Проблемы применения Закона № 94-ФЗ в музеях

295
В прошлом году в числе злободневных тем госзаказа были и проблемы государственных закупок в сфере культуры. Это подтверждает одно из мероприятий – встреча В.В. Путина с руководителями российских музеев в г. Саратове, в ходе которой обсуждался ряд серьезных вопросов, связанных с применением на практике положений Закона № 94-ФЗ...

М.В. Цветков,

заместитель начальника отдела размещения государственного заказа департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ

В прошлом году в числе злободневных тем госзаказа были и проблемы государственных закупок в сфере культуры. Это подтверждает одно из мероприятий – встреча В.В. Путина с руководителями российских музеев в г. Саратове, в ходе которой обсуждался ряд серьезных вопросов, связанных с применением на практике положений Закона № 94-ФЗ. Торги для выбора субподрядчиков
Одной из обсуждаемых тем стала проблема наличия в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ) обязанности музеев – бюджетных учреждений культуры – проводить торги для выбора субподрядчиков в случае необходимости их привлечения для исполнения контрактов, заключенных музеями по результатам торгов с органами власти.

Подобную парадоксальную необходимость проведения длинной серии торгов на одно и то же финансирование породили требования Закона № 94-ФЗ в сочетании с изменениями в бюджетном законодательстве в ситуации, когда государственный заказчик – музей, являясь бюджетным учреждением культуры, участвует в проводимых органом власти конкурсных торгах и выигрывает право на заключение государственного контракта, по которому он становится исполнителем.

Если бы речь шла о любом другом юридическом лице, например, коммерческой организации, то она в такой ситуации при реализации контракта в соответствии с его условиями может использовать право выбора субподрядчиков, руководствуясь лишь нормами гражданского законодательства, не касаясь положений Закона № 94-ФЗ, т. к. его действие здесь не распространяется. Однако музей, будучи бюджетным учреждением, в данном случае обязан провести торги на средства по данному контракту, если ему потребовались услуги субподрядчиков, заключив с ними, в свою очередь, договор. Реализация этой цепочки может занять весь финансовый год, так что на выполнение самих работ уже не будет времени.Средства от частных лиц
Другой проблемой, рассматриваемой на встрече, стало то, что музеи, являясь бюджетными учреждениями культуры, обязаны размещать заказы в рамках Закона № 94-ФЗ на средства, полученные в качестве пожертвования от частных лиц.

При размещении заказов не на бюджетные средства, а на средства, полученные в качестве пожертвования от частных лиц, пожертвование имущества юридическому лицу может быть обусловлено использованием этого имущества по определенному назначению.

Зачастую таким условием является приобретение на жертвуемые средства товаров, работ или услуг у лиц, определенных самим жертвователем. Использование жертвуемого имущества (денежных средств) с соблюдением указанных условий противоречит Закону № 94-ФЗ, который обязывает государственных заказчиков определять поставщика, подрядчика или исполнителя путем проведения торгов или запроса котировок.Использование жертвуемого имущества (денежных средств) на покупку товаров и услуг у лиц, определенных жертвователем, противоречит Закону № 94-ФЗ
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансируемых за счет денежных средств, пожертвованных гражданами или юридическими лицами в общеполезных целях развития и поддержки отечественной культуры, не должно осуществляться в рамках Закона № 94-ФЗ.Заказы на привлечение экскурсоводов
Большое внимание на мероприятии было уделено и вопросу размещения заказов на привлечение экскурсоводов (гидов) для проведения музейных экскурсий в рамках положений действующего Закона № 94-ФЗ.
Музейные экскурсии представляют собой творческий образовательный процесс, направленный на предоставление знаний о том или ином предмете или событии, при этом успешное проведение экскурсии (т. е. творческое предоставление новых знаний) неразрывно связано с профессионально-деловыми качествами конкретного экскурсовода (гида). Музейная экскурсионная деятельность по своей сути является творческой преподавательской деятельностью, поскольку направлена на получение новых знаний о природе и обществе.

Привлечение специалистов по проведению экскурсий конкурентными способами размещения заказа представляется неэффективным с точки зрения получения конечного результата.

Для оказания экскурсионных услуг важны такие субъективно оцениваемые профессиональные качества экскурсовода (гида), как применение творческого подхода в подаче материала, способность поддержания интереса и внимания слушателей, грамотность речи, компетентность в отношении описываемых материалов (музейных коллекций, собраний и т. д.), хорошее владение иностранными языками и др.

Указанные профессиональные качества специалистов невозможно оценить, основываясь исключительно на документальных сведениях, которые представляли бы участники размещения заказа в заявках в случае размещения заказа на оказание описываемых услуг путем проведения открытого конкурса. Точно таким же образом невозможно оценить деловые и профессиональные качества преподавателя, привлекаемого для чтения авторских лекций, проведения семинаров и т. д.

Выставки в форме открытых конкурсов

Следующей не менее актуальной обсуждаемой проблемой стало отсутствие в Законе № 94-ФЗ положений, предусматривающих возможность размещения музеями государственного заказа на проведение выставок в форме открытого конкурса.

Одной из основных целей, которые ставятся на сегодняшний день перед музеями России, является развитие и популяризация отечественной и мировой культур. Для ее достижения в деятельности учреждений культуры широко распространена практика проведения временных выставок, объединенных какой-либо тематикой. Для организации и проведения подобных выставок учреждениям культуры в соответствии с требованиями действующего законодательства требуется размещать заказы на оказание соответствующих услуг.

Проведение выставок, как правило, представляет собой целый комплекс услуг, достаточно неоднородных по своему характеру, но объединенных общей целью – организацией мероприятия в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.

Вместе с тем существующим законодательством запрещено объединять в один лот функционально не связанные услуги. Кроме того, оказание большинства услуг из выставочных мероприятий, как правило, подпадает под действие перечня, в соответствии с которым их необходимо проводить в форме открытых аукционов в электронной форме.

Существующим законодательством запрещено объединять в один лот функционально не связанные услуги.

Единственным критерием выбора победителя электронного аукциона является наименьшая цена, которую предложил участник таких торгов, но для надлежащего оказания услуг по проведению выставки фактором, имеющим решающее значение, является качество услуг, оказываемых исполнителем, опыт работы и уровень квалификации его сотрудников, что позволит минимизировать риски, связанные с возможной порчей или утратой экспонатов.

Требования иностранного контрагента

На встрече поднимался также известный среди деятелей культуры вопрос исполнения Закона № 94-ФЗ при выполнении определенных требований иностранного контрагента в случае размещения государственного заказа на обменные мероприятия (выставки, гастроли), посвященные культуре определенной страны, под общим названием года культуры страны.

Для целей расширения международного сотрудничества, укрепления культурных и духовных связей учреждениями культуры заключаются соглашения с иностранными государствами о проведении в течение календарного года целого ряда обменных мероприятий (выставки, гастроли), посвященных культуре определенной страны, под общим названием года культуры страны, с которой заключается соответствующее соглашение (в качестве примера: год Франции в России, год Италии в России, год Испании в России и т. д.). Как правило, аналогичные мероприятия, посвященные культуре России, проводятся в стране, с которой заключается такое соглашение.

Однако сама возможность проведения соответствующих международных мероприятий в сфере культуры при участии иностранных государств или международных организаций практически всегда обусловлена выполнением ряда определенных требований иностранного контрагента, например, осуществление страхования экспонатов, принадлежащих иностранному музею, у определенного страховщика, привлечение определенного числа квалифицированных и опытных специалистов, сопровождающих экспонаты, проведение мероприятия в строго определенном помещении и т. д.

Поскольку подобные требования иностранных контрагентов учреждений культуры по своей сути не предусматривают никакой альтернативы в выборе лиц, поставляющих товары, выполняющих работы или оказывающих те или иные услуги, необходимые для проведения культурного мероприятия, то одновременное соблюдение требований национального законодательства о размещении заказов не представляется возможным, что на практике зачастую приводит к угрозе срыва подобных международных мероприятий.

Заказы на археологические полевые работы

Большая дискуссия на мероприятии возникла по поводу размещения музеями государственного заказа на работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (археологические полевые работы) в рамках Закона № 94-ФЗ.

Музеи ежегодно осуществляют размещение государственного заказа на работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (археологические полевые работы). Как правило, размещение государственного заказа на данные работы осуществляется музеями в форме открытых конкурсов, что требует, в свою очередь, значительных временных затрат.

Задачи археологических экспедиций не могут быть реализованы при существующих нормах Закона № 94-ФЗ, требующих в документации конкретных указаний объемов, качественных характеристик, сроков выполнения работ. Ведь музеи не могут знать, что станет результатом изысканий археологов, но именно эти результаты и определяют объем и длительность работ в ходе проведения экспедиции (например, работа с находками в целях предупреждения их разрушения, фотографирование, описание, упаковывание, способ транспортировки зависят от степени сохранности найденного). Очевидно, что до начала экспедиции музеи могут только примерно спрогнозировать потребности, которые в ходе экспедиции будут кардинально меняться.

При размещении заказа на работы археологов невозможно указать в документации конкретные объемы, качественные характеристики, сроки выполнения.

Проведение закрытых торгов и их регистрация в реестре контрактов

Актуальной на сегодняшний день и обсуждаемой на встрече явилась проблема применения на практике положений ч. 2 ст. 20 и ч. 2. ст. 32 Закона № 94-ФЗ, дающих музеям право размещать заказы:

■ на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

■ на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в т. ч. в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств путем проведения закрытого конкурса/аукциона.

Вместе с тем в настоящее время единственным подзаконным актом, регулирующим согласование закрытых торгов, является “Порядок согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)”, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 03.03.2006 № 124 (далее – Порядок согласования), который регламентирует исключительно размещение заказов, сведения о которых составляют государственную тайну. В связи с этим требуется согласование проведения торгов с контролирующим органом, уполномоченным в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну; использование для пересылки документов Государственной фельдъегерской службы РФ; обоснование отнесения конкретных положений документации к сведениям, составляющим государственную тайну и т. д. При этом согласно ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 39 Закона № 94-ФЗ и п. 8 Порядка согласования срок рассмотрения обращений о согласовании закрытых торгов не должен превышать десять рабочих дней с даты его поступления.

У музеев в связи с проведением выставочных мероприятий нередко возникает необходимость проведения закрытых конкурсов и аукционов на транспортировку музейных экспонатов для указанных мероприятий, что невозможно по причине отсутствия в законодательстве и подзаконных актах указания на орган, уполномоченный согласовывать проведение перечисленных в ч. 2 ст. 20 и ч. 2. ст. 32 Закона № 94-ФЗ процедур.

Отсутствие порядка согласования проведения музеями закрытых торгов ведет к фактической невозможности воспользоваться правом, предоставленным ч. 2 ст. 20 и ч. 2. ст. 32 Закона № 94-ФЗ.

Кроме того, проведение закрытых торгов вызывает сложности при регистрации заключенного по их итогам контракта в едином государственном реестре контрактов. В соответствии с Законом № 94-ФЗ для контрактов, включающих сведения, касающиеся государственной тайны, предусмотрен отдельный реестр. Таким образом, сведения обо всех остальных контрактах, в т. ч. заключенных по итогам проведения закрытых процедур, должны быть опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Однако в настоящее время при регистрации контракта официальный сайт не предусматривает такого вида процедур, как закрытые торги, что влечет внесение заказчиком в реестр контрактов недостоверной информации. Кроме того, размещение в открытом доступе информации о заключенном контракте обессмысливает всю процедуру закрытых торгов.

Сложившаяся ситуация с невозможностью фактического согласования и проведения закрытых торгов музеями привела к тому, что с момента вступления в силу соответствующих поправок в Закон № 94-ФЗ до сегодняшнего дня ни одним музеем закрытые торги в рамках соответствующих статей Закона 94-ФЗ так и не были проведены.

Итог: перечень поручений Правительства РФ

Результатом обсуждения всех вышеперечисленных проблем применения Закона № 94-ФЗ в сфере культуры стал перечень поручений Председателя Правительства РФ по итогам встречи с руководителями российских музеев в г. Саратове (далее – перечень поручений), в котором было дано поручение Минкультуры России вместе с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Союза музеев России представить предложения по внесению изменений в законодательство РФ о государственных закупках в части:

■ размещения музеями у единственного поставщика заказов на организацию и проведение выставок, в т. ч. осуществляемых в рамках международных соглашений и международного культурного обмена; на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (археологических полевых работ), а также на поставку расходных материалов и оборудования для их выполнения; на оказание физическими лицами услуг музейного экскурсовода (гида);

■ нераспространения требований законодательства о государственных закупках на деятельность музеев и других бюджетных учреждений сферы культуры, связанную с привлечением третьих лиц для поставки товаров, выполнения работ (оказания услуг), осуществляемую за счет средств спонсоров и благотворительных организаций, а также в ходе исполнения бюджетными учреждениями государственных контрактов и гражданско-правовых договоров.

Кроме того, в перечне поручений Минкультуры России вместе с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти было дано поручение представить предложения по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на согласование проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и ведению закрытого реестра.

Минкультуры России разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” в котором предлагается следующее:

■ включить в Закон № 94-ФЗ норму, исключающую его распространение на деятельность бюджетных учреждений по привлечению ими третьих лиц для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в ходе исполнения бюджетными учреждениями контрактов и иных гражданско-правовых договоров, а также на деятельность бюджетных учреждений, осуществляемую за счет средств спонсоров и благотворительных организаций;

■ расширить перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотренных ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, а именно:

– включить в указанный перечень услуги музейного экскурсовода (гида), осуществляемые физическими лицами;

– включить в указанный перечень услуги учреждений культуры по организации и (или) проведению выставок, в т. ч. на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного международными соглашениями, меморандумами, заключенными между уполномоченными представителями стран в рамках международного культурного обмена;

– включить в указанный перечень случай размещения заказа на работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (снятие и перемещение культурного слоя в ходе археологических работ, руководство вскрытием культурного слоя и фиксации в ходе археологических работ, графическая фиксация объекта археологического исследования, фотографирование объекта археологического исследования и находок, сделанных в ходе археологических работ, графическая фиксация находок, сделанных в ходе археологических работ, сортировка археологических находок, специальные анализы археологических находок, специальное исследование археологического объекта, вывоз грунта, перемещенного в ходе археологических работ), а также на поставку расходных материалов и оборудования для выполнения данных работ.

В части возможности проведения закрытых конкурсов и аукционов в соответствии с ч. 2 ст. 20 и ч. 2. ст. 32 Закона 94-ФЗ Минкультуры России подготовило предложения, в которых предлагает внести соответствующие изменения в Закон 94-ФЗ, Порядок согласования проведения закрытых конкурсов и аукционов и определить орган, уполномоченный на согласование закрытых торгов по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в т. ч. в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств путем проведения закрытого конкурса/аукциона (ч. 2 ст. 20 и ч. 2 ст. 32 Закона 94-ФЗ) и орган, уполномоченный на ведение реестра государственных контрактов, заключаемых по результатам таких торгов.

Кроме того, для успешной реализации вышеназванных мероприятий необходимо подготовить проект постановления Правительства РФ “Об утверждении Положения о ведении реестра государственных контрактов, заключаемых по итогам закрытых торгов по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств”.

В итоге Аппаратом Правительства РФ исполнение перечня поручений в части проработки предложений по внесению изменений в законодательство РФ о государственных закупках передано на контроль в Минкультуры России, а исполнение перечня поручений в части проработки предложений по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на согласование проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и ведению закрытого реестра передано на контроль в Минэкономразвития России.

Несмотря на часто возникающие трудности при обсуждении и проработке вышеназванных вопросов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Минкультуры России совместно с представителями ведущих музеев России ведется активная работа по внесению изменений в законодательство РФ о государственных закупках.

Проведение выставок представляет собой комплекс услуг, неоднородных по своему характеру, но объединенных общей целью – организацией мероприятия. Однако законодательство запрещает объединять в один лот функционально не связанные услуги.

7 нерешенных проблем заказчиков:

1. Торги для выбора субподрядчиков.

2. Проведение закупок на средства частных лиц.

3. Закупки услуг экскурсовода.

4. Организация выставки: объединение в один лот.

5. Учет требований иностранных контрагентов.

6. Закупка археологических полевых работ.

7. Проведение закрытых торгов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×