Музыкальный театр для детей и молодежи села

574

Паспорт проекта

Информация об авторе

Шиянов Н. Е., заместитель директора, руководитель фестивальных и культурно-просветительских проектов ГАУК «Саратовский академический театр оперы и балета»

Какую проблему решает проект

Низкая театральная культура подростков

Цель проекта

Привлечение молодёжи в театр, воспитание заинтересованного зрителя

Организатор

ГАУК «Саратовский академический театр оперы и балета»,

Целевая аудитория проекта

Учащиеся средних и старших классов общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, первых курсов ССУЗов

Основные мероприятия

Проведение цикла занятий/встреч с элементами лекции, концерта, викторины/игры в театре. Знакомство подростков с разными театральными жанрами.

Представление программы на других площадках.

Период реализации

С 2006 г. по настоящее время

Итог (ожидаемый итог)

Расширение театральной аудитории, увеличения интереса подростков к занятиям творческой деятельностью

Очень многое сказано и написано про эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами живописи, музыки, литературы и театра. Но что делать, если малыш вырос, превратившись в противоречивого импульсивного подростка? В школу искусств он не ходит и никогда не ходил – сбежал с первых уроков («не понравилось, скучно, немодно, непопулярно»[1]) или и вовсе не захотел, не имел возможности туда хотя бы однажды попасть. Уроки эстетики, рисования, музыки в школе общеобразовательной если и не прогуливал, то занимался на них своими делами, так и не поняв толком, для чего они были нужны и что здесь интересного. Кружки/Клубы художественного творчества не посещает. Бесплатные – «отстой», платные – в семье нет денег, а если и есть, то лучше их потратить на что-нибудь другое. Опять-таки, «все это искусство не модно, только для ботаников, маменькиных сынков/дочек». В плеере у него/нее «Нюша», Дима Билан, «Король и Шут», «Ария», иностранный поп и рок. В телевизоре – «Камеди Клаб», сериалы «Школа», «Обручальное кольцо», разнообразные «Менты», «Глухари». Уже возможен первый опыт курения, выпитого пива с шампанским или водкой за гаражами близ школы, а то чего и похуже… О театре, тем более музыкальном, он/она и не знают. Если и были, то однажды с классом, в качестве «обязаловки», отлично подурачились, сделав все, чтобы ни разу даже не взглянуть на сцену.

И тут встает вопрос – как быть? Сделать вид, что такие молодые люди и девушки для классического искусства и театра не существуют, пустить все на самотек – глядишь, с возрастом одумаются, приведут своих детей в музшколы, в театр оперы и балета? А если не приведут? Их то никто не привел, не подтолкнул!

Именно для таких подростков – учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ, воспитанников школ-интернатов и Детских домов, студентов первых курсов ccepЗов – автором данных строк была разработаны специальная программа «Молодежный клуб любителей оперы и балета» и реализованный в ее рамках проект «Музыкальный театр для детей и молодежи села», призванные приобщить детей и молодежь к музыкальному театру, а через него, опосредованно, к шедеврам академической музыки, классической/современной литературы, изобразительного искусства.

Программа уникальная, по оценкам экспертов не имеет аналогов в российской практике. За пятилетний период реализации программа доказала свою актуальность, необходимость, значимость и ценность. Конечно, понятно, что за одно занятие и даже за цикл встреч все участвующие в программе подростки не станут любителями оперы и балета. Однако, пусть это прозвучит пафосно, если хоть какая-то часть увлечется классическим искусством, сделает первые шаги к тому, чтобы стать любителями театра, музыки, живописи – это уже позитивный результат. А такие примеры в истории Клуба имеются. И они не единичны.

Музыкальный театр, как синтетическое явление культуры предоставляет уникальную возможность не только прочувствовать и прожить сценическое действие, но и насладиться неиссякаемыми возможностями искусства пения и танца, музыкальной, литературной и живописной составляющими.

Лучшие образцы мировой культуры способны оказать серьезное воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Исследователи отмечают особенную эффективность воздействия при восприятии «живого искусства, живой музыки» на концертах классической музыки, балетных и оперных спектаклях (Д.Б. Кабалевский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов и др.). Классическая музыка вызывает просветленные и добрые чувства и состояния, способствует мыслительным и творческим процессам, при этом музыкальность, как природное свойство, в той или иной мере присуща каждому человеку.

Психологи и музыковеды признают, что произведение музыкального искусства обращается к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру музыкальных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызываемым музыкой, представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большой мере определяется социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль[2]. Открывая внутренний мир личности, музыка приобщает нас к наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах.

Влияние музыки на развитие творческих возможностей человека особенно важно в юношеском возрасте, когда идет становление системы ценностей, процесс личностного и профессионального самоопределения. Именно в этом возрасте особо значимы для подростков вопросы личных возможностей и потенциалов, которые напрямую зависят от воздействия среды и воспитания, включая эстетический и художественный компоненты.

Программа «Молодежный клуб любителей оперы и балета» представляет собой работу в двух ипостасях: на стационаре (дети и подростки из различных населенных малых пунктов приезжают непосредственно в театр оперы и балета, где для них подготовлен уникальный авторский цикл занятий/встреч с элементами лекции, концерта, викторины/игры) и на выезде, когда программа представляется в зале Дома культуры или музыкальной школы (школы искусств) населенного пункта, отдаленного от областного культурного Центра. В последнем случае элементы программы рассчитываются на большую составную аудиторию (зал 300-600 человек), занятия проводятся по кустовому принципу, чтобы в ДК одного населенного пункта могли собраться подростки из ближайших с местом проведения мероприятия сел, деревень и малых городов.

Время реализации программы: с 2006 г. по настоящее время

Финансовая составляющая: спонсорская помощь коммерческих организаций, целевое грантовое финансирование. Общий объем финансирования за 5,5 лет – 2,6 млн. руб. Средства расходуются на бензин, транспорт, выплату премий задействованным в программе артистам, призы участникам проекта, рекламу (афиши, буклеты, наружная реклама, реклама в СМИ).

Основные целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках проекта и программы: детская и молодежная аудитория районов Саратова и Саратовской губернии (учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, первых курсов ССУЗов).

Основные цели и задачи проекта:

– эстетическое воспитание, повышение культурного уровня подрастающего поколения малых городов, сел, деревень и рабочих поселков области;

– просвещение, расширение знаний молодежи из сельских районов области в сфере музыки, литературы, изобразительного искусства и театра;

– сделать доступными для детского восприятия такие сложные жанры музыкального театра как опера, балет, оперетта, мюзикл

– нравственное и духовное развитие личности;

– раскрытие творческого потенциала человека;

– привлечение молодых зрителей в театр в целом и музыкальный театр в частности;

– знакомство детей и молодежи из сельских районов с лучшими образцами классической музыки, живописи, литературы, музыкального театра;

– пропаганда здорового образа жизни;

– предоставление молодежной аудитории из сельских районов площадки для диалога и общения на тему классического искусства;

 – совершенствование основных психических процессов: внимания, воображения, памяти, творческого мышления;

– обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, формирование навыков сотрудничества и взаимодействия в группе сверстников, профилактика агрессии посредством культуры и искусства.

Оценка достижения результатов

Работа на стационаре в театре оперы и балета:

Помимо количественных характеристик (за годы работы над программой через нее прошло более 15 тысяч подростков), один из важных оценочных факторов работы программы – замечания участников в «Книгу жалоб и предложений». Подростки не стесняются писать в журнал то, что думают на самом деле: от искренних (и даже наивных) слов признательности до продуманной критики. Реакция на такую критику – внесение полезных корректив в программу. Кроме этого участники проекта заполняли (по желанию) анкеты заинтересованности в проекте, вовлеченности в процесс, с пожеланиями, о чем бы еще воспитанники хотели узнать и услышать, что им нравится в программе, что отталкивает и т. д. На сегодняшний день проанализировано более 3 тысяч анкет.

За шесть лет работы проекта состоялось два выпуска (за основу взят трехлетний цикл работы Детского молодежного Клуба любителей оперы и балета). Большинство участников проекта не “потерялись”. Мы видим их на репертуарных и фестивальных спектаклях театра, они приводят друзей, родственников, кто-то участвует на волонтерских началах в работе Клуба в качестве «консультанта-эксперта» для команд новичков. Анализ показал, что многие воспитанники клуба занялись самодеятельным театром, музыкой, продолжили заниматься творческой деятельностью (поэзия, живопись), продолжают участвовать в объявляемых в рамках проекта творческих конкурсах!

Выездная часть программы

После выездов в отдаленные районы оттуда увеличилось число групповых заявок на посещение театра. Продолжение проекта ждут в районах, в штаб проекта поступают заявки с просьбами не останавливаться на первом знакомстве с жанрами оперы и балета и разработать цикл дальнейших выездных занятий.

Организация процесса

На стационаре встречи/заседания Клуба проходят в камерном зале (на 120-150 мест) Саратовского академического театра оперы и балета циклами на регулярной основе. Занятия объединяются в циклы и сессии. На сегодняшний день оптимальной признана трехлетняя модель участия в заседаниях Клуба – начальная ступень, средняя, продвинутая. За год принимается театральный сезон. В рамках сезона, как правило, проводится две сессии встреч: осенне-зимняя (4 занятия) и весенняя сессии (4 занятия). Начало в 16:00 (специально перед репертуарным спектаклем, чтобы участники программы могли на него остаться). Средняя продолжительность – 90 минут (45+45). Даты встреч приурочены к определенным спектаклям, стоящим в текущем репертуаре театра.

Формат встреч:

– творческие беседы с ведущими солистами театра, постановщиками спектаклей – режиссерами, дирижерами, художниками, балетмейстерами, а также музыковедами и искусствоведами, игра в «пресс-конференцию», когда участники Клуба пробуют себя в роли культурных журналистов, лучшие вопросы премируются;

– дискуссии с «круглыми столами» на заданные темы;

– интеллектуальные викторины и творческие конкурсы;

– творческие домашние задания (создание либретто, эскизов костюмов, декораций и афиш к предложенным спектаклям);

– брейн-ринг на обсуждаемую тему (аудитория делится на команды).

К заседаниям Клуба готовятся мини-концертные программы, организуются выставки театральных костюмов и показ декораций к спектаклям.

Перед циклом встреч в обязательном порядке проводится экскурсия по театру. Трепетная закулисная атмосфера рождает ощущение причастности к театральному процессу, эффект приобщения к высокому искусству, с первых минут настраивая подростков на возвышенное и бережное отношение к осуществляемой театром творческой деятельности.

Ресурсы

Используемые средства:

1) наглядно-визуальные: афиши к спектаклям театра, книги по искусству, иллюстрации, нотный материал (клавиры, партитуры), карточки с вопросами для викторины;

2) технические: специальная аудитория, музыкальные инструменты, костюмы, бутафория, макеты декораций, эскизы к спектаклям, видео-плеер, экран, музыкальный центр, микрофоны, аудио и видео записи.

3) организационно - художественные: консультанты-ньюсмейкеры к каждой теме:

а) дирижер, режиссер, балетмейстер, художники (бутафоры, костюмеры, гримеры и другие),

б) концертмейстер,

в) иллюстраторы

Кадровые ресурсы

В основной команде проекта 5 человек:

- руководитель проекта (административная работа, логистика, договора с площадками в районах, работа по привлечению аудитории, определение стратегии развития, PR и реклама проекта);

- бухгалтер (финансовая составляющая проекта, работа со спонсорами);

- 2 педагога-организатора (ведение клубов, детальная проработка занятий);

- инженер-техник (организация аудио-видео инсталляций, компьютерных презентаций, работа оборудования).

К участию в проекте привлекались более 40 ведущих солистов оперы и балета от молодых, но уже ставших лауреатами престижных Всероссийских и международных конкурсов до заслуженных и народных! Девиз программы: «Детям все самое лучшее». Нельзя знакомить детскую и молодежную аудиторию с жанрами оперы и балета через посредственное исполнение. А значит, перед участниками клуба всегда выступают только лучшие солисты театра.

Помимо этого, в программе работают два водителя (Газель, автобус «ПАЗ»), три концертмейстера (по очереди). На волонтерских безвозмездных началах к детям на занятия Клуба (специально разработана игра «Пресс-конференция») приглашаются постановщики музыкальных спектаклей (режиссеры, художники, дирижеры). Фамилии связаны напрямую с планом постановок театра на текущий сезон.

Материальные ресурсы

Общий объем финансирования программы за 5,5 лет – 2,6 млн. руб. – привлеченные средства.

Для штаба проекта театр безвозмездно выделил специальный кабинет. На стационаре заседания Клуба проводятся в Голубой гостиной театра, на выезде – в ДК, безвозмездно предоставляемых администрациями районов и поселений.

Транспорт для организации выездов творческой группы проекта в районы предоставляется театром. Бензин и накладные расходы (оплата труда водителя, замена детали в случае ее поломки во время выезда) оплачиваются за счет привлеченных спонсорских средств. Транспорт для организации выездов делегаций детей и молодежи из районов на занятия в театр оперы и балета с посещением лучших репертуарных спектаклей и экскурсией по театру (зрительская и закулисная часть, цеха, сцена) безвозмездно предоставляется районными администрациями, спонсорами школ-участников проекта.

Остальные затраты по проекту оплачиваются из спонсорских и целевых грантовых средств. К сожалению, по условиям договоров со спонсорами мы не можем указать точные цифры финансового участия каждого из них в проекте.

Основные спонсоры проекта:

- Росбанк (гонорарная часть артистам и техническую персоналу, транспортные расходы, призы участникам). Рекламные афиши, баннер, листовки;

- газета «Комсомольская правда Саратов» (призы участникам, победителям творческих конкурсов и акций, проходящих в рамках программы);

- издательство «Сателлит». Издание брошюры с описанием проекта и деятельности по проекту, сборника докладов очно-заочной научно-практической конференции «Музыкальный театр для детей и молодежи», печать сборника лучших произведений проведенного в рамках проекта Всероссийского открытого конкурса поэзии «Музыка слова», печать информационных афиш (А3).

Компании-спонсоры имеют право размещать свои баннеры на всех проектных мероприятиях, в печатной продукции проекта, они обязательно упоминаются при награждении победителей творческих конкурсов, проводимых в рамках программы, во время выездных заседаний при аудиториях в 300-650 человек. Также спонсоры упоминаются в информационных материалах, выходящих по проекту в региональных СМИ. Также возможно участие представителя спонсора в массовых мероприятиях программы.

Так как программа является совместным проектом Саратовского театра оперы и балета и некоммерческого Благотворительного Фонда им. Л.В. Собинова поддержки и развития музыкального театра, то она имела возможность участвовать в конкурсах грантов для НКО.

Итоги написания грантовых проектов по поводу реализации данной программы:

2008 г. – программа победила в областном конкурсе социальных и культурных проектов в рамках областной целевой программы «Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области 2008» в номинации «Молодежь», получен грант на укрепление материально-технической базы программы и проведение мероприятий по программе – занятий осенне-зимней сессии.

2009 г. – программа получила грант IX Всероссийского конкурса проектов общероссийской благотворительной программы «Новый день» на организацию 10 творческих выездов в отдаленные от областного центра районы губернии.

2009-2010 гг. – программа стала победителем открытого всероссийского конкурса проектов некоммерческих неправительственных организаций, имеющих социальное значение, в области образования, искусства, культуры и общественной дипломатии, проводимого «Институтом проблем гражданского общества» (Москва), на реализацию программы и укрепление ее материально-технической базы выделено 800 тыс. руб.

2010 г. – выездная часть программы стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучший социальный проект в сфере воспитания и образования молодежи «Формула Будущего» и дипломантом всероссийского конкурса на лучшее креативное решение социальной акции/мероприятия «Социальный Креатив».

2011 г. – элементы программы, связанные с творческими конкурсами для детей и молодежи, поддержаны грантом «Института проблем гражданского общества» в рамках подаваемого на конкурс проекта «Молодость музыкального театра». Общий объем выделенного финансирования – 1,15 млн руб., финансирование по программе – 450 тыс. руб.

Информационные ресурсы

Информационными спонсорами программы являются практически все электронные и печатные СМИ. Информация по проекту дается безвозмездно. Основной информационный ресурс проекта – сайт театра операибалет.рф На данном сайте публикуются программы занятий, объявляются творческие конкурсы и имена победителей. Также программа поддерживается отраслевыми специализированными федеральными СМИ.

Методика работы

Для реализации программы автором и руководителем на основе лучших образцов музыкальной педагогики и социокультурного проектирования был разработан инновационный комплекс методик и технологий, адаптированный под конкретные условия деятельности, позволяющий оптимально решать поставленные программой задачи. Использованные при подготовке программы теоретические материалы находятся в открытом доступе, все ссылки на использованные источники в описании программы[3] указаны в сносках и списке использованной литературы. Сама разработанная программа является авторской собственностью автора и руководителя проекта.

За основу теоретической части программы были взяты принципы театральной педагогики, описанные А. Никитиной[4], с дополнениями, подсказанными практическим воплощением этих принципов.

ПЕРВОЕ. Активные действенные формы подачи материала (игра интеллекта). В игровой форме информация постигается легче и становится доступнее. Монотонная лекция не может удержать подростковую аудиторию дольше 5 минут. Требуется действие, постоянные смены планов, визуального ряда, элементы игры, интерактив.

ВТОРОЕ. Сюрпризность в подаче материала. Сюрпризность способствует формированию положительной установки материала и активизирует возможности восприятия. Заинтригуйте и удивите. Любой даже самый известный и набивший оскомину факт можно подать под необычным интересным углом зрения, представить в новом ракурсе.

ТРЕТЬЕ. Эмоциональная значимость материала как для ведущего (лектора), так и для аудитории. Зависит от умения ведущего обратить материал к реальной жизни - собственной и подростка.

ЧЕТВЕРТОЕ. Сюжетное построение программы. Полезно отойти от хаотичного набора самодостаточных элементов, разработав крепкий сюжет встречи/мероприятия с ярко выраженной завязкой, кульминацией и развязкой. Любую культурно-просветительскую программу необходимо тщательно срежиссировать, продумать. Хорошо организовывает сюжет поисковая деятельность: движение от неизвестности через кризис поискового пути к обретению знания.

ПЯТОЕ. Ролевая игра. Важно не смешивать образ и личность. Этот принцип давно и успешно использует коррекционная педагогика. Правильно сформулировать вопрос не способен не Олег, а Герой – журналист, которого Олег играет. Так снимается страх неуспеха, интеллектуальный зажим.

ШЕСТОЕ. Раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира познаются через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления.

СЕДЬМОЕ. Ориентация на коллективное творчество. Объедините подростков в команды. Для сегодняшних детей крайне важно чувствовать себя принадлежащими к группе, ощущать себя при этом личностями, и личностями сейчас, сегодня участвующими в процессе созидания общих ценностей.

ВОСЬМОЕ. Ориентация на достижение конкретного творческого результата. Ничего не делается просто так. Знания сегодня очень часто даются впрок, не реализуются в конкретной деятельности. Это понижает мотивацию и эффективность. В нашем конкретном случае информация, которую узнают подростки из лекционно-дискуссионной части, «пресс-конференции» с приглашенным гостем занятия помогает команде победить в интеллектуальных викторинах и конкурсах, а значит заработать бонусные очки/баллы, дающие право на ценный приз и признание коллектива Клуба. Полученные впечатления от выступления артистов настраивают на отображение своих мыслей в художественном и литературном творчестве, что также будет оценено в рамках творческих конкурсов и принесет положительные эмоции – а именно победу и приятный памятный приз.

Мотивация участников проекта

Участники Проекта получают возможность расширить свой кругозор, получить знания о музыкальном театре, проявить свои творческие и интеллектуальные способности, познакомиться с технологией создания музыкального спектакля от замысла до конечного воплощения.

Все участники Клуба имеют возможность совершить экскурсию по театру, посетить спектакли театра. В завершение цикла встреч наиболее активные члены Клуба получают VIP-карты, дающие право их владельцу бесплатно посещать определенный период времени все репертуарные спектакли театра. Победители викторин и творческих конкурсов награждаются дипломами лауреатов и ценными призами (лично или на команду). Среди призов подборки CD,DVD дисков с классической музыкой, классическая литература по пройденным темам, красочно оформленные энциклопедии («Балет», «Музыка», «Театр»…), художественные альбомы с репродукциями работ выдающихся художников.

Выездная часть

Руководствуясь тем, что невозможно или чрезвычайно трудно пригласить в театр для участия в цикле культурно-просветительских занятий подростков из наиболее отдаленных от областного центра сельских районов области (зачастую не имеют возможности побывать даже раз в жизни в театрах Саратова, увидеть вживую выступление артистов), автором данных строк в составе творческой группы было принято решение инициировать организацию выездных циклов встреч, и через такие встречи попытаться хотя бы поверхностно познакомить молодежь районов области с высоким искусством. Для выездов была разработана специальная программа, сочетающая интерактивную лекционно-дискуссионную часть «Что такое музыкальный театр» (беседа с залом опытного театроведа), выступление ведущих солистов оперы и балета (привлекались лучшие творческие силы театра, чтобы подростки имели возможность начинать очное знакомство с жанрами музыкального театра с лучших образцов), игровые элементы с вручением призов за правильный ответ и активное участие, и видео-инсталляцию на проекционном экране (вспомогательный видеоряд). Программа встреч/уроков-концертов разрабатывалась на основе как практического опыта, так и принципов возрастной психологии, музыкотерапии, чтобы исполняемые произведения оказывали необходимый эффект – приковывали внимание, поддерживали интерес, немного успокаивали, освежали, окрыляли. Ведь подростки приходили на занятия после уроков в школе, усталые.

Творческая группа выезжает в самые отдаленные уголки, где артисты театра оперы и балета не выступали если не вовсе, то последние 20-25 лет. На сегодняшний день программу увидели в 50 населенных пунктах 37 районов Саратовской области, участниками стали более 15000 детей и подростков. По проведенным опросам, более 80% из них до этого ни разу в своей жизни не слышали живого исполнения оперной арии, не видели балетного па-де-де, не были на спектаклях музыкального театра. Выступая перед полным залом в 500-600 ребят, встречающих артистов с неподдельной радостью, снимающих все происходящее на сцене на телефоны, смартфоны и прочие гаджеты, выстраивающихся в финале в очередь за автографами к нашим артистам, приходило понимание, что мы делаем нужное и полезное дело!

В театрах обычно любой спектакль или концерт начинается с объявления: «Просьба отключить мобильные телефоны, фото-видео-съемка запрещена». Мы же решили не запрещать снимать нашу программу на видео. В итоге, бывали случаи, когда во время рассказа музыковеда, исполнения балетного/оперного или инструментального номера в зале на 500 мест работало более 50 видеокамер сотовых телефонов и прочих современных переносных гаджетов. Видео потом смотрели сверстники – те, кто не захотел/отказался идти на программу, родители. В штаб проекта стали поступать звонки с просьбой рассказать, когда будет идти в театре спектакль, фрагмент из которого «так удачно» записал сын, друг, брат, как записаться для участия в проект, появились предложения побывать с проектам в неохваченных селах и рабочих поселках с сохранившимися ДК… Само по себе живое выступление солистов оперы и балета в залах сельских ДК не вызывало должного эффекта. В отличие от выступления, подкрепленного демонстрацией видеоматериалов на проекционном экране. Лишь только после того, как зрители видели солиста во фрагментах репертуарных спектаклей на экране, его появление на сцене встречалось бурными овациями (эффект киноперсонажа, человека, сошедшего с экрана). Более того, только после демонстрации на экране еще двух-трех вариантов постановки только что показанного вживую номера, осуществленных в различной эстетике разными театрами мира, дети проникались значимостью события и начинали задумываться на тему, что хорошо бы и лично побывать в театре. Просто выступление солистов к таким результатам не приводило. Удачным оказалось и применение технологии «караоке», когда на экран проецировались тексты (переводы текстов) исполняемых арий и романсов (даже, несмотря на то, что некоторые исполнялись на русском). Как отмечали подростки-участники занятий, становилось понятнее, о чем поет вокалист, какие мысли и эмоции хочет донести до зала.

Программа идет в режиме диалога, игры, концертные номера перемежаются вопросами-ответами в режиме брейн-ринга. Лучшие ответы из зала премируются CD, DVD дисками с записью шедевров классической музыки. Как признавались многие ребята, впервые они боролись за обладание диска с классикой. Мимо полок с подобными они, не задумываясь, проходили в специализированном магазине не один раз. Более того, сам факт, что этот диск достался в конкурентной борьбе, заставлял подростков не только прослушать его, но и похвастаться им в своем окружении, включить дома, в компании.

Отдельно необходимо сказать о выступлении в рамках программы солистов оперы и балета – концертных номерах. Исполняемые произведения являются итогом совместной с аудиторией эмоционально-мыслительной работы. Театровед/ведущий, рассказывая перед появлением на сцене артистов историю создания, содержание каждого произведения, воплотившееся в определенной музыкальной форме, о заложенных в нем драматургии, образном мире, интонационном строе, моделируя жизненную ситуацию, обращается не только к интеллекту, но и воображению подростков. При этом лектор/модератор дискуссии взаимодействует с аудиторией, задавая наводящие вопросы и получая ответы из зала, достигает эффекта совместного постижения сути вопроса.

При такой организации материала характер его восприятия подростками ощутимо меняется. Из пассивных наблюдателей происходящего ребята превращаются в активных участников творческого процесса. Как правильно отмечает В.Школяр: «Для воспитания слушательской культуры способность нашего восприятия к «опережающему отражению» имеет огромное значение – восприятие из пассивного (когда содержание определяется после прослушивания формы) превращается в активное: слушатель как бы творчески (на теоретическом уровне) воссоздает возможный вариант смыслового развития музыки»[5].

На основе практических наблюдений можно говорить, что, как и в случае со знакомством с литературным произведением[6] при прослушивании музыкального сочинения с ярко выраженной программой и/или драматургией (сцена/номер из оперы, балета, мюзикла), подросткам свойственно «послойное» восприятие, причем главным для них становится «слой» героя, его чувств и поступков, воспринимаемых с той же страстью, с которой дети реагировали бы на подобные проявления людей из повседневной окружающей их жизни. Иначе говоря, для подростка особенно важен тот «жизненный контекст» героя произведения, который послужил для автора предметом эстетического преобразования, осуществленного в музыке (и слове). Красота мелодики, исполнительское мастерство солиста уходят на второй план.

Вот почему так важно перед исполнением каждого произведения давать аудитории максимум подробностей в части истории создания (чтобы героем мог стать и автор/создатель произведения, вдохновленный на творчество особыми условиями, жизненной ситуацией) и содержательной стороны. Такой экскурс дает пищу для воображения начинающего слушателя, для проецирования на себя и свое окружение заложенных в музыке мыслей и эмоций.

Предложим разработанную в ходе реализации проекта систему взаимодействия подростка и классической музыки, академических, элитарных, считающихся сложными для восприятия детской и молодежной аудиторией жанров оперы и балета.

1 этап. Расширение горизонтов восприятия музыкальных произведений, демонстрация наличия помимо поп/рок музыки (звучащего ТВ, радио-контекста) классики, оперы и балета. Главное заинтересовать подростков, увлечь. В качестве «наживки» может использоваться интересная история, связанная с историей произведения, отрывок из которого исполняется или о котором идет речь, заложенный в нем увлекательный сюжет, актуальность (описанные события могли произойти и сегодня – здесь и сейчас), яркий эффектный сценический костюм исполнителя, значимость уникальной встречи с академическим искусством (ценность первого раза – «впервые на этой сцене», «только для вас»), интерактивность программы – у зрителей есть возможность как ответить на вопросы лектора/ведущего, так и задать вопрос самому (как лектору, так и понравившемуся артисту), самореализация – творческое осмысление, участие в творческих конкурсах с непременной мотивацией и поощрением заинтересованности… На данном этапе не страшно, что подростки не запомнят имя композитора или название произведения. Важна общая установка, что классика, опера и балет «оказывается, могут быть актуальными и интересными», ощущение сопричастности, отсутствие отторжения, и приятное послевкусие.

Пример: Когда на сцену выходила солистка исполнять арию Иоланты из одноименной оперы П. Чайковского в пышном платье с кринолином, девочки в зале в первую очередь вздыхали: «Ах, какое платье!». Происходило отождествление артистки и героини: «Какая красивая, а слепая! Как жалко». Интересовала сюжетная линия, рассказанная в опере: «Надо сходить в театр, узнать, чем дело кончилось»… О красоте музыки, композиторе, искусстве исполнения на начальном этапе разговор не шел.

2 этап. Восприятие самого явления исполнения музыкального произведения, его интерпретации. В качестве побудительной меры для пробуждения у подростков аналитического мышления, адекватного понимания факта творчества, сиюминутности звучания одного из вариантов сочинения, может служить его повтор в других сценических редакциях.

Пример: В рамках реализации программы большую роль играло проекционное оборудование. После исполнения солистами балета театра вживую «Адажио» из «Лебединого озера» П. Чайковского, подростки могли увидеть на экране тот же номер, но в другой хореографии, в другой эстетике, представленный на балетных сценах Милана, Штутгарта, Парижа…

3 этап. Личностное отношение подростка к факту творчества, оценка исполнения произведения. Происходит сопоставление своих физических и эмоциональных возможностей с тем, что демонстрирует на сцене артист. Для сокращения дистанции между высоким искусством и начинающим зрителем, целесообразно в программу для детей и молодежи приглашать молодых артистов. Еще совсем недавно они были такими же подростками, а прошло совсем немного времени и уже на сцене исполняют сложные произведения, являются лауреатами конкурсов. Чем не пример для подражания? Также полезно после «обязательной» программы организовать живое неформальное общение между артистами и слушателями/зрителями.

Пример: После одного из занятий Клуба совсем молодую пару солистов балета (недавних выпускников хореографического отделения колледжа, но уже лауреатов престижного межрегионального балетного конкурса), ставшую гостями программы, окружили молодые люди лет 15-17, напоминающие больше уличную банду в полном составе, нежели любителей классической музыки. «И не подозревали, что мы фанаты балета, - признались парни. - Это было потрясающе. Главное, не бросайте заниматься искусством. Мы будем следить за вашим творчеством». «Жалко, в детстве меня не отдали учиться танцу, - резюмировал самый накачанный. – Уверен, у меня получилось бы не хуже, а может даже и лучше. Я сильнее и выносливее. Но вы тоже большие молодцы!». Молодую же оперную певицу девушки на импровизированной «пресс-конференции» замучили вопросами, сколько часов в день она занимается, как бережет свои связки, и как добиться такого же насыщенного красивого тембра, если «вдруг появится оперный голос». Девушки не исключали, что голос может появиться с минуты на минуту, самое позднее завтра.

4 этап. Принятие идей и эмоций, воплощенных в произведении: идентификация себя с автором-композитором, творческое осмысление действительности. Музыка в полной мере выполняет свою воспитательную функцию, вводя юную личность в мир, полный сильных и сложных переживаний, передавая таким образом ребенку жизненный опыт[7]. Достигается в постпрограммный период через побуждение к творчеству, приглашение к диалогу, к продолжению знакомства с жанрами.

Пример: одно из писем, пришедших в штаб проекта после одного из выездов: «Услышав потрясающее Адажио из балета Чайковского «Щелкунчик», я почувствовала себя композитором, создающим эту бессмертную музыку, представила, о чем он в тот момент думал, на что надеялся, во что верил… И его, или уже свои мысли изобразила. Здесь нет персонажей балета, все условно. Это не Щелкунчик, а его мелодия». Далее прилагался рисунок.

После занятий, во время автографсессий с солистами оперы и балета (таковые были в каждом районе, ребята подолгу не отпускали артистов, фотографировались с ними, спрашивали, из чего сделаны пуанты, какую диету используют балерины, чтобы оставаться в форме, сколько надо учиться, чтобы так петь и т.д.), молодые люди – участники проекта интересовались, почему не показывают классические спектакли оперного и балетного репертуара по центральным каналам, если «это, оказывается, так здорово».

Особо отличившиеся в ходе встреч дети и подростки получали не только ценные призы, но и по итогам работы в рамках участия в районных Клубах возможность побывать бесплатно на любом по их выбору репертуарном спектакле саратовского академического театра оперы и балета (за счет спонсорской помощи). Такой возможностью на сегодняшний день воспользовалось более 1500 детей и молодежи из районов Саратовской области. Перед каждым спектаклем для таких подростков устраивается экскурсия по театру с выходом на сцену, посещением декорационного, пошивочного, костюмерного цехов и закулисной части.

В рамках проекта организуются разнообразные творческие конкурсы: художественного и декоративно-прикладного творчества, поэзии, эссе "Что такое опера и балет. Первый визит в театр", эскизов костюмов, критических рецензий и журналистских работ...

Как правильно отмечает И. Масандилова, подростковый возраст - один из важнейших этапов на пути становления личности. Именно в этот период возрастает потребность в самопознании и самореализации, появляется чувство взрослости. В то же время общеизвестно, что подросткам свойственны противоречивость поведения, стремление к новому, неизведанному, часто опасному. Поэтому так актуален вопрос о средствах обучения подростков, позволяющих им проявить свою активность, творчески самореализоваться и прожить определенные состояния в процессе учения, в безопасных условиях, а не в неформальных, нередко криминальных коллективах и ситуациях[8].

Важный фактор в работе с детьми и молодежью – вовлечение в творчество, раскрытие творческого потенциала подростков. Надо видеть, с каким воодушевлением и интересом ребята выполняют творческие задания, готовят театрализованные представления на заданную тему, поэтические презентации, пробуют себя в качестве театральных критиков, либреттистов, художников, композиторов, даже солистов оперы и балета. Можно много говорить о сложностях и специфике той или иной творческой профессии, но пока ребенок не примерил «эту одежку на себя», не попробовал создать что-то самостоятельно или в коллективе сверстников-одноклассников, не ощутил себя автором определенного предмета искусства, погружения в предлагаемую среду не происходит. До тех пор, пока подросток не становится полноценным участником происходящего, пока у него не появляется чувства сопричастности, все происходящее на сцене, любые лекции и семинары на тему культуры и искусства (будь то современное искусство или наследие Древней Греции, цивилизации Инков) воспринимаются им отстраненно, с огромной дистанцией от него во времени и пространстве: «я здесь, а артисты, театр, опера, балет – где-то далеко в другом мире, в параллельной вселенной». Привлечением детей и молодежи к классическому искусству необходимо заниматься последовательно, используя разнообразные формы работы. Исходя из практического опыта, можно утверждать, что самые актуальные перспективные и жизнеспособные формы удержания детского внимания и интереса при изучении определенной темы на сегодняшний день во внешкольной деятельности, на которую ребенок тратит свое свободное время – это мастер-классы, творческие задания и подача материала в игровой форме через диалог (вопрос – ответ аудитории), интеллектуальные викторины и конкурсы. Творческие задания не должны часто повторяться, чтобы не вызвать у детей чувства привыкания, монотонности, будничности, потерю интереса. Тем не менее, нельзя в угоду контрасту и сюрпризности восприятия пренебрегать смысловой нагрузкой творческих заданий. Каждое из них должно нести комплекс навыков, умений и данных, способствующих более полному восприятию предлагаемой информации, всестороннему изучению заданной темы. С примерами можно ознакомиться в приложении.

Совокупным финалом стационарной и выездной частей проекта стало ежегодное проведение на базе Саратовского академического театра оперы и балета открытого областного турнира по музыкально-театральному брейн-рингу, собирающему до 250 участников из районов области. Одномоментно команды в нескольких залах соревнуются за право выхода в финал, затем после небольшого перерыва лучшие сражаются в финале (команды по 6-7 человек, по 15 вопросов в игровом сете). Турнир сопровождается выступлениями ведущих солистов оперы и балета. Кроме того, широкий позитивный резонанс вызвала выставка лучших живописных и графических произведений участников проекта, присланных на конкурс «Многогранный мир музыкального театра». Выставка экспонировалась в течение месяца в фойе театра оперы и балета.

Отчетность по проекту

В ходе работы по проекту к каждому заседанию (творческой встрече) подготавливаются планы, в которых расписаны с учетом тайм-графика все виды деятельности в рамках заседания, программа, которая будет исполнена участниками-иллюстраторами (оперные арии, ансамбли, балетные номера и т. п.).

К творческим конкурсам подготавливается положение с определением полномочий организаторов и жюри, премий, условий конкурса, упоминанием спонсоров программы и данного конкурса, информационных спонсоров и т. д. При присуждении премий издается протокол заседания жюри, подписываемый всеми присутствующими членами жюри конкурса.

Ежегодно для театра оперы и балета, Фонда Собинова и министерства культуры Саратовской области готовится отчет о проделанной работе (количество участников проектов, проведенных в рамках программы, описание проектов, отклик в СМИ (пресс-клиппинг).

Подобные отчеты с акцентом на упоминании о спонсорах в СМИ, количестве участников программы и победителях, получивших призы от спонсоров, подаются спонсорам программы (по запросу, либо по окончанию конкретного поддержанного творческого проекта, либо годового комплекса заседаний/встреч). Отчеты составляются и подписываются руководителем и главным бухгалтером проекта.

По условиям получения грантов в оговоренные грантодателем сроки, готовятся промежуточные и итоговые отчеты о грантовой деятельности (аналитический и финансовый отчеты).

Выводы

Эффективность деятельности в рамках реализуемого проекта оценивалась как самими участниками творческих встреч – подростками, их педагогами и руководством школ, так и представителями заинтересованной общественности, средствами массовой информации.

На мероприятиях предлагалась «Книга отзывов и предложений», которая не является элементом декора или антуража, а служит своеобразным руководством к действию, помогает узнать, систематизировать и оценить пожелания и предпочтения детской и молодежной аудитории, выстроить следующие программы с учетом мнения участников.

Приложение 1

Творческие задания и их воплощение участиками программы

Тема встречи: «Фигаро тут, Фигаро там» (комические оперы по комедиям П. Бомарше «Свадьба Фигаро» В. Моцарта и «Севильский цирюльник» Д. Россини).

Задания: 1. Придумать комический диалог «Чья опера лучше? Встреча Моцарта и Россини».

2. Попробовать написать рецензию на спектакль «Севильский цирюльник» (все участники встречи приглашаются в театр оперы и балета на просмотр спектакля).

Воплощение:

Чей Фигаро лучше? Спор по операм В. Моцарта и Д. Россини на сюжеты комедии П. Бомарше

Команда «Эрудит», МОУ «СОШ № 28»

Автор: Однажды вечером в хорошем настроенье Россини в дом вошел, покинув пир хмельной. В свете свечи увидел отраженье он в зеркале, но образ не родной. Смахнул рукой он наважденье: «Не изменилось?»…. Россини: Что вижу я? Вы кто, приятель мой?

Моцарт: Я – Моцарт, то есть дух его земной. Ты оперу про Фигаро уже как месяц написал. И ей благодаря, приятель, знаменитым стал. Живу в театре я уж много лет. Ты – гений, знаешь ты успеха оперы секрет.

Россини: Вы тоже были мастер оперы писать. И Фигаро в одной из них успели описать. Вы – современник Фигаро. Наверное, писалось Вам легко?

Моцарт: Да, были мне близки событья, что Бомарше в комедии писал. Век чопорных был отношений, не жизнь, а реверансов и поклонов бал.

Россини: А я – ровесник века перемен, и Фигаро мой – он другой совсем.

Моцарт: Моему Фигаро в жизни не повезло. Влюбился Граф в Сюзанну его, как назло. Он, как муж, в рогоносцах ходить не хотел. Граф же Сюзанне в любви объясниться сумел. Бедный Фигаро вынужден был все за всех исправлять, да еще черт послал им влюбленную мать. Марселина, не зная, что он ее сын, боролась с Сюзанной, что было сил. Мой Фигаро – влюбленный поэт…

Россини: А мой – свободен душой, у него любви нет. Да, скажу, твоему Фигаро - нелегко. Проблем в его жизни как видно полно. Мой же герой всех друзей не оставит в беде. Он такой деловой, успевает везде. И стрижет всем в пример, и поет лучше всех! Он не знает в делах и движении к цели помех.

Моцарт: Твой Фигаро служит графу, за деньги готов на все. Мой любит и неподкупен. Его обмануть нелегко.

Россини: Зато мой Фигаро такой молодой.

Моцарт: Мой – постарше, но с умной уже головой.

Россини: У меня Фигаро, скажу, тоже умен. Графа смог поженить, что в Розину влюблен. Я лучшую хотел оперу создать на труд Бомарше. И, как погляжу, справился – весь мир ее знает уже.

Моцарт: Мои арии тоже мир распевает, а это, скажу, не всегда так бывает.

Россини: Что спорим мы, Моцарт, какие причины, вдруг нас, композиторов так разделили. Каждый из нас любил свое сочиненье. И сколько вложил таланта, терпенья!

Моцарт: Прощай, друг Россини. Мне дольше нельзя быть в гостях в этом мире. Но мы же друзья? У обоих у нас Фигаро - молодец. Всех врагов победил наш лихой удалец…

О чем говорят зрители (просмотр спектакля «Севильский цирюльник»).

Учащиеся 7 «Б» класса лицея №4 (Команды «Веселый ветер», «Роза ветров»).

Музыка (автор текста: Рамазанова Алина)

Оперу «Севильский цирюльник» я слушала впервые. Обычно при исполнении увертюры еще долго приходится настраиваться на музыку. Но у Россини все не так. Первые два удара, с которых начинается увертюра, заставляют заинтересованно насторожиться (как бы призыв к вниманию!), раздаются звуки скрипок и нежные вздохи флейт. Словно из глубины оркестра выплывает мягкая и ласковая мелодия. Эта музыка и вводит нас в Севилью, с южной ночью, отрывками серенад и восклицаниями в узких улочках. Дыханием этой ночи и овеяно начало первого акта. Второй акт открывается виртуозной каватиной кокетливой и своенравной Розины «В полуночной тишине». Популярная ария Базилио о клевете, поддержанная постепенным нарастанием звучности оркестра, приобретает комически грозный характер. Дуэт выразительно передает лукавство и притворную наивность Розины, настойчивость и юмор Фигаро. Финал акта – развитый ансамбль, насыщенный действием и контрастами, богат яркими, броскими мелодиями. В третьей картине запоминается живая и остроумная сцена выпроваживания Базилио. Квинтет – один из наиболее блестящих «ансамблей действия» в творчестве Россини. Оперу завершает жизнерадостный финальный ансамбль с хором. После спектакля еще долго слушатели остаются во власти сверкающего веселья и пленительной музыки этой оперы.

 

Художественное оформление (текст: Ефремова Ангелина)

В настоящее время многие спектакли оформляются в авангардном стиле. И зрителю, особенно начинающему, трудно сориентироваться в такой обстановке. Поэтому мне очень нравится спектакль «Севильский цирюльник» в оформлении художника-постановщика Юрия Устинова и художника по костюмам Ирины Акимовой. Декорации 1-го действия передают ощущение теплой испанской ночи, как у Пушкина: «Яркая луна блестит на синеве густой и темной». Зритель словно вдыхает воздух, пахнувший лимоном с лавром. Дом Бартоло отражает архитектуру Испании 19 века. Во 2-ом действии декорации со всеми подробностями передан интерьер: мебель, фонтан, клавесин –все, как в настоящем доме. Лестницы позволяют актерам передвигаться в 2-х уровнях. Хорошо просматриваются смежные помещения. Что-то в этих декорациях напоминает нам кино. Костюм в опере помогает раскрыть образ персонажа, он диктует поведение, жесты. Вот почему в своей длинной рясе так смешон и даже опасен Базилио, так красив и обаятелен в своем богатом одеянии молодой граф, нарядна кокетливая и жизнерадостная Розина.

 

Исполнители (текст: Сейфуллин Рашид)

Как только на сцене появился Фигаро (солист Л. Сметанников), зрители сразу оказались во власти обаяния этого персонажа. В знаменитой каватине веселый Фигаро сам представляет себя публике: «Днем я и ночью вечно в занятьях. Все меня ждут и зовут вперебой...». Голос певца звучит жизнерадостно, энергично с хорошей дикцией . На сцене певец подвижен, но не суетлив, с чувством собственного достоинства. Л.Сметанникова я слушал впервые. Мне очень понравился Фигаро в его исполнении. Понравился мне и солист, исполнивший роль графа Альмавива: он очень артистичен. Дон Базилио – один из самых комических персонажей оперы. Только внешний вид его вызывает смех. Движения его нарочито подчеркнуты. Солист Н. Колесников раскрыл нелепую и гротескную фигуру дона Базилио. Но этот герой не только смешон, но, на мой взгляд, и страшен. Прослушав оперу первый раз, хочется услышать ее с другими исполнителями, а еще лучше – сравнить с постановками других театров.

Тема встречи: «Восток – дело тонкое». Восточные мотивы в русской классической музыке. Балеты Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и Ф. Амирова «Тысяча и одна ночь».

Задания: на выборпредставление эскизов восточных костюмов или исполнение восточного танца.

Тема встречи: «Оперы Верди на саратовской сцене». Оперы «Травиата», «Риголетто», «Трубадур».

Задание: Представить оперы Верди своим сверстникам так, чтобы одноклассникам захотелось прийти в театр.

Воплощение:

Первое знакомство с операми Дж. Верди

«Риголетто» – Рэп

Команда «Роза ветров», лицей №4 г. Саратова

(Исполнялось под специально написанную

одним из членов команды музыку в стиле рэп)

… Оперу «Риголетто» сделали по пьесе «Король забавляется»,

Но цензура ее закрыла и поставила клеймо «запрещается».

И все же после обработки, премьера состоялась в Венеции 11 марта.

Опера популярна сегодня, будет популярной и завтра.

Поехали. Автор либретто Мария Франческо

В то время сотрудничала с Джузеппе Верди, конечно.

Все продумано неплохо, и моя оценка – «Отлично»!

И я сочувствую тем, кто не знаком с этой оперой лично.

Первое действие. Дворец Мантуанского, бал.

Хозяин проводил время с замужней графиней, ее муж ревновал.

И чтоб разлучить замужних, чтоб они не были вместе,

Риголетто советует герцогу похитить невесту.

Но тут врывается яростный Монтероне, и проклинает шута.

Все замолчали, Монтероне говорил не шутя и не спеша.

Как гром был его голос, в нем собралась вся ярость.

Будто он учитель Апостолов, и куда-то делась его старость.

Но Герцог приказал арестовать Монтероне.

И его увели под стражу в тюремную зону.

Риголетто тем временем вернулся домой.

Из-за проклятья Монтероне потерял он покой…

Тема встречи: День рождения Клуба. «Шекспир в музыкальном театре». Опера В. Шебалина «Укрощение строптивой», балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Задание: Сочинить поздравительный сонет Клубу (музыкально-поэтический) в стиле Шекспира.

Воплощение:

Сонеты Клубу

Строкова Алина, «Эврика»

Сонет – любовное посланье. И посвященье в честь любви. Примите же мои старанья – теплом любви наполнены они. Ну, начинаю...

Знакома с вашим Клубом я давно,

Тогда сама я не играла –

За школу лишь тогда переживала.

Но год прошел, и мое время подошло.

Шестой, седьмой, восьмой, девятый класс…

Без Клуба свою жизнь не представляю,

Поэтому всегда спешу увидеть вас.

И с Днем Рождения сердечно поздравляю.

Экскурсии, премьеры, встречи и игра.

Спасибо, что жизнь театра мне открыли.

Все эти годы – лучшая пора.

Моей фантазии вы здесь раскрыли крылья.

Клуб процветает пусть, вас всех благодарю,

Я каждой встрече рада – их я жду, люблю.

[1] Здесь и далее используются данные анонимных и подписанных анкет, заполняемые в ходе выездных заседаний «Молодежного клуба любителей оперы и балета» в рамках проекта «Музыкальный театр для детей и молодежи села».

[2] Курышева И.В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства.

[3] Н. Шиянов «Музыкальный театр для детей и молодежи. Воспитание искусством», 2010, Саратов, издательство «Сателлит», 500 экз.

[4] А. Никитина «Принципы театральной педагогики на уроке искусства».

[5] Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе.

[6] Л.И. Беленькая. Ребенок и книга / «Я вхожу в мир искусств».

[7] Л. Калачева. Музыка как фактор духовного развития личности школьника.

[8] Масандилова И. Театрально-импровизационная деятельность подростков.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль