Вопросы совершенствования регулирования труда творческих работников и гарантии их социальной защиты обсуждены на круглом столе в Государственной Думе

361
Итоги круглого стола по регулированию труда творческих работников, который Комитет по культуре Государственной Думы РФ провел 4 декабря 2012 года...

Сизова Е.А.,

руководитель аппарата Комитета по культуре Государственной думы РФ

Итоги круглого стола по регулированию труда творческих работников, который Комитет по культуре Государственной Думы РФ провел 4 декабря 2012 года. 

В связи с подготовкой Минкультуры России проекта федерального закона “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений” Комитет Государственной Думы по культуре 4 декабря 2012 г. провел круглый стол.

В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, заместитель Министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиев, представители Минкультуры и Минтруда России, Федеральной службы по труду и занятости, профсоюзных организаций, Союза театральных деятелей РФ, руководители театральных, цирковых организаций, образовательных организаций в области культуры и искусств, деятели культуры.

Открыл круглый стол Председатель Комитета по культуре С.С. Говорухин.

 В ходе круглого стола выступили: первый заместитель председателя Комитета по культуре Е.Г. Драпеко, статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиев, заместитель председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации Г.А. Смирнов, председатель Российского профсоюза работников культуры Г.П. Парошина, генеральный директор Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко В.Г. Урин, первый заместитель председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ Д.Г. Новиков, генеральный директор фестиваля “Золотая маска”, директор Государственного Театра наций М.Е. Ревякина, председатель территориальной организации профессиональных работников культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области Н.И. Головская, член Комитета по культуре М.П. Максакова-Игенбергс, художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. Сац Г.Г. Исаакян, генеральный директор Российской государственной цирковой компании Ф.Р. Халилова, заместитель генерального секретаря Международного объединения профсоюзов “Консультативный совет профсоюзов работников культуры” В.Е. Камень, ректор Российского университета театрального искусства (ГИТИС) К.Л. Мелик-Пашаева, главный режиссер Омского государственного Северного драматического театра имени Ульянова К.В. Рехтин, генеральный директор Московской государственной академической филармонии А.А. Шалашов, председатель независимого профсоюза актеров театра и кино, актер И.П. Петренко, актер Московского академического театра Сатиры, художественный руководитель театра Юрия Васильева Ю.Б. Васильев, художественный руководитель и генеральный директор Ростовского государственного музыкального театра В.М. Кущев, директор Российского государственного театра “Сатирикон” им. Аркадия Райкина А.Е. Полянкин.

По итогам круглого стола приняты рекомендации. 

Рекомендации круглого стола

“О совершенствовании регулирования труда творческих работников и гарантиях их социальной защиты” 

Участники парламентских слушаний – депутаты Государственной Думы, представители Министерства культуры Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Общественной палаты, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российского профсоюза работников культуры, Союза театральных деятелей России, руководители театров, концертных организаций и цирков, образовательных учреждений в сфере театрального искусства, творческой общественности, – обсудили вопросы совершенствования регулирования труда творческих работников и гарантии их социальной защиты.

Безусловно, роль и значение труда творческих работников трудно переоценить в решении поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачи наиболее полного и эффективного использования гуманитарного ресурса: “Культура – это, конечно, живой организм, который постоянно развивается и нуждается в притоке новых сил, в живительной творческой конкуренции. Национальная культура не может быть замкнутой, она должна постоянно впитывать новые явления, как говорят сегодня, мировые тренды и инновации”.

Государственная поддержка театров, цирков, творческих коллективов позволяет обеспечивать бесперебойную работу творческого “конвейера”, модернизировать материально-техническую базу, использовать современные технологии в сценических действиях. Развивающиеся формы частно-государственного партнерства расширяют границы внедрения новых форм и организаций.

Творческий процесс как живой организм нуждается в особо тонком подходе в регулировании внутренних механизмов его жизнедеятельности.

На протяжении последних лет особо остро в выступлениях театральных деятелей на различных театральных форумах, встречах с руководством страны, в прессе отмечается необходимость введения большей свободы и маневренности в трудовых отношениях в театре.

По итогам встреч деятелей театра с В.В. Путиным поручено “проработать вопросы совершенствования трудового законодательства Российской Федерации в части уточнения полномочий руководителей театров и структуры управления театральными коллективами, а также возможности введения контрактной системы для творческих работников театров”, а также предусмотреть необходимость проведения периодической аттестации и конкурсного порядка назначения творческих работников.

О необходимости введения контрактной системы отмечалось на VI (XX) съезде Союза театральных деятелей Российской Федерации: “Контракты необходимы, чтобы оздоровить наши театры. В противном случае театр будет задыхаться, существуя в постоянном противоборстве директора и художественного руководителя, артистов и режиссера, коллектива театра и учредителя”.

Основной фактор репертуарного театра – постоянная труппа. Именно “репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа”.

Вместе с тем, творческий коллектив, театральная труппа нуждается в постоянном обновлении, поскольку ее оптимальный состав требует определенных соотношений по полу, возрасту, творческой направленности (амплуа) артистов. Перед руководством театра всегда стоит многофакторная задача. Труппа должна сохранять костяк, сердцевину, обеспечивающую преемственность в творческом процессе, но при этом труппа регулярно должна пополняться, при этом руководители театра должны стремиться к тому, чтобы актеры были постоянно заняты в постановках. Однако зачастую складывается ситуация, что многие актеры десятилетиями не выходят на сцену и продолжают “числиться” в театре. В результате в труппе появляется так называемый балласт, т. е. артисты, заключившие в прошлые годы трудовые договоры на неопределенный срок, которые в сложившихся обстоятельствах не востребованы в театре и не могут быть полноценными участниками творческого процесса.

Трудовое законодательство России, опираясь на рекомендации Международной Организации Труда, предписывает заключать трудовые договоры на неопределенный срок, кроме тех случаев, когда в силу тех или иных обстоятельств трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Причем такие случаи не могут определяться руководством организации – работодателя, они должны быть прямо предусмотрены федеральным трудовым законодательством.

При расторжении трудового договора, заключенного на неопределенный срок возникают наибольшие сложности. Вариантов немного.

В первую очередь работнику можно предложить расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон согласно ст. 78 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) с выплатой выходного пособия или иной компенсации.

Если же расстаться по соглашению с работником не получается, у работодателя есть два основных варианта, предусмотренных ст. 81 Трудового кодекса РФ: увольнение за нарушение трудовой дисциплины по пп. 5-6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, либо за несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

За последние два десятилетия трудовое законодательство в нашей стране менялось неоднократно. Но вопрос о возможности заключения срочных трудовых договоров с творческими работниками до относительно недавнего времени не находил четкого решения. Поэтому если театры, цирки и концертные организации и заключали срочные трудовые договоры, то при возникновении споров суды, как правило, становились на сторону работников, признавая незаконность увольнения в связи с истечением срока трудового договора, поскольку неправомерным было само заключение договора на определенный срок.

Все случаи, когда допускается заключение срочных трудовых договоров, приведены в ст. 59 ТК РФ. Причем, сначала приводятся те случаи, когда срочный трудовой договор должен заключаться, а затем, когда срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон.

Среди случаев, когда в соответствии со ст. 59 ТК РФ трудовой договор должен заключаться на определенный срок, есть такие, которые достаточно часто возникают в деятельности любой организации, включая организации исполнительских искусств, и могут служить основанием для заключения срочных трудовых договоров с творческими работниками. Например, срочный трудовой договор должен заключаться на определенный срок:

■ с лицами, поступающими на работу… для выполнения заведомо определенной работы (например, с артистом заключается срочный трудовой договор на репетиции определенной роли и исполнении ее в течение какого-то срока; с режиссером или художником – на постановку или художественное оформление спектакля и т. п.);

■ с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой (аналогично предыдущему случаю, только срочный договор заключается с артистом на все время показа соответствующего спектакля или спектаклей, но не более пяти лет).

Среди случаев, когда в соответствии со ст. 59 ТК РФ трудовой договор может заключаться по соглашению сторон на определенный срок, есть вариант, имеющий непосредственное отношение к деятельности организаций исполнительских искусств. По соглашению сторон может заключаться срочный трудовой договор “с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений…”

Трудовой кодекс РФ введен в действие с 1 февраля 2002 г. Но более пяти лет применение этой нормы было заблокировано отсутствием указанных в ней требуемых перечней работ, профессий, должностей. И только после утверждения такого перечня постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252 появилась реальная возможность использовать эту норму при заключении срочных трудовых договоров с артистами, другими творческими работниками и “иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений”.

Но в большинстве театров, других организациях исполнительских искусств, со многими артистами, как и другими работниками, в свое время были заключены договоры на неопределенный срок (бессрочные договоры). И ТК РФ не дает никаких вариантов трансформации “бессрочного” договора в “срочный”. Даже если работник согласился перейти на срочный трудовой договор и подписал об этом соглашение с работодателем, при возникшем в последующем судебном разбирательстве такое соглашение будет признано не имеющим юридической силы. Трудовой кодекс предусматривает возможность трансформации “срочного” трудового договора в “бессрочный”, но не допускает обратного.

Срочный трудовой договор можно заключить только заново, при приеме на работу. Такой договор может заключаться и с тем работником, который прежде работал в этом же учреждении культуры по “бессрочному” договору и по тем или иным основаниям был уволен.

Отдельные нормы, устанавливающие особый порядок заключения и расторжения трудового договора, а также порядок замещения должностей, установлены ст. 332 ТК РФ в отношении регулирования трудовых отношений на условиях срочных договоров с педагогическими работниками высших учебных заведений.

Законодательные инициативы, представленные на коллегии Министерства культуры РФ, предусматривают, что как и научно-педагогические работники вузов, так и артисты, режиссеры, художники и другие творческие работники, с которыми заключены трудовые договоры на неопределенный срок, будут один раз в пять лет проходить через конкурсное избрание на замещение должности. Если при прохождении конкурса такой работник не избран на должность или не изъявил желания участвовать в конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в связи с неизбранием по конкурсу на должность творческого работника или истечением срока избрания по конкурсу.

Переход на заключение с работниками трудовых договоров по результатам конкурсов будет способствовать периодическому обновлению труппы, привлечению молодых исполнителей, необходимой кадровой мобильности и стабильному творческому росту коллектива.

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение конкурсных процедур на замещение должностей творческих работников, в т. ч. на оплату труда членов комиссий, уполномоченных выносить решения, по приблизительным оценкам Министерства культуры РФ, составят около 1 млн руб. ежегодно.

Следует отметить, что неизбрание артиста, другого творческого работника по конкурсу не следует рассматривать как признание его недостаточной квалификации, как это обычно бывает при проведении аттестации. Речь идет лишь о том, что в данном творческом коллективе на этот момент времени нужен артист другого возраста, другой творческой направленности (амплуа) и т. п. Артист, не прошедший по конкурсу в одном театре, может оказаться нужным, востребованным в другом.

Внедрению в России новых моделей формирования творческих коллективов, связанных с высвобождением работников, должна сопутствовать разработка адекватных мер их социальной поддержки (защиты). Одна из причин этого в том, что в наших условиях увольнение артиста из творческого коллектива в связи с окончанием срока трудового договора (контракта) или достижением пенсионного возраста чревато для него не только потерей социального статуса, но и серьезным снижением материального достатка, невозможностью обеспечить себе за счет государственной пенсии достойное существование. 

По данным ГИВЦ Минкультуры России численность художественно-артистического персонала в государственных (муниципальных) театрах в 2011 г. составила 43 936 человек, в музыкальных коллективах – 25 120 человек. Одновременно, данные мониторинга Минкультуры России свидетельствуют о том, что большая часть творческих работников (70-75%) работают на условиях трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, при этом к числу незадействованных работников можно отнести от 20% до 30% таких сотрудников.

За рубежом, в США, странах Европейского Союза, мощную защиту артистам, другим творческим работникам обеспечивают профсоюзы.

В США без профсоюза не заключается ни один актерский контракт. Профсоюзы, актерские ассоциации заключают коллективные договоры с ассоциациями работодателей (продюсеров), добиваясь самой высокой планки защиты интересов артистов, как в социальных вопросах (уровень оплаты труда, режим работы и отдыха, страхование безработицы и многое другое), так и в других направлениях.

Во Франции, например, существует особая форма социальной защиты тех, кто работает в сферах телевидения, кино и театра на контрактной основе. Это очень большая армия режиссеров, сценаристов, актеров, а также технические работники. Они имеют финансовую поддержку от специального агентства для безработных работников искусства, “работающих периодически”. Им достаточно проработать в различных проектах, программах, спектаклях в течение шести месяцев в году, остальную половину года им выплачивается пособие.

В условиях российского репертуарного театра важнейшее значение имеет организация миграции творческих работников. В поисках “своего” театра актер может объехать полстраны. Миграция творческих кадров – обязательное условие развития сценического искусства. Главная задача – помочь артисту найти театр, где он будет востребован. В течение многих лет эту функцию, в частности, выполняла так называемая “летняя театральная биржа труда”. Организованная Федеральным агентством по труду и занятости, Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Союзом театральных деятелей РФ и Всероссийским центром занятости работников театров Театральная биржа труда проводилась ежегодно с 1987 г. Встречи артистов и руководителей театров, съезжавшихся летом на биржу, во многих случаях заканчивались заключением договоров. До 90% артистов, приехавших на биржу, обретали место работы в новом театре.

Организатором этого важного мероприятия было Федеральное государственное учреждение “Всероссийский центр занятости работников театров (театральная биржа труда)”. Это учреждение было ликвидировано Рострудом в 2007 г. До сих пор не удается возобновить работу театральной биржи труда. 

Также мерами социальной защиты должны стать:

■ программа переподготовки высвобождающихся творческих работников организаций исполнительских искусств в средних специальных и высших учебных заведениях;

■ формирование служебной жилплощади, необходимой для приглашения на работу по срочному трудовому договору иногородних артистов, режиссеров, других специалистов;

■ ежемесячные выплаты творческим работникам – неработающим пенсионерам, имеющим высокие заслуги в прошлом, подтвержденные почетными званиями федерального или регионального уровня;

■ страховые выплаты в случае не прохождения конкурса или в случае отказа от прохождения конкурса на замещение должности творческого работника;

■ расширение гастрольной деятельности.

В целях совершенствования регулирования труда творческих работников и установления гарантий их социальной защиты, участники круглого стола рекомендуют:

Министерству культуры Российской Федерации

1. Увеличить переходный период в законопроекте с одного года до трех лет, в течение которого конкурс на замещение должностей творческих работников, заключивших трудовой договор на неопределенный срок, должен быть проведен. Это связано с необходимостью создания конкурсных комиссий в учреждениях культуры и финансовыми затратами на проведение конкурсных испытаний, а также введением мер социальной защиты и возможности трудоустройства.

2. Обеспечить сопровождение внесения законопроекта проектом положения о порядке замещения должностей творческими работниками организаций.

3. Определить критерии оценки творческих работников при проведении конкурса в учреждении культуры с учетом их занятости в создании результатов творческой деятельности в данном коллективе.

4. Рассмотреть вопрос о целесообразности проведения конкурса:

■ на должности, занимаемые народными артистами СССР, РСФСР, Российской Федерации;

■ на должности творческих работников, занимаемые по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до пяти лет.

5. Подготовить и представить информацию о количестве творческих работников, которых затронет изменение законодательства; количестве творческих специалистов, работающих по трудовому договору, заключенному на неопределенный период; лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию. 

Федеральной службе по труду и занятости

Министерству культуры Российской Федерации

Союзу театральных деятелей

1. Проработать вопрос и принять меры по возобновлению функционирования Всероссийского театрального центра занятости (театральной биржи труда).

2. Стимулировать создание в форме некоммерческих организаций независимых театральных агентств, которые возьмут на себя юридическое сопровождение заключения срочных трудовых договоров и функцию “актерской биржи”.

Министерству культуры Российской Федерации

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральной службе по труду и занятости

Разработать программу переподготовки высвобождающихся творческих работников организаций исполнительских искусств в средних специальных и высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации.

Министерству финансов Российской Федерации

Министерству культуры Российской Федерации

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Союзу театральных деятелей Российской Федерации

Предусмотреть возможность ежемесячных выплат творческим работникам – неработающим пенсионерам, имеющим высокие заслуги в прошлом, подтвержденные почетными званиями федерального или регионального уровня.

Министерству культуры Российской Федерации

Союзу театральных деятелей Российской Федерации

Предусмотреть установление стипендий и иных мер материальной поддержки для выпускников творческих специальностей, которые после окончания вуза, изъявляют желание направиться работать из городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в другие регионы России.

Министерству культуры Российской Федерации

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Обеспечить формирование при государственных и муниципальных театрах и концертных организациях служебной жилплощади (общежитий-гостиниц), необходимой для временного проживания приглашаемых на работу по срочному трудовому договору иногородних артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров и других специалистов.

Министерству культуры Российской Федерации

Российскому профсоюзу работников культуры

Союзу театральных деятелей Российской Федерации

Общественной палате Российской Федерации

До внесения изменений в Трудовой кодекс РФ подготовить и провести методические совещания и семинары с руководителями организаций культуры, руководителями театров и концертных организаций, профсоюзами по намечаемой реформе трудовых отношений, подготовить и распространись методические рекомендации по проведению этой работы с приложением примерных образцов документов (положений о порядке проведения, примерных трудовых до



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×