Особенности передачи интеллектуальных прав в контексте деятельности учреждений культуры

146
Функционирование практически любого субъекта гражданского оборота связано с использованием результатов интеллектуальной деятельности, и учреждения культуры здесь не исключение. Для того чтобы использование было законным, необходимо надлежащим образом оформить передачу интеллектуальных прав. Разберемся, как это обеспечить...

К.Е. Никонов,

юрист Культурного центра ЗИЛ

Функционирование практически любого субъекта гражданского оборота связано с использованием результатов интеллектуальной деятельности, и учреждения культуры здесь не исключение. Для того чтобы использование было законным, необходимо надлежащим образом оформить передачу интеллектуальных прав. Разберемся, как это обеспечить

Любое учреждение культуры досугового типа: театр, концертная организация или музей – прямо или косвенно участвует в правоотношениях, связанных с интеллектуальной собственностью. При этом для учреждения актуальны вопросы получения интеллектуальной собственности (например, при проведении концертов в связи с использованием аудиовизуальных произведений и публичных показов, изготовлении афиш третьими организациями, установке программного обеспечения и т. п.) и предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности другим лицам (к примеру, при размещении логотипа учреждения на рекламных плакатах контрагента, предоставлении прав на интеллектуальные продукты, созданные театральными и музыкальными коллективами учреждений, предоставлении фотографий и др.). Кроме того, особым случаем получения интеллектуальных прав являются трудовые отношения, т. е. получение прав на творческий продукт работников учреждения, созданный в рамках их трудовых функций.

В статье 1226 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) установлено, что интеллектуальные права делятся на имущественные и личные неимущественные права. К личным неимущественным правам в т. ч. относятся право на авторство, право на имя, право следования и др.

Объектом оборота могут выступать только имущественные права (а именно: исключительное право или право пользования, как его «часть»).

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1228 ГК РФ любые условия договора, предусматривающие отказ или отчуждение личных неимущественных прав, делают его ничтожным.

Больше всего неимущественных прав у авторов произведений (субинститут авторского права), в то время как в отношении прав на товарные знаки личные неимущественные права отсутствуют полностью: это означает, что при регистрации товарного знака учреждение станет единственным его правообладателем (даже если рисунок, положенный в основу знака, был создан работником учреждения – что, конечно же, не умаляет права авторства работника на сам рисунок).

Предметом договора (или предметом передачи, если основной договор регулирует иные правоотношения) могут выступать только имущественные права.

Зоны повышенного внимания

1. Предметом договора (или предметом передачи, если основной договор регулирует иные правоотношения) могут выступать только имущественные права. Если целью контрагентов является передача всего комплекса правомочий по использованию одним из них результата интеллектуальной деятельности любыми не противоречащими закону способами и сосредоточение интеллектуальных прав у одного субъекта, то заключается договор об отчуждении исключительного права. Например, заказывая у дизайнерской компании логотип, руководство учреждения должно понимать, что никто, кроме самого учреждения, не должен обладать имущественными правами на получившееся в итоге произведение.

2. Объем передаваемых прав. В соответствии со ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю). Закон устанавливает возмездный характер данного договора, однако стороны по своему усмотрению могут предусмотреть в договоре и безвозмездную передачу исключительного права (например, фотограф, освещающий мероприятие учреждения, может согласиться сделать это безвозмездно).

Следует помнить, что в договор лучше включить положение о том, что исключительное право передается без территориальных и темпоральных (временных) ограничений. Это объясняется тем, что с учетом положений ст. 431 ГК РФ суд может квалифицировать договор, предусматривающий отчуждение права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, но в то же время вводящий ограничения по способам использования соответствующего результата или средства либо устанавливающий срок действия этого договора, как лицензионный договор. Если же характер договора неясен, суд на основании ст. 168 ГК РФ признает его недействительным.

В договор стоит включить положение о том, что исключительное право передается без территориальных и темпоральных ограничений.

3. Контроль сроков. Если по договору роялти уплачивается автору в течение неопределенного срока, то соглашение о размере вознаграждения фактически не достигнуто. В этом случае суд может сделать (и, скорее всего, сделает) вывод о том, что исключительное право, как и в предыдущем примере, сохранилось у прежнего правообладателя. Кроме того, вознаграждение по договору платится за отчуждение права, а не за последующее использование объекта (прежний правообладатель не будет иметь к нему никакого отношения).

4. Основания перехода исключительного права. Исключительное право может переходить от одного субъекта к другому и на основании закона: согласно ст. 1295 ГК РФ, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Принимая во внимание это нормативное предписание, важно учитывать следующее:

1) особое внимание следует уделять формулированию трудовых обязанностей работника в тексте трудового договора и должностных инструкций – формулировки в текстах данных документов должны быть однозначными. Как ответил Верховный суд в уже упомянутом Постановлении, для определения того, является ли произведение, созданное работником по конкретному заданию работодателя, служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное. А значит, исключительное право на него принадлежит работнику, работодатель может использовать это произведение только на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты работнику вознаграждения.  

Целесообразно издать локальный акт, посвященный служебным произведениям, порядку перехода права от работника к работодателю, а также оформлять соответствующий переход актами приемки-передачи служебного произведения (если произведений очень много – оформлять описанным способом хотя бы «ключевые»).

Названные акты не только подтверждают факт признания работником служебного характера произведения, но и являются судебным доказательством того, что компания является обладателем интеллектуальных прав;

2) разумеется, в большинстве случаев первичные правообладатели не заинтересованы в передаче другому лицу всего комплекса имущественных прав. Для ситуаций, когда целью соглашения является передача права использования результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах, ГК РФ предусматривает конструкцию лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ). Упомянутые ограничения могут быть связаны с целевым использованием произведения (например, только в некоммерческих целях), отдельными правомочиями (репродуцирование для собственных нужд, но не распространение на рынке), сроком, территорией и др.

Если в лицензионном договоре не определен срок его действия, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусматривает иные условия.

Если срок действия лицензионного договора не определен, он считается равным пяти годам.

Лицензионный договор может быть заключен на условиях простой и исключительной лицензий. В первом случае речь идет о предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам. Типичным случаем заключения подобного лицензионного договора для учреждения может являться предоставление права использования принадлежащего ему сценария (музыки, хореографических номеров и т. д.) нескольким партнерским театрам (т. е. цель передать произведение кому-то одному и только ему отсутствует).

Если учреждение заключает договор исключительной лицензии, то оно, как лицензиат, получает право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, а лицензиар (тот, кто передает произведение учреждению) утрачивает право выдачи лицензий другим лицам (ст. 1236 ГК РФ). Такой договор имеет смысл заключать в случаях, когда необходимо сосредоточить право у одного лица – например, когда учреждение заинтересовано в том, чтобы выставка работ фотографа или новогодний спектакль проходили только у него, и первичный правообладатель не мог передать права на фото, музыку, сценарий конкурентам в течение срока действия лицензионного договора

3) отдельно хотелось бы отметить т. наз. актовую форму передачи интеллектуальных прав. Дело в том, что при заключении односторонне-обязывающего безвозмездного договора о передаче имущественных прав возникают налоговые риски. Более того, в случае безвозмездного предоставления прав на результат интеллектуальной деятельности с определенной целью важен, скорее, сам факт разрешения правообладателя.

В случаях, не требующих исключительно разрешения управомоченного субъекта, ему следует совершить одностороннюю сделку (подписать акт) по разрешению на использование результата интеллектуальной деятельности или нескольких результатов конкретным субъектом или неопределенным кругом лиц в связи с указанной правообладателем целью и на конкретный срок.

Практика допускает даже размещение такого объявления на сайте (например, студия Артемия Лебедева разрешает бесплатное использование разработанных ею знаков возрастных ограничений именно в актовой форме). Данный способ отлично подходит для проведения всех форматов некоммерческих мероприятий: выставок, инсталляций, бесплатных показов фильмов для целевых аудиторий (ветеранов, лиц с ограниченными возможностями и др.). При этом важно понимать, что данная форма идеальна именно для разовых акций – если правоотношения нуждаются в детальном регулировании и предполагают длительное использование результатов интеллектуальной деятельности, следует использовать юридическую конструкцию лицензионного соглашения;

Если правоотношения нуждаются в детальном регулировании и предполагают длительное использование, стоит заключить лицензионное соглашение.

4) внимательно следить за тем, какие права на вещь передаются в заключаемом договоре. Хотелось бы обратиться к довольно распространенной ошибке, сводящейся к непониманию того, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель, хотя и передаются на нем.

Переход права собственности на вещь не влечет за собой обязательный переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, кроме случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК РФ.

Соответственно, правильное определение предмета договора крайне важно для предотвращения возможных споров. Например, фотограф, прежде всего, не оказывает услуги, а передает права на фотографии в пределах, установленных договором. Если учреждение приобретет права на изображения, созданные фотографом, для организации выставки, оно имеет право использовать полученные произведения только таким образом. Если сотрудники захотят разместить изображения на сайте учреждения, руководству следует быть готовым заключить новый договор (соглашение) уже в рамках этих целей на такое новое использование. Другим примером, хорошо знакомым многим учреждениям культуры, может служить покупка музыкальных записей: покупаются не диски, а права на аудиовизуальное произведение – также в установленных договором пределах.

Правильное определение предмета договора крайне важно для предотвращения возможных споров.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×