Организация работы театра при библиотеке

1334
Многие библиотеки стараются выйти за рамки только библиотечной деятельности и реализовывать разнообразные проекты. Один из наиболее интересных примеров проектной деятельности – организация работы театральных студий. При этом “особенный” статус учреждения не помеха. Рассмотрим это на примере театра при специальной библиотеке для слепых...

Макарова С.В.,

заведующая отделом обслуживания Тверской областной специальной библиотеки для слепых им. М.И. Суворова  

Многие библиотеки стараются выйти за рамки только библиотечной деятельности и реализовывать разнообразные проекты. Один из наиболее интересных примеров проектной деятельности – организация работы театральных студий. При этом “особенный” статус учреждения не помеха. Рассмотрим это на примере театра при специальной библиотеке для слепых. 

Тверская областная специальная библиотека для слепых им. М.И. Суворова была открыта в 1964 г. Это единственная библиотека в Тверской области, располагающая фондом литературы в специальных информационных форматах. Помимо стационарного библиотечного обслуживания у библиотеки есть филиалы в городах Торжке и Вышнем Волочке, а также 24 пункта выдачи, действующие на базе местных организаций Всероссийского общества слепых и в муниципальных библиотеках по Тверской области. Основная цель деятельности специальной библиотеки – создание условий для равного доступа к информации, ценностям науки и культуры для людей, имеющих ограничения жизнедеятельности, содействие их социокультурной реабилитации и социализации. Вот уже 25 лет при филиале библиотеки в г. Торжке действует детский образцовый театральный коллектив “Светлячок”.

Зарождение идеи

Поводом к созданию театральной студии послужила конкретная проблема личного характера, возникшая у заведующей филиалом библиотеки Л.В. Евдокимовой – ее дочь-первоклассница испытывала сложности при общении со сверстниками, росла застенчивой и замкнутой. У Людмилы Владимировны появилась идея создать при библиотеке театр, который помогал бы детям преодолевать комплексы, развивал общительность, активность, раскрывал творческие способности. Так на общественных началах, благодаря энтузиазму одного человека, в 1986 г. в библиотеке появился театральный коллектив “Светлячок”.

Работа театра организована таким образом, что вместе со здоровыми детьми занимаются ребята, имеющие ограничения здоровья (проблемы со зрением, речью и двигательной активностью, отставание в развитии).

Залог успеха создания театра при библиотеке – найти неравнодушных, увлеченных идеей театра людей. Решение всех остальных организационных задач станет делом техники.

В советские годы многие идеи реализовывались при отсутствии практически всех необходимых ресурсов, за счет собственных средств. До момента присвоения театральному коллективу “Светлячок” звания “образцовый” театральная студия действовала как одно из направлений массовой работы филиала. Заведующая филиалом сама выступала и режиссером, и декоратором, и педагогом-психологом.

До момента присвоения театральному коллективу “Светлячок” звания “образцовый” он действовал как одно из направлений массовой работы филиала библиотеки.

Первоначально не было и какой-либо материальной базы для создания театра. Экономические проблемы 1990-х гг. отразились на финансировании библиотеки, но “Светлячок” продолжил благополучно развиваться благодаря сплоченности и взаимопомощи организаций, работающих с инвалидами по зрению. Учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых г. Торжка и местная первичная организация Всероссийского общества слепых решили поддержать прогрессивную идею существования особого театра. Время от времени они оказывали финансовую поддержку: деньги были необходимы на приобретение материалов для декораций к спектаклям, организацию гастрольных выездов. Родители участников театрального коллектива помогали шить костюмы и изготавливать декорации.

Помещение филиала библиотеки не предполагает наличия выделенной, обособленной и хорошо просматриваемой зоны, а театр в нашем сознании ассоциируется, прежде всего, с понятием “сцена”. Трудный вопрос с помещением для репетиционных занятий решился благодаря участию отдела культуры г. Торжка, администрации городского дома культуры и, опять-таки, инициативе руководителя студии. Было заключено своего рода негласное “бартерное соглашение”: руководитель “Светлячка” по совместительству становится руководителем детского театрального коллектива Дома культуры “Иван да Марья”, а ребята из студии “Светлячок” получают возможность репетировать на сцене Дома культуры.

Шли годы, сменялись поколения детей, занимающихся в театральном коллективе. “Светлячок” успешно выступал перед зрителями, участвовал в областных смотрах-конкурсах самодеятельных театров. За долгие годы существования театра-студии удалось помочь многим ребятам преодолеть коммуникативные и психологические проблемы, адаптироваться в среде сверстников. В 2001 г. по инициативе Тверского областного дома народного творчества и Тверской областной специальной библиотеки для слепых театральному коллективу “Светлячок” было присвоено звание “образцовый театральный коллектив” (в Приложении 1 приведен документ, определяющий порядок присвоения звания “образцовый”). С этого момента произошли значительные организационные и финансовые перемены. 2000-е гг. ознаменовались для театральной студии активной творческой жизнью. Репертуар театра обогатили новые спектакли: “Два клена” по пьесе Е. Шварца, “Улыбка судьбы” И. Медведевой, “Домой” О. Соломоновой, “Шиндры-бындры, или чудесное превращение Бабы Яги” А. Чубаровой и И. Егоровой и др. В 2010 г. театральный коллектив “Светлячок” принял участие в I Всероссийском фестивале творческой молодежи и юношества (инвалидов) “В будущее с надеждой”.

Ресурсная база

Став “образцовым”, театральный коллектив “Светлячок” получил финансирование из областного бюджета. В настоящий момент его деятельность финансируется по отдельной смете, предусматривающей целый перечень расходов. В штатном расписании образцового театрального коллектива выделена одна штатная единица – режиссера. Сил одного человека не всегда хватает на полноценное взаимодействие с 15 ребятами, занимающимися в студии три раза в неделю, но хорошо, что удалось добиться хотя бы этого. К тому же, надо учесть скромный размер ставки режиссера особого театра – 7565 руб. Хотя, безусловно, для коллектива театральной студии основная награда заключается не в деньгах, а в чувстве полезности и общественном признании.

Став “образцовым”, театральный коллектив получил финансирование из областного бюджета.

Если бы библиотеке пришлось реализовывать идею создания особого театра в настоящее время, механизм действий, скорее всего, был бы иным. Сейчас имело бы смысл участвовать с проектом создания театральной студии в каком-либо грантовом конкурсе, а затем, заручившись поддержкой отраслевого органа областной администрации, добиваться того, чтобы театр действовал как структурная единица библиотеки.

Необходимо запастись терпением и обеспечить наличие ряда ресурсов:

материальных: затратные статьи предусматривают выплату заработной платы, командировочные расходы, подписку на профильные и репертуарные журналы, приобретение методической литературы, постановочные расходы, приобретение материалов для пошива костюмов и оформления сцены. Годовой бюджет театральной студии при библиотеке составляет порядка 200 тыс. руб.;

В среднем годовой бюджет театральной студии при библиотеке составляет 200 тыс. руб.

кадровых: целесообразно предусмотреть в штате особого театра две должностные единицы – режиссера-постановщика (непосредственно отвечающего за процесс работы над спектаклем) и психолога-дефектолога (ответственного за коррекционную работу), а также иметь возможность разово пользоваться услугами привлеченных специалистов (музыкального работника, бутафора, швеи и пр.);

временных: необходимо учесть, что, в среднем на постановку одного спектакля уходит 3-4 месяца, и это тогда, когда театральный коллектив уже сформирован, сложились определенные дружеские отношения среди его участников. В начале работы студии, при формировании коллектива, на создание спектаклей требуется больше времени;

В среднем на постановку одного спектакля в “сыгранной” труппе уходит 3-4 месяца.

информационных: необходимо предусмотреть определенные меры информационной поддержки деятельности особого театра. В этой связи нужно разработать рекламу самой театральной студии и ее деятельности, рассмотреть вопрос о системе повышения квалификации работников и организации обмена опытом.

Студия “Светлячок” действует в Торжке – городе с населением около 40 тыс. человек, что, конечно, облегчает организацию рекламы спектаклей. Освещение новостей театральной студии и анонсы спектаклей “Светлячка” традиционно размещают местные газеты и телеканал.

Систематическое повышение квалификации руководителя студии возможно благодаря курсам повышения квалификации и переподготовки кадров при Тверском училище культуры им. Н.А. Львова. Так, например, в 2012 г. проходило повышение квалификации по программе творческой лаборатории “Проблемы и перспективы детского театрального творчества”. Несколько сложнее принять участие в профильных семинарах и конференциях, хотя возможностей много: в обществе отмечается большой интерес к работе “особых” театров, выходит масса интересных методических пособий, организуются учебы для руководителей театральных коллективов, работающих с людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности, проходят конкурсы и фестивали таких театров. Но все это требует дополнительных финансовых затрат.

Особый театр в специальной библиотеке

Поскольку особый театральный коллектив посещают дети с ограниченными возможностями, при организации работы следует учитывать ряд специфических особенностей:

■ репетиции должны проводиться в небольших группах (не более 5-6 человек в группе). Это позволяет уделить внимание каждому члену труппы;

■ необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, посещающему театральную студию, с учетом его психических и физических особенностей;

Необходим индивидуальный подход к каждому члену студии, с учетом его психических и физических особенностей.

■ при выборе репертуара необходимо ориентироваться на произведения, имеющие библиотерапевтический эффект, который в сочетании с методом арт-терапии значительно усиливается. На этом моменте стоит заострить внимание.

Главным отличием библиотерапевтического метода работы является выявление через чтение механизмов конкретного выхода из проблемы.

Постановка спектакля предполагает чтение пьесы, работу над ролью, сценическое воплощение образа. Режиссер-педагог, учитывая психологические и эмоциональные проблемы, существующие у ребенка, выбирает для него определенную роль, проживая которую, маленький актер изменяется (корректируются его настроение и эмоциональное состояние, появляется чувство уверенности в себе, развиваются компенсаторные реакции, активизируется процесс творческого преодоления трудностей);

■ если в занятиях студии принимают участие дети, имеющие глубокие поражения зрения, то режиссер-педагог в первую очередь должен ознакомить таких детей с помещением и сценой, пройдя основные маршруты вместе с ними;

■ помещение для занятий необходимо максимально приспособить для удобства передвижения детей с ограничениями зрения, уделив особое внимание ограждению сцены и обозначению граней лестниц;

■ очень важен толерантный настрой всех участников театрального коллектива.

Необходимо подчеркивать в установочной речи каждого занятия следующую мысль: “Театральный коллектив – это семья. В семье бывают разные дети, но семья всегда дружна. Только держась вместе и заботясь друг о друге можно преодолеть любые невзгоды”.

Документальное оформление деятельности

С 2012 г. изменился правовой статус Тверской областной специальной библиотеки для слепых им. М.И. Суворова: она стала казенным учреждением культуры Тверской области. Это, в свою очередь, повлекло ряд изменений в уставных документах. Было принято решение не упоминать театр “Светлячок” в уставе библиотеки. Это было сделано сознательно: во-первых, устав библиотеки, являясь программным документом, определяет основные направления работы, а театральная деятельность по своей сути не характерна для библиотеки; во-вторых, студия получает финансирование только если ее театральный коллектив раз в три года подтверждает звание “образцового”.

После преобразования библиотеки в казенное учреждение было принято решение не упоминать в уставных документах отдельным пунктом деятельность театрального коллектива.

Став образцовым коллективом и приобретя таким образом другой статус, театральная студия “Светлячок” получила и новые регламентирующие деятельность документы, раскрывающие основные принципы ее работы, цели и задачи деятельности: “Паспорт образцового самодеятельного коллектива” и «Положение о театральной студии “Светлячок”» (Приложение 2).

Послесловие

За 25 лет своего существования театральный коллектив сменил несколько составов. Те ребята, которые занимались в студии в 1980-е гг., уже сами стали родителями и приводят своих детей на театральные занятия. Оглянувшись назад, нельзя не отметить, как изменился “Светлячок”, став более “профессиональным”, если такое выражение применимо для самодеятельного коллектива.

В настоящее время, как и ранее, приоритетной для театральной студии остается реабилитационная работа. Однако для соответствия званию “образцовый” требуется уделять большее внимание вопросам обучения основам актерского мастерства, музыкальному воспитанию, сценической речи и движению. В планах “Светлячка” на ближайшее будущее значится премьера спектакля по пьесе В. Блинова “В тридевятом царстве”. В Приложении 3 представлен план работы театрального коллектива на 2012 г. Руководство центральной библиотеки также занято реализацией идеи создания канала “особого” театра на YouTube.  

Приложение 1

Положение

о присвоении, подтверждении, снятии звания

“народный (образцовый) самодеятельный коллектив” 

1. Общие положения

 1.1. Положение о присвоении, подтверждении, снятии звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив” в культурно-досуговых, образовательных учреждениях отрасли “Культура” Тверской области, общественных объединениях (организациях) и иных учреждениях, действующих на территории Тверской области, распространяется на любительские художественные формирования (любительские коллективы, студии, объединения, клубы и т. п.) всех жанров любительского художественного творчества.

 1.2. Звание “народный (образцовый) самодеятельный коллектив” присваивается постоянно действующим любительским художественным формированиям, достигшим высокого художественного уровня и творческих результатов в своей деятельности, обладающим высоким исполнительским мастерством, активно осуществляющим творческую деятельность, постоянно принимающим участие в культурной жизни своего муниципального образования и Тверской области, систематически обновляющим репертуар, обеспечивающим регулярный показ своих творческих программ населению, получившим широкое общественное признание в регионе.

 1.3. Звание “народный (образцовый) самодеятельный коллектив” присваивается любительским художественным формированиям, в состав которых входят:

■ непрофессиональные исполнители;

■ студенты, учащиеся учебных заведений;

■ исполнители, имеющие профессиональное художественное образование. 

2. Порядок выдвижения к присвоению или подтверждению звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив”

 2.1. Выдвижение любительского художественного формирования к присвоению или подтверждению звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив” осуществляют государственное учреждение отрасли “Культура” или орган управления культурой муниципального образования Тверской области.

 2.2.Общественные объединения (организации) Тверской области обладают правом выдвижения любительского художественного формирования к присвоению или подтверждению звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив” в случае предоставления гарантий финансовой состоятельности объединения (организации) в части долговременной возможности содержания коллектива за собственный счет.

 2.3. Для выдвижения любительского художественного формирования к присвоению или подтверждению звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив” государственное учреждение отрасли “Культура”, орган управления культурой муниципального образования Тверской области, общественное объединение (организация) Тверской области направляют:

■ в адрес Комитета по делам культуры Тверской области – ходатайство с гарантией бюджетного финансирования ставок работников художественного формирования (от 1 до 3 единиц);

■ в адрес Тверского областного Дома народного творчества перечень документов:

- на присвоение звания (в одном экземпляре на бумажном и электроном носителях);

- на подтверждение (в одном экземпляре на бумажном и электроном носителях).

 2.4. Документы в адрес Комитета по делам культуры Тверской области и Тверского областного Дома народного творчества направляются по результатам предварительного прослушивания (просмотра) любительского художественного формирования специалистами Тверского областного Дома народного творчества на основании их письменных методических рекомендаций. 

3. Порядок присвоения, подтверждения, снятия звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив”

 3.1. Право на присвоение звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив” имеют любительские художественные формирования, проработавшие не менее 3 лет со дня создания. В исключительных случаях (особые творческие достижения, высокий профессионализм коллектива) данный срок может быть сокращен.

 3.2. Народный (образцовый) самодеятельный коллектив подтверждает свое звание один раз в три года. В исключительных случаях, связанных с объективными обстоятельствами (продолжительная болезнь руководителя, декретный отпуск и т. д.), срок подтверждения звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив” может быть по решению творческой комиссии перенесен, но не более чем на один год. При этом следующий срок подтверждения звания не меняется (в соответствии с графиком подтверждения звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив”).

 3.3. Для экспертной оценки деятельности народных (образцовых) самодеятельных коллективов формируется творческая комиссия по присвоению, подтверждению, снятию звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив” (далее – творческая комиссия) из числа ведущих специалистов художественного творчества г. Твери и Тверской области и административная комиссия по присвоению, подтверждению, снятию звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив” (далее – административная комиссия) из числа специалистов Комитета по делам культуры Тверской области и Тверского областного Дома народного творчества. Составы комиссий утверждаются приказом Комитета по делам культуры Тверской области.

3.4. Творческая комиссия (в составе не менее 3-х человек) на основании полученных документов, а также письменной заявки государственного учреждения отрасли “Культура”, органа культуры муниципального образования Тверской области, общественного объединения (организации) Тверской области проводит прослушивание (просмотр) любительского художественного формирования, по мере поступления документов, в течение года.           Место и время прослушивания (просмотра) любительского художественного формирования согласовывается государственным учреждением отрасли “Культура”, органом культуры муниципального образования Тверской области, общественным объединением (организацией) Тверской области с творческой комиссией.

3.5. Решение творческой комиссии принимается сразу после прослушивания (просмотра) любительского художественного формирования, после детального обсуждения путем простого большинства голосов и в трехдневный срок оформляется протоколом с рекомендациями о присвоении, подтверждении, снятии звания. Протокол направляется в Комитет по делам культуры Тверской области на рассмотрение административной комиссии.

3.6. Административная комиссия рассматривает представленные творческой комиссией материалы и после детального обсуждения путем простого большинства голосов принимает решение о присвоении, подтверждении, снятии звания.

Заседание административной комиссии проводится каждый последний месяц квартала.

Заседания административной комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей членов. Решение административной комиссии оформляется протоколом в трехдневный срок.

3.7. На основании протокола административной комиссии в недельный срок издается приказ Комитета по делам культуры Тверской области о присвоении, подтверждении, снятии звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив”.

3.8. Тверским областным Домом народного творчества в десятидневный срок направляются:

■ в адрес любительского художественного формирования, удостоенного звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив”, − диплом и приказ Комитета по делам культуры Тверской области;

■ в адрес любительского художественного формирования, подтвердившего или не подтвердившего звание “народный (образцовый) самодеятельный коллектив”, − приказ Комитета по делам культуры Тверской области. 

4. Требования, предъявляемые к творческой деятельности любительского художественного формирования для присвоения или подтверждения звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив”

4.1. Требования, предъявляемые к творческой деятельности любительского художественного формирования для присвоения или подтверждения звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив”:

■ систематически обогащать и пополнять репертуар высокохудожественными произведениями и постановками, художественными работами;

■ развивать художественные способности участников, используя все доступные формы творческой работы, учебы и просветительства;

■ регулярно выступать перед зрителями со спектаклями, концертами, представлениями;

■ проводить выставки, кино-, видеопоказы, творческие вечера и другие мероприятия;

■ вести работу по эстетическому воспитанию зрителей (слушателей), пропаганде данного вида творчества;

■ принимать участие в районных, областных и других конкурсах, фестивалях, смотрах, выставках, иных творческих мероприятиях.

4.2. Для присвоения или подтверждения звания “народный (образцовый) самодеятельный коллектив” любительские художественные формирования должны выполнить следующие показатели:

■ драматические, музыкально-драматические театры, театры кукол – выпускать в год не менее одного нового многоактного или двух новых одноактных спектаклей;

■ эстрадно-публицистические театры, агитбригады, театры чтецов, эстрады, миниатюр – выпускать в год не менее двух новых постановок-программ;

■ хоры, вокальные, инструментальные ансамбли, оркестры, инструментальные ансамбли, ансамбли песни и танца, эстрадные студии, вокально-инструментальные ансамбли, хореографические коллективы, музыкальные студии, цирковые коллективы - представить концертную программу продолжительностью не менее одного часа, обновленную не менее четвертой части репертуара, программы;

■ фотостудии, студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства - экспонировать ежегодно не менее одной новой выставки студийных работ;

■ кино-, видеостудии – выпускать в год не менее двух новых короткометражных или одного нового полнометражного фильма. 

Приложение 2

Положение о театральной студии “Светлячок” филиала государственного казенного учреждения культуры Тверской области “Тверская областная специальная библиотека

для слепых им. М.И. Суворова” 

1. Общие положения

1.1. Детский театральный образцовый коллектив “Светлячок” филиала государственного казенного учреждения культуры Тверской области “Тверская областная специальная библиотека для слепых им. М.И. Суворова” (далее – театральная студия “Светлячок”) действует на основании Положения о театральной студии и Устава Тверской областной специальной библиотеки для слепых им. М.И. Суворова.

1.2. Театральная студия “Светлячок” – это детский творческий коллектив, сочетающий наряду с учебными, экспериментальными и производственными (показ спектаклей) задачами воспитательные и реабилитационные задачи.

1.3. Занятия в студии бесплатны. 

2. Цели и задачи деятельности

■ Содействие личностному и творческому развитию каждого ребенка, посещающего Студию, создание атмосферы эмоциональной и психологической поддержки, принятия себя и другого.

■ Содействие процессу социокультурной, средовой и бытовой адаптации детей, имеющих ограничения жизнедеятельности.

■ Развитие коммуникативных навыков.

■ Содействие становлению толерантного отношения в обществе к людям с ограниченными возможностями.

■ Обучение основам актерского мастерства с использованием методов арт-терапии и библиотерапии.

3. Организационная деятельность

Занятия в студии проходят в двух возрастных группах:

■ дети до 7 лет;

■ дети и подростки старше 7 лет.

Групповые занятия проходят 3 раза в неделю, длительность одного занятия – 1 час с перерывом на отдых.

Индивидуальные занятия проходят согласно графику индивидуальной работы, утверждаемому на месяц.

Репетиции и показы спектаклей проходят согласно плану работы студии на год.

Для зачисления в студию ребенка, его родители (лица их заменяющие) подают заявление на имя руководителя театральной студии.

Прием в студию осуществляется в течение всего учебного года на свободные (освободившиеся) места.

4. Организация и управление

Руководство студией осуществляет режиссер-постановщик, назначаемый приказом директора Тверской областной специальной библиотеки для слепых им. М.И. Суворова по рекомендации заведующего филиалом библиотеки в г. Торжке.

Контроль за деятельностью студии осуществляет заведующий филиалом Тверской областной специальной библиотеки для слепых им. М.И. Суворова в г. Торжке.

Права и обязанности руководителя студии определяются должностной инструкцией режиссера-постановщика, настоящим Положением, Правилами внутреннего трудового распорядка Тверской областной специальной библиотеки для слепых им. М.И. Суворова.

Руководитель студии составляет годовой план работы, который является составной частью плана филиала специальной библиотеки в г. Торжке.

Статистические и информационные (аналитические) отчеты предоставляются в центральную библиотеку в установленном порядке.

5. Финансирование деятельности студии

Финансирование студии в течение года осуществляется в рамках бюджетной сметы.

Возможно привлечение внебюджетных средств (спонсорские пожертвования, дары, гранты). 

Приложение 3

ПЛАН

работы образцового театрального коллектива “Светлячок” на 2012 г. 

Январь

“Праздничная почта Деда Мороза”: новогоднее театрализованное представление.

Февраль

Ю. Ладыгина “Как чудо-репку растили” (чтение и разбор пьесы, работа над этюдами).

Март

1. “Здравствуй, веселая Масленица!”: театрализованное представление, посвященное проводам зимы.

2. “Театральный сундучок”: театрализованная развлекательная программа ко Дню театра.

3. Ю. Ладыгина “Как чудо-репку растили”: премьера спектакля-сказки (в помещении Дома культуры г. Торжка).

4. А. Жарков “Кот Сидор и Сашок-лежебок”: показ спектакля (в помещении Дома культуры г. Торжка).

Апрель

В. Блинов “В тридевятом царстве” (чтение и разбор пьесы, работа над этюдами).

Май

1. “Давно закончилась война”: литературно-музыкальная композиция.

2. “Неделя литературы и искусства” (участие в Пушкинском празднике).

Июнь-июль

1. Ю. Ладыгина “Как чудо-репку растили”: показ спектакля (для детей, посещающих летние пришкольные лагеря).

2. “На сцене сказка”: показ спектакля ко Дню защиты детей.

3. “Лето с книгой”: конкурс детского чтения.

Август

1. “Поиграйте вместе с нами”: игровая программа (выезд на природу).

2. “Вот и лето прошло”: театрализованное представление ко Дню защиты детей.

Сентябрь

1. В. Блинов “В тридевятом царстве”: премьера спектакля (в помещении Дома культуры г. Торжка).

2. Ю. Ладыгин “Как чудо-репку растили”: выездной показ спектакля (МБОУ “Центр образования”, г. Торжок).

Ноябрь

1. “Доброе слово – мама”: концерт ко Дню матери в жанре художественного чтения.

2. “На сцене сказка ожила”: показ спектакля в г. Торжке и на селе (в рамках Всероссийской недели “Театр и дети”).

3. “Я счастливый человек”: юбилейный творческий вечер Л. Евдокимовой.

Декабрь

“Волшебство Рождественской звезды”: вертеп (показ спектакля для дошкольников).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль