Краудфандинг или народное финансирование социокультурных проектов

1027
Еще совсем недавно основным способом привлечения средств в сферу культуры являлись технологии фандрайзинга. Сегодня, с развитием Интернета и расширением коммуникационных возможностей, появились новые способы привлечения финансовых средств, к коим смело можно отнести краудфандинг. С помощью данной технологии предприимчивые представители творческого класса получили ...

Р.М. Мартиросян,

канд. искусствоведения, профессор кафедры управления, социально-культурной деятельности и туризма Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) 

Еще совсем недавно основным способом привлечения средств в сферу культуры являлись технологии фандрайзинга. Сегодня, с развитием Интернета и расширением коммуникационных возможностей, появились новые способы привлечения финансовых средств, к коим смело можно отнести краудфандинг. С помощью данной технологии предприимчивые представители творческого класса получили уникальную возможность представлять свои идеи интернет-сообществу, которое выступает активным участником производственных и маркетинговых процессов.

Следует заметить, что в настоящее время не существует каких-либо законодательных актов, ограничивающих права учреждений культуры в продвижении своих проектов на краудфандинг-ресурсах. Привлеченные средства могут быть приравнены к спонсорским и оформлены соответствующим способом на основании договора между порталом и учреждением культуры.

Средства, привлеченные через краудфандинг-ресурс, могут быть приравнены к спонсорским.

Понятие и назначение краудфандинга

Краудфандинг переводится с английского языка как народное финансирование (crowd – «толпа», funding – «финансирование») и представляет собой коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, через Интернет и социальные сети, для того чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Краудфандинг – процесс обращения к широкой общественности за пожертвованиями, которые составят начальный капитал для финансирования запуска новых проектов.

Технология краудфандинга может использоваться для сбора средств на различные цели:

■ поддержку инновационных проектов;

■ финансирование благотворительных акций;

■ поддержку молодых художников;

■ инвестиции в начальный капитал малого бизнеса;

■ поддержку со стороны фанатов и поклонников;

■ создание свободного программного обеспечения;

■ поддержку политических кампаний и др.

Технологии краудфандинга могут успешно применяться во всех сферах социокультурного пространства, но наиболее органичны они в медиабизнесе (сбор средств на старт или регулярное существование печатного или интернет-СМИ), книгоиздании (сбор средств на выпуск книги) и массовой культуре (музыка, кино, видеоигровая индустрия и др.). Среди театральных проектов, профинансированных с применением краудфандинга, можно назвать премьеру мюзикла Санкт-Петербургского театра оперетты «Белое солнце пустыни», из музейных – проект по созданию музея Иосифа Бродского, а также весьма успешный проект, реализованный в галерее Международного университета в Москве – выставка 24 цветных литографий Марка Шагала из частной коллекции, специально привезенных из Германии.

Преимущество краудфандинга для сферы культуры заключается в том, что он связан не столько со сбором средств, сколько с созданием интернет-сообщества, которое стремится воплотить в жизнь новую идею и становится основным инструментом ее продвижения.

Это формируемое интернет-сообщество состоит из потенциальных посетителей и проводников идей учреждения, а значит, краудфандинг может использоваться и как бесплатный маркетинговый инструмент.

История создания многих памятников мировой архитектуры позволяет говорить о краудфандинге как о социокультурном феномене. Он имеет глубокие культурно-исторические корни, например, строительство фундамента статуи Свободы в Нью-Йорке в 1884 г. Сама статуя была подарена США Францией, но пьедестал должен был быть возведен за счет США, однако правительство не хотело за него платить. Тогда Джозеф Пулитцер обратился к читателям своей газеты, предложив им самим собрать деньги на создание пьедестала. Люди могли пожертвовать один доллар и получить в качестве сувенира маленькую модель статуи, или 5 долларов, и не только стать обладателем модели побольше, но и получить бесплатный билет для всей семьи на церемонию открытия. Более 100 тысяч человек пожертвовали деньги, и пьедестал был построен.

Благодаря такой же финансовой схеме были построены признанные символы многих городов: Эйфелева Башня в Париже (2,25 млн франков), статуя Иисуса в Рио-де-Жанейро (2,2 млн. реалов), колонна Нельсона в Лондоне (20,5 тыс. фунтов стерлингов).

В истории культуры России известны случаи, когда в реализации различных проектов принимали участие широкие народные массы, в частности, можно вспомнить строительство Храма Христа Спасителя, памятник А.С. Пушкину в Москве.

Раньше найти единомышленников можно было только в своем круге общения, ограниченном, как правило, стенами дома или университета. Интернет стер географические границы и разрушил культурные преграды, в полной мере раскрыв потенциал современных коммуникаций. С появлением и распространением социальных сетей коммуникативные возможности людей сильно расширились, следствием чего стало создание в виртуальной среде новых сообществ, объединенных общими идеями и интересами.

Механика процесса

Технология краудфандинга реализуется по простой общедоступной схеме:

1) определение конкретного объема средств, необходимого для реализации идеи;

2) описание проекта, определение срока сбора средств (чаще всего этим занимается инициатор или автор проекта);

3) огласка проекта на специальной площадке (сайте). Автор или инициатор проекта обращается к широкой общественности для привлечения внимания потенциальных инвесторов, которые окажут финансовую поддержку для осуществления проекта.

Основное преимущество краудфандинга для потенциальных меценатов перед другими способами привлечения средств – они сами выбирают, какие проекты им интересно поддержать, и изначально получают о проекте всю необходимую информацию. Более того, они могут в режиме он-лайн отслеживать статус и динамику проекта.

Основным инструментом технологии народного финансирования являются специализированные краудфандинговые сайты – интернет-платформы, поддерживающие коллективное сотрудничество и формирующие доверие между людьми, которые вкладывают свои деньги и другие ресурсы в крауд-проекты. Крауд-платформы создают необходимые организационные системы и условия для интеграции ресурсов между авторами и инвесторами, формируют виртуальное сообщество свободных инвесторов и обеспечивают передачу их частного капитала непосредственно инициаторам проектов независимо от географических и культурных границ.

Краудфандинг-платформы были созданы для достижения трех основных целей

1) демократизации процесса поддержки искусства и культуры, а также генерирования дополнительного дохода для индустрии развлечений;

2) поддержки инновационных решений и стартапов, что, в т. ч., позволит традиционным посредникам находить успешных и талантливых людей;

3) создания прозрачного и эффективного механизма для осуществления народного финансирования проектов.

Первым краудфандинговым сайтом считается сервис ArtistShare, зарегистрированный в США еще в 2000 г. и ориентированный только на музыкальную индустрию. Музыканты выкладывают свои видео- и аудиозаписи, а потенциальные инвесторы могут прослушать их бесплатно или скачать за деньги, а также внести от 1000 до 18000 долл. на творческое развитие понравившегося артиста, получив в обмен на это доступ к массе уникальных материалов.

Бум краудфандинговых площадок пришелся на период после 2008 г., когда на идею народного финансирования наконец взглянули как на серьезную альтернативу работе с несколькими крупными инвесторами/партнерами/меценатами.

На данный момент существует более 500 крауд-платформ широкой и узкой специализации. Как правило, крауд-ресурсы предлагают на выбор две основные модели народного финансирования

■ все или ничего: если по окончанию срока, отведенного для сбора средств, была собрана сумма, изначально заявленная в описании проекта, то она передается инициатору, а если цель не была достигнута, то все средства возвращаются инвесторам и проект считается провалившимся;

■ все, что есть: независимо от того, была ли собрана целевая сумма, средства передаются автору проекта, который сам вправе решить, принять их в качестве частичного финансирования (в таком случае он будет обязан отчитаться перед инвесторами о результатах проекта) или вернуть вкладчикам.

На рисунке показана динамика роста мирового рынка краудфандинга и ежегодного прироста краудфандинговых площадок.

В 2012 г. объем мирового рынка краудфандинга составил 2,8 млрд долл., и, согласно прогнозам, к 2020 г. он достигнет 10 млрд долл. Сейчас краудфандинг находится скорее на этапе популяризации, чем коммерциализации, однако последние исследования позволяют ожидать скорого закрепления технологии в современной инвестиционной практике. 

Обзор платформ

Самая успешная и популярная на данный момент краудфандинг-платформа была запущена в 2009 г. Ресурс Kickstarter – сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов в США и Великобритании по схеме краудфандинга. Kickstarter предлагает сбор денежных средств на осуществление проектов в 13 категориях: искусство, комиксы, танцы, дизайн, мода, фильмы и видео, еда, компьютерные игры, музыка, фотография, публикации, технологии, театр. Менее чем за пять лет из экспериментальной платформы Kickstarter превратился в ведущую динамично развивающуюся платформу, определяющую основные тенденции и перспективы развития народного финансирования.

В 2012 г. ресурс запустил программу Kicking It Forward, в которой к марту 2013 г. приняло участие 233 проекта; 5% прибыли от их осуществления, создатели дают обещание потратить на финансирование других проектов на Kickstarter'е, что позволяет гарантировать увеличение числа профинансированных инициатив в будущем.

В начале года Kickstarter опубликовал статистику за 2012 г., согласно которой более 2 млн человек пожертвовали почти 320 млн долл. на 18 тысяч проектов. Каждый человек пожертвовал 142 долл., а каждый проект заработал 17658 долл.

Частные инвесторы жертвовали в среднем 606 долл. в минуту. 50 тысяч человек инвестировали в 10 или больше проектов, а 452 благодетеля вложили деньги более чем в 100 проектов. Проекты поддерживали инвесторы из 177 стран, что составляет 90% стран мира.

В приоритете народного финансирования, по данным сайта Kickstarter, находятся:

■ искусство;

■ кино;

■ музыка;

■ издательское дело;

■ театр;

■ компьютерные технологии.

В каждой из этих сфер были профинансированы более 1000 проектов. Интересно сказать о своеобразных рекордсменах: наибольшее количество проектов (а именно 506), получивших финансирование, приходится на музыкальную сферу, а наиболее успешными (более 83 млн долл.) стали компьютерные игры. По сравнению с показателями 2011 г., количество успешно завершенных проектов увеличилось вдвое, в то время как сумма пожертвований выросла на 220 млн долл.

Краудфандинг открывает многообещающие перспективы для индустрии создания массовых культурных продуктов. Согласно статистике платформы Kickstarter, проекты в сфере музыки и кинематографа получают наибольшую поддержку инвесторов.

Краудфандинг чаще всего применюет при необходимости незначительного финансирования. Однако Kickstarter объявил, что в 2012 г. 17 проектов собрали более 1 млн долл. каждый. Кажется, хороший показатель, однако именно он показывает, что потенциал краудфандинга до сих пор не используется в полную мощь. Из 18 тысяч проектов меньше 0,1% собрало такую крупную сумму. Это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по внедрению краудфандинга в общественное сознание с целью привлечения всей массы потенциальных меценатов.

В зарубежной практике краудфандинг является признанной инвестиционной альтернативой с многообещающими перспективами, а в России он пока находится в стадии становления. Поиск по российскому сегменту Интернета выдает более 150 тысяч ссылок при запросе слова «краудфандинг», в англоязычном сегменте сети – почти в 100 раз больше. Тем не менее, это понятие постепенно набирает популярность и в отечественной инвестиционной практике. Хотя куда масштабнее идеология и терминология краудфандинга используется в сером поле финансовых услуг: в сети активно создаются площадки для «объединения человеческих и финансовых ресурсов». Краудфандинг в результате воспринимается либо как движение хороших людей, собирающих деньги на хорошие проекты, либо как сомнительный механизм финансовых инвестиций, инициированный пирамидостроителями.

 Если в США на государственном уровне принимают закон для поддержания и стимулирования новой технологии, то в России механизм народного финансирования воспринимается как мошенничество, вследствие чего инициаторам внедрения технологии краудфандинга в российскую систему проектного финансирования приходится преодолевать недоверие населения России, скептически относящегося к участию в проектах, где нужно скинуться деньгами на весьма туманную перспективу.

Отличительной особенностью российского краудфандинга является его ориентированность на социокультурную сферу, которая объясняется тем, что первопроходцами краудфандинга в России стали люди искусства – молодые музыканты и художники. Первая краудфандинг-платформа в нашей стране – Kroogi – была зарегистрирована в 2008 г., однако первые успехи краудфандинговых проектов стали проявляться в 2012–2013 гг.

По данным сервиса StartupAfisha, в России сегодня действуют более двадцати краудфандинговых ресурсов. Большая часть из них не имеет специализации, а осуществляет сбор средств на любые цели (47,6%).

Узкую специализацию имеет только одна платформа – заказ программного обеспечения. Остальные предоставляют свою платформу творческим (28,5%) и социальным (19%) проектам.

К сожалению, некоторые российские платформы уже заброшены и инвесторами, и разработчиками. Причина – неправильная работа с авторами и низкое качество проектов. У многих авторов основная цель заключается в заработке, а не в развитии своего продукта, они оказались не готовы делиться деталями проекта с потенциальными спонсорами, что противоречило самой концепции краудфандинга.

Платформа «С миру по нитке» стала первым успешно запущенным ресурсом в России, получившим положительный отклик от интернет-сообщества. По итогам первого года работы краудфандинговая площадка опубликовала статистические данные, согласно которым в приоритете народных инвесторов оказались проекты из категорий дизайна, образования и спорта, а всего за год меценаты пожертвовали около 200 тыс. руб. К сожалению, в связи с растущей конкуренцией в сегменте краудфандинговых площадок, на данный момент ресурс «С миру по нитке» сдал позиции, уступив место новым, более динамичным платформам. 

Лидером и основной российской площадкой краудфандинга на данный момент является платформа Рlaneta.ru. Она была официально запущена в июне 2012 г., а 15 марта 2013 г. количество собранных средств превысило 10 млн. руб. Пока Planeta.ru остается платформой для коллективного финансирования творческих и социальных проектов, однако в будущем создатели сервиса планируют поддерживать и технологические разработки, и даже научные проекты. Согласно статистике, к 1 апреля 2013 г. на данной платформе собрано 11 млн руб., зарегистрировано почти 10 тыс. инвесторов, 52 проекта находятся в разработке, а 43 проекта завершено успешно.  

Краудфандинг как обмен

Участники краудфандинга

Краудфандинг часто связывают с благотворительностью, однако это не совсем так, поскольку подразумевается не простое пожертвование, а обмен с возникновением обязательств перед вкладчиками. Люди чувствуют свое непосредственное участие, свою личную сопричастность к данному проекту.

Пример

Театр решил найти средства для выпуска альбома афиш посредством краудфандинга. В рамках этого проекта было решено предусмотреть подарки некоторым инвесторам: тем, кто внес более 500 рублей, – скидку 20% при покупке альбома; тем, кто внес более 1000 рублей, – скидку 50%, а самому щедрому жертвователю – альбом в подарок с подписями ведущих артистов и руководства театра. 

Важно понимать, что в краудфандинге каждый человек действует как агент, который предлагает, отбирает и продвигает проекты, в которые он верит. Крауд-инвесторы могут играть роль дарителей, поддерживающих социально-ориентированные проекты, или же выступать акционерами и способствовать развитию и продвижению проекта: каждый человек распространяет информацию о проекте, который он поддерживает, в социальных сетях, обеспечивая приток финансовой помощи. Действительно, одна из закономерностей краудфандинга заключается в том, что основную долю суммы вкладывают всего несколько энтузиастов, своего рода «группа поддержки». Найти этих нескольких избранных – залог успеха проекта, ведь своим примером они станут «заражать» окружающих.

Чем заинтересовать инвестора?

Вопрос выгоды, предоставляемой в обмен на инвестиции, является основополагающим для успеха крауд-проекта. Зачастую проекты терпят неудачу из-за неправильно выбранного или нечетко сформулированного вознаграждения, а ведь именно выгода является основным инструментом привлечения внимания потенциального инвестора, способным склонить его к положительному решению относительно финансирования проекта.

В зависимости от предлагаемой выгоды Скотт Штейнберг предлагает условно делить краудфандинг на четыре основных типа:

долевой: инвесторы получают долю в проектах и зарабатывают часть выручки;

займовый: инвесторы получают доход от вложенных средств и ожидают их возврата с процентами;

бонусный: инвесторы получают нефинансовую выгоду, а проекты часто используются для предварительных продаж;

безвозмездный: инвесторы не ожидают ничего взамен, следуя филантропическим мотивам, однако выгодой здесь является чувство сопричастности.

В современной практике долевой и займовый краудфандинг успешно применяются в сфере технологических инноваций, когда проект предполагает долгосрочные перспективы развития с возможностью выхода на широкий рынок с массовым производством, и инвестор становится акционером.  

Бонусный и безвозмездный краудфандинг являются наиболее распространенными на данный момент. Согласно последним исследованиям Университета в Бристоле, бонусный и безвозмездный краудфандинг составляют 77% мирового рынка народного финансирования, успешно функционируя как в инновационных проектах, так и в социокультурной сфере. Бонусный краудфандинг называют удачно встроенной в механизм народного финансирования моделью традиционных рыночных отношений. Большинство крауд-проектов, действующих по схеме бонусного краудфандинга, предлагают инвесторам не просто вложить свои средства, но приобрести за определенный размер пожертвования бонусный пакет, так называемый лот, наполняемость которого зависит от суммы вложенных средств.

Создание привлекательного бонуса является одной из основных задач при запуске крауд-проекта. Безусловно, тип вознаграждения зависит от направленности проекта. Разнообразие бонусов ограничено лишь воображением авторов и ресурсами, которые есть в их распоряжении. Бесчисленные возможности говорят сами за себя: от традиционных привилегий получить продукт из пилотной серии или посетить выставку до ее официального открытия до более или менее привычных коллекционных изданий с уникальными материалами в качестве бонуса, подарочных или именных изданий.

Зачастую в качестве бонуса предоставляется доступ к уникальным материалам: дневники режиссера, эскизы, первые звукозаписи, нотные тетради с пометками от руки – инвесторы любят обладать предметами, существующими в единственном экземпляре.

Особенно ценным для инвесторов является личное участие, например ужин или прогулка с режиссером, приглашение на эксклюзивное частное мероприятие, посвящение в книге или возможность сыграть музыкальную партию при записи альбома.

Система вознаграждений эффективно работает, а с возможностями, столь же бесконечными, как разнообразие самих крауд-проектов, есть все предпосылки для ее дальнейшего развития.

Возможности для авторов

Краудфандинг помогает авторам проектов финансировать свои разработки и измерять общественный интерес перед запуском новых продуктов или введением новых услуг, чтобы предложить нечто действительно актуальное, а не потратить внушительный объем средств и времени на то, что не будет пользоваться спросом.

 Кроме того, эта технология предлагает возможность прямой связи с потребителями, которые согласны оказать финансовую поддержку уже на ранних этапах развития проекта, а следовательно, скорее всего, будут готовы предоставить еще средства на обновления и будущие выпуски. Как дополнительное преимущество, краудфандинг позволяет автору выстраивать прочные отношения с преданными потребителями, которые в конечном счете станут главными защитниками продукта после его выпуска.

Даже когда проект заканчивается, работа продолжается. Нельзя забывать об инвесторах, как только сбор средств завершен: именно они могут оказать первую поддержку новым идеям, поэтому очень важно уважать их и уделить им внимание, которого они заслуживают. Необходимо заранее подумать о том, как остаться с ними на связи – это своеобразный «фундамент», на котором строится краудфандинг и который позволяет проектам достигать новых, ранее непредвиденных высот. 

Перспективы краудфандинга

Эксперты оценивают объем российского рынка краудфандинга в 2 млн долл., но уже к концу 2013 г. прогнозируют рост в 5–10 раз.

Во-первых, необходимо понимать, что краудфандинг обеспечивает «платформу для взлета» проекта, но работает далеко не всегда. Постоянные посетители учреждений культуры могут оказаться чужды новой технологии; постоянной интернет-аудитории может оказаться неинтересным то, что вызовет интерес у постоянных посетителей учреждений культуры, а само учреждение может оказаться не готово постоянно отчитываться о результатах сбора и использования средств публично, да еще и не перед одним или несколькими, а перед многими почти анонимными инвесторами.

Кроме того, для независимого автора краудфандинг представляет собой самый многообещающий способ измерить потребительский интерес к новым идеям. Технология народного финансирования не только позволяет предпринимателям обращаться непосредственно к аудитории, привлекать ее и получать выгоду от поддержки новых или уже существующих поклонников, но также дает новым и оригинальным, зачастую диким идеям, которые отбраковывают корпоративные инвесторы, не любящие рисковать, право на реализацию.

Специалисты по инвестициям весьма оптимистично оценивают перспективы краудфандинга как новой финансовой модели, что подтверждает его растущая популярность, но признают, что рынок только развивается, поэтому на реализацию многомиллионных проектов пока рассчитывать нельзя. Зато в самом феномене краудфандинга содержится зерно будущих отношений «спрос – предложение»: аудитория сама будет решать, что именно она хочет смотреть/слушать, а крауд-инвестиции будут восприниматься не как благотворительное пожертвование для реализации идеи, но как предоплата за возможность получить уникальную услугу или инновационный продукт.

Вместе с тем, краудфандингу сегодня предстоит справиться с рядом закономерных проблем: как совершенно новая форма финансирования, он испытывает сильную «болезнь роста», поскольку борется за свою легализацию на уровне международного права, а также за привлечение широкой аудитории сторонников – как инвесторов, так и авторов. Созданный для популяризации инновационного финансирования, краудфандинг стал причиной существенного изменения потребительских ожиданий, конкуренции и спроса.

В ближайшее время краудфандинг, несомненно, превратится, а для многих уже превратился, из эксперимента в рабочий инструмент – он помогает точно определить свою аудиторию и так же точно знать, что ей нужно и что ей нравится. Прежде всего это относится к сферам медиабизнеса и массовой культуры. Однако учреждениям культуры также имеет смысл приобрести опыт в этой сфере.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×