Проект «Исконный свет Салафиила. Светоживопись Павла Голубятникова»

48
Январской блокадной зимой 1942 г. на окне одной из квартир на Васильевском острове расцвел кактус… Символично, ведь несколько дней спустя его хозяина – художника, беззаветно преданного искусству, – не стало, и алый цветок стал последней «краской» в жизни Павла Голубятникова. В военном лихолетье погиб его гигантский труд «Атлас цвета», некоторые картины, документы и стихи. Все, что сохранилось после бомбардировки, было вывезено преданной женой в эвакуацию на Урал, где...

Е.В. Ильина,

заместитель директора по научной работе Нижнетагильского музея изобразительных искусств,

Л.Л. Смирных,

главный хранитель Нижнетагильского музея изобразительных искусств

Январской блокадной зимой 1942 г. на окне одной из квартир на Васильевском острове расцвел кактус… Символично, ведь несколько дней спустя его хозяина – художника, беззаветно преданного искусству, – не стало, и алый цветок стал последней «краской» в жизни Павла Голубятникова. В военном лихолетье погиб его гигантский труд «Атлас цвета», некоторые картины, документы и стихи. Все, что сохранилось после бомбардировки, было вывезено преданной женой в эвакуацию на Урал, где и осталось. Со временем имя известного в 1920-гг. выпускника ВХУТЕМАСа, любимого ученика и друга К.С. Петрова-Водкина было забыто.

Путь возвращения всегда долог. Возвращение имени П.К. Голубятникова отечественному искусствознанию началось в конце 1970-х гг., когда в Москве на выставке произведений, реставрированных Центром Грабаря, картина П. Голубятникова «Гроза» 1925 г. создания произвела настоящий фурор. Долгие двадцать лет произведения художника постепенно поступали в коллекцию Нижнетагильского музея изобразительных искусств, реставрировались, и в 1997 г. впервые были представлены публике в полном объеме в проекте «Возвращенное имя», что положило начало одноименной программе музея.

Возвращение имени художника Голубятникова началось в конце 1970-х гг. Но оставалось непонятно, возможно ли реализовать его идеи на практике.

Среди всех картин, так или иначе стилистически восходящих к знаменитой системе трехцветия К.С. Петрова-Водкина, одна неизменно притягивала внимание своим неожиданным художественным решением – крупные всполохи яркого цвета формировались в образ высшего существа с распростертыми крыльями с чашей в руках – Архангела Салафиила, покровителя семьи, как пояснила дочь художника. В дневнике Голубятникова кануна Второй Мировой войны настойчиво звучат слова о Молитвеннике Божием – «…Архангел спас от одной войны, спасет и от другой беды…», и эта вера потрясает своей искренностью, незамутненностью. Но есть и другие записи, привлекающие внимание смелостью взгляда, предлагаемыми кардинальными переменами языка живописи. Так, 9 марта 1939 г. Голубятников записывает: «…Вперед. Вперед на новые и смелые задачи живописи и цвета. Задумал композицию “Салафиил”… Это новое крепкое нужное решение. Блеск и свет, растворяю воздух… И разноцветный огонь формируется в образ сходный с человеком,... Он снова является ко мне. Помоги. Помоги Бог…», − а месяцем ранее: «…Призмы располагаю одна возле другой вплотную, заполняя всю плоскость картины обращенной к свету стороны. Светоносное изображение получается на обратной стороне картины при помощи тонких щелей в материале сделанных художником под определенным наклоном… Получение отдельного луча, основного…». Изучение дневниковых записей и беседы с дочерью художника помогли понять, что речь идет о создании светоживописного полотна с помощью спектральных призм и источника света.

Идея получения цвета «…непостоянного и динамического, который организует форму, пространство и движение, иначе говоря, новую “живописную жизнь”…» необычайно интересна и смела для конца 1930-х гг.

Голубятников был уверен, что техника светоживописи, которую он разрабатывал вместе с физиком Д. Форшем, заменит «…масляную живопись, устаревшую и маловыразительную…».

Но реально ли это? В 2011 г. проектная команда Нижнетагильского музея изобразительных искусств решила, наконец, провести исследование, доказывающее или опровергающее эту смелую для своего времени идею, с целью создания прецедента по реализации авторской идеи одного художника и возвращению в социокультурное и научное пространство яркого неординарного живописца П.К. Голубятникова, представителя умеренного авангарда. Проект, поддержанный конкурсом «Меняющийся музей в меняющемся мире», был реализован и презентован в октябре 2012 г. Подготовка к его предъявлению заняла более года, что было обусловлено многоуровневым строением проекта и творческим подходом, диктовавшим поиск максимально точных образных ходов, способных живо и ярко представить материалы исследований.

Проект создает прецедент по реализации авторской идеи одного художника и возвращению его работ в социокультурное и научное пространство.

Множественность возникших связей и проблем в проведении оптико-технических, архивных, искусствоведческих и научных исследований, а также невозможность реализовать проект только силами научных сотрудников музея продиктовали главный механизм в подходе – научный диалог, установление междисциплинарных и межотраслевых связей с представителями разных специальностей: физиками, филологами, художниками, искусствоведами.

В арсенале специалистов было всего три источника (ресурса): картина, тетради стихов и идея, весьма обобщенно описанная в дневнике. В связи с этим работа по проекту обусловила появление нескольких направлений: исследования, образовательной программы и экспозиции, тесно взаимосвязанных друг с другом, в т. ч. по результатам. Проект был разработан в настолько широких диапазонах, что потребовалось определение строгих рамок с тем, чтобы удержать его в реальном формате и не уйти в доскональные исследования, ведущие к возникновению самостоятельных проектов:

■ искусствоведческое исследование было сведено к поиску фактологических данных о жизни и творчестве художника в личном архиве Голубятникова в архивах Киева, Санкт-Петербурга, а также к поиску воспоминаний учеников о нем;

■ исследование поэтического наследия заключалось в анализе стихов художника;

■ представление о светоживописи определилось примерами воссоздания идеи и образа в технологиях сегодняшнего дня.

Потребовалось искусственно сузить рамки проекта, чтобы он не распался на несколько отдельных исследований и остался в реальном формате.

Работа над практически всеми блоками стартовала в самом начале реализации проекта – в сентябре 2012 г., но, безусловно, поэтапность определяла движение «вглубь», в котором конечной точкой стала экспозиция и образовательная зона.

Реализация проекта

Первые шаги были связаны с поиском партнеров для реализации творческой идеи, которые смогли бы найти архивные данные о жизни и творчестве П. Голубятникова, провели бы физико-оптические опыты и разработали призматическую матрицу, сфокусировали свое внимание на примерах современной светоживописи.

Краеугольным камнем проекта стало научное заключение (научный паспорт как продукт) о возможностях воплощения идеи – значит, необходимо было найти физика-оптика, который проводил бы оптические эксперименты.

Разработка электронной версии модели картины и создание лабораторного макета (призматической матрицы) потребовали наличия в проекте художников, владеющих компьютерной графикой.

Публикация поэтического наследия Голубятникова, осуществляемая впервые, требовала вынесения профессионального заключения филолога, а поиски новых сведений о жизни и творчестве живописца – исследований искусствоведов.

Наконец, в задачах музея были обозначены экспозиционное предъявление обобщенных результатов исследований и разработка легких и доступных для детей образовательных программ. 

Реализация проекта требовала не только работы с архивами и научного заключения, но и физико-оптических опытов.

Если с исполнителями исследований по всем вопросам музей определился достаточно быстро, то найти специалиста в узкой области оптики оказалось достаточно сложно: тагильские и екатеринбургские физики по разным причинам не брались за решение задачи.

Время шло, но главная проблема – доказательство жизнеспособности идеи Голубятникова – никак не решалась. Пока – уже в мае! – методист музея не встретила физика Е.Ю. Яблочкова, защитившего кандидатскую диссертацию именно по оптике, который и взялся за исследование смелой идеи художника. В течение двух месяцев он пытался реализовать идею, следуя дневниковым записям Голубятникова, проводил опыты с призмами, из спектра которых с помощью источника света через щель были выделены отдельные лучи, пока не понял, что требуется корректировка механизма воплощения идеи.

Проведенные для проекта опыты доказали реальность идеи Павла Голубятникова по созданию светоживописного произведения. 

Прямоугольники красного, синего, зеленого, желтого и оранжевого цвета сложились в форму чаши, возникающей в руках Архангела Салафиила с помощью выделенных из спектра отдельных цветовых лучей – яркое доказательство смелого полета мысли и трагедия несостоявшегося открытия. Воссоздание целой картины Голубятникова с использованием дисперсионных призм на сегодняшний момент невозможно в связи с высокой стоимостью самих призм и слишком большим количеством таких призм, необходимым для создания светоживописного произведения.

Доказано, что идея художника реальна, но современные технологии не позволяют воплотить ее в полном масштабе.

Другим доказательством стал опыт, поставленный в 3D программе AutoDesk 3ds Max. Суть его состояла в том, что с помощью плагина V-ray 2.00 (приложение для визуализации сцен, замена стандартному визуализатору в 3Dmax) из светового пятна с радужными цветами были выделены отдельные лучи, а затем в программе 3Dmax была создана авторская художественная версия рождения эксперимента Голубятникова с живописным полотном «Архангел Салафиил». Вероятно, главным здесь стало вовлечение зрителя в процесс, которое происходило благодаря очень популярному сегодня ходу «взгляд изнутри», глазами Голубятникова. Такое проникновение в замысел художника позволило зрителю стать участником мультимедийного действа, свидетелем рождения и воплощения оригинальной идеи светоживописи с помощью цветового спектра.

Второй шаг был связан с созданием условий для предъявления результатов исследований – возникновением пространства для экспозиции и образовательного класса, а также зоны приема посетителей. В основном здании музея не было возможности развернуть долговременную экспозицию. В связи с этим было принято решение использовать здание 1904 г., в котором было необходимо провести ремонт для появления пространства, притягательного для зрителя, которое должно было включать в себя две зоны – экспозиционную и образовательную, разместившиеся на двух этажах здания. Особо подчеркнем, что ремонт был проведен исключительно силами сотрудников музея, которые белили и красили, клеили белые обои, мыли и застилали ковролин, выделенный в качестве спонсорской помощи Нижнетагильским институтом испытания металлов, подводили новую электропроводку и монтировали светильники. Одним из главных «подвигов» стала работа двух художников (музейного реставратора по скульптуре и художника-прикладника) по удалению в вестибюле старой штукатурки до красно-кирпичного слоя стены, что помогло создать из унылого и бедного пространства брутальное, естественное, а уличный клинкерный кирпич, уложенный на пол вестибюля при содействии заместителя председателя Законодательного собрания Свердловской области В.В. Погудина строительной компанией «Тагил», связал его со старой купеческой улицей. Особо отметим специально разработанную сувенирную линейку проекта, включающую не только традиционные кружки и магнитики с изображениями по мотивам произведений П.К. Голубятникова, но и выполненные из стекла, войлока и папье-маше авторские дивные в своей хрупкости фигурки ангелов, открытки и подвесы с чашами, над которыми работали студенты Института художественного образования и художники Нижнего Тагила и Екатеринбурга. 

Была разработана специальная сувенирная линейка проекта.

Ресурсная база

Финансовые ресурсы. Бюджет ремонтных работ составил порядка 300 тыс. руб. Большая часть этих средств – 80 тыс. руб. – была получена из собственных средств музея.

В целом реализация проекта потребовала значительных вложений, превышающих сумму гранта. Привлеченные средства – как собственно музея, так и спонсорской помощи – составили порядка 700 тыс. руб., не считая вклада партнеров и волонтеров, который трудно выразить в финансовом эквиваленте. Таким образом, общая сумма финансирования проекта из разных источников составила примерно 1,4 млн руб., из которых 50% − грантовые средства, около 30% − спонсорская помощь, и более 20% − собственные средства музея от приносящей доход деятельности.

Бюджет проекта складывался из средств гранта, спонсорской помощи и собственных средств музея.

Грантовые средства были направлены сугубо на исполнение проекта, хотя их перераспределения, безусловно, были. Так, например, стоимость призм оказалась в пять раз больше, чем предполагалось вначале, однако музей сумел договориться о партнерских отношениях, и сумма была значительно снижена.

Спонсорами проекта, кроме уже упомянутых Нижетагильского института испытания металлов (генеральный директор В.Л. Руденко) и строительной компании «Тагил» (генеральный директор К.Д. Бердников), выступили:

■ студия рекламы «Заноза» (директор П.Р. Тютрюмов), взявшая на себя практически полное полиграфическое обеспечение проекта – от многочисленных информационных баннеров до флаеров, афиш и пригласительных билетов;

■ магазин «Элторг» (директор Т.И. Киселева), предоставивший в качестве спонсорской помощи дорогостоящее световое оборудование и решивший проблему с созданием лайтбокса и навигационной дорожки;

■ индивидуальный предприниматель Г.В. Непомящий и директор магазина «Черри» Е.В. Горячкина, выделившие порядка 300 м. ткани для преобразования интерьера и создания «небес» в образовательной зоне;

■ давний партнер музея магазин «Канцтовары» (руководитель С.Ш. Шарифуллин) выделил музею полиэтиленовые мешки для мусора. Этим он внес свой вклад в создание одного из главных образных компонентов проекта – решетчатой стены, заполненной черными угловатыми «формами», символизирующими время и мысли человеческие;

■ другой давний партнер музея – магазин «Полиграфист» (директор А.С. Захаров) предоставил краски, кисти и бумагу для проведения детских образовательных занятий.

Помимо этого, спонсорскую помощь оказали ЗАО ПФК «Элпос» (генеральный директор Д.С. Семенков), ООО «СанЭД» (директор В.Д. Тиунов), ООО Группа компаний «УралСтрой» (директор С.М. Осинкин) и ООО «Мир вентиляции и кондиционирования» (директор А.Ю. Домнин).

Партнерские отношения – один из «столпов» данного проекта. Генеральным партнером стала Нижнетагильская государственная социально-педагогическая Академия и, прежде всего, Институт художественного образования, педагоги и студенты которого исполнили все основные медийные программы проекта – уже упомянутый 3D-опыт, флеш-стихи по мотивам стихов Голубятникова и опыт-фризлайт, две версии макета книги стихов и макет сборника проекта, а также провели студенческую практику с разработкой программы. Кроме того, студенты приняли участие в презентации проекта, проведя хэппенинг.

Одним из важных партнеров проекта стал факультет сценических искусств – именно благодаря ему впервые было вынесено профессиональное суждение о стихах Голубятникова. А студенты исторического факультета помогали физически – чистили, мыли, красили и вместе с сотрудниками музея заворачивали пакеты для инсталляции. Отметим, что именно после проекта в Академии появился «летучий» волонтерский отряд, который в дальнейшем не раз помогал музею. Но одну из главных проблем проекта помогла решить… сельская школа: директор средней общеобразовательной школы № 18 села Кайгородское А.В. Крючков предоставил музею оптическое оборудование для проведения спектрального опыта, которое оказалось невозможно найти другими способами, и которое было включено в состав экспозиции.

Другими важными партнерами музея оказались московские художники Таня Баданина, Владимир Наседкин и Сергей Брюханов, екатеринбуржец Владимир Селезнев и тагильчанин Александр Иванов, которые создали объекты для проекта. Роль спонсоров и партнеров, которую в принципе трудно переоценить, в этом проекте весьма велика: они предоставили материалы и информационную продукцию на сумму около 400 тыс. руб. и тем решили самые наболевшие проблемы. Мотивация участия в реализации проекта у спонсоров и партнеров была разной: спонсорами двигали творческий интерес и возможность проявления собственных амбиций, партнерам были интересны собственный пиар, личные связи, и, что особенно важно, в ряде случаев – понимание роли культуры в изменении сообщества.

Материальная база. В проекте было задействовано значительное количество мультимедийной техники: led-мониторы, звуковоспроизводящее оборудование, компьютеры. Музей использовал буквально все, что было возможно, из своего арсенала, дополнив парк всего тремя приобретенными за счет гранта мониторами. Желание сделать проект на должном уровне периодически вступало в конфликт с ограниченным финансированием по гранту. В большинстве случаев незапланированных трат требовало создание экспозиционной версии исследований. И здесь определяющими ресурсами стали грамотный маркетинг и материальная база музея. Так, например, изготовление лайтбокса, с учетом спонсорской помощи в виде осветительного оборудования, обошлось в 40 тыс. руб. вместо изначально запрошенных 140 тыс. руб.

Проектная команда, в которую входило три человека, занималась не только научной и финансовой частью, общим ведением проекта, но и распределением сил и обязанностей привлеченных к проекту музейных сотрудников, отвечала за выполнение основных ремонтных работ и работ по сооружению музейной инсталляции. Команда была сознательно ориентирована на включение в тело проекта всего персонала музея (16 человек) для консолидации сил. Каждый сотрудник сам определил зону своей ответственности. Множественность направлений деятельности позволила использовать потенциал каждого в области научной и практической работы. Филологи музея, архивист и даже делопроизводитель активизировались на переводе стихов Голубятникова в электронный вид. Специалисты провели первичный отбор материала для публикации книги стихов художника – первой в его жизни, о которой он мечтал в предвоенные годы. Научным исследованием его жизни и творчества занимались искусствоведы музея – авторы проекта. Молодые сотрудники сосредоточили свое внимание на разработке занимательных образовательных программ по физике-оптике и цветоведению, придумав пешеходный квест – «бродилку» по выставке, который помогли оформить студенты Института художественного образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической Академии, а также подобрав для разных возрастных аудиторий мультимедийные программы от «Смешариков» и «Галилео» до «Оп-арта».

Главной осью проекта стала экспозиция, на которую «нанизывались» все программы и разработки. В ее основу была положена всего одна идея, выраженная одним произведением, и априори предъявление результатов могло быть только в форме тотальной экспозиции, в решении который был важен образ, созданный дизайнером музея. Большая музейная инсталляция – это дизайн-решение выставочного пространства, в пластической форме создающее образ времени, в котором жил художник, образ творческого начала и противостояния человека государственной машине. Образно-драматическое решение направляет зрителя, руководит его действиями, активно воздействует эмоционально, порождая атмосферу того времени, заставляя задуматься о жизни и творчестве Голубятникова, о месте художника в тоталитарной системе, о его непреодолимом стремлении быть свободным и в творчестве, и в жизни… Насыщенное многими смыслами и переживаниями, пространство в острой, радикальной форме предлагает зрителю свою версию судьбы этого одинокого, непонятого, но стремящегося к «горним высотам» человека.  

Результат

Структура экспозиции. Экспозиция разделена на шесть камерных зон, каждая из которых, как отдельная выставка, имеет свою тему, свои экспонаты, свой камертон, своего автора. Первая часть посвящена самой идее П. Голубятникова – истории художника, истории картины «Архангел Салафиил», и истории идеи, выдвинутой Голубятниковым в предвоенные годы. Вторая часть была отдана современным авторам и знакомит зрителя с типами светоживописи в современных технологиях – лайтбокс, световые объекты, фризлайт, фьюзинг, фото-светоживопись, а также с поэтическим наследием Голубятникова. Объединяющим началом всех объектов второй части, выполненных в современных технологиях, стала сама тема божественного начала. Один из самых ярких образов Архангела Салафиила был создан на лайтбоксе с использованием светонакапливающих красок – люминофоров. Получившийся образ живет в пульсирующем режиме, предъявляя столь разные облики Архангела: то ярко-декоративного, сверкающего в свете, то таинственно мерцающего во тьме. Студенты Института художественного образования представили свой образ Салафиила в технике фризлайт и перевели результаты статичного фотоизображения в анимацию, что относится к типу редких практик. Техника фьюзинга (сплавленное стекло) позволила создать праздничный и нарядный образ архангела, идущего в мир людской с добром и радостью. С помощью разных техник иконографический извод Архангела интерпретировался по-разному, но рамки проекта допускали и иные решения темы. Так с помощью техники сварки в металле появился иной образ – просто ангела, с чувствами сродни человеческим. Для разностороннего воплощения идеи важны стали и объекты, сопрягающиеся с темой проекта духовно (божественное начало) и технологически (опыты с оптикой, светом и спектором). Светоживописные «Генераторы радуги», в которых были использованы не только лупы, призмы, но и редкие приборы – триаглиф и дифракционные решетки, создают атмосферу рождения хрупкого чуда и дарят каждому персональные радуги, напоминая о Завете Божием.

Продвижение проекта

Продвижение проекта – одна из важных ступеней в его реализации. Распространением информации в социальных сетях, городских и областных СМИ занимались авторы и сотрудники научно-просветительского отдела музея. Налаженные контакты со СМИ, давними информационными партнерами – залог успеха, поскольку своевременное предварительное информирование о готовящемся проекте позволило создать некую интригу, которую определил слоган «История одного несвершившегося открытия…». Большая роль в популяризации инициативы Нижнетагильского музея принадлежит и Ассоциации менеджеров культуры (АМК), организовавшей пресс-тур представителей московских СМИ.

Налаженные контакты со СМИ, давними информационными партнерами музея – залог успеха его проектов.

Проект вызвал большой интерес, и вскоре на адрес музея стали поступать заявки с предложениями о демонстрирации его на других площадках. В настоящее время этот вопрос только решается, поскольку экспозиция будет стоять в музее не меньше года, и существуют определенные сложности в ее выездном показе. Сегодня главное, что «Исконный свет Салафиила» вошел в число лучших реализованных проектов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина сезона 2012 г. и уже представлен на участие в фестивале «Музейный гид» в июне 2013 г. в Москве. В планах команды проекта – дальнейшее исследование творчества Голубятникова, широкая публикация его произведений и создание банка инновационных и неожиданных творческих идей художников.

Кстати, напомним, что в 2012 г. проект Нижнетагильского музея изобразительных искусств «Солдаты. Soldaten. Soldiers» также был признан одним из лучших проектов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» и представлен на фестивале «Музейный гид – 2012».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×