«В музей за знаниями, знания для музея»

151
Все говорит о том, что Международный музейный фестиваль «Интермузей−2013» будет сильно отличаться от фестивалей прошлых лет. Заявлены изменения в логике построения деловой и культурной программ, определена единая тема мероприятия. Мы побеседовали с директором Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Натальей Юрьевной Самойленко об основных изменениях, которые ожидают участников и гостей мероприятия, и приоритетах развития фестиваля...

Все говорит о том, что Международный музейный фестиваль «Интермузей−2013» будет сильно отличаться от фестивалей прошлых лет. Заявлены изменения в логике построения деловой и культурной программ, определена единая тема мероприятия. Мы побеседовали с директором Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Натальей Юрьевной Самойленко об основных изменениях, которые ожидают участников и гостей мероприятия, и приоритетах развития фестиваля. 

Наталья Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о программе «Интермузея−2013»: каких новшеств следует ждать его участникам и гостям?

Во-первых, в этом году «Интермузей» будет тематическим. Мы решили сконцентрироваться на образовательных ресурсах музеев, предложении музеев для самых разных категорий посетителей. Не важно, с какой аудиторией работает музей: с детьми или взрослыми – главное, чтобы деятельность была связана с образованием. Программы и проекты могут быть как длительными, так и разовыми, которые появляются в связи с длительными выставками, теми или иными событиями музейной жизни. В связи с этим изменятся конкурсы «Интермузея». В рамках конкурсной программы будут определены лучшие музейные образовательные программы. Кроме того, мы поощрим специальным призом Министерства культуры наиболее интересную программу музея для молодежи.

Изменится сам ход конкурса: сначала заинтересованные учреждения присылают свои заявки на участие в конкурсной (а также деловой и выставочной) программе. Затем оргкомитет фестиваля рассматривает полученные заявки и формирует из них форт-лист. И уже из состава шорт-листа эксперты выбирают проекты, которые будут представлены жюри и предъявлены публике. То есть «караван жюри», медленно идущий по территории выставки, уйдет в прошлое. Представление проектов будет происходить на дискуссионных площадках. Таким образом музей сможет максимально полно раскрыть возможности своих программ.

Во-вторых, на «Интермузее» будет предусмотрена большая интерактивная зона. Дело в том, что в 2013 году исполняется десять лет программе Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире», и мы пригласили «Музейный гид» в качестве гостя фестиваля. Это позволит всем гостям и участникам увидеть наиболее интересные образовательные проекты, поддержанные в рамках грантовых программ Фонда Потанина, в их действующем виде, как это обычно делается на фестивале «Музейный гид».

В-третьих, работа дискуссионных панелей будет увязана с разными видами образовательной активности. Мы надеемся, что именно такая логика построения программ позволит привлечь на «Интермузей» новую публику, сделать его той площадкой, на которой встретятся как наиболее «продвинутые» музейщики и потенциальные потребители их проектов. Я имею в виду прежде всего людей, которые проводят образовательные программы в школах и вузах. Поэтому одной из самых желанных категорий посетителей «Интермузея−2013» будут учителя. Мы надеемся, что, познакомившись с разнообразием образовательных музейных программ, каждый из них найдет что-то важное. Что-то, что поможет ему в учебном процессе. Серьезнейшей задачей «Интермузея» является смычка тех, кто работает с детьми и молодежью в музеях и школах. От их совместной работы зависит эффективность коммуникации с новыми посетителями.

Предусмотрена ли какая-то программа для самих работников музеев? Конечно, гуляя по выставочной площадке, можно встретить старых друзей и узнать об их проектах, но иногда этого недостаточно…

Как раз сейчас оргкомитет фестиваля работает над тем, чтобы «Интермузей» показывал две стороны музейной работы: с одной стороны, публика ходит в музей за знаниями, с другой, − сами музеи заинтересованы в приобретении новых знаний и навыков. На «Интермузее» существует площадка «Техномузей», на которой представлены компании, предлагающие продукцию для музеев. Нам хотелось бы сделать эту зону более целостной и подать ее как территорию знаний для музейных работников – знаний в области того, как можно хранить, восстанавливать, экспонировать; какие передовые технологии доступны музею для разных нужд; как внедрить новшества в свою работу. Очень коротко эту идею можно сформулировать так: «В музей за знаниями, знания для музея».

Говоря о создании целостных зон, Вы, вероятно, имеете в виду архитектурную концепцию фестиваля, которая обсуждалась на заседании оргкомитета в конце марта?

Совершенно верно. Мы хотим сделать пространство «Интермузея» более цельным, превратить его в некое подобие музея вообще, с правильными, комфортными зонами не только для осмотра, но и для отдыха посетителей, с правильным музейным магазином, правильными дискуссионными площадками. К работе подключилась действительно креативная команда. В данный момент происходит поиск нового изобразительного и архитектурного решения «Интермузея», чтобы, с одной стороны, самим музеям было удобно, и, с другой стороны, в результате получилось серьезное рабочее пространство.

В этом году в тендере на проведение фестиваля победила Ассоциация менеджеров культуры. Она известна как оператор конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», программы «Музейный гид», с 2012 года она взяла на себя управление архитектурным фестивалем «Архстояние» в Калужской области… На Ваш взгляд, в чем преимущество этой компании, что обеспечивает ей успех?

Не буду скрывать, мне хотелось, чтобы в подготовке «Интермузея» приняли участие молодые люди. В Ассоциации менеджеров культуры много молодых кураторов, хорошо представляющих себе интересы современной публики. К сожалению, не все музеи могут похвастаться таким пониманием. Значит, работа подобной команды поможет «расшевелить» музейные кадры. Я надеюсь, что кураторская группа Ассоциации менеджеров культуры сможет привнести новое дыхание в организацию фестиваля, а это, в свою очередь, позволит привлечь новую публику – тех самых потенциальных посетителей музейных образовательных программ.

Изменился ли состав участников фестиваля по сравнению с прошлыми годами?

Принципиального обновления состава участников, вероятно, не будет: способы коммуникации остались прежними, информационная рассылка уходит по тем же адресам. В фестивале, как всегда, смогут принять участие и те, кто приезжает на него из года в год, и новые лица – любые федеральные, региональные, муниципальные, школьные музеи, музеи высших учебных заведений и другие организации и физические лица. Главное – чтобы им было что представить в рамках заявленной темы «Музей – образовательный ресурс общества».

Мне кажется, что тема, связанная с образованием, будет интересна широкому кругу музеев, потому что им объективно есть что рассказать, и есть желание пригласить к себе посетителей, презентовав им свои образовательные программы. Остается надеяться, что это действительно так, и посетителей будет много.

Какие критерии эффективности и востребованности Вы будете применять к «Интермузею»? В каком случае оргкомитету станет понятно, что фестиваль удался?

Мы намерены собрать и исследовать обратную связь – что получили от участия в фестивале участники из разных групп. На мой взгляд, мероприятие будет удачным, если сотрудники музеев действительно сумеют найти в опыте своих коллег что-то важное, что поможет им в работе. Если учителя, пришедшие на «Интермузей», узнают, что есть потрясающие программы, которые помогут им заинтересовать их классы. Будет здорово, если на «Интермузей» придут родители с детьми и обнаружат новые точки интереса и объекты для посещения.

И еще: хочется, чтобы «Интермузей» стал бесплатным. Сейчас мы договариваемся об этом с Центральным домом художника.

Что такое «Интермузей» лично для Вас?

Лично для меня «Интермузей−2013» – это некий творческий вызов. Хочется, чтобы все технологии и приемы, которые приносили хорошие результаты в «Меняющемся музее в меняющемся мире» и «Музейном гиде», сработали и в больших масштабах, понравились широкой публике.

Еще мне очень хочется, чтобы пространство фестиваля изменилось визуально, чтобы при помощи архитектора и художника нам удалось создать новое зонирование пространства, отойти от традиционной «ячеистой структуры» выставки, но при этом объединить все площадки. Целостность очень важна с точки зрения эмоционального восприятия всех процессов, которые будут происходить на этих площадках – благодаря ей возникает и ширится корпоративное единство, формируется профессиональное сообщество.

Что бы Вы могли пожелать будущим посетителям «Интермузея–2013»?

Во-первых, чтобы эти дни оказались для них чрезвычайно полезными. И еще – чтобы мы совместными усилиями выработали тему следующего «Интермузея». Она задаст вектор дальнейшего движения, и мне очень интересно, каким он будет. Какую тему профессиональное сообщество назовет самой важной. Что объединит нас в 2014 году.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль