«Процентная филантропия», как новый источник финансовых ресурсов для социально-культурного сектора

231
Тема поиска альтернативных моделей привлечения финансовых ресурсов всегда была актуальной для учреждений культуры, но стала еще острее после того, как законопроект о меценатской деятельности прошел первое чтение в Госдуме. Одной из таких моделей является «процентная филантропия». Этот механизм успешно работает в европейских странах, но пока не представлен в России. Рассмотрим принципы его действия и представим, как именно «процентная филантропия» может быть применена в наших условиях...

Хаунина Е.А.

научный сотрудник сектора «Экономики искусства» ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания»

Тема поиска альтернативных моделей привлечения финансовых ресурсов всегда была актуальной для учреждений культуры, но стала еще острее после того, как законопроект о меценатской деятельности прошел первое чтение в Госдуме. Одной из таких моделей является «процентная филантропия». Этот механизм успешно работает в европейских странах, но пока не представлен в России. Рассмотрим принципы его действия и представим, как именно «процентная филантропия» может быть применена в наших условиях

Сокращение бюджетных субсидий на нужды культуры и искусства, особенно в нестабильных экономических условиях, заставляет учреждения и организации культуры вновь обращать внимание на альтернативные источники финансовых средств. В европейских странах в последние два десятилетия применяются разнообразные экономические инструменты поддержки культуры: совершенствуются механизмы налоговой политики, привлекаются дополнительные источники финансирования (например, поступления от эндаумент-фондов, лотерей и азартных игр, доходных отраслей культуры, специальных налогов и т. п.).

В данной статье мы рассмотрим новый для России механизм поддержки, который связан с дополнительным ресурсным обеспечением организаций социально-культурного сектора. Речь идет о выявлении определенной части общественных доходов, которые могут быть направлены как государственному, так и негосударственному некоммерческому сектору, путем выделения доли налоговых средств граждан. Данный подход реализуется в модели «процентной филантропии» (percentage philanthropy). Законодательство предоставляет налогоплательщику право самостоятельно или путем подачи заявления в налоговые органы перечислять часть уплачиваемой суммы (обычно от 0,5 до 2%) налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в пользу какой-либо бюджетной или некоммерческой организации, имеющей право на получение такого рода пожертвований. При этом налоговая нагрузка на налогоплательщика не уменьшается, т. е. мы не говорим о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот. Всю процедуру перевода средств, как правило, выполняют налоговые органы. Такая практика получила распространение в Венгрии, Литве, Польше, Румынии, Словакии, Словении и Италии.

Суть «процентной филантропии»: налогоплательщик направляет часть своего НДФЛ государственному учреждению или НКО, имеющей право на получение таких пожертвований. Переводом занимаются налоговые органы. 

Как это работает

Опыт европейских стран

В основу разработанной модели «процентной филантропии» была положена западноевропейская практика (Италии и Испании), в которой отчисления с подоходного налога направлялись, прежде всего, на финансовую поддержку католической церкви и в значительно меньшей степени на социально-культурные нужды. Однако в Венгрии в середине 90-х годов был предложен новый формат уже существующего института, с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в стране и сформировавшегося уровня благотворительности. С принятием в  декабре 1996 г. так называемого «Закона об 1%» физические лица получили право перечисления 1% суммы НДФЛ, уплаченного в прошлом налоговом периоде, указанным ими бюджетным или некоммерческим организациям, в т. ч. и в сфере культуры. НКО Венгрии, вдохновленные новыми возможностями, предоставляемыми законодательством, проводили широкомасштабные кампании среди населения по информированию о своей деятельности. Список получателей постоянно расширяется – в нем уже более 30 000 организаций. 

В Литве налоговое законодательство позволяет гражданам направлять 2% суммы уплаченного подоходного налога бюджетным организациям или НКО, при этом существующая процедура не ограничивает число получателей. Особенность состоит в том, что налогоплательщику в подаваемых документах необходимо детально обосновать свой выбор организаций-получателей.

В Словакии некоммерческие организации планомерно продвигали закон о процентном отчислении на протяжении нескольких лет в условиях разных политических режимов. Основное внимание в схеме перечисления налогов уделялось анонимности налогоплательщиков  и обеспечению прозрачности использования полученных средств. В настоящее время как физические, так и юридические лица могут воспользоваться правом перечисления 2% суммы налога, уплаченного в предыдущем налоговом периоде.

В Словении «процентное законодательство» позволяет гражданам выбрать до пяти получателей, направив каждому по 0,1%. Каждый год государственные органы публикуют обновленный перечень организаций и ассоциаций, имеющих право получать отчисления от подоходного налога.

В Италии с 2006 г. среди возможных направлений поддержки обозначены НКО социальной направленности, университеты, организации культуры и др. 

Венгерская модель

Рассмотрим некоторые технические аспекты модели «процентной филантропии» на примере Венгрии. На рисунке 2 показано взаимодействие трех непосредственных участников процесса: налогоплательщиков, налоговых органов и НКО – получателей отчисления от НДФЛ. 

В большинстве стран на данные о налогоплательщиках подоходного налога распространяются требования защиты частной информации. Это в т. ч. означает, что отправитель денежных средств останется для их получателя анонимным. Организации-получатели не знают имена тех, кто оказывает им помощь. Однако они косвенным образом взаимодействуют с налогоплательщиками, информируя их через СМИ о своей деятельности, а также публикуя отчеты о расходовании полученных средств.

В силу требований законодательства о защите частной информации учреждения не знают имен тех, кто перечисляет им средства.

Успешность и эффективность «процентной филантропии» во многом зависит и от того, насколько система ее осуществления понятна и удобна для налогоплательщиков, пожелавших направить процент своего подоходного налога определенным организациям.

Затраты на осуществление процедуры «процентной филантропии» могут быть весьма существенными. В рамках сложившейся налоговой системы России высокие издержки администрирования отчислений наряду с небольшими объемами поступлений на поддержку самих организаций-получателей могут стать одной из потенциальных

В последнее время  между  налогоплательщиками  и налоговыми органами  выстраиваются более конструктивные и доброжелательные взаимоотношения. Работа  ведется по разным направлениям: оказание помощи физическим лицам при администрировании налогов, улучшение качества предоставляемых услуг, в т. ч. информационных, создание положительного имиджа налоговых органов и др. Однако сложившиеся стереотипы еще предстоит преодолеть, вырабатывая варианты взаимодействия наиболее эффективные для двух сторон. О существующих проблемах говорят данные всероссийского репрезентативного опроса населения, в 2008 г. проведенного Государственным университетом – Высшей школы экономики и ВЦИОМ. Исследование показывает, что льготы по уплате подоходного налога не оказывают особого влияния на увеличение благотворительных пожертвований, в т. ч. и из-за нежелания благотворителей связываться с инстанциями и чиновниками, которые должны выплачивать установленную законом компенсацию.

По данным опроса, частные жертвователи  в России не обращаются за налоговыми вычетами из-за нежелания сталкиваться с бюрократическими процедурами.

Возможности и условия применения «процентной филантропии» в России

Как считать. Следует отметить, что в нашей стране НДФЛ является важным федеральным налогом и играет значительную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. По данным Министерства финансов РФ, в 2012 г. поступления от НДФЛ в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации составили 28%, или 2 261,48 млрд. руб. и возросли на 13% относительно уровня 2011 г. Для России, как и в перечисленных выше странах, методом исчисления вводимого процента налога может быть вычет от 0,5% до 1% из существующей налоговой ставки. В данном случае процентные отчисления физических лиц можно рассматривать как одну из форм косвенной поддержки социально-культурного сектора. 

В пользу кого перечислять. Следующий важный аспект – определение направлений и конкретных организаций, в пользу которых возможны перечисления доли налоговых поступлений. Как отмечают специалисты, в этом случае «стоит говорить о системном определении таких организаций, т. е. список организаций, из которого частное лицо может выбрать адресата, должен определяться централизованно и быть ограниченным». Список получателей изначально может быть достаточно широким, включать в себя как государственные, так и негосударственные некоммерческие организации. Ежегодно этот перечень должен пополняться. Кроме того, с появлением в российском законодательстве понятий социально ориентированных НКО и общественно-полезной деятельности, необходимо решить, какой орган будет уполномочен определять соответствие той или иной организации социально ориентированным признакам, а также вести реестр указанных организаций, вносить в него соответствующие изменения.

Выбор конкретной организации (или нескольких организаций) должен лежать непосредственно на налогоплательщике.

Выбор конкретной организации-благополучателя должен лежать непосредственно на налогоплательщике.

Применение в России модели «процентной филантропии» должно основываться на условии добровольного отчисления установленного процента от НДФЛ, что позволит сохранить основные принципы, характерные для благотворительной деятельности в соответствии с гражданским и налоговым законодательством нашей страны.

Опыт стран Центральной и Восточной Европы свидетельствует о том, что сначала лишь часть налогоплательщиков пользуется своим правом перечисления процента своего налога в пользу конкретной организации-получателя. Так, в Венгрии в первые годы реализации закона лишь 35% всех налогоплательщиков использовали эту возможность. В 2011 г., по данным налоговых органов страны, уже 42% населения направило установленный процент в 31280 организаций, из которых пятая часть непосредственно связана с культурной деятельностью и сохранением культурного наследия.

Для нашей страны одним из вариантов направления средств налогоплательщиков, не выбравших конкретную организацию, может стать специальный фонд, который будет формироваться именно за счет этих средств, а их распределение будет осуществляться на условиях предоставления грантов и иных форм поддержки различных видов социально-культурной деятельности. В ином случае деньги тех, кто не воспользовался своим правом, будут направляться в бюджет.

В России модель «процентной филантропии», в первую очередь, может стать одним из каналов ресурсной поддержки НКО социально-культурного сектора.

НКО для реализации своих задач должны иметь доступ к различным финансовым инструментам, как это происходит в европейских странах. Однако в России эти организации пока не имеют достаточного разнообразия в каналах финансирования. Возможно, этим объясняется то, что из числа формально зарегистрированных НКО реально работают не более 40%. Кроме того, некоммерческие организации по-прежнему не пользуются большим доверием россиян: сказывается недостаточная информированность даже об успешных примерах, например деятельности фондов и их грантовых программ. А для развития филантропии в России (в т. ч. и «процентной») это необходимая составляющая. 

Существует точка зрения, согласно которой «процентная филантропия» вообще не рассматривается как настоящая филантропия в общепринятом смысле, так как не вносит дополнительные ресурсы, а просто указывает направление тем средствам, которые в любом случае должны быть направлены государству в виде подоходного налога. В связи с этим модель «процентной филантропии» может давать большинству налогоплательщиков, воспользовавшихся правом однопроцентного отчисления, ложный сигнал об их участии в донорстве и благотворительности. Часть исследователей, анализируя опыт функционирования института «процентной филантропии» в Венгрии и других странах Центральной и Восточной Европы, приходит к выводу, что данная модель является временной мерой (в связи с этим иногда используется термин transitional philanthropy), пока экономические и социальные условия этих стран не позволят развиться частной благотворительности на уровне стран Западной Европы. Можно говорить о том, что подобный способ финансирования является, по сути, отражением определенного этапа развития общественных отношений.

Пока Россия занимает очень низкие места в рейтингах благотворительности – например, в исследовании «Мировой рейтинг благотворительности 2012», подготовленном британским фондом CAF на основании данных всемирного опроса, из 146 стран наша страна находится на 127 месте. Несмотря на это, можно говорить о том, что за последние десять лет уже многое сделано для развития института филантропии. В 2009 г. по инициативе благотворительного сообщества была принята «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации», которая обозначила, что в России наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, которые участвуют в благотворительной и добровольческой деятельности, растет количество благотворительных организаций. Также значимым этапом в развитии благотворительной деятельности стало принятие Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», благодаря которому к 2012 г. было сформировано более 80 эндаумент-фондов. В апреле 2013 г. Госдума РФ приняла в первом чтении проект федерального закона «О меценатской деятельности», который устанавливает порядок оказания меценатской поддержки, регулирует отношения между меценатами, получателями помощи и государством. Модель «процентной филантропии» может стать еще одним звеном развития благотворительности, расширяя моральные и иные нефинансовые стимулы участия граждан нашей страны в поддержке социально-культурного сектора (рисунок 3).

Возвращаясь к опыту Венгрии, отметим, что данные статистики за первое десятилетие реализации модели «процентной филантропии» свидетельствуют о росте частных пожертвований со стороны населения. Выясняется, что те, кто пользуется правом перечисления одного процента своего подоходного налога, чаще осуществляют денежные пожертвования и участвуют в волонтерской деятельности.

В целом модель «процентной филантропии» помогает решить три важные задачи:

1) предоставляет гражданам право участвовать в администрировании части своего налога, что повышает их финансовую грамотность; 

2) постепенно увеличивает ресурсы организаций социально-культурной сферы;

3) развивает культуру благотворительности среди налогоплательщиков.

Несмотря на перечисленные позитивные аспекты, надо учитывать, что «процентная филантропия» может стать причиной снижения государственных расходов на некоммерческий сектор (например, в виде грантовой поддержки) или отмены налоговых вычетов на благотворительность. Такой подход заведомо неверный, т. к. направлен на замещение, а не на дополнение действующих механизмов новыми. Необходимо учитывать, что налоговые вычеты и перечисление 1% подоходного налога по своей сути являются разными механизмами косвенной поддержки.

В заключение отметим, что «процентная филантропия» не заменяет других видов пожертвований и, как правило, не останавливает их развитие.

Благотворительная деятельность приобретает еще одну форму, которая при правильно выстроенной системе будет поддерживать деятельность организаций социально-культурного сектора в России. В связи с этим целесообразно исследовать возможность введения института «процентной филантропии» в нашей стране.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль