и Городского собрания – спонсорская помощь.

Общая координация действий легла на зав. филиалом № 2 «Объединения городских библиотек» С.О. Фролову.

М.В. Шкатко и И.В. Валиулина осуществляли методическую помощь в подготовке проекта для участия в конкурсе «Слово менеджерам культуры».

Все партнеры проекта заинтересованы в успешной его реализации и участвуют в нем на добровольных началах. Для кафедры русского языка МГТУ и депутатов участие в проекте помогает расширить зону своего влияния. Организаторы Международной акции «Тотальный диктант» заинтересованы в увеличении количества участников, а слушатели курсов благодаря этой акции могут попробовать свои силы в знании русского языка. Местные СМИ получают информационный повод и возможность освещать ход реализации проекта в нашем городе.

Взаимодействие с партнерами базируется на следующих принципах

1. Организация деятельности по проекту на основе сложившихся деловых отношений.

2. Взаимное уважение и учет интересов.

3. Своевременное информирование о промежуточных итогах реализации проекта.

Разграничение сферы ответственности партнеров было закреплено в принятом плане реализации проекта.

Ход реализации проекта

№ п/п

Мероприятия/задачи

Ответственные

Сроки проведения

1.

Создание учебно-методического пособия для слушателей «Школы грамотности»

Л.А. Гараева

Март 2015 г.

2.

Оповещение через СМИ о начале работы «Школы грамотности»

Л.А. Гараева, С.О. Фролова

Март 2015 г., август 2015 г.

3.

Проведение занятий в «Школе грамотности»

Л.А. Гараева

Март – апрель, сентябрь- декабрь 2015 г.

4.

Проведение конкурса на лучшее письмо любимому писателю или литературному персонажу

Л.А. Гараева

Декабрь 2015 г.

5.

Подведение итогов обучения, награждение лучших

Л.А. Гараева, С.О. Фролова

Декабрь 2015 г.

Результаты проекта

В течение марта - апреля 2015 года было проведено 10 двухчасовых занятий в «Школе грамотности», которые посетили 50 человек.

Слушатели «Школы грамотности» приняли участие в Всероссийской акции «Тотальный диктант», которая прошла в апреле 2015 г. Два человека набрали максимальное количество баллов и были отмечены грамотами. Остальные участники отметили, что после «Школы грамотности» стали писать грамотнее и чувствовали себя на диктанте более уверенно.

Программа занятий

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1.

Срезовый диктант. Орфоэпия

2

2.

Орфоэпия. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

2

3.

Непроверяемые безударные гласные

2

4.

Безударные гласные в корнях с чередованием

2

5.

Гласные О/Е после шипящих. Написание букв И, У, А после шипящих. Буквы после Ц

2

6.

Буквы Ы/И в корне после приставок. Употребление Ъ и Ь разделительных

2

7.

Употребление Ь для обозначения грамматических форм. Сложные слова с ПОЛ-.

2

8.

Правописание приставок.

2

9.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

2

10.

Диктант. Правописание согласных

2

11.

Работа над ошибками диктанта. Правописание согласных

2

12.

Правописание окончаний и суффиксов прилагательных

2

13.

Употребление Н и НН в отыменных и первообразных прилагательных

2

14.

Н и НН в отглагольных прилагательных

4

15.

Н и НН в кратких прилагательных, наречиях и существительных

2

16.

Обособленное определение

2

17.

Обособленное приложение и дополнение

2

18.

Однородные и неоднородные определения. Обособленное обстоятельство

2

19.

Правописание глаголов и гласных в суффиксах причастий

4

20.

Диктант. Правописание НЕ с различными частями речи

2

21.

Правописание НЕ с различными частями речи

4

22.

Различение частиц НЕ и НИ

2

23.

Знаки препинания при однородных членах

2

24.

Вводные слова и предложения. Вставки

2

25.

Диктант. Правописание предлогов и союзов

4

26.

Знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях

2

27.

Правописание наречий

2

28.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

29.

Речевые особенности письма. Письмо как один из видов письменной речи

2

30.

Конкурс на лучшее письмо. Подведение итогов обучения. Награждение лучших

2

Общее количество часов

68

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×