Люди и идеи

61
В сентябре-октябре 2013 года в Ульяновске уже третий раз с успехом прошел Международный культурный форум, темой которого в этом году стала «Культура нового поколения». Мероприятие прошло с размахом, собрало массу участников, порадовало деловой программой, развернувшейся на более чем двадцати дискуссионных площадках, и обширной культурной составляющей. В Ульяновской области действует творческий инкубатор для предпринимателей, работающих в сфере креативных индустрий...

В сентябре-октябре 2013 года в Ульяновске уже третий раз с успехом прошел Международный культурный форум, темой которого в этом году стала «Культура нового поколения». Мероприятие прошло с размахом, собрало массу участников, порадовало деловой программой, развернувшейся на более чем двадцати дискуссионных площадках, и обширной культурной составляющей. В Ульяновской области действует творческий инкубатор для предпринимателей, работающих в сфере креативных индустрий, существует грантовая поддержка учреждений и деятелей культуры, регулярно проходят фестивали и конкурсы… И все это – в дотационном регионе. В чем секрет Ульяновской области: в четкой и однозначно выраженной воле руководства области, направленной на поддержку ресурса культуры, в удачном формате культурного форума, выбранном еще три года назад, в претензии на статус «новой культурной столицы» – об этом, а также о том, что отличает столицу от любого другого города мы поговорим с министром искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяной Александровной Ившиной

Татьяна Александровна, Вы возглавляли культуры области еще до того, как были назначены на должность министра. Изменилось ли что-то после вашего назначения? Как ощущаете себя в новом качестве и в новой должности?

Два с половиной года моя должность называлась по-другому, но деятельность, которую я вела, сложно назвать принципиально иной. Я не жила в отрыве от сферы культуры. Фонд «Ульяновск – культурная столица», который я возглавляла, занимался совместными проектами с организациями культуры и творческими деятелями. Так что я бы не сказала, что летом 2013 года я второй раз вошла в одну и ту же реку. Может быть, «вода в реке» и осталась прежней: область – Ульяновская, количество учреждений не изменилось – но я стала другой. И, если честно, я благодарна за это нашему губернатору, Сергею Ивановичу Морозову: если руководить сферой культуры шесть лет подряд, какие-то вещи входят в привычку, перестаешь их замечать. Каждый день приходилось заниматься вопросами финансирования, ремонта и строительства, подготовки государственных мероприятий… Но два с половиной года, проведенные вне министерства, позволили мне посмотреть на привычную работу с другой стороны. Я наблюдала за работой своих коллег – и это помогло мне увидеть мои собственные ошибки, понять самое важное: что деятельность министерства культуры должна быть направлена на работу не столько с учреждениями культуры, сколько с муниципалитетами и их учреждениями, а также на взаимодействие с широким кругом организаций и людей, которые не являются учреждениями культуры, но определяют и составляют культурную политику. Этот круг очень широк, он гораздо шире перечня подведомственных учреждений! Неважно, государственный это театр или негосударственный маленький коллектив, который гордится своей независимостью и ищет средства к существованию. Если в наших силах им помочь – надо помогать, надо дать им понять, что и они имеют право на государственную поддержку. А поддержка может быть самой разнообразной: реклама, гранты, помощь в организации постановок и проведении фестивалей, на которых они смогут показать результаты своей работы… С этим ощущением я пришла на должность министра и хотела бы сохранить его как можно дольше.

В Вашем понимании, что должно быть в городе для того, чтобы он по праву именовался культурной столицей?

Много возможностей для человека и его самореализации, разнообразное культурное предложение. Мне кажется, столица от «нестолицы» отличается не размерами театров и не количеством народных коллективов, а разнообразием их предложений и возможностей.

Конечно, Ульяновск никогда не сравняется по количеству театров и объемом их вечерней афиши с Москвой и Санкт-Петербургом. Но мне бы хотелось, чтобы в нашей ежедневной афише были и спектакли, и концерты, и какие-то другие события, и человек выбирал между ними.

Культурной столице нужны образцы высокой культуры в любом виде. Хотелось бы, чтобы наши театры ставили спектакли только высочайшего уровня, а Ульяновский академический симфонический оркестр выступал только с такими мастерами, как Дмитрий Хворостовский. Даже то, что мастера высочайшего уровня работают с ульяновскими коллективами, – это тоже критерий «столичности». Образцами высокой культуры могут быть и привозные выставки из других регионов, и гастроли других театров, музеев, и создание здесь, в Ульяновске, собственного качественного культурного продукта. С первым – приглашением учреждений культуры и исполнителей «в гости» – проще, это вопрос денег. Со вторым сложнее: для того, чтобы обеспечить уровень собственного культурного предложения, кроме денег, требуются условия, талантливые режиссеры, хореографы, постановщики, менеджеры, дизайнеры. Зато второй путь эффективнее: гастроли закончатся, экспозиция уедет в другой город, а люди и созданный ими культурный продукт будут здесь каждый день.

Работа творческих индустрий, создание творческих кластеров – это способ обеспечения постоянного присутствия культуры в регионе или пример «окультуривания» смежных секторов?

Скорее это особая ниша экономики – предпринимательство в сфере культуры. Я много раз слышала о нем, ездила в Европу и Америку: присматривалась, изучала… Мне казалось, что это очень интересно, но «не про нас». Но к 2010 году стало понятно, что это огромная, абсолютно непроработанная государством ниша. И я начала ее изучать, собирать людей. Оказалось, что их очень много, и они очень различаются между собой как по способу организации деятельности, так и по конечному продукту. Как правило, они зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. С одной стороны, такой ИП или творческая мастерская – это полноценная экономическая единица. И одновременно эта единица производит не пирожки и не гайки, а некий культурный продукт. Получается, она в равной степени является субъектом культурной политики.

Надо понимать, что российский опыт развития творческих индустрий несколько отличается от европейского и американского. Двадцать-тридцать лет назад, во время финансового кризиса в Европе, огромное количество людей с высшим образованием и хорошим послужным списком остались без работы: неквалифицированный труд был им неинтересен, а производственному сектору они оказались не нужны. Тогда правительства европейских страны попытались предложить этим людям какие-то другие формы занятости, возможности и механизмы поддержки новых бизнесов. Творческая сфера оказалась самой востребованной. Да, в поддержку новых творческих бизнесов были вложены огромные средства этих государств, создавались творческие инкубаторы и креативные кластеры на территории бывших заводов и фабрик, появлялись качественно отделанные лофт-пространства… Сами творческие предприниматели придумывали новые способы существования, например коворкинг, когда много небольших физических лиц совместными усилиями снимают одно большое помещение и работают рядом, но каждый над своим проектом, тем не менее помогая друг другу, находя друг в друге клиентов и целевую аудиторию. Экономический эффект был получен, но не сразу, а спустя какое-то время.

Этот опыт однозначно пригодится здесь, в России. Поддержку творческих индустрий можно рассматривать как отличную антикризисную меру. В Ульяновске есть множество молодых людей, которые хотят заниматься творчеством и получать за это деньги. Они прекрасно понимают, что это, какова художественная концепция их деятельности, какой продукт должен получиться и кому он нужен, и поэтому они не хотят быть наемными работниками в государственных и муниципальных учреждениях или в крупных предприятиях, где им дадут уже готовые решения. Значит, наша задача – немного помочь им.

Попытка создания культурного творческого инкубатора в Ульяновске – это ответ на запрос общества. Под творческий инкубатор было приспособлено небольшое помещение, всего 500 квадратных метров. По состоянию на октябрь у нас семь резидентов. Когда инкубатор был открыт, мы не были до конца уверены в успехе этой затеи, но к нам сразу пошел поток людей: студия звукозаписи, художественная мастерская… Уже сейчас инкубатор стал тесен. А значит, нам нужны площади и нужен инвестор. Пока главным инвестором является государство, хотя московский и петербургский опыт говорят о том, что оптимальная модель – это поддержка такого инкубатора коммерческими компаниями. Возможно, мы плохо преподносим себя ульяновскому бизнесу. Или ульяновский бизнес еще не понимает, зачем ему направлять часть своих средств в такую слабопрогнозируемую и, прямо скажем, не сверхдоходную сферу. Может быть, к нам придет бизнес из других регионов. По сути, от инвестора требуется превратить полуразрушенное здание в привлекательный объект. Министерство искусства и культурной политики готово привести в преобразившееся здание творческих людей, которые капитализируют территорию вокруг креативного пространства: легко убедиться в том, что стоимость объектов сразу увеличивается, как только рядом появляется подобный проект. Здесь мы видим выгоду для инвестора. А для региона в целом огромный плюс работы таких творческих кластеров заключается в том, что талантливый специалист не поедет в Москву, Рим или Париж, а сможет реализоваться там, где родился и вырос. Человеку будет где проявить себя, он попадет в культурную среду и будет в ней развиваться: творческие инкубаторы предлагают своим резидентам не только общество коллег, но и мастер-классы, семинары, лекции… Это лучше работы на дому. А для инвестора гораздо дешевле пригласить одного лектора в Ульяновск, чем отправить двадцать ульяновских дизайнеров на учебу в другой регион. Смысл подобной деятельности, кроме развития территории, в том, чтобы дать человеку, который родился и вырос в Ульяновске, возможность быть востребованным здесь же.

А каковы критерии услуги, которую учреждения, организации и творческие предприниматели предлагают получателю в культурной столице?

Во-первых, предложение должно быть адекватно существующему спросу. Я считаю, что человек голосует рублем.

Во-вторых, эта услуга должна быть сознательно дотируемой государством. В 1990-е годы мы потеряли театрального зрителя, но поставили перед собой задачу вернуть его – и вернули. Сначала ставилось то, на что был спрос, потом перешли на классику. Приглашали разных режиссеров. Сделали цены на билеты предельно доступными. С 2007 года в области запущены три больших театральных фестиваля. В Ульяновск приезжали спектакли фестиваля «Золотая маска».

В сознании людей постепенно происходят изменения. Это можно проследить на примере кукольного театра. Мы пробуем объяснить зрителю, что это не возрастной, а жанровый театр. Туда имеет смысл приходить не только зрителям категории 6+. Сегодня в репертуаре Ульяновского театра кукол есть уже три постановки для возраста 18+. Сначала при формировании нового репертуара театр ставил один «взрослый» спектакль в месяц – иначе просто не получилось бы «продать зал». Сейчас загрузка зала на «взрослых» спектаклях – почти 90%. Плюс мы приглашаем в Ульяновск театры уровня Костромского и Мытищинского театра кукол, которые привозят постановки такого высокого уровня!.. Это настоящие произведения искусства, и зрители просто наблюдают за развитием истории и забывают, что эту историю им рассказывает не живой человек, а кукла. С одной стороны, театр ориентируется на потребителя, с другой – формирует его вкус.

В-третьих, качественная услуга должна быть доступной, а это касается не только цены, но и мобильности. Коллективы выезжают на гастроли. А 6 сентября в Ульяновском театре кукол состоялся первый онлайн-показ спектакля «Фрекен Жюли» – того самого, с рейтингом 18+. Зал вмещает 184 человека, и еще 594 человека, согласно счетчику, смотрели этот спектакль онлайн. Аудитория сразу увеличилась в три раза! Мне приходилось сталкиваться с мнением, что тот, кто посмотрел спектакль онлайн, уже не пойдет на него в театр. Категорически с этим не согласна: пойдет именно для того, чтобы сравнить впечатления!

Мы очень внимательно изучаем опыт Свердловской государственной академической филармонии по созданию виртуального концертного зала. В прошлом году на форум «Ульяновск – культурная столица» приезжал заместитель директора филармонии по медиавещанию Ярослав Анатольевич Сартаков, и тогда его выступление было встречено с огромным интересом. За год у них прибавилось много нового, так что в этом году надеемся с еще большей пользой послушать директора филармонии Александра Николаевича Колотурского и его заместителей!

Кроме интернет-канала, мы развиваем сотрудничество с создающимся областным телевидением. Пока оно работает в режиме интернет-вещания. Трансляции ведутся практически со всех уличных фестивалей. Даже если качество картинки иногда оставляет желать лучшего, это огромный шаг вперед!

Люди сегодня много требуют от услуг сферы культуры, но ведь точно так же каждый из нас хочет, чтобы предприятиях ЖКХ предоставляли ему качественное и доступное бытовое обслуживание, в ресторанах его кормили вкусно и проверенными продуктами, а в больницах добросовестно лечили. Качество, доступность, мобильность как в сфере культуры, так и в любой другой сфере жизни одинаковы, здесь нет ничего специфического.

Мы затронули тему предвосхищения потребностей посетителя. Каким образом Вы следите за тем, чего хочет потребитель услуг?

Во-первых, это обратная связь из социальных сетей. У меня есть аккаунт в «Твиттере» и профиль в «Живом журнале». Каждый человек может написать комментарий или личное сообщение. Случается, хамят. Или провоцируют: «Зачем вы привезли на празднование Дня авиации группу “Звери”?». Это тоже мнение, с ним нужно работать. Пишу ответ: «Не хотите группу “Звери” – приходите на другую площадку. Там-то запланировал концерт органной музыки, а там-то выступает Дмитрий Хворостовский». Даже отвечая на отдельно взятую реплику, я могу проинформировать всех читателей о том, что у нас есть и другие предложения, почти на любой вкус.

Один раз в месяц я приглашаю журналистов на чашку чая в рамках пресс-завтрака и они в неформальной обстановке задают мне все интересующие их вопросы про состояние дел в сфере культуры в области. Средства массовой информации – это отличный канал получения обратной связи.

По заказу правительства в Ульяновской области ежеквартально проводится социологический опрос жителей: насколько они удовлетворены качеством услуг культуры, образования, здравоохранения… По итогам проведения такого опроса мы получаем срез по муниципальным образованиям и районам города. И можем делать определенные выводы. Например, самый позитивный район Ульяновска – Заволжский. Он самый молодой. Есть более депрессивные районы, где люди, вероятно, в силу общей неудовлетворенности жизнью недовольны в том числе и качеством услуг учреждений культуры.

В 2005 году в области проводились «зеркальные опросы»: зрителей, выходящих из зала, просили дать оценку мероприятию – от 1 («очень плохо, не понравилось») до 5 баллов («очень хорошо»). Из всего массива ответов получалась общая средняя оценка. А потом задавали руководителю учреждения аналогичный вопрос и сравнивали две оценки. Бывали случаи расхождения результатов на 180 градусов! Такие сведения очень полезны для руководителей учреждений, потому что позволяют понять, адекватно ли мы себя оцениваем. А министерство на основании данных таких исследований может понять, не зря ли были вложены деньги в проведение именно этого мероприятия, заметен ли результат, как его оценивают посетители.

Можете выделить особую категорию получателей услуг, которую можно рассматривать как проводников интересов Министерства искусства и культурной политики?

Лидеры общественного мнения. За примерами не надо ходить далеко: на джазовый концерт немецкой группы приглашал известный джазовый музыкант Николай Михайлович Новичков. На биллборде была размещена его фотография, и он, а не абстрактное министерство, рекомендовал посетить этот концерт.

Руководителя Департамента культуры города Москвы Сергея Александровича Капкова часто упрекают в том, что он и члены его команды пытаются сделать культуру понятной для хипстеров, «привести в святые стены мальчиков и девочек в кедах», а это – удешевление культуры. Насколько это характерно для Ульяновска?

Ну, не знаю… В сентябре у нас проходил молодежный уличный фестиваль «Поколение URBAN». На нем были представлены чисто уличные виды спорта и искусства: хип-хоп, скейтбординг… Подвела погода: шел дождь, было холодно. Мы боялись, что ребята заболеют. И мы приняли решение: пустить их в фойе Ленинского мемориала. С 12 до 18 часов здесь проводился мастер-класс по хип-хопу. Прямо в «святых стенах» этого грандиозного комплекса. Я считаю, что любые средства хороши для того, чтобы вернуть молодежь в наши огромные учреждения культуры.

Фестивальный формат – это оптимальная форма проведения молодежных и национальных праздников, или нужно искать и пробовать что-то другое?

Фестиваль – это очень широкая и многообразная форма. Можно провести книжный фестиваль или фестиваль национальных видов спорта. Также эта форма самая распространенная и привычная для восприятия: в одном месте, централизованно, концентрированно проходят события, объединенные общей идеей. Но пока на территории Ульяновской области нет реальных проектов, сравнимых с «Белыми ночами в Перми». Возможно, мы придумаем их в будущем.

Я бы все-таки рассматривала формат культурного события как потенциально наиболее интересный. Событийный туризм не всегда привязан к форме фестиваля. В июле в археопарке «Междуречье» в селе Новая Беденьга прошел второй фестиваль живой истории «Волжский путь». На него собрались 150 реконструкторов и 50 ремесленников из Белоруссии и десяти регионов России. Приезжают исторические клубы из Москвы, поволжских городов, Сибири. Это свой особый стиль жизни, где ценность – погрузиться в эпоху и антураж. И погрузить в них гостей. Это то самое мероприятие, на котором хочется побывать самому и пригласить гостей из других регионов.

Министерство искусства и культурной политики хотело бы поддерживать такие начинания грантами. Это позволит сформировать культурную карту, расписание выездных событий по городам и регионам и в конечном итоге сформировать разнообразную культурную афишу.

В чем Вы видите силу и потенциал развития для развития культуры в не очень щедро финансируемом регионе?

В людях, которые работают. Даже имея деньги, можно не быть в состоянии что-то сделать, потому что нет человека, который мог бы создать идею, оформить проект, рассчитать и спрогнозировать его результат.

Мы говорили о том, что культура должна предвосхищать ожидания. У учреждений культуры сегодня есть серьезные конкуренты в лице телевидения и Интернета. Значит, нужны люди, которые находятся впереди, задают тон и темп. Любой человек, способный на рождение интересных идей, проектов или программ представляет собой большую ценность. Нужны идеи. Их всегда можно «упаковать», показать и «продать» потенциальному инвестору, кто бы им ни был: государство, частный бизнес или они вместе.

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области было создано в конце 2010 г. Является правопреемником Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области по всем правам и обязательствам. Первым министром искусства и культурной политики стала Ирина Геннадьевна Котова, выбранная с помощью всероссийского интернет-конкурса на замещение вакантной должности министра искусства и культурной политики Ульяновской области. Ранее она занимала пост заместителя директора по научной работе ФГУК ГИММЗ «Родина В.И. Ленина». Она была назначена на должность министра искусства и культурной политики 26 января 2011 г. Однако она ушла с этого поста, проработав чуть больше двух месяцев.

На посту министра ее сменил Геннадий Владимирович Журавлев. Однако и он отказался от занимаемого поста через 8 месяцев работы, в феврале 2012 г.

В феврале 2012 г. на пост министра искусства и культурной политики была назначена Татьяна Геннадьевна Мурдасова, до этого работавшая заместителем министра. В конце мая 2013 г. губернатор Ульяновской области С.И. Морозов освободил ее от занимаемой должности. На оперативном совещании, прошедшем 3 июня 2013 г., он назвал кандидатуру нового министра искусства и культурной политики – Татьяну Александровну Ившину.

Ившина Татьяна Александровна

Родилась 30 ноября 1966 г. в городе Кирове.

Окончила Московский государственный институт культуры по специальности «Библиотековедение и библиография» и Кировский политехнический институт по специальности «Экономика и управление производством». Проходила стажировки по менеджменту в сфере культуры и искусства в Финляндии, США и Великобритании.

10 февраля 2005 г. была назначена начальником Управления по делам культуры и искусства Ульяновской области.

В 2010 г. стала исполнительным директором фонда «Ульяновск – культурная столица». Также занимала должность специального представителя Губернатора Ульяновской области по международному культурному сотрудничеству.

С июня 2013 г. – министр искусства и культурной политики Ульяновской области.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль