К вопросу о финансировании деятельности учреждений культуры

150
Уже более полугода назад Законом № 83-ФЗ в сфере культуры были введены новые типы учреждений. За это время стала очевидной проблема несоответствия потребностей в финансовом обеспечении государственных (муниципальных) заданий размерам выделяемых субсидий. Рассмотрим эту ситуацию подробнее и постараемся сделать некоторые выводы...

Игнатьева Е.Л.,

генеральный директор Центра социально-экономических исследований культуры, канд. экон. наук, профессор

Уже более полугода назад Законом № 83-ФЗ в сфере культуры были введены новые типы учреждений. За это время стала очевидной проблема несоответствия потребностей в финансовом обеспечении государственных (муниципальных) заданий размерам выделяемых субсидий. Рассмотрим эту ситуацию подробнее и постараемся сделать некоторые выводы. 

Индивидуальные нормативы

При любой методике расчета величина нормативных затрат изначально устанавливается исходя из достигнутого уровня.

При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день нормативные затраты на оказание услуг носят индивидуальный характер, их значения различны даже внутри отдельных видов учреждений культуры.

Напомним, что часть специалистов считает, что индивидуальные нормативы на оказание услуг по существу нормативами не являются. С точки зрения представителей Минфина России использование индивидуальных нормативов дает возможность решить следующие задачи:

■ определить способы расчета и пересчета нормативов, что должно мотивировать учреждения не ухудшать качество оказываемых услуг;

■ получить информацию для перехода к “настоящим” нормативам, которые позволят уменьшить роль субъективных факторов.

Индивидуальные нормативные затраты на оказание культурных услуг впоследствии предполагается усреднить. В связи с необходимостью перехода к групповым, а затем и к формульным нормативам, можно предположить три вероятные стратегии поведения в сфере культуры:

1. Попытка обосновать, что в связи со значительными различиями между учреждениями культуры переход к таким нормативам в принципе невозможен.

2. Затягивание процессов перехода в течение длительного периода.

3. Установление поправочных (корректирующих) коэффициентов, учитывающих специфику условий деятельности конкретных учреждений культуры. 

В действующих нормативных правовых актах нет жестких требований к нормированию затрат на выполнение работ. Стоимость уникальных работ может быть определена с использованием разных методик, в т. ч. метода прямого счета на основе сметы затрат. При этом установление нормативных затрат на выполнение типовых работ в сфере культуры вполне допустимо. В отличие от нормативов на оказание культурных услуг, нормативы на выполнение работ всегда останутся индивидуальными.

Стоимость уникальных работ может быть определена с использованием разных методик, в т. ч. метода прямого счета на основе сметы затрат.

Нормативы на выполнение работ всегда останутся индивидуальными.

Взаимосвязь между величиной задания и объемом субсидии

В ближайшее время особую значимость приобретут вопросы взаимосвязи между величиной государственного (муниципального) задания и объемом субсидии, выделяемой на финансовое обеспечение его выполнения, а также возможные варианты корректировки субсидии.

 Согласно целям бюджетной реформы, величина субсидии, выделяемой учреждению культуры, должна определяться с учетом значений показателей, предусмотренных в государственном (муниципальном) задании. Но в действительности в большинстве случаев либо задание “подгоняется” под уже установленную величину субсидии, либо эти инструменты оказываются не связанными между собой.

На практике либо госзадание подгоняется под уже установленную субсидию, либо эти инструменты оказываются не связанными между собой.

 Поскольку при формировании государственного (муниципального) задания учреждению культуры невозможно полностью исключить фактор неопределенности, на практике наблюдается и перевыполнение задания, и его недовыполнение.

 Рассмотрим различные варианты корректировки субсидии, выделяемой учреждению культуры в зависимости от степени выполнения государственного (муниципального) задания. 

1. При перевыполнении задания величина субсидии может быть увеличена, но только при наличии бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели. В противном случае размер субсидии не меняется. Соответственно, снижается уровень нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ). В качестве компромиссного варианта можно предложить выделение учреждению культуры дополнительного финансирования в следующем финансовом году.

2. При выполнении задания и отсутствии претензий у учредителя вся экономия субсидии остается у учреждения, однако при этом появляется риск ее снижения в следующем финансовом году.

3. При недовыполнении задания размер субсидии либо уменьшается, либо выдвигается требование ее частичного возврата.

 Обратим внимание, что в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания между учреждением и учредителем следует предусматривать возможные отклонения от установленных показателей, в пределах которых задание считается выполненным. При их превышении целесообразно учесть недовыполнение установленных показателей в государственном (муниципальном) задании на следующий год.

 В целом переход от сметного финансирования учреждений культуры к финансированию путем предоставления субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий обладает рядом преимуществ:

■ теоретически такой подход может позволить учесть реальные потребности учреждений, более тесно увязать объем их бюджетного финансирования с результатами деятельности;

■ субсидия на выполнение задания предоставляется единой суммой без разбивки по статьям, предварительного санкционирования ее расходования не требуется. Это дает учреждениям культуры возможность распоряжаться финансовыми средствами более свободно.

 Тем не менее, переход учреждений культуры к новой модели хозяйствования сопряжен с серьезными рисками:

■ субсидия, выделяемая на выполнение государственного (муниципального) задания, не подлежит индексации. Следовательно, ее величина может быть “заморожена”. Это таит в себе угрозу снижения социальной защищенности работников учреждений культуры, уменьшения уровня их заработной платы. Вместе с тем допускается корректировка размера субсидии, однако решение этого вопроса находится в компетенции органов власти на местах и таким образом полностью отдается им на откуп; 

■ в течение срока выполнения государственного (муниципального) задания при изменении задания возможно изменение объема субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение его выполнения. Задание же изменяется в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых оно формируется, а также изменения бюджетных ассигнований, предусмотренных для финансового обеспечения выполнения задания. Очевидно, что существует реальная опасность уменьшения величины субсидии, выделяемой бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания. Однако, справедливости ради отметим, что и бюджетным учреждениям “старого типа” снижали объем выделяемых по смете финансовых средств, особенно в кризисные годы.

Существует реальная опасность уменьшения величины субсидии, выделяемой бюджетным и автономным учреждениям на выполнение задания.

Отмеченные выше преимущества в значительной мере обесцениваются:

■ ведением бухгалтерского учета на основе бюджетного плана счетов;

■ составлением плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений (ПФХД) по кодам КОСГУ, т. е. фактически по статьям сметы. При этом право утверждения ПФХД бюджетного учреждения учредитель, как правило, оставляет за собой;

■ периодичностью перечисления субсидии, установленной во многих территориях (ежемесячно);

■ несоответствием распределения сумм выплат, предусмотренных в графике перечисления субсидии, фактическим потребностям учреждений в их расходовании на выполнение задания.

Результаты обобщения региональной практики свидетельствуют, что некоторое увеличение финансово-хозяйственной самостоятельности новых типов учреждений сопровождается значительным усилением финансового контроля со стороны органов власти.

Преимущества новых типов учреждений проявляются только когда государственное (муниципальное) задание и нормативные затраты для расчета субсидии на его выполнение определяются хотя бы исходя из здравого смысла и становятся подлинными инструментами управления.

 Лишь создание всех необходимых механизмов и инструментов для внедрения новых типов учреждений культуры, включая правовые, позволит обеспечить их привлекательность как перспективных форм хозяйствования.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль