"Царскоселам о царскоселах". Выставочно-демонстрационная работа в библиотеке

118

Название проекта

"Царскоселам о царскоселах". Выставочно-демонстрационная работа в библиотеке

Какую проблему решает проект

Жители города нуждаются в максимально доступных площадках, где они могли бы раскрыть свой творческий потенциал, продемонстрировать другим горожанам результаты своего творческого труда, обменяться информацией, навыками, обрести интересный для себя круг общения. Библиотеки располагают всеми ресурсами для этого

Цель проекта

Профессиональные цели:

1.Активизация библиотечной жизни;

привлечение новых посетителей в библиотеку;

2.Рразнообразие форм в рамках культурно-массовой работы библиотеки;

3.Расширение сферы услуг и взаимодействий;

4.Раскрытие содержания фондов в разделах "история", "искусство", "краеведение";

5.Приобретение современного статуса библиотеки, как культурно-досугового, информационного центра.

Социальные цели:

1.Осознание ценности творческой атмосферы города;

2.Продемонстрировать горожанам разнообразие творческой деятельности;

3.Донести мысль о том, что творчеством можно заниматься в любом возрасте;

4.Особое внимание уделить детям, как будущему нашего города;

5.Развивать потребность в получении новых знаний о родном городе и горожанах, научить почтительному отношению к культурным ценностям, созданным в прошлом и создаваемым сейчас;

6.Показать, что они сами являются частью этого творческого, исторического процесса;

7.Развивать способность к творческому самовыражению;

8.Обратить внимание старшего поколения к младшему и наоборот (посмотреть друг на друга новыми глазами);

9. Создать особую атмосферу общения в культурно-досуговом центре микрорайона "Библиотека на Кадетском"

Организатор

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Территориальная централизованная библиотечная система Пушкинского района", библиотека-филиал № 2

Целевая аудитория проекта

Жители города Царское село

Основные мероприятия

Проведение ряда выставок и мастер-классов

Период реализации

Январь 2013 г. – декабрь 2014 г.

Итог (ожидаемый итог)

1.В 2013 г. в рамках проекта были проведены 9 выставок и 47 экскурсий, которые посетило 1062 человек.

2.В 2014 г. запланировано проведение 16 выставок, из которых 9 уже состоялись. За период с января по июль 2014 г. в рамках проекта было проведено 30 экскурсий, а количество посещений превысило аналогичный показатель прошлого года и составило 1209.

3. Сравнивая посещаемость 2013 г. с 2014 г. (часть года), можно с уверенностью сказать, что она выросла в принципе. Это говорит о возросшем интересе в целом к деятельности библиотеки.

Причина значимости проекта

Современное развитое общество диктует новые условия в работе библиотек. Одной из проблем, которых, в большинстве случаев, являются привычные, десятилетиями не меняющиеся формы работы. Соответственно, библиотека отстает с предложением услуг, в которых нуждается потребитель. Статус библиотеки, как хранилища печатного ресурса и места, где ведется работа с ним, недостаточен. Город нуждается в культурно-досуговых и информационных центрах в максимальной доступности, где горожане могли бы раскрыть свой творческий потенциал, обменяться информацией, навыками, продемонстрировать плоды своего труда, творчества, обрести интересный для себя круг общения.

Мы проживаем в необыкновенном городе. Его история, культура, традиции сформировали особую творчески неповторимую атмосферу, которую хочется назвать "душой города". Мы имеем в своем распоряжении ценности интеллектуального, творческого наследия, которое не просто сформировалось, но продолжает постоянно пополняться новыми открытиями, творческими откровениями и возможностями передачи этого особого генетического кода, отвечающего за жажду творения и созидания следующим поколениям. Как показал предварительный этап проектной деятельности (2 года), царскоселы действительно творчески очень активные люди, причем направления их интересов весьма разнообразны: от традиционного рукоделия (вышивка, вязание, плетение, лоскутное шитье, ткачество и т. д.) до современного (квиллинг, декупаж, фелтинг, скрапбукинг и т. д.), от классических направлений в живописи до современных художественных течений. Они делятся результатами своего труда с открытым сердцем. Будучи исключительно интеллигентными, скромными людьми, они нуждаются в том, чтобы их творчество было представлено на обозрение горожанам. Библиотеки как нельзя лучше походят для этой цели. Библиотека обладает таким мощным ресурсом, как площадные возможности, рекламные традиции, инновационные методы работы, образованные сотрудники, заинтересованность посетителей, и все это дает ей возможность "познакомить царскоселов с царскоселами", создать новый творческий поток через освещение творческого потенциала наших горожан.

Цели проекта

Профессиональные цели:

1.Активизация библиотечной жизни;

привлечение новых посетителей в библиотеку;

2.Рразнообразие форм в рамках культурно-массовой работы библиотеки;

3.Расширение сферы услуг и взаимодействий;

4.Раскрытие содержания фондов в разделах "история", "искусство", "краеведение";

5.Приобретение современного статуса библиотеки, как культурно-досугового, информационного центра.

Социальные цели:

1.Осознание ценности творческой атмосферы города;

2.Продемонстрировать горожанам разнообразие творческой деятельности;

3.Донести мысль о том, что творчеством можно заниматься в любом возрасте;

4.Особое внимание уделить детям, как будущему нашего города;

5.Развивать потребность в получении новых знаний о родном городе и горожанах, научить почтительному отношению к культурным ценностям, созданным в прошлом и создаваемым сейчас;

6.Показать, что они сами являются частью этого творческого, исторического процесса;

7.Развивать способность к творческому самовыражению;

8.Обратить внимание старшего поколения к младшему и наоборот (посмотреть друг на друга новыми глазами);

9. Создать особую атмосферу общения в культурно-досуговом центре микрорайона "Библиотека на Кадетском".

Задачи проекта:

1. Добиться концентрации внимания горожан на новом направлении в работе библиотеки.

Методы решения задачи:

- подготовка креативного нестандартного подхода в организации мероприятий;

- размещение выставочных работ;

- реклама по максимальному количеству каналов: сайт ТЦБС, социальные сети, СМИ, афиши, пригласительные билеты, флаеры, индивидуальная работа библиотекарей по приглашению гостей, фак сы в школы, детские сады и др.;

- музыкальное сопровождение и фоновое сопровождение.

2. Адаптация методов работы для определенных групп населения и индивидуальных контактов.

Методы решения задачи:

- подготовка маршрута экскурсии по выставке, опорных точек в рассказе с учетом возраста посетителей, их интересов, уровня образования, целей;

- музыкальное, поэтическое сопровождение экскурсии;

- призыв к диалоговому общению во время экскурсии;

- ориентация на сопровождающий печатный материал (книжные выставки, дающие возможность посетителям углубить знания по выставочной тематике).

3. Изучение интересов посетителей, их творческих потенциальных возможностей, круга общения.

Методы решения задачи:

- диалоговый обмен информацией;

- формирование дружеских отношений, контактов;

- участие и заинтересованность в раскрытии творческих способностей посетителей.

4. Систематизация информации.

Методы решения задачи:

- создание картотеки творческих направлений;

- создание адресно-контактной базы данных;

- оформление фотоархива выставок.

5. Расширение пространственно-технических возможностей для качественного проведения выставочно-демонстрационной работы.

Методы решения задачи:

- установка специального освещения;

- приобретение горизонтальных и вертикальных витрин для демонстрации плоскостного материала, мелких предметов, особо ценных экспонатов;

- приобретение специального стеллажа для книжно-журнальной сопутствующей выставки.

6. Планирование

Методы решения задачи:

- создание графика функционирования выставок (в Приложении 1 представлены графики выставок на 2013 и 2014 гг.);

- определение масштаба выставки (комплексная, развернутая, коллективная, малая и т. д.);

- определение чередования тематических выставок с персональными и т.д.;

- создание календарного плана организованных посещений;

- установление даты крупных мероприятий с опорным элементом – выставкой.

7. Обучение сотрудников выставочной деятельности и ее сочетанию с формами массовой работы библиотеки.

Метод решения задачи – консультации с сотрудниками музеев.

Предлагаются следующие формы работы для решения поставленных задач и достижения намеченных целей:

1) традиционная экскурсия;

2) экскурсия – игра:

- "распознай кисть автора";

- "игра-поиск" (предметов, эмоций, ассоциаций);

- направления (художественные стили и т.д.);

- "Я – творец" ("попробуй сделать также");

3) экскурсия-викторина: командная игра по любым направлениям с использованием выставочной информации;

4) экскурсия-конкурс: организованным группам предлагается разработать экскурсию и провести ее;

5) экскурсия-кроссворд: найти ответы на вопросы кроссворда с использованием выставочного материала;

6) экскурсия-экспромт: экскурсантам предлагается проведение экскурсии без подготовки;

7) экскурсия-диалог: экскурсантам предлагается направление диалога (обсуждение, размышление, поиск ответа на поставленный выставкой вопрос);

8) виртуальные экскурсии.

Параллели:

Сочетание выставочной работы с книжно-журнальными выставками, музыкально-поэтическим сопровождением, экскурсионными услугами. Создание единой тематически единой канвы с другими мероприятиями.

Разновидности предлагаемых выставок:

1) выставка работ одного автора;

2) выставка коллективная: работы в одном направлении представляют два и более авторов;

3) выставка комплексная: представляются работы в разных жанрах разных авторов;

4) тематическая выставка;

5) жанровая выставка: представляется живопись разных направлений, продукты традиционного и современного рукоделия (карвинг, фелтинг, пэчворк, гильоширование и т. д.);

6) фотовыставка;

7) выставка-инсталляция;

8) выставка-настроение;

9) выставка-ситуация: отражение в работах отношения к конкретной ситуации;

10) выставка-путешествие: впечатление от поездки (путешествия);

11) выставка-реконструкция;

12) вернисаж.

Когда и чьими силами реализуется проект

Срок реализации проекта – с января 2013 г. по декабрь 2014 г. Проект рассчитан на долгосрочную перспективу в случае устойчивого интереса со стороны посетителей библиотеки.

Проект реализуется в основном силами сотрудников библиотеки-филиала № 2:

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

Сфера ответственности

1

Гончар Л.В.

Ведущий библиотекарь

Автор, идейный вдохновитель, руководитель проекта и основной исполнитель

2

Иванова Н.Л.

Заведующий библиотекой-филиалом № 2

реклама

3

Валуева В.Н.

Библиотекарь читального зала

реклама, экскурсионная работа

4

Голубева Т.М.

Ведущий библиотекарь абонемента

реклама, коммуникативные функции, привлечение потенциальных посетителей к выставочной деятельности

5

Васина Е.В.

Ведущий библиотекарь абонемента

реклама, коммуникативные функции, привлечение потенциальных посетителей к выставочной деятельности

6

Цатурова Р.К.

Ведущий библиотекарь абонемента

коммуникативные функции

Ресурсы, использованные для реализации проекта

1. Позитивный имидж библиотеки в микрорайоне.

2. Постоянно развивающаяся, самоорганизующаяся система живого, культурно-информационного пространства под названием "София – библиотека на Кадетском".

Это стало возможным благодаря качественному библиотечному обслуживанию, использованию в работе библиотеки современных информационных технологий и активному участию населения в работе библиотеки (общественная, творческая, салонная, волонтерская работа и т. д.). Внешняя привлекательность библиотечных помещений: просторные, хорошо освещаемые залы библиотеки, наличие современной компьютерной и копировальной техники – также внесла свой вклад в привлечение населения. Кроме того, в библиотеке постоянно ведется работа по повышению профессионального уровня библиотекарей.

3. Творческий потенциал и высокая заинтересованность горожан – один из важнейших ресурсов.

4. Партнерская помощь общественных и государственных организаций города, частных лиц.

Принцип привлечения партнеров к реализации проекта

В рамках реализации проекта нашими партнерами стали:

- Государственный музей современного искусства "Царскосельская коллекция";

- общественная организация клуб "Отрада" (лоскутное шитье);

- фольклорно-этнографический семейный клуб "Василиса" (при РПЦ "Пушкинец");

- досуговое отделение ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Пушкинского района";

- собиратель предметов быта конца XIX в. – начала XX в. Иван Александрович Фоминых;

- художник, академик Петровской Академии наук и искусств, член Объединения профессиональных художников Израиля Валентин Николаевич Скачков;

- горожане, увлекающиеся творчеством и искусством.

Взаимодействие с партнерами изначально было построено на основе взаимовыгодного сотрудничества, заинтересованного отношения к творчеству. Основным принципом привлечения партнеров стал принцип безвозмездности: безвозмездное представление своих работ, свободное использование залов библиотеки, проведение совместных мероприятий и экскурсии, безвозмездные консультации сотрудников музея "Царскосельская коллекция", художников-профессионалов и др.).

Ход реализации проекта

Первый этап реализации проекта – предварительный

Произведен сбор информации о горожанах, занимающихся живописью, рукоделием и другими видами творчества. В этом помогли сформировавшиеся добрые отношения с читателями библиотеки.

На этом этапе были выполнены следующие работы:

- создан список контактов;

- сформирован план хронологического размещения выставок (планы проведения выставок в 2013-2014 гг. представлены в приложении);

- выбор максимально удобного зала (залов);

- определены даты доставки выставочного материала;

- определение формата рекламы;

- принято решение о проведении открытия выставки: дата, время, перечень приглашенных.

Второй реализации проекта – организационный

Были выполнены следующие работы:

- доставка выставочного материала;

- достигнута договоренность о том, кто выполняет функцию монтажа;

- определение временного интервала монтажа (сколько времени потребуется для размещения экспонируемых предметов);

- закупка средств, необходимых для монтажа, освещения, компоновки;

- непосредственное расположение экспонатов;

- подбор литературы для сопутствующей книжно-журнальной выставки;

- разработка рекламы: афиша, пригласительные билеты, формат рекламы в СМИ;

- размещение рекламы: паблики (группы) в социальной сети "ВКонтакте" "Город Пушкин ИНФО", "Пушкин ру", "Интересные события в Санкт-Петербурге", "Гид города Пушкина", "Город Пушкин РФ", "Царскосельская газета";

- изучение выставочного материала: направление, история, особенности конкретных экспонатов;

- знакомство с творческой историей автора (авторов);

- разработка целевых экскурсий, с учетом особенностей групп;

- составление расписания посещений выставки организованными группами;

- оформление книги отзывов.

Третий этап реализации проекта – основной

В рамках основного этапа произошли следующие события:

- открытие выставки: торжественная часть, фуршет, общение с целью приобретения новых контактов;

- проведение экскурсий, и включенных в план, и индивидуальных. Сотрудники библиотеки в личном общении с индивидуальными посетителями установили интересные факты, которые стали ориентирами новых возможных выставок. Многие посетители изъявили желание посетить мастер-классы;

- обсуждение возможности мастер-классов, определение максимально удобного времени для их проведения;

- учет пожеланий по организации выставок в дальнейшем (на основании отзывов в книге).

Четвертый этап реализации проекта – аналитический

На этом завершающем этапе были подведены качественные и количественные итоги проекта, сделаны выводы. Результаты представлены в таблице ниже. Остановимся на результатах подробнее.

Результаты проекта

В 2013 г. в рамках проекта были проведены 9 выставок и 47 экскурсий, которые посетило 1062 человек.

В 2014 г. запланировано проведение 16 выставок, из которых 9 уже состоялись. За период с января по июль 2014 г. в рамках проекта было проведено 30 экскурсий, а количество посещений превысило аналогичный показатель прошлого года и составило 1209.

Графики посещаемости (см. ниже) выставок наглядно иллюстрирует динамичный рост посещаемости во время работы выставок. По оси X расположены месяцы года, по оси Y – количество посещений (см. план выставок).

Используя графический метод анализа, можно проследить, тематика каких выставок больше привлекает посетителей, а также выявить месяцы, в которые достигается в какие месяцы максимальный отклик от посетителей на действия учреждения.

Царскоселам о царскоселах. Выставочно-демонстрационная работа в библиотеке

Царскоселам о царскоселах. Выставочно-демонстрационная работа в библиотеке


Сравнивая посещаемость 2013 г. с 2014 г. (часть года), можно с уверенностью сказать, что она выросла в принципе. Это говорит о возросшем интересе в целом к деятельности библиотеки.

Современные методы работы, новые технологии, если правильно ими пользоваться, не сбрасывают со счетов книгу. Напротив, они помогают максимально вовлечь читателей в процесс чтения, развить целевую мотивацию этого процесса.

Совершенствуя новые формы и методы привлечения посетителей в библиотеку, через внедрение инновационных форм обслуживания, библиотека развивает социальное партнерство с различными организациями и учреждениями.

Имея в арсенале культурного обмена такое явление, как города – побратимы, хочется отметить, что библиотеки разных городов также могут быть побратимами. Располагая знаниями о своих городах, поселках, микрорайонах, мы могли бы разнообразить наш труд обменными мероприятиями, тем более что выставочный метод зарекомендовал себя как чрезвычайно интересный посетителям и продуктивный для работников учреждения.

Переговоры о возможности предоставления своих работ на выставки, проводимые в других библиотеках, завершались, как правило, принятием положительного решения.

Решая поставленные перед проектом задачи, команда проекта:

- обновляет статус библиотеки, как культурного центра микрорайона;

- пропагандирует новые возможности библиотеки;

- обеспечивает приток посетителей в библиотеку;

- расширяет разновозрастные группы читателей.

А также мы:

- увеличиваем спектр услуг библиотеки;

- раскрываем и рекламируем книжные фонды;

- используем возможности электронной культуры, показывая себя прогрессивным, нескучным учреждением;

- привлекаем внимание жителей города к библиотеке как к центру информации о культурной жизни города, ее горожанах.

Преимущества сотрудничества с библиотекой для читателей:

- возможность самореализации;

- возможность многостороннего развития;

- поддержка творческих инициатив;

- тесная связь с внешним миром;

- общение с единомышленниками.

Библиотека – открытая система, направленная на удовлетворение ожиданий населения. На это направлены все проводимые мероприятия: интерактивные, диалоговые, творческие. Выбранные формы мероприятий максимально действенны, так как в них оказываются задействованными все формы восприятия: визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые), кинестетические (тактильные), а это почти стопроцентная гарантия запоминания материала. Мы поняли, что можно достичь многого, просто став интересным своим читателям. Люди ценят, когда их мнением интересуются и предоставляют возможность его выражать.

Приложение 1



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль