Стратегия культурно-досугового проекта Екатеринбурга

117
Мы продолжаем транслировать региональный опыт программного развития. Рассмотрим, каким образом Управление культуры Администрации города Екатеринбурга определило современные подходы к творческому развитию личности средствами культурно-досуговой сферы в стратегическом проекте “Екатеринбург – территория творчества”...

Т.Л. Ярошевская,

начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга,

Н.А. Смирнова,

первый заместитель начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга

Е.Е. Трофимова,

руководитель научно-методического центра Управления культуры Администрации города Екатеринбурга, канд. филол. наук

И.Н. Марков,

директор муниципального автономного учреждения культуры  «Центр культуры “Урал”» (г. Екатеринбург)

Мы продолжаем транслировать региональный опыт программного развития. Рассмотрим, каким образом Управление культуры Администрации города Екатеринбурга определило современные подходы к творческому развитию личности средствами культурно-досуговой сферы в стратегическом проекте “Екатеринбург – территория творчества”. 

Необходимость создания стратегического проекта “Екатеринбург – территория творчества” была очевидной. Сегодня сфера досуга (свободного времени) попала в зону внимания властей всех уровней. Свободное время человека – большая ценность, и первыми это поняли бизнесмены, для которых досуг стал товаром.

Бизнес-сообщество завладело временем и эмоциями людей. Получившие широкое распространение киноплексы, ночные клубы, торгово-развлекательные центры (ТРЦ) постепенно стали ориентироваться на полное подчинение свободного времени отдельного человека и целой семьи. “Шопинг как отдых, шопинг как искусство!” − это лозунги завладели умами. Вместо музея иди в бутик, вместо чтения книги отправляйся в боулинг и т. д. Для одного такой отдых становится очередным способом самоутверждения, а для других он означает стресс, который может привести к нарастанию агрессии по отношению к более обеспеченным и успешным людям. Такой способ проведения досуга не развивает творческий потенциал и не делает жизнь человека счастливее. Свободное время человека – это ценность и товар. Одно только потребление не развивает человека и не делает его счастливее.

Еще один распространенный вариант проведения досуга – Интернет. Игры, блоги, социальные сети поглотили свободное время сотен тысяч россиян, и жители Екатеринбурга не исключение. Эта форма досуга может приводить к формированию зависимости, которая деформирует личность, особенно хрупкую психику ребенка или подростка, ограничивает духовные контакты взрослых. На рисунке 1 приведена “говорящая” диаграмма. Из нее следует, что наличие дома у горожанина компьютера прямо соотносится с его предпочтениями относительно походов в кинотеатр, ТРЦ и увеселительные заведения, а отсутствие интернета – к преобладанию в его досуге услуг культурно-досуговых центров, театров и музеев. 

На сегодняшний день ассортимент и качество услуг, предлагаемых муниципальной сферой досуга, явно проигрывают предложению бизнес-игроков в борьбе за свободное время горожан.

Эта ситуация объясняется множеством объективных причин, среди которых:

1) тотальная информатизация общества;

2) рост материального достатка, который не означает обязательного духовного развития, а лишь добавляет внутреннего напряжения;

3) клиповое сознание;

4) иные социально-экономические процессы в России.

Ассортимент и качество услуг, предлагаемых муниципальной сферой досуга, проигрывают продукции бизнес-структур.

Есть и субъективные причины, на которые мы можем и должны повлиять. 

Социологические исследования показывают, что учреждения досуговой сферы в их нынешнем состоянии не могут удовлетворить современные запросы горожан. Сказываются проблемы в развитии самой культуры потребления услуги досуговой сферы. Екатеринбург располагает широким спектром культурных институций: это прославленные театры и музеи, регулярно проводимые крупные выставочные мероприятия, но культпоход туда требует от человека сформированной потребности, психологической включенности и, конечно, интеллектуальных усилий.

Многие горожане (и в этом нет ничего плохого) ищут в отдыхе только позитивные, положительные эмоции и относятся к нему как к не требующему умственного напряжения развлечению, что сводит понятие “досуг” к набору автоматизированных и заранее продуманных эмоций. Их проще получить в кино, ночном клубе или ресторане.

В таблице 1 представлены данные опроса о посещаемости различных организаций культурно-досугового сектора в Екатеринбурге.

Таблица 1. Активный творческий досуг в городе

Посещали хотя бы один раз за 2010 год

Количество, чел.

%

Кинотеатры

451

64,4

Театры (местные)

264

37,7

Парки (в т. ч. площадки с аттракционами)

262

37,4

Учреждения экокультуры

210

30,0

Концертные организации, гастроли

196

28,0

ТРЦ

185

26,4

Музеи

119

17,0

Цирк

112

16,0

Библиотеки

97

13,9

Выставки в сфере культуры, галереи, центры искусства

82

11,7

Образовательные учреждения

73

10,4

КДЦ

64

9,1

В США и странах Западной, Центральной и Северной Европы процессы государственного участия в создании условий для правильного культурного досуга населения начались давно (наиболее экономически развитые страны Скандинавии – яркое тому свидетельство). Этот тренд известен у нас как “креативный город”.

В нашей стране есть другой, не менее значимый опыт. Становление нынешней культурно-досуговой сферы во многом определено ее советским фундаментом. Сферы культуры, дополнительного образования и досуга в СССР были идеологически значимыми, они в те времена передавали людям четкие идеологические установки, позитивные жизненные ценности, учили патриотизму, внушали веру в будущее.

Становление нынешней культурно-досуговой сферы во многом определено ее советским фундаментом.

Еще одна исторически значимая форма организации массового досуга – это проведение государственных праздников с демонстрациями трудящихся, которые, по сути, являлись идеологизированной формой уличного фестиваля. Демонстрация и подготовка к ней были легитимным способом объединения городского сообщества, выражения эмоций, снятия социального напряжения. Мы сегодня с ностальгией это вспоминаем.

Что мы имеем сегодня в городе Екатеринбурге с точки зрения государственного участия в организации досуга населения? Посмотрим на таблицу 2.

Таблица 2. Культурно-досуговая сфера Екатеринбурга

1980-е гг. – 31 учреждение культурно-досуговой сферы

Министерство культуры Свердловской области передано 4 КДУ

1 учреждение возвращено бывшему владельцу – ДК “Автомобилист”

6 учреждений остались ведомственными

Имущество 10 КДУ продано, перепрофилирование

90-е годы – 15 муниципальных учреждений культурно-досуговой сферы

+ 1 учреждение выкуплено муниципалитетом у частного лица (2011 год)

К сожалению, многое из того, что было создано в советское время, уже потеряно: здания ведомственных КДУ находятся в аварийном состоянии либо были перепрофилированы (например, ДК строителей, ДК Сортировки, старое здание ДК железнодорожников).

В прошлом году муниципалитет приобрел у частного лица Дом культуры “Эльмаш”, учреждение с большой историей культурной и досуговой деятельности. Это стало первым подобным случаем в практике работы муниципалитета за 20 лет.

В современной досуговой сфере практически не осталось опытных профессионалов, молодые кадры в муниципальную сферу приходят неохотно, потому что работа в ней не сулит ни удовлетворительной заработной платы, ни современных условий для профессиональной деятельности (пожалуй, единственное исключение из этого правила в Екатеринбурге – это реконструированный «Центр культуры “Урал”», в который стоит очередь из желающих там работать).

Надо признать, что финансирование сферы культуры в нашем государстве никогда не было достаточным, а досуговая сфера даже внутри отрасли финансировалась по остаточному принципу. В приоритете были отдельные отрасли. Культурно-досуговые центры имеют то, что осталось, обслуживая при этом большие потоки населения.

Нам удалось, как минимум, сохранить сеть КДУ, большую часть клубных формирований и, главное, профессиональные коллективы.

Основной потерей постсоветского периода стала утрата потребителя услуг этих учреждений: молодежи и среднего класса, который является и активным участником культурного процесса, и платежеспособной группой населения. Их уход обусловлен изменившимися досуговыми потребностями горожан, которые активно пользуются интернетом, СМИ и путешествуют.

Итак, цель представленного на рассмотрение Координационного совета стратегического проекта “Екатеринбург – территория творчества” состоит в создании в городе таких конкурентоспособных услуг, которые удовлетворят культурно-досуговые потребности потребителя и создадут современные условия для творческого развития личности. 

Для достижения цели запланированы действия в пяти направлениях.

1. Сохранение того, что мы сегодня имеем в муниципальной культурно-досуговой сфере, придание этому нового качественного уровня, обогащение новыми формами и возможностями. Для реализации задачи нужны, прежде всего, финансы, кадры и современное технологическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. Надо отметить, что согласно опросам населения Екатеринбурга наиболее востребованными сегодня в досуговой сфере являются услуги по обучению взрослых разным видам исполнительского искусства (вокал), мультмедиа-технологиям (например, создание анимации, видео, 3d-эффектов) и разного рода сложному техническому творчеству.

Пример

Муниципальный Дом культуры “Елизаветинский” с творческой группой из трех человек в 2009 г. задумал невиданную для своей сферы вещь – провести интернет-конкурс для детей и юношества. В 2011 г. уже тысячи участников встретились on-line, а многие познакомились на живом гала-концерте. Так, виртуальный фестиваль приводит к совершенно реальным результатам – активизации свободной творческой деятельности горожан

Подчеркнем, что в планы Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга не входит сокращение традиционного досугового предложения для детей и пожилых людей. Но формировать бюджет учреждения только доходами от этих групп населения невозможно, а современная бюджетная политика требует финансово успешных, экономически выгодных проектов при абсолютном сохранении социальной функции досуговой сферы. Именно поэтому в планы Управления культуры входят обновление и модернизация имеющихся культурно-досуговых услуг (приобретение современного оборудования, организация сопутствующих услуг), внедрение новых культурно-досуговых технологий и расширение групп потребителей услуг.

В результате реализации проекта “Екатеринбург – территория творчества” предполагается, что горожане получат культурно-досуговые услуги нового качества, соответствующие как потребностям представителей всех социально-демографических групп, так и современному уровню развития международных стандартов проведения досуга. Более подробно показатели реализации проекта представлены в таблице 3.

Таблица 3. Целевые показатели проекта (1 задача)

Муниципальные КДУ

2011 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Количество клубных формирований и коллективов на конец периода, ед.

296

301

328

340

Количество регулярно занимающихся в клубных формированиях и коллективах на конец периода, тыс. чел.

            8,5

              9,5

10,5

           12,0

Доля участников клубных формирований в возрасте до 14 лет в общем количестве участников, %

56

57

60

62

Количество массовых мероприятий, проводимых в КДУ в год, ед.

3505

 3773

  3850

 3900

Количество участников массовых мероприятий, проводимых в КДУ в год, тыс. чел.

 471,9

 475

 500

510

Количество муниципальных КДУ, отремонтированных на конец периода, ед.

-

8

13

15

2. Фестивализация городского пространства. У сообщества горожан, да и не только у них, сегодня есть выраженное желание организовано “выйти на улицы”, но это желание должно сопровождаться позитивной мотивацией – продемонстрировать себя и свои достижения городскому сообществу.

Задача фестивализации городского пространства непростая, но в Екатеринбурге уже сложились свои традиции этого движения.

Развитие фестивального движения в Екатеринбурге упирается в недостаток:

■ новых технологий и концепций;

■ специалистов и современных технических средств, соответствующих мировым стандартам;

■  финансов (достаточно крупными являются финансовые вложения в отдельные фестивальные проекты РФ: “День города” в Москве, проект для выпускников школ “Алые паруса” и пермский фестиваль “Белые ночи”).

Конечно, не стоит сравнивать финансовые возможности Екатеринбурга с показателями Москвы и Санкт-Петербурга, но, например, величина задействованных ресурсов в Екатеринбурге и Перми вполне сопоставима.

Статистика мероприятий и показатели, достигаемые при решении этой задачи, представлены в таблице 4.

Таблица 4. Целевые показатели проекта (2 задача)

Муниципальная досуговая сфера

2011 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Количество общегородских культурно-досуговых мероприятий в год, ед.

17

19

20

22

Количество праздничных общегородских мероприятий, организованных дирекцией, ед. в год

-

10

15

18

Динамика количества участников общегородских мероприятий, %  в год

-

 1,2

 1,5

1,5

Количество муниципальных грантов, ед. в год

 0

 1

 2

 3

3. Развитие культуры паркового отдыха. Эта культура была традиционно хорошо развита в России и являлась критерием принадлежности к городскому сообществу.

В советское время проведение досуга в парке культивировалось и было действительно массовым. Эта форма досуга и сейчас очень востребована семьями с маленькими детьми, а также пожилыми людьми. Кроме того, современная жизнь диктует необходимость рекреационного отдыха на природе.

Все это возможно в ЦПКиО и в других городских парках, в развитии которых мы намерены участвовать.

Центральный парк культуры и отдыха им. В.В. Маяковского г. Екатеринбурга очень динамично развивается, посетителям предлагаются новые формы отдыха, новые услуги (контактный зоопарк, каток и пр.), их качество растет. Но парку надо помочь в выполнении генерального плана его развития, который был разработан на этапе реализации стратегического проекта “Парк семейного отдыха” (2005 – 2015 гг.).

Одна из излюбленных форм семейного отдыха во всем мире – это познавательный досуг, связанный с посещением зоопарка.

Зоопарк – гордость Екатеринбурга, ему уже 80 лет. Но площадь зоопарка ограничивает его развитие. Настал момент, когда увеличивать коллекцию животных невозможно. В рамках этой задачи предстоит определить, каким путем будет развиваться Екатеринбургский зоопарк в ближайшее десятилетие. При этом необходимо помнить о том, что зоопарк является неотъемлемой и популярной частью городской досуговой сферы.

Существуют планы по его размещению в микрорайоне “Академический”. Если они осуществятся, то посетители увидят крупных парнокопытных, которые пока не представлены в зоопарке. В целом итоги решения третьей задачи вы можете увидеть в таблице 5.

Таблица 5. Целевые показатели проекта (3 задача)

ЦПКиО им. В. Маяковского и Екатеринбургский зоопарк

2011 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Количество капитально отремонтированных и построенных объектов в ЦПКиО на конец периода, ед.

1

 4

5

7

Количество работающих аттракционов, в т. ч.:

■ на территории ЦПКиО;

■ на территории зоопарка, ед. в год

48

45

3

 54

50

4

62

56

6

66

58

8

Количество животных в коллекции зоопарка на конец периода, ед.

1200

1200

1200

1200

Количество посетителей зоопарка, тыс. чел. в год

591,9

614

624

650

Количество посетителей ЦПКиО, тыс. чел. в год

2500

2700

2950

3000

4. Формирование позитивного отношения горожан к активному творческому досугу и повышение досуговой культуры населения. Решение этой задачи предполагает использование всех имеющихся инструментов продвижения этой услуги, а также принятие управленческих решений о развитии тех или иных условий реализации проекта. Так, будет необходимо:

■ создать Центр междисциплинарных научных исследований активного досуга в мегаполисе (на базе МБОУ ВПО “Екатеринбургская академия современного искусства”). Накопление материала, служащего базой для реализации конкретных мероприятий в рамках проекта “Екатеринбург – территория творчества”, будет осуществляться путем регулярных социологических исследований мнения жителей Екатеринбурга, выстраивания сравнительных моделей досуговой активности, изучения опыта и стратегий городов России и зарубежных стран. В Центре планируется разработка технологий для оптимизации культурно-досуговой активности в городе в целом и конкретных учреждениях культуры в частности, будет выстраиваться система социокультурной идентичности города и различных городских сообществ;

■ создать систему маркетинговых исследований активного творческого досуга горожан для выявления изменений в досуговых ориентациях и досуговом поведении жителей мегаполиса. Исследования позволят оценить текущую ситуацию и предложить механизмы изменения:

- досуговых и творческих возможностей жителей (материальных, временных);

- активных творческих стратегий различных групп населения города в структуре досугового поведения (соотношения домашних и внедомашних, активных и пассивных, творческих и потребительских форм досуговых занятий);

- доли творческого досуга в общем объеме свободного времени, в потреблении услуг муниципальных культурно-досуговых учреждений;

- степени удовлетворенности качеством и доступностью этих услуг.

Указанные исследования позволят выявить ежегодные изменения в оценке жителями инфраструктурных условий городской среды (организационных, информационных, образовательных и т. д.) с точки зрения соответствия актуальным культурно-досуговым запросам горожан;

■ создать систему мероприятий по продвижению активного творческого досуга. В рамках стратегического проекта предполагается разработка и реализация проектов социальных коммуникаций, созданных по технологии “Большая идея продвижения”, каждый из которых имеет продолжительность два года.

План коммуникаций каждой кампании продвижения будет включать следующие каналы:

- телевидение;

- радио;

- наружная реклама;

- печатные СМИ;

- BTL-коммуникации;

- PR-коммуникации;

- Интернет-продвижение;

■ создать и внедрить систему социологического мониторинга и оценки результатов реализации стратегического проекта. Под системой социологического мониторинга понимается система отслеживания изменений, происходящих в сфере культурно-досугового поведения горожан. Мониторинг предполагает периодические (один раз в два года) измерения процессов, происходящих на городском и институциональном уровнях, с использованием социологических методов измерения, применением стандартизированной системы индикаторов, стандартизированных методов и процедур сбора и анализа данных. Используется метод индивидуального анонимного анкетирования, экспертные интервью, контент-анализ. Мониторинг целесообразно осуществлять на двух уровнях: уровне городского сообщества в целом, и уровне отдельных сегментов рынка досуговых услуг – реальных и потенциальных потребителей услуг конкретных учреждений культуры.

Мониторинг “Культурно-досуговые учреждения города Екатеринбурга” в качестве основной цели предполагает оценку эффективности деятельности конкретных учреждений культуры, предоставляющих досуговые услуги населению.

Результаты мониторинга позволят оценить динамику актуального и потенциального спроса на услуги КДУ, проанализировать и спрогнозировать спрос на конкретные услуги КДУ; оценить изменения структуры спроса на услуги среди различных потребительских сегментов; отслеживать изменения в оценке качества и доступности услуг, оказываемых конкретными учреждениями. 

5. Повышение квалификации и компетентности кадрового состава культурно-досуговой сферы Екатеринбурга. Здесь Управление культуры возлагает большие надежды на подготовку специалистов на базе МБОУ ВПО “Екатеринбургская академия современного искусства” (таких специалистов уже 60), а также на развитие взаимоотношений со всеми творческими вузами города и региона, чтобы формировать кадры именно для культурно-досуговой сферы Екатеринбурга.

В соответствии с установленными стандартами планируется повышение квалификации каждого специалиста муниципальной культурно-досуговой сферы Екатеринбурга один раз в пять лет. В рамках проекта предполагается участие и других высших и средних профессиональных образовательных учреждений в процессе постоянного повышения качественного состава кадров.

Повышение компетентности и заинтересованности специалистов досуговой сферы в качественном оказании услуг и их востребованности зависит и от уровня сформированности мотивации и системы поощрений для кадрового состава. С целью повышения мотивации работы сотрудников культурно-досуговых учреждений города создается система конкурсных и грантовых мероприятий. Планируется провести два муниципальных конкурса на лучшие программы для развития активного творческого досуга горожан, созданные как учреждениями сферы досуга всех форм собственности, так и отдельными специалистами сферы. В рамках муниципальных грантовых конкурсов предполагается выделение грантов на новые оригинальные виды творческого досуга и организацию инновационных социальных практик.

В таблице 6 представлены результаты решения пятой задачи.

Таблица 6. Целевые показатели проекта (5 задача)

2011 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Количество образовательных программ, ед. в год

0

3

5

7

Количество обучившихся работников, чел. в год

0

13

55

100

Количество муниципальных конкурсов для руководителей КДУ, ед. в год

0

 1

2

3

Количество руководителей и специалистов муниципальных КДУ, получивших гранты, ед. в год

0

3

5

10

Итак, общемировая тенденция развития мегаполисов в конце XX в. – начале XXI в. – это превращение их культурной и досуговой сфер в ресурс экономического роста и развития социума, в фактор перехода к новому социально-экономическому укладу всей территории.

Данный процесс предполагает качественное изменение управленческих подходов и методов профессиональной деятельности в культурно-досуговой сфере мегаполиса. Именно на это и направлен стратегический проект “Екатеринбург – территория творчества”.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль