К вопросу об установлении родительской платы за посещение детьми детских школ искусств

571
Обоснование законности взимания родительской платы за посещение детьми учреждений дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сфере культуры...

Е.В. Абидуева,

ведущий консультант отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской области

Обоснование законности взимания родительской платы за посещение детьми учреждений дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сфере культуры. 

Вопрос, связанный с возможностью взимания с родителей (законных представителей) оплаты за посещение детьми учреждений дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сфере культуры, в т. ч. дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств (детских школ искусств, музыкальных, художественных школ), становится все актуальнее. Он регулярно поднимался в ходе проверок Генеральной прокуратуры РФ в учреждениях некоторых регионов. Основные претензии проверяющих касались того, что нынешнее законодательство никак не регулирует законность взимания родительской платы. А уже 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который добавит руководителям детских школ искусств поводов для волнения. Разберемся, как руководителю детской школы искусств (далее – ДШИ) доказать обоснованность получения средств от родителей обучающихся.

Нормативная база

Руководители ДШИ в доказательство обоснованности установления родительской платы за обучение ребенка должны ссылаться (а при установлении платы – руководствоваться) на два федеральных нормативных правовых акта.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 69.2. В указанной статье определяется, что в государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам включаются предельные цены (тарифы) на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) в случаях, когда их оказание предусмотрено законодательством Российской Федерации на платной основе. 

Важно понимать, что включаемая в государственное (муниципальное) задание цена услуги (тарифы устанавливаются в основном в производственной сфере) должна:

1) быть предельной (устанавливается минимальный и максимальный уровень оплаты услуги, за который руководитель любого учреждения культуры не вправе выходить) с учетом того, что близкие к минимальному пределу цены будут устанавливаться исключительно для категорий физических лиц, льготы для которых предусматриваются нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, а для конкретного муниципалитета – актами органов местного самоуправления. При определении льготных цен на оплату услуг учреждения льготы муниципальными ДШИ предоставляются в обязательном порядке тем категориям физических лиц, которые предусмотрены федеральным законодательством, а на территории конкретного субъекта Российской Федерации – законодательством субъекта. Конкретные цены для обучающихся, не имеющих право на льготы, определяются с учетом максимального размера предельной цены;

2) должна устанавливаться в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Учредителям при составлении государственного (муниципального) задания надо представлять специфику отраслевого законодательства и особенности его применения.

Цена услуги, включаемая в государственное (муниципальное) задание, должна быть установленной в случаях, прямо предусмотренных законодательством, и предусматривать максимальный и минимальный уровень оплаты.

Статус ДШИ позволяет относить эти учреждения и к учреждениям образования, и к учреждениям культуры. Если про «образовательный» статус ДШИ у правоохранительных органов, как правило, вопросов не возникает, то утверждение о том, что ДШИ одновременно является учреждением культуры, контролирующие органы требуют пояснить.

Необходимо указать, что управление и финансирование ДШИ в качестве учредителя осуществляют органы власти, занимающиеся управлением сферой культуры, а также то, что основной деятельностью ДШИ является культурная деятельность, которая в соответствии с Основами законодательства о культуре определяется как деятельность по освоению и распространению культурных ценностей (путем реализации образовательных программ).

Кроме того, формально-юридическое определение понятия «учреждение культуры» содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Этот закон также относит учреждения в сфере образования к учреждениям культуры.

Необходимо обосновать проверяющим органам, что ДШИ является и учреждением культуры тоже.

Руководители ДШИ любят говорить о том, что по правовому статусу ДШИ отличаются от прочих учреждений дополнительного образования детей: кружков, станций юннатов, домов творчества и пр. В действительности законодательство в сфере образования не свидетельствует о каких-либо серьезных отличиях правового статуса ДШИ от, к примеру, станции юннатов, за исключением лишь прямо указанных в Законе «Об образовании» норм, связанных с осуществлением образовательного процесса в ДШИ. Если мы обратимся к Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденному приказом Минобрнауки России от 26.06.2012 № 504 (далее – Типовое положение), с учетом требований которого формируются уставы всех учреждений дополнительного образования детей, требования к управлению ДШИ и прочих учреждений дополнительного образования детей, организации деятельности учреждения, участникам образовательного процесса, имуществу и финансам установлены действительно типовые.

С точки зрения права, отличие состоит в том, что к правоотношениям с участием ДШИ дополнительно применяются нормы Основ законодательства о культуре, иных нормативных правовых актов, регулирующих культурную деятельность (естественно, что спортивные кружки и станции юннатов под правовое регулирование культурного законодательства не попадают).

К правоотношениям с участием ДШИ применяются требования Типового положения и нормы Основ законодательства о культуре.

Специфика отраслевого (культурного) законодательства такова, что оно построено не на прямом указании «когда платно», а на принципе исключения.

Так, в Федеральном законе от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» нет указания на то, что деятельность по публикации (представлению) музейных предметов и музейных коллекций осуществляется на платной основе. Аналогичная ситуация складывается в правовом регулировании деятельности театров и концертных организаций (ситуация с которыми осложняется еще и тем, что законов, регулирующих правовой статус театров и концертных организаций не существует в принципе). Вывод о том, платной или бесплатной для получателя является та или иная услуга, оказываемая учреждением культуры, делается на основе анализа всей совокупности правовых актов, регулирующих осуществление учреждениями культуры основной деятельности. Так, если мы встречаем в нормативных правовых актах указание на то, что отдельные категории граждан пользуются правом льготного (или бесплатного) посещения того или иного учреждения культуры, то напрашивается вывод, что как правило посещение учреждения осуществляется за плату.

Применительно к ДШИ законом, на котором основывается вывод о возможности взимания родительской платы за обучение ребенка, является Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в ч. 3 ст. 5 которого установлены гарантии бесплатного образования.

Дополнительное образование детей к гарантируемым государством бесплатным уровням (направленностям) образования в Российской Федерации не относится.

Важно помнить, что Закон РФ «Об образовании» утрачивает силу с 1 сентября 2013 г. Но норма о бесплатности дополнительного образования остается актуальной. Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аналогичным образом гарантируется бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами следующих видов образования: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего, среднего профессионального, а также на конкурсной основе – бесплатность высшего образования, если гражданин получает образование этого уровня впервые. В этом смысле изменения в правовом регулировании предоставления услуг ДШИ на уровне федерального закона не произойдет.

2. Основы законодательства о культуре, ст. 52. Нормы этой статьи предусматривают, что руководитель учреждения культуры самостоятельно устанавливает цены на услуги учреждения. На практике это означает, что директор ДШИ, руководствуясь предельными ценами, доведенными ему учредителем в государственном (муниципальном) задании, определяет стоимость услуг, оказываемых ДШИ. 

Никаких дополнительных актов органов государственного управления и местного самоуправления, которые с успехом опротестовываются органами прокурорского надзора по всей стране, по этому вопросу приниматься не может.

Руководителю ДШИ при определении размера родительской платы следует учитывать, что статус ДШИ как некоммерческой организации в обязательном порядке предполагает, что основной деятельностью ДШИ не может быть извлечение прибыли. То есть если реализация образовательных программ ДШИ начала приносить прибыль (не путать с доходом), то родительская плата будет расцениваться как источник этого дохода.

Иными словами, родительская плата должна устанавливаться с учетом фактических расходов ДШИ, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями. Эти недостающие средства могут быть распределены между родителями (законными представителями) детей в качестве платы за обучение.

За каждую копейку, полученную «сверх», руководителю придется отвечать самостоятельно. Кроме того, могут возникнуть случаи, когда исчисленные таким образом бюджетные доходы и расходы учреждения приведут к невозможности установления ежемесячной платы.

Таким образом, родительская плата может изменяться в течение года, а кроме того должны учитываться «льготные» категории детей, имеющие право на уменьшение размера взимаемой за обучение платы.

Выход из ситуации и обоснование решения

Популярным выходом из сложившейся ситуации стало утверждение директорами ДШИ положений о целевых взносах или о добровольных пожертвованиях родителей, действие которых в «добровольно-принудительной форме» распространялось на всех лиц, дети которых обучаются в ДШИ. Основным аргументом создания подобных документов было прямое указание на возможность получения доходов в такой форме, содержащееся в Типовом положении. Невозможность систематического взимания в установленном размере родительской платы на основании подобных положений правоохранительным органам очевидна: в случаях с «добровольными пожертвованиями» воля благотворителя по определению не может быть подчинена требованиям локального акта учреждения, а с «целевыми взносами» − ограничена возможностью целевого расходования суммы, определение размера которой также не может быть зарегламентировано. Кроме того, кредитные организации при приеме и переводе «целевых средств» обычно требуют договор с ДШИ, определяющий цели предоставления средств, соотвественно, проверяющие организации будут проверять соблюдение целевого характера использования вносимых сумм. Кроме того, директор ДШИ будет отвечать не только перед бюджетом, но и перед каждым конкретным родителем, захотевшим узнать, каким образом потрачены предоставленные им средства. Очевидно, что к такой системе отношений, основанной не на административном подчинении, а на равноправии и гражданско-правовой ответственности, директора ДШИ не готовы.

С учетом практики проведения прокурорских проверок, остается отметить, что любимым аргументом прокуратуры при доказывании невозможности установления родительской платы являются нормы Типового положения, связанные с:

1) перечислением дополнительных источников доходов учреждения дополнительного образований детей, в которые родительская плата не включена (п. 44 Типового положения). Перечень этих источников, однако, сформулирован по формуле «вправе», т. е. норма носит необязательный характер и закрепляет право учреждения пользоваться дополнительными доходами, полученными из определенных источников, а не обязанность пользоваться исключительно ими;

Перечень дополнительных источников доходов сформулирован по формуле «вправе», т. е. норма не носит обязательный характер.

2) указанием на то, что учреждение вправе осуществлять платный набор детей сверх государственного (муниципального) задания (п. 28 Типового положения). Эта формулировка также носит диспозитивный характер и является отражением общего принципа в регулировании правового положения государственных и муниципальных учреждений: любое бюджетное, казенное или автономное учреждение вправе оказывать платные услуги, в т. ч. сверх государственного (муниципального) задания (ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 07.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Нельзя делать вывод о том, что норма устанавливает запрет на оказание платных услуг в рамках государственного задания: она применяется исключительно к правоотношениям, возникающим сверх государственного (муниципального) задания. По аналогии с другими учреждениями культуры, можно привести пример театров и музеев, которым наличие указанных требований законов не мешает в рамках государственного (муниципального) задания оказывать услуги на платной основе.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль