Стандартизация и сертификация компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности

153
В продолжение темы повышения уровня ИКТ-компетенций предлагаем материал о том, как пользователь компьютера может подтвердить свои знания...

Е.В. Якушина,

канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения, координатор проекта “Цифровое образование”

В продолжение темы повышения уровня ИКТ-компетенций предлагаем материал о том, как пользователь компьютера может подтвердить свои знания

Современные условия рынка труда в сфере информационных технологий требуют непрерывного повышения уровня образования во всех учреждениях. Это касается как учреждений культуры, так и учебных заведений – государственных образовательных учреждений (далее – ОУ) и учреждений дополнительного специализированного образования. Низкий уровень компьютерной грамотности может стать одним из факторов, тормозящих социально-экономическое развитие общества. Одной из главных задач, стоящих сегодня перед системой образования, является подготовка профессионалов, обладающих всем спектром знаний и умений в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также стандартизация и сертификация компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности. Ниже приведен обзор образовательных и сертификационных программ, которые может пройти специалист учреждения.

Низкий уровень компьютерной грамотности может стать одним из факторов, тормозящих социально-экономическое развитие общества.

В настоящее время в мире существует множество сертификационных программ. К примеру, программа Microsoft была впервые объявлена в 1995 г., вслед за инициативой компании “Novell”, и с тех пор является самой распространенной и востребованной.

В России количество сертифицированных специалистов непрерывно возрастает, ведь наличие сертификата является визитной карточкой работника сферы ИТ не только на международном, но и на российском рынке труда.

Наличие сертификата является визитной карточкой ИТ-специалиста не только на международном, но и на российском рынке труда.

Тестирование компьютерной грамотности

В процессе тестирования компьютерной грамотности испытуемому предлагается набор вопросов (строго заданных типов), оценивающих его знания. “Перемещаясь” от вопроса к вопросу, испытуемый выполняет задания по стандартизированным схемам. При тестировании осуществляется поддержка следующих общеизвестных типов тестовых вопросов: 

■ единичный выбор (выбор одного варианта из нескольких предложенных);

■ множественный выбор (выбор нескольких из предложенных вариантов);

■ сортировка (упорядочивание вариантов согласно какому-то критерию);

■ установление соответствия (сопоставление предложенных вариантов и категорий);

■ текстовый ввод (ответ на заданный вопрос путем ввода одной или нескольких фраз с клавиатуры).

Хранение и обработка типовых вопросов в системе тестирования осуществляется в соответствии с мировым стандартом по упаковке и хранению учебного и измерительного контента IMS.

 Имитационное тестирование ИКТ-компетентности

Во время имитационного тестирования пользователю поочередно предлагаются симуляционные задания различной сложности. В процессе их выполнения отслеживается последовательность, рациональность и результат действий испытуемого.  

Во время имитационного тестирования система фиксирует последовательность, рациональность и результат действий испытуемого.

Система тестирования построена в соответствии с концепцией компетентностного подхода и содержит в центре тестирования не тестовые вопросы или задания, а компетентностную модель специалиста. Имитационный тест представляет собой обход имеющихся вершин графа компетентностной модели с автоматической выборкой подходящих тестовых заданий.

Цель применения компетентностной модели - эффективная оценка компетентности испытуемого путем смещения акцента с содержания теста на результат тестирования и измеряемые параметры.

Основные особенности имитационного тестирования:

■ задания строятся в соответствии с трехуровневой моделью “Сценарий – Инструкция – Тест”;

■ каждое задание (симуляция) характеризуется собственным уникальным типом и предлагает некоторую тестовую ситуацию, что позволяет проверить навыки решения определенного класса задач, возникающих в реальной жизни (работа с файловой системой, поиск в Интернете, работа в почтовой программе и т. д.);

■ каждое задание представляет собой программный макет, на базе которого можно формировать задания различной сложности и конфигурации, изменяя исходные данные.

Использование модели имитационного тестирования обеспечивает дополнительные возможности для:

■ выполнения задания различными способами и определения эффективности действий испытуемого;

■ разработки заданий принципиально новых типов;

■ включения в тест заданий различной сложности и конфигурации на базе разработанных типов.

Применение технологий объектного программирования и разработка имитационных компонентов лежит в основе создания качественных контрольно-измерительных материалов для оценки ИКТ-компетентности, облегчает их многократное использование и позволяет сэкономить время на разработку новых заданий. 

Где учиться

На сегодняшний день существует множество специальных программ и центров, которые занимаются тестированием и сертификацией в области ИКТ. 

Microsoft IT Academy

Программа Microsoft IT Academy позволяет проводить высококачественное обучение по авторизованным курсам Microsoft. Аудитория – руководители учреждений, ИТ-специалисты, преподаватели ИКТ-дисциплин, студенты. Для участников программы Microsoft IT Academy предлагаются официальные учебные курсы Microsoft на специальных льготных условиях.

Для участников программы Microsoft IT Academy предлагаются официальные учебные курсы Microsoft на специальных льготных условиях.

Уровни участия:

■ Essential: изучение пользовательских приложений Microsoft Office. Приобретенные в результате обучения знания и навыки позволят учащимся не только в совершенстве овладеть работой в среде Microsoft Office, но и подтвердить свои знания сертификатом Microsoft Office Specialist (MOS). Знание программ на таком уровне – несомненный плюс в работе руководителя и заместителя руководителя учреждения, а для сотрудника ИТ-отдела оно обязательно. 

■ Advanced: начальная профессиональная подготовка специалистов в области информационных технологий по различным специальностям (техническая поддержка настольных и переносных компьютеров; администрирование компьютерных систем, сетей и баз данных; разработка сложных приложений и баз данных в различных средах). Полученные знания позволят учащимся получить сертификат Microsoft Certified Professional (МСР), который является первым шагом на пути построения профессиональной карьеры в области информационных технологий. Такой уровень знаний необходим для успешной работы сотрудника и руководителя ИТ-отдела учреждения, особенно если они заинтересованы в передаче своего опыта коллегам и их обучении.

Сертификационные экзамены Microsoft

Программа сертификации Microsoft существует в мире с 1992 г. Все это время она гибко адаптируется к изменениям на рынках труда и технологий и к новым задачам бизнеса. Сертификационные экзамены постоянно пересматриваются и обновляются, что позволяет отразить в них навыки, необходимые специалистам для работы с новейшими технологиями Microsoft.

Для получения сертификата (сертификационного статуса) необходимо сдать один или несколько сертификационных экзаменов (в зависимости от уровня сертификации), большинство которых проходят в виде компьютерных тестов и требуют не только хорошей теоретической подготовки, но и серьезных практических навыков и знаний.

Программы сертификации охватывают практически все технологии Microsoft, все уровни квалификации и все роли в ИТ-команде. Целевая аудитория программы сертификации – как ИТ-профессионалы, разработчики, так и офисные работники, домашние пользователи. 

Экзамены проводятся в центрах тестирования, которые оснащены компьютерами для сдачи сертификационных экзаменов Microsoft. Как правило, в аудитории 16 компьютеров, за которыми могут находиться другие соискатели. Администраторы центров тестирования стремятся обеспечить экзаменующимся спокойную, комфортную обстановку.

Экзамены проводятся в форме компьютерного тестирования. Онлайн-тестирование отсутствует, но есть демо-версия для ознакомления (к сожалению, только на английском языке).

Сертификационные экзамены Microsoft состоят из вопросов и ответов в различном формате, что позволяет точно оценить знания и навыки соискателей. В том числе используются следующие форматы:

■ вопросы с выбором одного ответа из предложенных;

■ вопросы с выбором нескольких ответов из предложенных;

■ вопрос с выбором активной области;

■ вопросы с диалоговыми окнами;

■ вопросы с перетаскиванием;

■ составление списка и изменение порядка вопросов;

■ создание дерева вопросов;

■ примеры внедрения.

Некоторые навыки оцениваются с помощью практических заданий.

Несколько лет назад корпорация Microsoft включила первые практические тестовые задания в технические и бизнес-экзамены. Эти задания были созданы на основе технологии моделирования. Экзамены состояли из традиционных тестовых заданий и смоделированной рабочей среды, в которой кандидаты могли продемонстрировать свои навыки в решении важных ИТ-задач. Получив положительные отзывы от кандидатов и работодателей, Microsoft продолжила развивать практическое тестирование с имитацией реальной ИТ-среды.

Несколько лет назад Microsoft включила первые практические тестовые задания в технические и бизнес-экзамены.

Сегодня Microsoft предлагает новые практические тесты, созданные на основе технологий эмуляции. Такой формат позволяет кандидатам использовать любые возможности и средства в виртуальной вычислительной среде, в то время как в среде, созданной с помощью технологии моделирования, число доступных вариантов было ограничено. Независимо от типа теста, успешность кандидата оценивается по точности конечного результата, а не по способу выполнения задания.

 При использовании технологии эмуляции успешность кандидата оценивается по точности конечного результата, а не по способу выполнения задания.

Преимущества практического тестирования:

■ кандидаты выполняют задачи в реальной, практической среде;

■ рабочая среда позволяет проверить способность кандидата решать проблемы, которые возникают в реальности;

■ тестовые задания отражают требования к соискателям на соответствующую должность и создают уверенность в способностях кандидата как у него самого, так и у работодателей;

■ опыт, полученный в ходе подготовки к экзамену и в процессе его сдачи, способствует успеху кандидата на занимаемой должности. 

“Твой курс”

Для того, чтобы помочь пользователям повысить уровень своей компьютерной грамотности, с 2010 г. компания Microsoft реализует инициативу “Твой курс”, в рамках которой предоставляется возможность пройти обучение, ориентированное именно на ключевые задачи пользователя. Программа включает в себя возможности многих проектов Microsoft, в т. ч. Эффективная работа преподавателя и Партнерство в образовании”, крупномасштабного проекта для некоммерческих организаций (НКО) “Открытый мир информационных технологий” (IDEA).

В рамках “Твоего курса” пользователь может пройти обучение, ориентированное на ключевые задачи его работы.

Предлагаются учебные курсы для начинающих или опытных пользователей. Материалы, курсы и стратегии обучения специально подобраны и адаптированы для студентов, преподавателей и IT-специалистов.

Пользователю предлагаются знакомство с полным набором предлагаемых курсов, а также рекомендации по выбору траектории обучения и схемы действий, подготовленные специально для групп обучающихся различного профиля и уровня компьютерной грамотности. На входе предлагается пройти тест для подтверждения навыков начального уровня владения современными информационными технологиями. 

Входящее онлайн-тестирование рассчитано на 10 минут, состоит из 30 вопросов закрытого типа с единственным выбором. Возможность исправления ошибочных ответов существует, если пользователь укладывается в предоставленное время. По окончании тестирования выдается результат – процент верных ответов и название уровня.

Итоговое онлайн-тестирование рассчитано на 20 минут, также состоит из 30 вопросов закрытого типа с единственным выбором. Если пользователь уложился в предоставленное время, он может исправить ошибочные ответы. По окончании тестирования выдается результат – сдан или не сдан тест, а также процент верных ответов. 

По окончании обучения каждый пользователь может пройти итоговый тест и получить электронный сертификат, подтверждающий навыки подвинутого пользователя ИКТ-инструментов.

ICT test. Система сертификации

На территории Российской Федерации в настоящее время работает множество отечественных и зарубежных организаций, которые занимаются сертификацией в сфере компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности, устанавливая собственные “стандарты” сертификации. К сожалению, пока отсутствуют единые требования к уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности пользователя как на разных этапах образования, так и со стороны рынка труда, что обуславливает существование различных систем оценивания знаний.  

Единые требования к уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности пользователя пока отсутствуют.

В условиях формирования экономики знаний, перехода к постиндустриальному этапу социально-экономического развития общества важно создать отраслевую систему мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности.

По состоянию на сентябрь 2012 г. в сфере культуры отсутствует такая система. Зато в родственной сфере образования еще в 2006 г. в России для обеспечения необходимых условий повышения уровня компьютерной грамотности в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы были начаты работы по созданию отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности работников ОУ. Одним из ярких примеров решения этой задачи является активно развивающийся проект, открытый для сотрудничества со всеми заинтересованными в повышении уровня подготовки российских IT-специалистов, – “Отраслевая система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности”

Отраслевая система мониторинга и сертификации выстраивается с учетом:

■ опыта, накопленного отечественной и зарубежными системами образования;

■ традиций Российского образования;

■ преемственности формирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности – от уровня элементарных знаний к профессиональному уровню.

Вопросы перехода на международные стандарты контроля качества обучения имеют первостепенную важность в свете присоединения России к Болонскому соглашению. Преимущества единого стандарта для такой важной области, как информационные технологии, уже признали большинство европейских образовательных организаций.

Повсеместное использование компьютеров и требования, предъявляемые к современным специалистам, ведут к неизбежному систематическому совершенствованию имеющихся знаний, умений и навыков всех участников образовательного процесса.

Возможность организации тестирования для определения уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности административно-управленческого персонала позволит учреждениям скорректировать программы повышения квалификации, а также быстро и качественно провести мероприятия по аттестации работников.

Результаты опытного внедрения и отзывы участников тестирования можно найти на сайте проекта: http://www.icttest.edu.ru.

В ходе проекта реализуются следующие задачи:

1) обеспечение необходимых условий для достижения уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавательского состава и административно-управленческого персонала общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, соответствующего мировому передовому опыту в данной сфере;

2) оценка качества обучения по направлению ИКТ в системе непрерывного образования; 

3) анализ современных тенденций и требований к уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности специалистов различного уровня;

4) разработка предложений к органам государственной власти по формированию отраслевых стандартов в области ИКТ, отражающих современные подходы и учитывающих тенденции в развитии информационных технологий.

Оценка уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности осуществляется через систему региональных центров по сертификации, созданных на базе ведущих ОУ в области информационных технологий.  

В результате реализации проекта по организации системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей и руководителей ОУ было получено много положительных отзывов из различных регионов России. Были выявлены как очевидные преимущества разработанной системы контрольно-измерительных материалов, так и ее недостатки, к числу которых следует отнести некоторые недоработки интерфейса программы и некорректные формулировки отдельных тестовых заданий.

Участники тестирования положительно оценили такую особенность реализованной модели, как двухуровневая оценка знаний, навыков и умений. В отличие от традиционных тестов, проверяющих в основном базовые теоретические знания, наличие имитационных заданий различной сложности позволяет продемонстрировать практические навыки владения компьютером.

Преподаватели и администраторы учебных заведений отметили актуальность проведения подобного рода тестирования по всей стране. Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность являются важными факторами для лучшей адаптации человека в современном мире информационных технологий. Очень важно, что тестирование охватывает учащихся ОУ и работников различных категорий. Программа тестирования качественно подготовлена, продумана, а имеющиеся недоработки легко устранимы.

Отраслевая система мониторинга компьютерной грамотности и информационной компетентности позволяет определять “слабые места” в ИКТ-подготовке пользователей с тем, чтобы впоследствии скорректировать процесс обучения и повышения квалификации, т. е. значительно повысить уровень подготовки обучающихся и эффективность оценки качества полученного образования.

В этой связи функционирование данной системы на постоянной основе будет способствовать улучшению подготовки кадров с учетом запросов рынка труда, что крайне важно в современных экономических условиях.

В рамках проекта создано две версии системы тестирования: локальная и веб-система. Локальная система тестирования технически включает в себя сервер и клиент тестирования. Она должна быть установлена на компьютеры в локальной сети Регионального центра по сертификации. Для ее запуска и использования может потребоваться специальное программное обеспечение.

В рамках проекта создано две версии системы тестирования: локальная и веб-система.

Для проведения сертификационного онлайн-тестирования по компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в ICT test используется веб-система OpenTest.

Веб-система не предъявляет особых требований к программному и аппаратному обеспечению компьютеров, на которых будет осуществляться тестирование; необходимо только подключение к сети Интернет и наличие браузера (Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox и др.).

Для того, чтобы пройти тестирование с помощью веб-системы, нужны только подключение к сети Интернет и браузер.

При использовании веб-системы тестирования отпадает необходимость пересылки протоколов тестирований, которые теперь могут быть просмотрены как администраторами региональных центров по сертификации, так и в головном центре.

Демо-версия обладает всеми возможностями оригинальной системы сертификации, но ограничена 40 тестовыми заданиями, выбираемыми случайным образом по 6 темам. В тесте представлены все возможные типы тестовых заданий для ознакомления участников тестирования.

Ограничение времени – 90 мин. Предусматриваются вопросы с единственным и множественным выбором, задания открытого и закрытого типа, а также задания на установление правильной последовательности. Возможности исправления ошибочных ответов нет. 

По окончании теста показывается набранный балл, процент правильных ответов (процент прохождения), результат прохождения, наличие отзывов, а также статистика по темам, которые охватывало тестирование.

Если тестирование проходит в группе, тьютор (администратор) имеет возможность видеть результаты всех участников тестирования. 

Система сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в сфере образования ФГАУ ГНИИ ИТТ “Информика”

В настоящее время Федеральное государственное учреждение “Научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций” реализует проект “Создание национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей, руководителей образовательных учреждений и системы образования (всех уровней) в системе непрерывного образования” в рамках Федеральной целевой программы развития образования.  

Целью проекта является внедрение Национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в систему российского непрерывного образования.

Методологические задачи проекта:

■ анализ существующей системы формирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности для различных категорий тестируемых, независимо от области их профессиональной деятельности;

■ исследование потребностей рынка труда в специалистах определенного уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности (с учетом отечественного и зарубежного опыта); 

■ разработка концепций национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности на базе Национального центра мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе непрерывного образования;

■ установление требований к уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности для различных категорий тестируемых;

■ составление рекомендаций по содержанию образовательных программ для формирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе непрерывного образования;

■ разработка научно-обоснованной методики контроля компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности, адекватной сущности контролируемых компетенций.

Технологические задачи проекта

■ создание и развитие аппаратно-программного комплекса системы тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности;

■ создание и усовершенствование программного обеспечения для разработки контрольно-измерительных материалов (тестовых заданий разного уровня сложности) с целью пополнения Единой базы данных тестовых заданий;

■ создание и пополнение Единой базы данных контрольно-измерительных материалов (тестов разного уровня сложности) для контроля компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности;

■ создание и сопровождение информационного ресурса национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности.

Организационные задачи проекта

■ формирование национальной системы мониторинга и сертификации путем создания Национального центра мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе непрерывного образования и развития сетевой инфраструктуры центра;

■ разработка и организация работ по внедрению Национального сертификата в систему непрерывного образования РФ;

■ осуществление мероприятий, направленных на освещение работ по проекту.

Для мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в российской системе непрерывного образования была разработана инновационная модель тестирования, в основе которой лежит концепция двухуровневой оценки знаний, навыков и умений испытуемого.

На первом этапе тестирования оценивается компьютерная грамотность - элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером. Наиболее подходящим методом оценки компьютерной грамотности является традиционное тестирование, или “тест, основанный на знаниях” (Knowledge-Based Test), включающий вопросы типа “единичный выбор”, “множественный выбор” и т. д. Данный вид тестирования активно применяется в электронном образовании, а также в некоторых программах сертификации, например ECDL.

Второй этап тестирования предназначен для оценки ИКТ-компетентности: знаний и навыков более высокого порядка, познавательных способностей испытуемого и его умения справляться с задачами, возникающими в реальной жизни.

Компетентность - это индивидуальные способности и качества личности, определяющие ее возможность принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают в процессе ее продуктивной деятельности, а также умение ориентироваться в организационной среде.

Традиционный тест является эффективным средством оценки знаний испытуемого, но не предназначен для оценки его опыта, практических навыков и умения решать комплексные задачи. Перечисленные характеристики понятия “компетентность” оцениваются с помощью новейших методов имитационного тестирования (Performance-Based Test). Подобный подход лежит в основе сертификаций Microsoft Specialist, ICT Literacy Assessment, KS3 ICT Test.

“ECDL Россия” - программа сертификации пользователей компьютера

Программа The European Computer Driving Licence (ECDL – Европейские компьютерные права, также известная как ICDL – International Computer Driving License, международные компьютерные права) – ведущая мировая сертификация навыков владения персональным компьютером. Программа была разработана при поддержке Евросоюза и с 2001 г. внедряется в качестве официального стандарта компьютерной грамотности в странах-членах ЕС и как добровольная сертификация в 70% стран мира. Тот факт, что на сегодняшний день почти 12 миллионов человек в 166 странах мира прошли обучение и тестирование, делает сертификацию ECDL глобальным стандартом компьютерной грамотности. 

Сертификат ECDL является общепринятым в Европе и США стандартом, подтверждающим, что его обладатель знаком с основными концепциями информационных технологий, умеет пользоваться персональным компьютером и базовыми приложениями. На сегодняшний день тестирование прошли более 10,5 млн человек в 70% стран мира. Сертификация ECDL не зависит от вида используемого программного обеспечения, что дает возможность проводить тестирование как по программным продуктам Microsoft (Windows 98, 2000, XP, Vista, 7; Office 2000, 2002, 2003, 2007, 2010), так и по приложениям open source (Linux (Unix), Open/Star Office). Экзаменационные вопросы отличаются умеренным уровнем сложности, что весьма актуально для обычного пользователя, не использующего в своей ежедневной практике узкоспециализированные возможности конкретных программ.

Можно проходить ECDL-сертификацию как по продуктам Microsoft, и по приложениям open source.

Программа ECDL реализуется через систему центров тестирования, которые могут располагаться на базе школ, вузов, учебных центров, учреждений переподготовки кадров и т. д. Центры тестирования получают возможность на своей базе принимать тестирование и выдавать сертификаты и пластиковые карточки международного образца. Также центры тестирования проводят обучение и подготовку к сертификации. Те, кто по каким-то причинам не может учиться очно, могут пройти курсы дистанционного обучения.

Сертификат ECDL во многих странах является обязательным требованием при приеме на работ в государственные учреждения.

Во многих странах наличие сертификата ECDL является обязательным требованием при приеме на работу в государственные учреждения, что позволяет гарантировать общий уровень компетенции сотрудников. Сертификация ECDL широко используется международными организациями и образовательными структурами.

ECDL – единственная на сегодняшний день сертификация для пользователей информационных систем, полностью переведенная на русский язык. В России существует и постоянно расширяется сеть авторизованных тестовых центров ECDL.

В России офис ECDL был открыт в 2002 г. До 2010 г. более 60 тыс. человек прошли обучение и получили сертификаты. С 2006 г. в России реализуется проект массового обучения граждан основам компьютерной грамотности “Электронный гражданин”. Пилотным регионом проекта стал Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, а в 2007-2009 гг. к проекту присоединились Нижегородская область и Республика Мордовия. Ведутся переговоры еще с пятью субъектами РФ о присоединении их к проекту. 

С 2006 г. в России реализуется проект массового обучения граждан основам компьютерной грамотности “Электронный гражданин”.

Продолжительность одного модуля составляет 45 минут, диагностического теста – от 40 до 60 минут. Кандидат может сдавать все семь модулей в течение одного дня.

Виды вопросов из различных модулей ECDL:

■ вопросы закрытого типа, которые предлагают пользователю выбрать из четырех предложенных вариантов ответов один правильный. Если в качестве ответа на вопрос подходят несколько вариантов, нужно выбрать из них тот, который отвечает на вопрос наиболее точно. 

■ вопросы, которые предлагают пользователю выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов и прилагаемой иллюстрации;

■ вопросы, которые содержат интерактивную чувствительную область. Для ответа на эти вопросы требуется указать правильную пиктограмму непосредственно в окне приложения;

■ вопросы, предлагающие два варианта ответа – “да” и “нет”, из которых требуется выбрать правильный.

У пользователя нет возможности исправить ошибочные ответы. 

Сертификация Microsoft Office Specialist (MOS) – международный статус, присваиваемый компанией Microsoft специалисту после успешного прохождения одного или нескольких экзаменов. В настоящее время распространяется на все версии Microsoft Office, в т. ч. Microsoft Office System 2007 и Microsoft Office 2010, а также на операционные системы семейства Windows.

Таким образом, комбинированная оценка позволяет сочетать плюсы традиционного подхода при тестировании компьютерной грамотности с высокой эффективностью имитационного тестирования ИКТ-компетентности. 

Цель применения двухуровневого тестирования - оценка не только знаний, но и компетентности испытуемого, причем как ее отдельных элементов, так и их сочетания.

Центр “Специалист” при МГТУ им Н.Э. Баумана успешно работает более чем с 25 тысячами ведущих российских и зарубежных компаний. За 20 лет работы “Специалист” выпустил более 550 тысяч специалистов. Свидетельство центра хорошо известно и высоко котируется на кадровом рынке.

Пользователям предлагаются бесплатные тесты онлайн. Представлены тесты более чем по десяти направлениям: от Microsoft Office до программирования и IT, от компьютерной графики до управления проектами и сервисами, от бухгалтерского учета до систем управления базами данных (СУБД). Тесты разработаны преподавателями центра, ведущими экспертами в своей области. 

Тест состоит из 10 вопросов разного уровня сложности. Для успешного прохождения теста необходимо ответить на 8 вопросов.

Продолжительность тестирования – 30 минут. Присутствуют задания с единственным и множественным выбором, закрытого типа. Существует возможность исправления ошибочных ответов, а также возможность возврата, перехода к вопросам не по порядку.

По окончании теста пользователь видит результат: “сдан” или “не сдан” тест, каково количество правильных и неправильных ответов. Также ему может быть предложено пополнить свои знания на соответствующих курсах.

Учебный центр Softline

В учебном центре “Softline – Тестирование и обучение” каждый слушатель может получить официальный статус сертифицированного специалиста путем качественной профессиональной подготовки и последующей сдачи экзаменов.

На базе этого учебного центра действуют центры тестирования Prometric, Certiport, Dr.Web, Red Hat, TOEFL и Лаборатории Касперского.

Тестирование можно пройти в одном из 22 центров тестирования учебного центра Softline (17 в России и 5 в странах СНГ). Тестирование проводится каждый день. Онлайн-версия теста отсутствует. 

Сертификационный экзамен представляет собой тест с несколькими вариантами ответов на заданный вопрос, из которых нужно выбрать правильный. Многие тесты включают в себя симуляторы операционной системы или приложения. Все тесты индивидуальны и защищены от несанкционированного доступа.

Сразу после окончания экзамена кандидат получает распечатку с результатами теста. Информация передается компании-провайдеру и заносится в банк данных фирмы, по продукции которой тестировался кандидат.

В случае успешного завершения сертификационной программы тестируемый получает сертификат специалиста. Между сдачей экзамена и получением сертификата проходит около месяца. 

“Академия АйТи”

“Академия АйТи” предлагает различные тестовые системы для оценки знаний и навыков, а также (по результатам) получение сертификата международного образца, подтверждающего квалификацию. В “Академии АйТи” более тысячи авторизованных курсов и собственных программ. 

Академия предоставляет кандидату место для прохождения теста в специально оборудованном компьютерном классе. Тест, как правило, представляет собой набор вопросов с вариантами ответов. Содержание вопросов разрабатывается компаниями, по чьей сертификационной программе пользователь сдает тесты. Тест заказывается специально для пользователя на конкретную дату и время. Набор вопросов и варианты ответов в тесте заранее неизвестны. Сразу после тестирования пользователь получает распечатку результатов, которая служит официальным подтверждением прохождения теста.

Онлайн-версия теста отсутствует. 

Microsoft Digital Literacy

В каждой из интерактивных аттестаций (в режиме онлайн) пользователю предлагается 30 вопросов по теме курса с вариантами ответов. После подсчета итогового балла учащемуся предоставляется страница с учебным планом, которую можно распечатать. На ней показано, какие темы, возможно, потребуют повторного изучения для закрепления полученных знаний. 

В сертификационном экзамене предлагается 30 вопросов по всем пяти частям курса Digital Literacy. Если учащийся сдает экзамен (показатель 80% и выше), ему предлагается ввести личные данные и распечатать сертификат. Ему также предоставляется учебный план, чтобы вновь просмотреть темы, которые могут потребовать повторного изучения для закрепления знаний. 

Выводы

Итак, основная целевая аудитория систем тестирования – слушатели, проходящие обучения в учебных центрах.

Системы тестирования могут быть разработаны в том или ином учебном центре, а могут быть представлены системами тестирования типа OpenTest.

В процессе тестирования компьютерной грамотности испытуемому предлагается набор вопросов (строго заданных типов), оценивающих его знания. В некоторых системах тестирования предоставляется возможность исправления ошибочных ответов.

Продолжительность тестирования колеблется в различных пределах (20 минут, 90 минут), количество заданий / вопросов в тесте в основном от 20 до 40. Задания в тестах встречаются как с единственным, так и с множественным выбором, открытого и закрытого типа.

Зачастую на сайтах центров тестирования и учебных центров представлена демонстрационная онлайн-версия теста для ознакомления с процессом тестирования.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль