Аукционная торговля произведениями искусства в России в конце ХХ – начале ХХI века

179
Правила и механика работы аукционных домов, их взаимодействие с учреждениями культуры и общественная значимость...

И.В. Пуликова,

научный сотрудник Государственного института искусствознания, директор по развитию журнала «Русское искусство»

Правила и механика работы аукционных домов, их взаимодействие с учреждениями культуры и общественная значимость. 

Современный российский арт-рынок по «содержанию» может быть условно разделен на три сегмента: антикварный рынок, contemporary art (актуальное искусство) и современное искусство (близкое к традиционным формам изобразительного искусства). Ядром инфраструктуры, необходимой для стабильного функционирования всех трех сегментов арт-рынка, в настоящее время являются продавцы, в число которых входят авторы произведений искусства, художественные (антикварные) магазины или галереи, аукционные дома, независимые арт-дилеры, художественные (антикварные) ярмарки и выставки-продажи.

Классическая аукционная торговля произведениями искусства в России в советское время отсутствовала (последними торгами такого рода после революции были аукционы, которые устраивались в 1920-е гг., где продавались вещи, в т. ч. из музейных коллекций). В 1987 г. аукционный дом Sotheby’s провел в Москве успешные торги русским искусством. В конце 1980-х гг. были созданы такие структуры как «Гелос» и «Альфа-Арт», ставшие в начале 1990-х гг. организаторами первых внутрироссийских аукционов произведений искусства.

Сегодня аукционы произведений искусства стали в России совершенно обыденным мероприятием (особенно для Москвы и Санкт-Петербурга), и, анализируя их деятельность, следует задать три основных вопроса: что продает аукционный дом, где он берет товар и кому его продает? Ответим на каждый из этих вопросов последовательно.

Что продает аукционный дом?

В ответе на этот вопрос заключается определение специализации аукционного дома. Крупные аукционные дома во всем мире, как правило, не ограничивают себя в направлениях деятельности. Для достижения наибольшего финансового результата аукционному дому выгоднее работать во всех сегментах рынка, в которых есть покупатели. Поэтому международные аукционные дома имеют в своей структуре подразделения, которые занимаются отдельными направлениями: живописью и графикой, гравюрами, декоративно-прикладным искусством, ювелирными изделиями, букинистикой, нумизматикой, фалеристикой, восточным искусством, современным искусством, фотографией и т. д. Так же – по направлениям – организуются торги в крупных аукционных домах.

Российские аукционные дома, в большинстве своем, невелики, и в составе одного аукциона могут объединяться произведения искусства из разных сегментов рынка.

Основой «товарной линейки» современных русских аукционных домов является классическое русское искусство, которое включается практически во все торги (аукционные дома «Гелос», «Магнум Арс», «Кабинет», «Русская эмаль», «Российский аукционный дом», «Русские сезоны», «Знакъ-Арт»,).

В качестве примеров более узкой специализации можно назвать «Галерею Леонида Шишкина» и галерею «Совком», которые в начале своей деятельности активно работали именно с искусством советского периода (соцреализмом). Однако со временем эти аукционные дома стали уделять внимание и классическому русскому искусству и работам современных авторов. Галерея «Альбион» многие годы проводит отдельные специализированные торги, посвященные исключительно печатной графике, гравюрам.

Особняком стоят аукционные дома, занимающиеся нумизматикой и фалеристикой. Среди них можно назвать «Монеты и медали», аукционный дом «Империя». Периодически нумизматические аукционы дополняются выставлением на торги букинистических лотов. Конкретно букинистикой занимается «Дом антикварной книги “В Никитском”», который весной 2013 г. расширил сферу деятельности и организовал специализированные «живописные» торги.

Где аукционный дом берет произведения искусства?

Иными словами, необходимо понимать, из каких источников поступают произведения, которые будут выставлены на торги. Все два десятилетия, прошедшие с момента легализации торговли антиквариатом, основными «поставщиками» товара являются частные лица. Это могут быть коллекционеры, арт-дилеры – профессиональные продавцы произведений искусства и просто люди, в силу обстоятельств ставшие владельцами антикварных вещей. Нередко на торги выставляются произведения, принадлежащие юридическим лицам – антикварным галереям или другим аукционным домам, которые используют торги своих коллег для продажи произведений из своих фондов. Юридические лица, не связанные с искусством, редко выставляют произведения искусства на аукционы – например, это может происходить в случае продажи корпоративной коллекции. Так, в 2002 г., когда аукционный дом «Гелос» продавал коллекцию разорившегося «Инкомбанка», на торгах появились работы Казимира Малевича, Надежды Удальцовой, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька и т. д.

Основными поставщиками товара в российские аукционные дома являются частные лица.

В силу исторических причин российский внутренний рынок произведений искусства достаточно ограничен. В советское время производились массовые конфискации коллекций всех направлений – от живописных до филателистических, которые в большинстве своем поступили в фонды государственных музеев. Те произведения искусства, которые остались на руках у частных лиц, стали поступать на рынок в начале 1990-х гг., когда появилась возможность свободной коммерческой деятельности, и, одновременно, произошли резкие изменения социального и финансового статуса больших групп населения. В настоящее время внутренний российский антикварный рынок испытывает острую потребность в товарах. Попытки решить эту проблему за счет ввоза произведений искусства из-за рубежа затруднены из-за действующего российского таможенного законодательства.

Кому аукционный дом продает товар?

Аукционные дома уделяют внимание расширению и сохранению круга покупателей, без которых работа аукционного дома не даст результатов.

Поскольку практически все российские аукционные дома возникли на базе художественных/антикварных галерей, клиенты и покупатели галерей входят и в круг потенциальных участников аукционов. Среди покупателей есть и опытные коллекционеры, и люди, совершающие разовые покупки, привлеченные какой-то единичной вещью.

В качестве участников аукционов-покупателей могут выступать и учреждения культуры, например музеи и галереи, которые хотят пополнить свои коллекции. Они участвуют в торгах и рассчитываются за приобретенные лоты на общих основаниях. Однако государственные учреждения культуры ограничены в средствах, и сама их возможность распоряжаться денежными средствами строго регламентирована, поэтому на российских и зарубежных аукционах традиционно более активны частные учреждения культуры.

Государственные музеи и галереи, желающие пополнить свои коллекции, могут быть участниками аукционов.

Для формирования устойчивой клиентуры необходима реклама предстоящих аукционов, постоянные контакты с коллекционерами и дилерами. Привлекая покупателей, аукционные дома могут проводить (ставшие уже традиционными) предаукционные выставки, сопровождающиеся VIP-приемами для особо важных клиентов, и организовывать адресную рассылку каталогов аукционов потенциальным покупателям. Следуя общемировой практике, многие российские аукционные дома проводят пресс-конференции и пресс-показы для СМИ, посвященные открытию предаукционных выставок.

Организация работы аукционов

Налогообложение. Поскольку аукционные продажи – это просто один из существующих на рынке способов реализации товара покупателю, то никаких принципиальных особенностей с юридической или налоговой точки зрения аукционные дома не имеют. Проводить аукционы может любое юридическое лицо в независимости от формы собственности, а также структуры, организованные частными предпринимателями. Главное, чтобы проведение аукционов не противоречило заявленной уставной деятельности этих организаций. Аукционный дом может для выставления на аукцион принимать предметы на комиссию от собственников, а также выставлять на торги – в этом случае доходом от продажи станет комиссионное вознаграждение аукционного дома. Также на аукцион могут выставляться предметы, находящиеся в собственности аукционного дома, ранее выкупленные им у владельцев. Налогообложение результатов аукционных торгов, как результат торговой деятельности, регулируется налоговым законодательством РФ и зависит системы налогообложения (налогового режима) организатора аукциона.

Проводить аукционы может юрлицо любой формы собственности и структуры, организованные частными предпринимателями, если это не противоречит уставам этих организаций.

Где проводятся аукционы. Местом проведения аукциона может стать помещение, в котором находится аукционный дом (если организация располагает удобным залом, в котором может разместиться 50-100 человек). Нередко для проведения торгов организаторы арендуют залы в бизнес-центрах, гостиницах или музеях (например, в 2012 г. тематические торги аукционного дома «Русская эмаль», посвященные Отечественной войне 1812 г., проходили в залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства), что создает более торжественную атмосферу мероприятия.  

Подготовка коллекции. Эстимейт. Первая стадия подготовки аукциона произведений искусства – это формирование коллекции, которая будет выставлена на торги. Она включает в себя поиск вещей, в т. ч. отбор предметов из тех, что предлагают сдатчики (комитенты). Если с точки зрения эксперта аукционного дома вещь подходит для торгов, с комитентом заключается договор комиссии и согласуется эстимейт (цена), которая будет заявлена на произведение искусства в каталоге аукциона. Вещи, наиболее перспективные с точки зрения продажи, могут быть выкуплены у владельцев по фиксированной цене еще до аукциона на основании договора купли-продажи.

 Эстимейт традиционно указывает границы стоимости, которые и владельцу, и аукционному дому кажутся приемлемыми как результат продажи. Одновременно с комитентом согласуется так называемая «резервная» цена, которая, как правило, не достигает верхней границы эстимейта и определяет сумму, ниже которой комитент не продаст принадлежащую ему вещь. Вот почему нередко в ходе активного торга, когда цена за предмет даже пересекает нижнюю планку эстимейта, предмет снимается с торгов, как «не достигший резервной цены». Эстимейт, обозначая приемлемую для комитента цену, ни в коем случае не ограничивает участников аукциона в том, до какого значения цены они могут торговаться. Устроители аукциона заинтересованы в продаже выставляемых предметов по максимально возможной цене, которая определяется в процессе торга между участниками.

Эстимейт указывает границы стоимости предмета, которые кажутся приемлемыми и владельцу, и аукционному дому.

На определение эстимейта влияет множество факторов, и это не только громкое имя автора. Большое значение имеет провенанс (франц. provenance  ̶  «происхождение, источник», от лат. pro-venire  ̶  «происходить, возникать») – история бытования, «биография» произведения искусства, информация о том, кто и в какое время был его владельцем, каким образом вещь переходила от одного владельца к другому, в каких коллекциях находилась, в каких выставках экспонировалась, в каких изданиях публиковалась.

В российских условиях большое значение при определении эстимейта имеет провенанс – «биография» произведения.

Для участников российского антикварного рынка при определении стоимости произведения искусства исключительно важное значение имеют заключения, подтверждающие подлинность предмета.

Такие заключения выдают эксперты – специалисты по творчеству мастера, создавшего произведение. Как правило, такими экспертами выступают музейные специалисты; антиквары, постоянно работающие с наследием определенного автора; специальные организации, объединяющие экспертов (например, компания «Арт консалтинг», Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова, Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров). Для получения заключения в музей или к эксперту может обратиться аукционный дом (как юридическое лицо), а также сотрудник аукционного дома или владелец вещи (как частное лицо). Помимо результатов экспертизы, заказчик получает документы, подтверждающие объем, оплату и выполнение услуг экспертов.

Безусловно, имеет значение уровень сохранности произведения искусства и то, насколько оно требует реставрации.

Участие в аукционе. Аукционы произведений искусства являются открытыми публичными мероприятиями, никаких ограничений на присутствие зрителей на аукционе не устанавливается. Регистрироваться обязаны только те покупатели, которые планируют принять непосредственное участие в торгах. Участниками торгов могут быть совершеннолетние физические лица и юридические лица. При регистрации и личном участии потенциальный покупатель получает карточку с номером, которую он должен показать аукционисту, ведущему торги, чтобы обозначить свое участие в торгах за определенную вещь. Однако даже факт регистрации не обязывает гостя аукциона принимать участие в торгах. Свое участие и согласие на повышение цены участники нередко подтверждают простым поднятием руки – но в случае выигрыша аукционист просит победителя показать ему номер карточки. Это дает возможность сотруднику аукционного дома, занести номер карточки в протокол аукциона. На основании этой записи впоследствии производятся расчеты с покупателем, и он получает купленную вещь.

Покупатель может участвовать в торгах по телефону (предварительно зарегистрировавшись). В этом случае сотрудник аукционного дома будет поддерживать с ним связь по телефону, и участвовать в торге на основании указаний покупателя. Возможно также заочное участие в торгах: покупатель регистрируется и оставляет с заявку на покупку (так называемый «заочный бид»), в которой указана максимальная сумма, которую он готов уплатить за интересующий его лот (предмет, выставленный на торги). В этом случае аукционист перед началом торга за лот объявляет о наличии заявки и торгуется от имени заочного покупателя.

Традиционно начальный «шаг» (повышение стоимости лота) аукциона устанавливается 10% от стартовой цены, при этом в ходе торга аукционист может объявлять об изменении цены, от которой исчисляется указанный шаг. При выставлении на аукцион особо дорогостоящих предметов организаторы могут попросить участников торгов внести определенную сумму как депозит, которая будет или возвращена (в случае проигрыша), или засчитана в счет оплаты лота (в случае победы).

Гарантии аукционных домов. Аукционы не принимают претензий по качеству или состоянию сохранности предметов после того как предмет продан, поскольку по правилам, устанавливаемым аукционными домами, до проведения торгов все желающие могут подробно ознакомиться с предметами на предаукционной выставке и получить дополнительную информацию из каталогов и у специалистов аукционного дома.  

Аукционные дома самостоятельно устанавливают сроки, в течение которых покупатель может заявить, что приобретенная вещь является подделкой (как правило, от 1 года до 5 лет), но такое заявление будет рассмотрено аукционным домом только при наличии у заявителя заключений экспертов, имеющих соответствующий уровень квалификации, и мнение которых принимается аукционным домом.

Комиссия покупателя и продавца. Аукционные дома самостоятельно устанавливают порядок взимания и сумму комиссионного вознаграждения (с покупателя или с продавца, или с обоих) и его сумму. Чаще всего комиссию дополнительно к «цене молотка» уплачивает покупатель. На сегодняшний день ее значение в российских аукционных домах составляет 10-15% от этой цены, но может рассчитываться по более сложной формуле в зависимости от стоимости предмета.

Разделение торгов. Не стоит забывать, что в общественном сознании с советских времен прочно укоренился негативный образ антиквара и недоверие ко всему, что связано с продажей произведений искусства, поэтому участникам российского арт-рынка приходится прилагать дополнительные усилия для популяризации самой идеи коллекционирования и привлечения новых клиентов. Так, многие аукционные дома практикуют разделение торгов на «дорогие» и «дешевые». Понятие «дешевизны», безусловно, относительно, но торги, на которых стартовые цены находятся в диапазоне 500-5000 руб., достаточно популярны, позволяют начинающим коллекционерам совершить «тренировочные» покупки и приобрести качественные и недорогие антикварные вещи (как правило, это гравюры и букинистика).

Развитию отечественного аукционного дела серьезно препятствует существующее в общественном сознании недоверие к самой идее продажи произведений искусства.

Иногда торги называют «клиентскими» (более дорогие – для конечных покупателей) и «дилерскими» (менее дорогие – для арт-дилеров, которым еще предстоит продать приобретенные вещи своим клиентам).

Западные аукционы создали традицию проведения престижных «вечерних» торгов, на которых выставляются топ-лоты (самые дорогостоящие произведения искусства) и которые привлекают к себе наибольшее внимание не только клиентов, но и СМИ.

Русские и зарубежные аукционы. Еще одна проблема, с которой сталкиваются организаторы аукционов в России – серьезные покупатели отдают предпочтение приобретениям на западных аукционах (таких как Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s, Bonham’s, Dorotheum и т. д.), ̶ такие покупки считаются более престижными и более надежными с точки зрения гарантий подлинности.

Существующая большая статусность западных торгов ведет к тому, что продавцы потенциальных топ-лотов предпочитают выставлять их на торги за рубежом, а одна и та же работа может быть продана на Западе дороже, чем на отечественном аукционе.

Однако спорные ситуации возникают и в работе самых респектабельных аукционных домов: вспомним судебное разбирательство Виктора Вексельберга с аукционным домом Christiе’s, когда коллекционер оспаривал подлинность приобретенной им в 2005 г. работы Бориса Кустодиева «Одалиска».

Значение результатов аукционных торгов. За время своего существования российские аукционные дома заняли важное место не только на рынке антиквариата, но и в финансово-экономическом информационном пространстве. Сейчас во всем мире результаты аукционов являются наиболее доступным и репрезентативным источником информации о ценах и настроениях покупателей (пусть они и представляют только часть финансовых данных о результатах продаж на антикварном рынке). Поскольку большинство аукционных домов (в отличие от галерей и магазинов) публикуют в открытом доступе результаты торгов непосредственно на своих сайтах, у аналитиков есть возможность на основе этих данных делать выводы и прогнозы относительно тенденций и перспектив развития рынка антиквариата.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль