«Путь к успеху»

555

Название проекта

«Путь к успеху»

Номинация

Основная

Ф.И.О., должность автора проекта

Чемакина Юлия Валерьевна, начальник отдела культуры, молодежи и спорта администрации Омутинского муниципального района, Левчик Лариса Александровна, директор муниципального автономного учреждения «Центр культуры и досуга Омутинского района

Какую проблему решает проект

Организация содержательной досуговой занятости несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений.

Цель проекта

Организация содержательной досуговой занятости несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, состоящих на различных видах профилактического учета, осужденных к мерам наказания без лишения свободы, путем создания новой услуги «Передвижное Клубное Учреждение».

Организатор

Муниципальное автономное учреждение «Центр культуры и досуга Омутинского района»

Целевая аудитория проекта (для кого он предназначен)

Учитывая категории несовершеннолетних, проживающих в отдаленных сельских территориях района, нуждающихся в пристальном внимании и сопровождении (14% от общего количества, состоящих на различных видах профилактического учета), внедрение настоящего проекта стало актуальным для следующей целевой группы:

- несовершеннолетние, склонные к совершению правонарушений и состоящие на различных видах профилактического учета;

- несовершеннолетние, осужденные за совершение преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- несовершеннолетние, отбывшие наказание за совершение преступления;

- семьи, воспитывающие несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, состоящих на различных видах профилактического учета, в том числе осужденных к мерам наказания без лишения свободы.

Основные мероприятия

1. Создание и оснащение передвижного клубного учреждения на базе МАУ «Центр культуры и досуга Омутинского района»;

2. Развитие новых клубных формирований для детей-целевой группы Проекта, их ближайшего окружения на базе восьми сельских Домов культуры: «Студия эстрадного пения», «Шарм», «Люди и куклы», «Фотостудия», передвижной творческой мастерской «Игра воображения», районного семейного клуба «Моя семья»;

3. Проведение районных акций: «Всей семьей в театр», «Семейное путешествие. Всей семьей в Дом культуры».

4.Осуществление перехода несовершеннолетних в профессиональные творческие коллективы.

Период реализации

апрель 2014 - октябрь 2015 гг.

Итог (ожидаемый итог)

1. Создание новой услуги «Передвижное клубное учреждение»;

2. Внедрение инновационных технологий клубной работы, направленных на реабилитацию и социализацию несовершеннолетних, имеющих проблемы с законом в 8 отдаленных территориях Омутинского района;

3. Численность несовершеннолетних, снятых с учета в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (на конец отчетного периода) – 12 человек;

4. Удельный вес несовершеннолетних целевой группы проекта, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление (в отчетном году) - 3 %.

Описание проекта "Путь к успеху"

Предыстории строки.

В последние несколько лет в муниципальном автономном учреждении «Центр культуры и досуга Омутинского района» ведется поиск новых форм работы с местным сообществом, особенно с подростковой и молодежной аудиторией.

Так, например, с 2010 года успешно реализуется молодежный проект «Интерактивный театр», который предполагает активное взаимодействие между авторами и актерами драматического произведения, разыгрываемого на сцене, и аудиторией.

В 2013 году был проведен ряд акций «Подросток-подростку», где активное участие приняла творческая молодежь Омутинского района, представляя на суд общественности яркие театрализованные постановки для детей.

На мой взгляд, учреждению необходимо постоянно совершенствовать механизмы взаимодействия с различными слоями общества, превращать специфические формы деятельности учреждения в общественно значимые проекты для того, чтобы оставаться значимыми и востребованными.

Примером успешного взаимодействия учреждения и местного сообщества в 2014-2015 гг. стал проект «Путь к успеху». Для учреждения, это, пожалуй, один из наиболее ярких культурных проектов за последние несколько лет, рассчитанный, прежде всего, на детей и подростков «группы особого внимания».

1. Обоснование значимости проекта.

Идея проекта «Путь к успеху» относится к разряду спонтанных, возникающих из ниоткуда в последнюю минуту, но как потом выяснилось, что вовремя и в срок.

Однажды в разговоре с коллегами была затронута тема организации содержательного досуга несовершеннолетних, имеющих проблемы с законом, которые проживают в отдаленных сельских территориях Омутинского района. Участники дискуссии высказали мнение о недостаточном количестве учреждений, где несовершеннолетние данной категории, могут провести свое свободное время. Мы задумались над вопросом, какую роль центр культуры и досуга может сыграть в решении данной проблемы.

С этой целью, в феврале 2014 года специалисты учреждения провели мониторинг по вопросам организации досуга несовершеннолетних правонарушителей в отдаленных сельских поселениях, который показал, что досуг и занятость подростков, проживающих в селах и деревнях, организуется в основном в кружках и клубах, созданных в учреждениях образования по месту жительства. Зачастую, разработанные программы не отвечают требованиям и интересам несовершеннолетних, не предусматривают индивидуальную работу с ними. Склонные к девиантному поведению, подростки, как правило, не воспринимают предлагаемые формы работы и отдают предпочтение свободному времяпрепровождению, что является причиной роста повторных правонарушений в районе.

Одновременно результаты проводимого мониторинга показали, что 40% подростков, находящихся в конфликте с законом, имеют способности и талант в различных областях искусства и охотно посещают сельские учреждения культуры. Увлеченные вокалом, музыкой, театрализацией, художественным творчеством, они готовы заниматься в выбранных направлениях.

Проработка теоретической базы дала свой результат: уже на первом этапе мониторинга была довольно четко сформулирована проблема, на которую должен быть направлен будущий проект - в сельских домах культуры недостаточное количество клубных формирований, специалистов, развивающих природный талант «трудных» подростков. На тот момент, мы не смогли привести примеров, чтобы профессиональные актеры, музыканты, художники и другие специалисты районных учреждений культуры и искусства, индивидуально занимались бы с несовершеннолетними, проживающими в вышеназванных территориях, создавали и привлекали их в клубы и кружки по интересам, готовили к дальнейшей жизни, мотивировали к приобретению профессии.

Так родилась идея создания на базе МАУ «Центр культуры и досуга Омутинского района» передвижного клубного учреждения – своеобразной системы сопровождения детей, находящихся в конфликте с законом, направленной на решение одной из главных задач реабилитации - развитие творческих способностей и природного таланта через привлечение для занятий с несовершеннолетними индивидуально и в клубных формированиях профессиональных актеров, хореографов, художников, специалистов учреждений района в области декоративно-прикладного творчества, социальных педагогов, привлеченных психологов и др.

2. Цели и задачи. Целевая аудитория проекта.

Целью проекта стала организация содержательной досуговой занятости и социального сопровождения несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, состоящих на различных видах профилактического учета, осужденных к мерам наказания без лишения свободы, путем создания новой услуги «Передвижное Клубное Учреждение».

Для реализации цели проекта определены шесть задач, направленных на:

1. Организацию межведомственной системы управления Проектом.

2. Создание условий для реализации права несовершеннолетних на интеллектуальное и творческое развитие, социокультурную реабилитацию в целях интеграции в общество, включения самих несовершеннолетних в процесс социализации и реабилитации.

3. Обеспечение на основе внедрения новых технологий и методов индивидуального социального сопровождения несовершеннолетних, организацию содержательной досуговой деятельности детей и подростков путем вовлечения в клубную деятельность по месту жительства, работу с родителями для создания более благоприятных условий для воспитания ребенка в семье.

4. Привлечение местных социальных ресурсов для помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, в том числе развитие добровольческих инициатив.

5. Методическое и информационное обеспечение профилактики.

6. Сопровождение перехода несовершеннолетнего в программы профессиональных творческих коллективов, передвижного клубного учреждения.

Целевой аудиторией проекта были избраны несовершеннолетние, находящихся в конфликте с законом: склонные к совершению правонарушений, состоящие на различных видах профилактического учета, осужденные к мерам наказания без лишения свободы.

С целью укрепления детско-родительских отношений, психологического климата в семьях, впервые было решено объединить во вторую целевую группу родителей несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом.

3. Ход реализации проекта.

Основополагающим в данном Проекте является, с одной стороны, понимание социальной значимости проблемы, в центре которой находится личность ребенка и его будущее, а с другой - потенциал системы профилактики, ее специалистов, которые на любом этапе конфликта ребенка с законом, могут и обязаны указать ему ПУТЬ К УСПЕХУ, а также оказать реальную помощь в ресоциализации.

Настоящий проект реализуется в три этапа, которые согласно поставленным задачам, предусматривают систему последовательных мероприятий:

Первый этап: подготовительный: (апрель-май 2014 года).

Задача

Основные мероприятия

Организация межведомственной системы управления Проектом.

1.Формирование и организация деятельности межведомственной рабочей группы Проекта при заместителе главы администрации Омутинского района по социальным вопросам;

2. Разработка нормативно-правовой базы (распоряжения, положения, программы), необходимой для реализации Проекта;

3. Проведение мониторингов потребностей в услугах учреждений культуры несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, их семей; формирование единого базового реестра услуг для несовершеннолетних, и их родителей;

4. Мониторинг оценки промежуточных и итоговых результатов Проекта, организация их информационного освещения в СМИ;

5. Разработка межведомственных индивидуальных программ творческого развития несовершеннолетних, сформированных с учетом индивидуальных способностей, степени подготовленности, возрастных особенностей и возможностей;

6. Выявление несовершеннолетних «группы особого внимания», имеющих способности и талант в различных областях культуры, направление в диспетчерский пункт передвижного клубного учреждения.

7. Закрепление кураторов-специалистов передвижного клубного учреждения за каждой семьей.

В целом реализация программных мероприятий задачи № 1 способствует повышению эффективности деятельности созданного координационного совета как единого межведомственного органа, выполняющего функции управления, координации и контроля различных ведомств и учреждений по реализации мероприятий Проекта.

Второй этап (основной): июнь 2014 - сентябрь 2015 гг.

Создание условий для реализации права несовершеннолетних на интеллектуальное и творческое развитие, социокультурную реабилитацию в целях интеграции в общество, включения самих несовершеннолетних в процесс социализации и реабилитации.

1. Заключение договоров о сотрудничестве с семьями-участниками Проекта;

2. Создание и оснащение передвижного клубного учреждения на базе МАУ «Центр культуры и досуга Омутинского района». Разработка нормативной документации, укомплектование кадровым составом, обеспечение транспортным средством;

3. Совершенствование организации и технологий клубной деятельности для подростков. Разработка программ клубных формирований, которые будут внедрены в сельских территориях специалистами передвижного клубного учреждения;

4. Усовершенствование организационно-методической деятельности передвижного клубного учреждения, в котором планируется разработка новейших услуг и технологий, направленных на работу с целевой группой Проекта;

5. Создание родительского клуба «Моя семья» с целью объединения родителей несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, организация совместных творческих встреч «Отцы и дети», семинаров-тренингов, еженедельных вечерних арт-терапевтических встреч с психологом. Разработка и издание информационно-практических материалов для родителей.

В целом реализация программных мероприятий задачи №2 будет способствовать обеспечению несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, своевременной организацией содержательного досуга и созданием условий для реализации права несовершеннолетних на интеллектуальное и творческое развитие.

Обеспечение на основе внедрения новых технологий и методов индивидуального социального сопровождения несовершеннолетних, организация содержательной досуговой деятельности детей и подростков путем вовлечения в клубную деятельность по месту жительства, работа с родителями для создания более благоприятных условий для воспитания ребенка в семье.

Для решения задачи планируется внедрение следующих инновационных технологий:

1. «Вместе мы с тобой». Рассматривает индивидуальное сопровождение детей и семей - целевой группы проекта специалистами-кураторами передвижного клубного учреждения, психологами. Деятельность специалистов основана на использовании индивидуальных методов по следующим формам: диагностика, консультации, обучающие занятия по выбранному направлению. На выездных занятиях будут использованы разные виды искусства: рисунок, фотография, музыка, театр, танец, дизайн, реклама, включая изучение каждого из этих направлений, изготовление творческого продукта, его презентация внешнему миру (выставки рисунков, фотографий, композиций цветов, постановка и показ спектакля, фото продукции).

2. «Сезон надежд». В рамках данной технологии планируется развитие новых клубных формирований для детей - целевой группы Проекта, их ближайшего окружения на базе шести сельских Домов культуры: «Студия эстрадного пения», «Шарм», «Люди и куклы», «Фотостудия», передвижной творческой мастерской «Игра воображения», районного семейного клуба «Моя семья», проведение районных акций: «Всей семьей в театр», «Семейное путешествие «Всей семьей в музей».

В целом реализация программных мероприятий задачи №3 будет способствовать развитию инновационных форм и технологий работы по социализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, позволит максимально вовлечь несовершеннолетних в содержательную досуговую деятельность, сделает доступными новые услуги и технологии.

Привлечение местных социальных ресурсов для помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, в том числе развитие добровольческих инициатив.

1. Мобилизация всех имеющихся кадровых ресурсов. Заключение договоров о совместной работе с профессионалами в области культуры и искусства-специалистами районных учреждений, участниками творческих коллективов сельских поселений, которые войдут в состав передвижного клубного учреждения;

2. Привлечение в качестве волонтеров творческой молодежи из учебных заведений Тюменской области, которые пройдут практику в МАУ «Центр культуры и досуга Омутинского района», молодежи, окончившей вузы и колледжи культуры в 2014 году и вернувшихся работать в Омутинский район;

3. Приглашение спонсоров, руководителей предприятий района на отчетные концертные площадки, выставки, праздники;

4. Привлечение широкой родительской общественности, внимания со стороны Администрации района, депутатского корпуса к проблема детей, находящихся в конфликте с законом;

5. Сотрудничество со средствами массовой информации;

6. Проведение рекламных акций, акций по обмену опытом «Подросток - подростку».

В целом реализация программных мероприятий задачи № 4 позволит максимально вовлечь местное сообщество в реализацию мероприятий Проекта, привлечет внимание общественности к проблемам несовершеннолетних целевой группы Проекта с целью оказания помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом.

Методическое и информационное обеспечение профилактики.

1. Предоставление информации несовершеннолетним и членам их семей о деятельности клубов в учреждениях культуры в виде информационных буклетов: «Игра воображения», «Путь к успеху»;

2. Издание информационного проспекта «Путь к успеху»;

3. Издание методического сборника для родителей : «Вы и ваш ребенок»;

4. Выпуск видеосюжетов «Дети наших сел», «Что значит быть успешным»;

5. Постоянно действующая рубрика в районной газете и радио «Про-активно к успеху!»;

В целом реализация программных мероприятий задачи №5 будет способствовать повышению уровня информированности несовершеннолетних и членов их семей.

Третий этап: заключительный (сентябрь-октябрь 2015 года).

Сопровождение перехода несовершеннолетнего в программы профессиональных творческих коллективов, передвижного клубного учреждения.

1.Содействие в подборе творческого коллектива;

2.Сопровождение ребенка и семьи в период адаптации в новом коллективе;

3.Подготовка участников выбранного коллектива: передача технологий работы с семьей и ребенком, передача и комментирование необходимой документации из истории работы с семьей и ребенком;

4. Взаимодействие специалистов-кураторов и специалистов выбранного коллектива в период адаптации ребенка в новом творческом коллективе.

В целом реализация программных мероприятий задачи №6 будет способствовать эффективному продолжению осуществления коррекционных мероприятий, направленных на социализацию и достижение уровня развития, достаточного для дальнейшего образования несовершеннолетнего.

Данная система дает возможность своевременного выявления подростков, склонных к совершению правонарушений и преступлений, непрерывного сопровождения несовершеннолетнего и его семьи, организацию содержательной досуговой деятельности посредством приобщения к искусству, обеспечения интеграции ребенка в соответствующие его потребностям творческие художественные коллективы района.

3. Когда и чьими силами был реализован проект.

Начало реализации проекта - 1 апреля 2014 года. Дата окончания реализации проекта - 1 октября 2015 года.

Реализация Проекта осуществляется на основе межведомственного взаимодействия, в соответствии с перечнем основных мероприятий по реализации поставленных задач. Следует отметить, что сопровождение осуществляется привлеченными в состав передвижного клубного учреждения специалистами района: психологами, хореографами, культорганизаторами, специалистами в области декоративно-прикладного творчества, специалистами по вокалу, методистами, руководителями клубной работой. Механизм информирования специалистов предполагает внесение сведений о семье (с ее согласия) в индивидуальную программу сопровождения. У каждой семьи с этапа выявления появляется куратор-специалист передвижного клубного учреждения, который координирует всю работу с семьей. Обеспечение своевременной и комплексной помощи несовершеннолетним-участникам проекта и членам их семей, предполагает организацию структур, обладающих достаточными ресурсами, устойчивыми междисциплинарными связями.

Таким образом, весь процесс сопровождения и организации содержательной досуговой деятельности для несовершеннолетних, представляет собой междисциплинарную команду, которая помогает создать оптимальные условия для развития детей и подростков, активизировать собственные возможности для выхода из трудной жизненной ситуации.

Общий контроль и управление реализацией Проекта осуществляет-координатор-муниципальное автономное учреждение «Центр культуры и досуга Омутинского района», выполняющий координационные функции по отношению к другим исполнителям программных мероприятий. Для оперативной координационной деятельности при заместителе главы администрации Омутинского муниципального района по социальным вопросам создается Координационный Совет (рабочая группа), куда входят представители ведомств, принимающих участие в реализации Проекта.

5. Ресурсы, использованные для реализации проекта

Финансовое обеспечение. Основными источниками финансового обеспечения Проекта явились средства районного бюджета, чуть больше 400 000 рублей. 150 000 рублей были привлечены в качестве материальной помощи частных компаний. Эти затраты были в большей степени связаны с транспортными расходами и услуг привлеченных специалистов.

Инфраструктурное обеспечение. В межведомственных отношениях с координатором проекта в реализации мероприятий участвовали: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Омутинского муниципального района, отдел культуры, спорта и молодежной политики, отдел образования администрации Омутинского района общественные организации: Тюменское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», Омутинский районный Совет ветеранов войны и тружеников тыла, Общественная организация «Омутинская районная организация Всероссийского общества инвалидов»,студенты, проходившие практику в учреждениях культуры-группа добровольцев.

Материально-техническое обеспечение. На территории Омутинского муниципального района для реализации мероприятий Проекта имеются: восемь сельских Домов культуры, оснащенных зрительными и игровыми залами, комнатами для проведения клубной деятельности, аудио и видеоаппаратурой, музыкальной аппаратурой. Администрация Омутинского муниципального района оснащена конференц-залами для проведения обучающих семинаров и конференций. В МАУ «Центр культуры и досуга Омутинского района» имеются 3 единицы автотранспорта, один автомобиль, предназначен для выезда специалистов передвижного клубного учреждения.

Информационное обеспечение. В реализации мероприятий Проекта задействованы районные средства массовой информации: районная газета «Сельский вестник», телестудия

телестудия «Сельское время», радиостудия «Родник».

6. Оформление отношений с партнерами

6.1. Принцип привлечения партнеров к реализации проекта, оформление партнерских отношений. Отношения с непосредственными участниками проекта (отделом культуры, спорта и молодежной политики, отделом образования, волонтерами) были выстроены исключительно на основе личных договоренностей с конкретными участниками. Данные договоренности достигались на встречах: семинарах, «круглых» столах. Каких-либо соглашений или юридически оформленных документов мы не составляли.

6.2. Разграничение сфер ответственности партнеров в рамках реализации проекта.

В межведомственных отношениях с координатором проекта в реализации мероприятий участвуют:

1.Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Омутинского муниципального района (обеспечение реализации мероприятий проекта, выявление несовершеннолетних, сопровождение семей);

2.Отдел культуры, спорта и молодежной политики, в его составе МАУ «Районный Дом культуры», МАУ «Детская школа искусств» (обеспечение деятельности специалистов культуры в организации клубной работы в отдаленных сельских территориях Омутинского района);

3.Отдел образования администрации Омутинского района (организация деятельности педагогов-психологов в работе с несовершеннолетними);

4.Общественные организации: Тюменское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», Омутинский районный Совет ветеранов войны и тружеников тыла, Общественная организация «Омутинская районная организация Всероссийского общества инвалидов» (организация деятельности добровольцев с несовершеннолетними-целевой группой Проекта).

5. Студенты, проходившие практику в учреждениях культуры-группа добровольцев (организация деятельности с несовершеннолетними в организованных клубных формированиях. при проведении акций, мероприятий).

Результаты реализации проекта.

В настоящее время мероприятия, запланированные в рамках проекта продолжают реализовываться на территории Омутинского района. На 01.06.2015 года достигнуты следующие результаты:

№№

п/п

Наименование индикатора

(показателя)

Единица

измерения

Значение индикатора (показателя)

на 01.06.2015

на 01.10.2015

Охват мероприятиями целевой группы Проекта

1.

Число несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, включенных в состав целевой группы Проекта и получивших услуги по социализации и реабилитации

человек

45

50

2.

Число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вызванной конфликтом несовершеннолетних с законом, включенных в состав целевой группы Проекта и получивших социальную поддержку и помощь

семей

29

32

Изменение положения целевой группы Проекта

1.

Численность несовершеннолетних, снятых с учета в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (на конец отчетного периода)

человек

4

5

2.

численность несовершеннолетних, снятых с учета в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП)

человек

5

6

3.

удельный вес несовершеннолетних целевой группы Проекта, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних

%

3,2

3,0

4.

удельный вес несовершеннолетних целевой группы Проекта, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление

%

2,1

2,0

Развитие кадровых и общественных ресурсов для работы по социализации и реабилитации несовершеннолетних,

находящихся в конфликте с законом, профилактике преступности несовершеннолетних, в том числе повторной

1.

Число добровольцев, обученных навыкам работы с целевой группой проекта и принимающих участие в реализации мероприятий Проекта

человек

10

10

2.

Число специалистов, обеспечивающих реализацию мероприятий Проекта

человек

27

27

3.

Число специалистов заинтересованных организаций, для которых в рамках Проекта проведено обучение по вопросам использования эффективных социальных практик, новых технологий и методов работы с целевой группой Проекта (человек)

человек

9

9

Распространение эффективных социальных практик, новых технологий и методик

1.

Число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации Проекта

публикаций

4

5

Нормализация жизни несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, заключается в максимальном их участии в деятельности клубных формирований по интересам, организации содержательного досуга. В целом, их реализация, позволит повысить качество жизни целевой группы Проекта.

Что дальше?

После окончания срока реализации проекта работа с детьми, находящимися в конфликте с законом не прекратится, а продолжит реализовываться. В настоящее время произошло расширение границ реабилитации путем привлечения творческой молодежи, студентов учреждений культуры. Восемь самых активных участников программных мероприятий уже приглашены для осуществления волонтерской деятельности совместно со специалистами передвижного клубного учреждения. 

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×