Организация работы библиотеки в условиях Закона № 436 “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”

1231
О внедрении норм закона в практику работы библиотеки...

Е.И. Борисова,

заведующая сектором правового обеспечения деятельности библиотек отдела межбиблиотечного взаимодействия Российской национальной библиотеки

О внедрении норм закона в практику работы библиотеки. 

После вступления в силу с 1 сентября 2012 г. Федерального закона от 29.12.2010 № 436 “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” (далее – Закон № 436-ФЗ) в обществе развернулась жаркая дискуссия по проблемам его реализации. Обсуждение велось в СМИ, Интернете, на конференциях и круглых столах. Активными участниками дебатов в первую очередь стали заинтересованные лица – те, на кого распространяется действие этого закона, и кто по определению п. 12 ст. 2 Закона № 436-ФЗ осуществляют “оборот информационной продукции”: издатели, книготорговцы и библиотечные специалисты. Среди многочисленных вопросов, которые продолжают обсуждаться, самым болезненным остается внедрение норм Закона № 436-ФЗ в практику.

Проанализировав содержание Закона № 436-ФЗ, можно заключить, что причины возникновения полемики кроются в терминологической размытости, неоднозначности толкования в нем ряда используемых понятий и положений, вплоть до практической невыполнимости нормативных требований.

К сожалению, столь значимый для российского общества документ не обсуждался всенародно и публично, как например, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции” или Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, а на его концепцию и содержание не были даны экспертные заключения тех специалистов (издателей, книготорговцев, библиотекарей и др.), которым приходится сейчас работать в сложных условиях действия Закона № 436-ФЗ. Наконец, не просчитывался социальный эффект от его внедрения. Возможно, при соблюдении названных условий удалось бы избежать ошибок, а порой и “недоразумений”, свойственных вступившему в силу документу.

Спорные моменты

1. В понятийном аппарате Закона № 436-ФЗ отсутствуют определения понятий “распространитель информационной продукции” и “производитель информационной продукции”. Исходя из норм закона, и издатели, и книготорговцы, и библиотеки могут одновременно выступать как в роли производителей, так и распространителей информационной продукции. А значит, согласно п. 1 ст. 6, они обязаны самостоятельно заниматься ее возрастной классификацией до начала оборота − предоставления или распространения, включая продажу, аренду, прокат, выдачу из библиотечных фондов, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях и т. д. 

Отсутствие в Законе № 436-ФЗ разграничения зон ответственности между “производителем” и “распространителем” информации обязывает общедоступные библиотеки проводить возрастную классификацию всего библиотечного фонда.

2. Нигде не учтены затраты на маркировку продукции. В продолжение предыдущего пункта следует добавить, что в понятие “информационная продукция” (п. 5 ст. 2) включены и печатная, и аудиовизуальная продукции на любых видах носителей, базы данных, а также продукция средств массовой информации, которыми комплектуются библиотеки России. В соответствии с нормами Закона № 436-ФЗ возрастной маркировки требует вся информационная продукция, независимо от срока ее поступления в фонды, за исключением печатной, выпущенной в оборот до дня его вступления в законную силу (п. 2 ст. 23). Впрочем, несмотря на то, что закон разрешает не размещать знак маркировки на такой печатной продукции, выдача документов из библиотечного фонда все равно должна осуществляться в соответствии с возрастом, поэтому библиотекам придется либо заниматься маркировкой каждого документа, либо преодолевать правовые барьеры каким-либо иным способом.

Заметим, что совокупный фонд общедоступных библиотек России насчитывает приблизительно 2 млрд. книг. К этой цифре следует добавить огромные массивы аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, базы данных, продукцию средств массовой информации. Исполнение библиотеками этой нормы Закона № 436-ФЗ, во-первых, потребует от государства миллиардных затрат, которые, кстати, не были запланированы федеральным бюджетом, что следует из финансово-экономического обоснования и официального отзыва № 2.12-17/202 от 18.03.2009 на проект федерального закона № 155209-5 “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, подписанного заместителем Председателя Правительства РФ С.Б. Ивановым. В нем подчеркнуто, что “в соответствии с прилагаемым к законопроекту финансово-экономическим обоснованием принятие законопроекта не потребует дополнительного расходования бюджетных средств”. Во-вторых, это нарушит права граждан на свободный доступ к информации, ведь библиотеки вынуждены будут временно прекратить или ограничить выдачу информационной продукции, не прошедшей классификацию.

3. Невыполнимые дополнительные требования к обороту информационной продукции – размещение в стенах одной библиотеки отделов, обслуживающих детей, и отделов, работающих со взрослыми, на расстояние не менее чем 100 м друг от друга. В пункте 3 ст. 16 Закона № 346-ФЗ установлено, что “информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций”. Информационная продукция, отнесенная Законом № 436-ФЗ к категории, запрещенной для распространения среди детей (п. 2 ст. 5), на вполне законных основаниях может оказаться в библиотеках, обслуживающих взрослых. Однако при разработке законопроекта не был учтен тот факт, что обслуживание взрослых и детей зачастую осуществляется в стенах одной библиотеки, что является весьма распространенной моделью библиотечной работы в России.

Чтобы соблюсти требование закона и удалить от детей запрещенную информационную продукцию на расстояние в 100 м, потребуются не менее разорительные государственные затраты для перевода детских отделов в помещения других зданий.

В тупиковой ситуации оказалась, по сути, вся библиотечная Россия, а не только детские библиотеки.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 78-ФЗ “О библиотечном деле” граждане, достигшие 14-летнего возраста и имеющие паспорт, имеют право записаться в библиотеку. Но по возрастной градации, положенной Законом № 436-ФЗ в основу классификации информационной продукции, эти граждане отнесены к категории “дети”.

Попытка переломить ситуацию была предпринята Российской библиотечной ассоциацией, от имени которой 9 января 2013 г. были направлены письма руководителю Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций А.А. Жарову и министру культуры РФ В.Р. Мединскому по поводу проблем, обусловленных применением норм Закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ. Выбор адресатов: Роскомнадзора и Министерства культуры – был сделан в связи с возложенными на них полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Однако для принятия уполномоченными органами каких-либо решений по обращениям РБА потребуется время, а закон уже вступил в законную силу, и его неисполнение наказуемо в соответствии со ст. 4.5, 6.17, 13.21, 19.5, 23.1 и 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Соответствующие изменения и дополнения были внесены в него Федеральным законом от 21.07.2011 № 252 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”». Не вдаваясь в детали, акцентируем внимание лишь на том, что нарушение норм Закона № 436-ФЗ (если действие не содержит уголовно наказуемого деяния) влечет за собой для юридических лиц наложение значительных сумм штрафа и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В связи с этим игнорировать Закон № 436-ФЗ библиотекам невозможно, и придется принимать меры по его исполнению, что в действительности значит – находить решения, совершая обходные маневры и преодолевая воздвигнутые Законом № 436-ФЗ, казалось бы, непреодолимые препятствия.

Приступая к решению этой сложной задачи, руководителю библиотеки необходимо разработать четкий алгоритм действий. Начать работу по выполнению требований Закона № 436-ФЗ рекомендуется с ознакомления сотрудников библиотеки с нормативно-правовой базой (законами, развивающими их основные положения подзаконными актами и иными документами, перечень которых представлен в Приложении 1), регулирующей отношения в сфере информационной безопасности детской читательской аудитории, и только после этого принимать управленческие решения на тех участках библиотечной работы, которые попадают под действие Закона № 436-ФЗ, а именно: комплектование библиотечного фонда, каталогизация, обслуживание пользователей, организация массовых (зрелищных) мероприятий.

Рекомендуем сначала ознакомить сотрудников библиотеки с нормативно-правовой базой, и после этого принимать управленческие решения. 

Комплектование и каталогизация

Поскольку п. 12 ст. 2 определяет понятие “оборот информационной продукции” как “предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в т. ч. распространение по подписке)....”, то, следуя логике Закона № 436-ФЗ, начиная с 1 сентября 2012 г. библиотеки должны комплектоваться документами, снабженными возрастной маркировкой. Однако в действительности ситуация развивается следующим образом. Если вопросы маркирования информационной продукции в печатных и сетевых СМИ, информационных агентствах, электронных периодических изданиях, распространяемых на электронных носителях, разъяснены в рекомендациях, принятых Роскомнадзором и Минсвязи, то с печатной (книжной) продукцией вопрос все еще не нашел своего окончательного решения. При Роспечати 13 сентября 2012 г. была создана рабочая группа по выработке предложений о порядке реализации положений Закона № 436-ФЗ в отношении печатной продукции, куда вошли представители Роспечати, Роскомнадзора, Российского книжного Союза, а также ведущие российские издатели и книгораспространители. В их поле зрения находится в т. ч. и разработка предложений к требованиям маркировки печатной (книжной) продукции. Прошло уже несколько заседаний рабочей группы, которая разработала проект рекомендаций по применению Закона № 436-ФЗ. 30 ноября 2012 г. на 14-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction работал круглый стол “ФЗ-436: что ни книга, то статья”. В ходе дискуссии о применении норм закона в отношении печатной (книжной) продукции, в которой приняли участие книгоиздатели, книгораспространители и библиотечные специалисты, было высказано мнение о выведении книжной продукции как объекта культурного значения из-под действия Закона № 436-ФЗ. Соответствующие предложения по внесению изменений в этот закон могут быть подготовлены и представлены к рассмотрению, а следовательно, точку в вопросе о его применении в отношении печатной (книжной) продукции ставить рано.

Начиная с 1 сентября 2012 г. библиотеки должны комплектоваться документами, снабженными возрастной маркировкой.

Разработан проект рекомендаций по применению Закона № 436-ФЗ в отношении печатной (книжной) продукции.

Поскольку механизмы реализации Закона № 436-ФЗ в отношении возрастной маркировки четко не определены, а согласно его нормам библиотеки участвуют в обороте информационной продукции и несут ответственность за наличие возрастной маркировки на информационной продукции наравне с издателями и книгораспространителями, руководителю библиотеки рекомендуется организовать проведение классификации печатной и аудиовизуальной продукции, поступившей в библиотеку без соответствующего знака после 1 сентября 2012 г. – даты вступления Закона № 436-ФЗ в законную силу.

Руководителю библиотеки рекомендуется организовать проведение классификации печатной и аудиовизуальной продукции, поступившей в библиотеку без соответствующего знака после 1 сентября 2012 г.

Из-под действия Закона № 436-ФЗ выведена научная, научно-техническая и статистическая информация, а также информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную и культурную ценность. В связи с этим перечень объектов библиотечного фонда, не подлежащих классификации, библиотекой составляется самостоятельно и утверждается внутренним нормативным актом.

Сами производители и распространители могут классифицировать информационную продукцию, оборот которой регулируется Законом № 436-ФЗ, при желании привлекая к этому аккредитованных экспертов.

В соответствии с п. 1 ст. 6 и ст. 17 необходимо создать экспертную группу из числа сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование и обладающих специальными знаниями, в т. ч. в области педагогики, филологии, библиотечного дела, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии (п. 5 ст. 17) для проведения экспертизы печатной и аудиовизуальной продукции. При организации этой работы можно руководствоваться не только соответствующими нормами Закона № 436-ФЗ, но и приказами Роскомнадзора и Министерства связи и массовых коммуникаций.

Обязанность по размещению знака информационной продукции следует возложить на отдел комплектования или специалистов, занимающихся комплектованием библиотечного фонда. Кроме того, комплектаторам необходимо вменить в обязанность рассылку поставщикам уведомлений об обязательности размещения знака информационной продукции на изданиях, поставляемых в библиотеку. При отсутствии такого знака на изданиях, поступающих в библиотеку, сведения о возрастной классификации должны запрашиваться у поставщика, который указывает их в сопроводительных документах.

Комплектаторам следует вменить в обязанность размещать знак информационной продукции и рассылать поставщикам уведомленияй об обязательности размещения знака информационной продукции на изданиях, поставляемых в библиотеку.

 Комплектаторам и каталогизаторам с привлечением специалистов, отвечающих за автоматизацию библиотеки, следует обеспечить наличие знака информационной продукции при создании библиографической записи и формировании электронного каталога библиотеки.

Обслуживание пользователей

Печатные издания, имевшиеся в фондах до 1 сентября 2012 г., не требуют наличия знака информационной продукции. Тем не менее, их выдача из библиотечных фондов должна производиться в соответствии с возрастной классификацией. В связи с этим, во исполнение норм Закона № 436-ФЗ, при обслуживании пользователей печатные (книжные) издания, имеющие указание на целевую возрастную группу, целесообразно соотнести с соответствующими возрастными категориями, предусмотренными п. 3 ст. 6 и обозначаемыми знаками информационной продукции в графической форме согласно требованиям, изложенным в п. 1 ст. 12.

Издания для дошкольного возраста (0-6 лет) будут соответствовать знаку информационной продукции 0+, для младшего школьного возраста (7-11 лет) – 6+, для среднего школьного возраста (12-15 лет) – 12+, для старшего школьного возраста (16 и старше) – 16+.

Целесообразно также размещать информацию о введенной возрастной классификации информационной продукции на кафедрах выдачи литературы в читальном зале и абонементе.

Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-коммуникационных сетей (в т. ч. сети Интернет), организуется в соответствии с требованиями ст. 14, в которой основным условием ее предоставления является применение технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Работники, связанные с обслуживание пользователей в сети Интернет, должны нести персональную ответственность за информационную безопасность детской читательской аудитории.

Работники, связанные с обслуживание пользователей в сети Интернет, должны нести персональную ответственность за информационную безопасность детской читательской аудитории.

Если библиотека имеет веб-сайт, зарегистрированный в качестве средства массовой информации, то в соответствии с п. 5 ст. 11 и п. 2 ст. 14 Закона № 346-ФЗ на основном меню сайта обязательно должен содержаться знак возрастной классификации. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно. 

Массовые (зрелищные) мероприятия

Соблюдать основные положения Закона № 436-ФЗ придется и при организации массовых (зрелищных) мероприятий в библиотеке, работа над которыми традиционно начиналась с определения темы, читательского и целевого назначения, формы проведения и т. д.

С введением в действие Закона № 436-ФЗ обязательными элементами станут возрастная классификация информации, распространяемой посредством зрелищного мероприятия, и нанесение знака информационной продукции при подготовке афиш или иных объявлений о зрелищных мероприятиях и выставках (п. 6 ст. 11).

При этом сама информационная продукция, демонстрируемая посредством зрелищного мероприятия, наличие знака возрастной маркировки не потребует (подп. 4 п. 4 ст. 11).

 Сама информационная продукция, демонстрируемая посредством зрелищного мероприятия, не требует наличия знака возрастной маркировки.

 Организация кино- или видеопоказа в библиотеках должна осуществляться в соответствии с порядком, разработанным Министерством культуры РФ.

Необходимым условием для проведения зрелищного мероприятия является наличие знака информационной продукции у демонстрируемых кино- или видеофильмов и звуковое сообщение о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий перед началом кино- или видеопоказа.

Знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей должен быть размещен на афишах и иных объявлениях о кино- или видеопоказе, на входных билетах, приглашениях либо иных документах на право посещения мероприятия, а также перед началом демонстрации фильма на экране.

В завершение акцентируем внимание руководителей библиотек на том, что все действия, предпринимаемые библиотекой во исполнение требований Закона № 436-ФЗ, должны быть оформлены в виде приказов, распоряжений, инструкций, положений и иных внутренних нормативно-правовых документов, в которых необходимо закрепить персональную ответственность работников за свой участок работы. Один из вариантов подобного документа предлагается в Приложении 2. 

Приложение 1

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”.

2. Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”».

3. Федеральный закон от 28.07.2012 №-139 «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. План мероприятий по реализации ФЗ-№ 436 “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” (утв. распоряжением № 427-р Правительства РФ от 16.03.2011)

5. Порядок размещения знака информационной продукции и текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании (утв. приказом Министерства культуры РФ от 16.08.2012 № 893).

6. Порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 24.08.2012 № 824).

7. Порядок проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей (утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29.08.2012 № 217).

8. Рекомендации средствам массовой информации по применению Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” (информационное сообщение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Министерства связи и массовых коммуникаций от 04.09.2012). 

Приложение 2

Утверждена приказом директора библиотеки №___ от 2013 г.

Инструкция по проведению зрелищных (массовых) мероприятий в библиотеке

в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”

Во исполнение норм ФЗ-№436 при организации лекционных, выставочных и иных культурно-массовых (зрелищных) мероприятий, а также кино- или видеопоказов (перечислить отделы, подразделения) библиотеки должны руководствоваться следующим:

1. Информация о лекциях, выставках и других зрелищных мероприятиях, представленная на афишах, пригласительных билетах, информационных щитах, баннерах и т. д., а также на объявлениях о кино- или видеопоказе, на входных билетах, приглашениях либо иных документах, предоставляющих право посещения демонстрации фильма, а также перед началом демонстрации фильма на экране, должна иметь знак информационной продукции (ст. 12), который проставляется на основании сведений, полученных в результате классификации информации, распространяемой посредством зрелищного мероприятия (ст. 6).

2. Классификация информации, распространяемой посредством зрелищного мероприятия, осуществляется (перечисляются ответственные лица, назначенные директором). Информационная продукция классифицируется на основании п. п. 1−3 ст. 6 по установленным в ст. 5 и ст. 7−10 критериям и обозначается знаком в графической форме согласно п. 1 ст.12.

3. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющего право посещения такого мероприятия. Место размещения возрастного маркера строго не определяется.

4. До начала демонстрации фильма при кино- или видеообслуживании ему присваивается знак информационной продукции и начало кино- или видеопоказа предваряется звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий.

5. Организация кино- или видеопоказа должна осуществляться в соответствии с “Порядком размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании”, разработанным Министерством культуры Российской Федерации и утвержденным приказом № 893 Министерства культуры Российской Федерации от 16 августа 2012 г.

Директор библиотеки ________ _________

                                      подпись, дата

С инструкцией ознакомлен(а) __________ __________

                                                     подпись работника, дата



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль