Проект “Фонари Москвы”

73
Негосударственное учреждение культуры Музей “Огни Москвы” был основан в 1980 г. и посвящен истории уличного освещения. Это небольшой музей, но он интересен своей экспозицией, программами и проектами. Его сотрудники неоднократно побеждали в различных конкурсах, а в 2012 г. в рамках конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире” музей получил грант на реализацию исследовательского проекта “Фонари Москвы”....

Л.Р. Гадельшина,

руководитель проекта “Фонари Москвы”, заведующий культурно-просветительским отделом “Огни Москвы”

Негосударственное учреждение культуры Музей “Огни Москвы” был основан в 1980 г. и посвящен истории уличного освещения. Это небольшой музей, но он интересен своей экспозицией, программами и проектами. Его сотрудники неоднократно побеждали в различных конкурсах, а в 2012 г. в рамках конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире” музей получил грант на реализацию исследовательского проекта “Фонари Москвы”.

История проекта

Проект “Фонари Москвы” родился из любопытства. Фонарь в музее – экспонат номер один, но в экспозиции он существует как вещь в себе. Мы рассказываем историю освещения Москвы, но то, как она отражена в современном городе, остается за рамками экскурсий. Нам стало интересно, сохранились ли вообще в Москве старые фонари. Сначала это был вопрос, который не требовал скорейшего ответа. Мы проводили пешеходные экскурсии, фотографировали во время прогулок интересные фонари. Но постепенно вникли в проблему и осознали ее.

Городские власти, стремясь навести лоск в городе, не всегда обращают внимание на малые архитектурные объекты, в т. ч. на старинные фонари. А ведь часто именно “мелочи” создают атмосферу города.

Москва – столица, у которой с сохранением старины, объектов истории и культуры особые отношения. Двадцатый век стал особенно сложным для города – начатое со строительства доходных домов в начале века, разрушение старинных зданий продолжалось в тридцатые годы и не закончилось до сих пор. Сейчас в Москве вокруг сохранения и изучения памятников архитектуры, истории и культуры сложилась активная группа неравнодушных людей. И это не только молодые люди, но и взрослые, помнящие город своего детства. Важно, что в Москве сформирована общественная позиция – необходимо сохранять и восстанавливать старинные объекты. Люди хотят жить в городе с историей. Однако это не всегда находит отражение в программах развития Москвы.

Большая часть старинных фонарей была уничтожена в 1930-е гг., когда выполнялся ленинский план электрификации всей страны. Тогда с улиц были убраны практически все газовые и керосиновые фонарные колонны, но некоторые из них сохранились и заслуживают быть восстановленными, чтобы придать московским улицам колорит старого города. Однако чаще фонари и другие объекты малой архитектурной формы исчезают из столицы. Например, осенью 2012 г. при реконструкции Тверского бульвара советские фонари периода послевоенного восстановления Москвы (архитектор – лауреат Сталинской премии М. Минкус) были заменены копиями газовых фонарей, не выдерживающими сравнения с историческим оригиналом. Очень часто московские фонари, установленные в охранных зонах (например, на Манежной площади), не соответствуют стилю и времени окружающих построек, т. к. при разработке проектов архитекторы светотехники редко обращаются к архивным материалам.

Люди хотят жить в городе с историей.

Начало работы

К весне 2012 г. коллектив музея, погрузившись в историю старинных московских фонарей, понял, что оформляется полноценный проект. Была сформулирована цель проекта – сохранение старинных фонарей и привлечение внимания жителей Москвы и городских властей к ним как к важным городским историческим объектам. Для этого мы проводим музейное исследование, посвященное московским фонарям, по результатам которого будет сформирован электронный каталог сохранившихся и исчезнувших фонарей с их описанием, историей, фотографиями.

По результатам проводимого будет сформирован электронный каталог сохранившихся и исчезнувших фонарей.

Каталог будет состоять из трех разделов:

1) типовые уличные фонари для наружного освещения, дореволюционные и советские;

2) фонари, входящие в ансамбль памятников и монументов; фонари усадеб, настенные фонари доходных и прочих домов, особняков;

3) несохранившиеся фонари.

Кроме того, собранные материалы позволят сотрудникам музея разработать серию пешеходных экскурсий “от фонаря”. Их маршруты будут отличаться от существующих сейчас. История столицы будет рассказана “от фонаря”, он станет главным “действующим лицом”. Возникнет образ Москвы – старинного города, красивого и хранящего историю. На некоторых особо ценных с исторической и художественной точки зрения московских фонарях уже летом этого года будут установлены таблички с информацией о дате установки, авторах, месте изготовления, небольшой историей.

Поиск старинных фонарей начался в апреле 2012 г. и продолжается до сих пор. Чтобы найти в Москве такие фонари, мы ходим пешком по городу и фотографируем интересные колонны и светильники. Даже торопясь по делам, опытный сотрудник заметит фонари. Иногда попадаются действительно важные. Например, колонны одних из редчайших в современной Москве газокалильных фонарей начала XX века были обнаружены во время велосипедной поездки по Нескучному саду. Ленинский проспект вообще богат историческими находками, на нем сохранились и дореволюционные, и советские фонари 1930-х гг. (которых, к слову, в Москве осталось совсем немного). Так появилась мысль создать маршрут экскурсии по Ленинскому проспекту. Например, упоминаемые колонны газокалильных фонарей стоят во дворе дома, в строительстве которого участвовал нобелевский лауреат. Дом строили заключенные, среди них был Александр Солженицын. Он описывает эту историю в романах “Архипелаг ГУЛАГ” и “В круге первом”: “Судьба послала Наде неожиданную, но заслуженную ею награду: случилось так, что Глеба не увезли в Заполярье, а выгрузили в самой Москве – в маленьком лагерьке, строившем дом для начальства МГБ и МВД – полукруглый дом на Калужской заставе. По Большой Калужской улице сновали лимузины, порой и дипломатические; автобусы и троллейбусы останавливались у конца решетки Нескучного Сада, где была вахта лагеря, похожая на простую проходную строительства; высоко на каменной кладке копошились какие-то люди в грязной рваной одежде – но строители все имеют такой вид, и никто из прохожих и проезжих не догадывался, что это – зэки. А кто догадывался – тот молчал. Стояло время дешевых денег и дорогого хлеба. Дома продавались вещи, и Надя носила мужу передачи. Передачи всегда принимали. Свидания же давали не часто: Глеб не вырабатывал нормы. Заключенные жили в том же доме, который строили, в его неотделанном крыле”.

Сами же газокалильные фонари в советское время получили электрические светильники при реализации плана ГОЭЛРО, но большая часть, конечно, исчезла. В Москве было обнаружено всего шесть подобных газокалильных фонарей.

Проект “Фонари Москвы” исследовательский, поэтому все выявленные фонари нуждаются в музейной атрибуции. Она началась в 2012 г. В этой работе задействованы трое сотрудников, которые также проводят большую работу в архивах, музеях и библиотеках Москвы. Подобных исследований почти не проводилось, поэтому информацию приходится собирать буквально по крупицам.

Информация, полученная в ходе реализации проекта, будет использоваться не только при составлении каталога и разработке пешеходных экскурсий, но и для обоснования важности сохранения старых фонарей в Москве.

Сотрудники Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, ГУП “Моссвет” и подрядных организаций, осуществляющих эксплуатацию наружного освещения, часто не осознают ценность тех или иных фонарей. Нам удалось обратить их внимание на эту проблему и начать сотрудничать с руководством департамента в качестве экспертов по истории уличного освещения. Музей подготовил списки наиболее ценных фонарей, требующих реставрации. Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы принял этот список на рассмотрение.

Установление отношений с Правительством Москвы стало настоящей победой проекта.

Ресурсная база

Финансовые средства. Проект “Фонари Москвы” реализуется, главным образом, за счет грантовых средств, полученных от Благотворительного фонда В. Потанина. Общий бюджет проекта равен примерно 800 тыс. руб. Главной статьей затрат является копирование архивных материалов − 300 тыс. руб. Часть финансовых средств (15%) вкладывает сам музей.

Материальная база. Музей обладает необходимыми техническими ресурсами: сканером, принтером, компьютерами, проектором для презентации проекта. При проведении исследования сотрудники музея используют архивные и фотоматериалы по истории городского освещения Москвы из собственного фонда.

Кадровые ресурсы, методическая база. Один из важнейших ресурсов проекта “Фонари Москвы” − это сотрудники Музея “Огни Москвы”, для которых сохранение старых фонарей стало не только профессиональной обязанностью, но и личным увлечением. Они хорошо знакомы с историей освещения Москвы, в проектной команде есть специалисты, владеющие специальными знаниями для профессиональной разработки экскурсионных маршрутов, путеводителей, электронных каталогов.

Большую помощь в поиске интересных фонарей и их атрибуции оказывают участники общественного движения “Архнадзор”.

Информационные ресурсы. Важным инструментом поиска информации о фонарях с историей также стал конкурс детских рисунков “Фонари Москвы”. Музей проводит его каждый год, начиная с 2006 г. В прошлом году было прислано более 150 конкурсных работ. Дети действительно очень помогли проекту, нарисовав фонари, о которых сотрудники музея не знали (например, фонари Измайловского парка, фонари у здания МГТУ им. Баумана и др.).

Одним из критериев успеха проекта было как можно более широкое информирование о нем жителей Москвы, чтобы и они помогали сохранять культурное прошлое своего города. Для вовлечения москвичей в проект информация о нем распространяется среди посетителей музея и общественных групп, связанных с изучением и сохранением культурного наследия, через СМИ.

Информация распространялась несколькими способами:

■ в Интернете:

- на собственном сайте музея http://www.moscowlights.ru;

- на страницах музея в социальных сетях: http://vk.com/moscowlights; https://www.facebook.com/moscowlights − в т. ч. путем перепоста, когда посетители страниц делятся информацией со своими друзьями, те – со своими, и т. д.;

- на сайтах партнеров: движения “Архнадзор” (http://www.archnadzor.ru), проекта “Москва, которой нет”, ГУП “Моссвет” (http://www.mossvet.ru), друзей музея;

■ в ходе личного общения с посетителями музея, в рамках событий музея или общегородских событий. Например, во время акции “Ночь музеев” в 2012 г. музей посетило около 1400 человек. Сотрудники “Огней Москвы” старались донести идею проекта до всех посетителей.

Планируемые результаты

По итогам реализации проекта “Фонари Москвы” появится электронный каталог сохранившихся и исчезнувших фонарей с описанием, историей, фотографиями. Он может быть интересен архитекторам, светотехникам, художникам, историкам, дизайнерам, т. е. специалистам, имеющим дело с городской средой, историей, реставрацией. Самые интересные фонари, представляющие историческую или художественную ценность, будут украшены табличками с небольшой историей о них. Это привлечет внимание москвичей к объектам малой архитектурной формы и к музею “Огни Москвы”.

Также мы рассчитываем расширить аудиторию музея. Сейчас существуют интерактивные программы для детей, а для взрослой аудитории мы придумали необычную прогулку по переулкам Москвы с ручными фонариками. Вообще, пешеходные экскурсии неизменно пользуется популярностью у москвичей, поэтому мы считаем, что экскурсии “от фонаря”, не похожие на существующие в Москве, будут посещаемы.

Оценить эффективность проекта можно будет по следующим критериям:

■ количество выявленных и атрибутированных фонарей (чем больше оно будет, тем лучше);

■ заинтересованность организаций, обслуживающих наружное освещение, – количество отреставрированных фонарей и сохраненных фонарей из числа требовавших реставрации и подлежащих замене на новые;

■ вовлечение жителей Москвы в реализацию проекта;

■ интерес профессионального сообщества (светотехников, архитекторов, реставраторов) к результатам проекта – количество обращений к каталогу;

■ интерес жителей Москвы к результатам проекта – количество посещающих пешеходные экскурсии по разработанным в рамках проекта маршрутам. Экскурсии должны стать постоянными.

В перспективе музей планирует совместно с ГУП “Моссвет” и подрядными организациями разработать план реставрации фонарей, найденных в ходе реализации проекта и нуждающихся в восстановлении. После реализации проекта работа по выявлению и исследованию фонарей в Москве, конечно, продолжится, а электронный каталог будет пополняться.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль