Особенности закупки услуг охраны в учреждении культуры

1784
Понятие “охрана” охватывает различные области государственной и общественной жизни и включает в себя охрану государственных интересов, личности, имущества, здоровья, труда, природы и многие другие виды жизнедеятельности общества и государства.

В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются учреждения культуры при закупке таких охранных услуг, как охрана имущества (движимого и недвижимого), государственная и вневедомственная охрана, а также проектирование, монтаж и техническое обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.

Выбор способа размещения заказа

Выбор того или иного способа размещения заказа – это один из основных вопросов, от решения которого зависит правильность дальнейшего размещения заказа на охранные услуги.

В отдельных специальных случаях, а именно при закупке услуг государственной охраны и охраны органами полиции, допускается возможность заключения контракта с единственным исполнителем в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ).

Эта норма устанавливает право заказчика разместить заказ без проведения торгов или запроса котировок в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Форма плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд

Форма плана-графика закупок товаров, работ, услуг
посмотреть/скачать>>

При закупке услуг учреждениями культуры государственной охраны и охраны органами полиции допускается возможность заключения контракта с единственным исполнителем.

Для охраны объектов органами полиции нормативными правовыми актами, устанавливающими исключительность услуг, являются:

  • Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции”, в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 которого на органы полиции возлагаются обязанности охранять в т. ч. объекты, перечень которых устанавливается Правительством РФ;
  • распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р, которым утвержден вышеуказанный перечень.

В этот перечень вошли:

  • административные здания, занимаемые федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, а также управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах РФ;
  • занимаемые Генеральным прокурором РФ, прокурорами субъектов РФ и иными прокурорами, Следственным комитетом РФ и его следственными органами;
  • объекты недвижимости, закрепленные за отдельными подведомственными Управлению делами Президента РФ федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями и некоторые другие объекты.

Выполнением возложенных на полицию п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона “О полиции” обязанностей занимаются подразделения полиции вневедомственной охраны, которые являются структурными подразделениями органов внутренних дел.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Особенности закупки услуг охраны в учреждениях культуры

Что касается государственной охраны, то нормативные правовые акты, регулирующие осуществление данного вида деятельности, включают в себя:

  1. Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ “О государственной охране”, устанавливающий в т. ч. предназначение государственной охраны, объекты государственной охраны, полномочия федеральных органов государственной охраны;
  2. постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 “Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности”.

В соответствии Перечнем объектов, подлежащих государственной охране, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, к объектам, подлежащим государственной охране, относятся в т. ч. объекты дипломатических представительств (например, посольств и консульских учреждений и приравненных к ним представительств международных организаций), объекты общероссийских и региональных государственных телевизионных и радиовещательных организаций, технические центры Российской телевизионной и радиовещательной сети, телевизионный технический центр “Останкино”, объекты Центрального банка РФ, объекты по производству и хранению государственных наград, монет, денежных знаков и защищенной полиграфической продукции и др.

Особенности закупки услуг охраныНеобходимо обратить особое внимание, что государственную охрану осуществляют исключительно федеральные органы государственной охраны, к которым относятся органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел РФ и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, органы внешней разведки РФ, Вооруженные Силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.

При этом заключение договора с частной охранной организацией на охрану объекта, вошедшего в перечень, установленный постановлением Правительства № 587, нарушает действующее законодательство (см. врез).

Данный вывод подтверждается в т. ч. и судебной практикой:

«Признавая муниципальный контракт, заключенный с ООО Частным охранным предприятием «Агентство безопасности и правового обеспечения “Омега”» от 01.10.2010 № 1028-К, недействительной сделкой в силу п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ, суды обоснованно сослались на ст. 11 Закона РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, регламентирующей вопросы оказания услуг в сфере охраны и определяющей, что охранная деятельность таких предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, Перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 “Вопросы частной детективной и охранной деятельности”» (постановление ФАС Московского округа от 14.09.2011 по делу № А41-44072/10).

Следовательно, размещение заказа путем проведения торгов, запроса котировок, в которых, по сути, может участвовать неограниченный круг лиц, на услуги государственной охраны осуществляться не может.

Нельзя размещать заказ на услуги государственной охраны через проведение торгов или запрос котировок, в которых может участвовать неограниченный круг лиц.

Наиболее часто встречающейся ошибкой при размещении заказов на оказание услуг государственной охраны является заключение контракта с ФГУП “Охрана”. Организационно-правовая форма (предприятие) также не позволяет данному юридическому лицу быть исполнителем услуг по контракту, заключенному в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

Несмотря на то, что ФАС России 20.01.2012 признала МВД России нарушившим антимонопольное законодательство, поскольку МВД России наделило ФГУП “Охрана” функцией федерального органа исполнительной власти, проблема при заключении договоров на государственную охрану по-прежнему остается.

ФГУП “Охрана” занимает доминирующее положение на рынках услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране. В настоящее время ФГУП “Охрана” осуществляет охрану объектов, подлежащих государственной охране, на основании устава, утвержденного МВД России. В уставе в качестве одной из целей деятельности предприятия предусмотрена “охрана на договорной основе объектов, подлежащих государственной охране в установленном порядке”. На основании данного устава заказчики и заключают договоры с ФГУП “Охрана”.

Особенности закупки услуг охраныПоскольку охрана объектов, подлежащих государственной охране, относится к функциям МВД России (полиции), МВД РФ, по мнению ФАС России, нарушило ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

В иных случаях, прямо не установленных в вышеперечисленных нормативных правовых актах, размещение заказа на охранные услуги может осуществляться любым из предусмотренных Законом № 94-ФЗ способов размещения заказа:

  1. конкурс;
  2. открытый аукцион в электронной форме;
  3. запрос котировок;
  4. заключение договора (контракта) с единственным исполнителем согласно п. 14 или п. 14.1. ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

Этот вывод можно сделать на основании того факта, что код 7492060 “Услуги охранников”, к которому относится большинство охранных услуг, размещаемых заказчиками, отсутствует в Перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р (далее – “аукционный перечень”).

На практике наиболее часто заказчики при закупке услуг по охране используют такой способ размещения заказа как запрос котировок. Однако данный способ является исключительным и не всегда его применение оправдано, о чем будет сказано ниже. В случае если сумма заказа превышает 500 тыс. руб., следует проводить открытый конкурс.

Охранно-пожарная сигнализация в учреждениях культуры: особый случай

Особенности закупки услуг охраныЗначительную сложность представляет выбор способа размещения заказа на проектирование, монтаж и техническое обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.

В первую очередь следует отметить, что совмещение в одной закупке вышеперечисленных работ может стать основанием для обжалования действий заказчика, так как подобное совмещение ограничивает круг участников размещения заказа. Единственным исключением может быть проектирование по типовым проектам и монтаж сигнализации.

Совмещение в одной закупке работ по проектированию, монтажу и техобслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации может стать основанием для обжалования действий заказчика.

Аналогичная ситуация возникает, если размещается заказ на охранные услуги и техническое обслуживание сигнализации:

“Для выполнения оказания услуг по пультовой охране, реагированию мобильными группами задержания в случае ее срабатывания (прибытие и принятия мер к задержанию лиц, совершивших противоправные действия) и для технического обслуживания систем охранной и тревожной сигнализации требуются различные виды лицензий. Таким образом, заказчиком, в нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, включены в одни торги технологически не связанные между собой предметы контракта, что, в свою очередь, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа” (из решения Комиссии УФАС по Москве по делу № 2-57-1585/77-12 от 13.03.2012).

Выбор способа закупки на услуги охраны в учреждениях культуры 

  1. Проектирование
Возможно применить любой способ размещения заказа (проектирование относится к коду 7420000, который отсутствует в “аукционном перечне”).
  1. Монтаж средств охранно-пожарной сигнализации 

Включает в себя в т. ч. работы, относящиеся к капитальному ремонту, которые в силу положений ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ необходимо закупать путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

  1. Техническое обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации
Как правило, заказчики относят к коду 7523040 “Услуги, связанные с противопожарной защитой”, либо к коду 7523090 “Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие”. В любом случае данные коды отсутствуют в аукционном перечне, следовательно, возможно применение любого способа закупки.

Особенности технического задания

Особенности закупки услуг охраныПомимо стандартных условий, содержащихся в любом техническом задании (объем услуг, включая конкретный перечень оказываемых услуг, сроки и место оказания услуг, требования к качеству, безопасности и иные характеристики), при размещении заказа на охранные услуги заказчики указывают и такие специфические условия как, например, применение специальных средств и вооружения.

Необходимо отметить, что охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи. В качестве специальных средств используются резиновые палки, наручники и другие средства, предусмотренные соответствующим перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587.

Особое внимание следует обратить на формирование предмета заказа с точки зрения неограничения круга участников размещения заказа: если охраняемые объекты находятся в одном городе, субъекте Российской Федерации, и есть определенное количество организаций-исполнителей, готовых оказать услуги на всех объектах, то в данном случае нельзя говорить об ограничении конкуренции среди участников. Если же объекты разбросаны на территории всей России, то, конечно же, правильнее будет разбить заказ на отдельные лоты по территориальному признаку.

Так же следует поступить, если, например, необходимо закупить услуги по “обычной” физической охране и услуги по обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации. Содержание указанных услуг значительным образом разнится. Кроме того, на осуществление каждого из этих видов охраны требуются различные лицензии; в большинстве случаев, их оказывают разные организации, что говорит о нецелесообразности и невозможности объединения их в одну закупку.

Локальные акты учреждения культуры в сфере организации закупок

Руководитель государственного (муниципального) учреждения на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) издает следующие локальные акты в сфере организации закупок:

Локальный акт

Основание

Примечания

  • Положение о контрактной службе

Ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ

Создание службы и утверждение положения обязательно для заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб.

Указанные положения (регламенты) контрактной службы должны соответствовать Типовому положению (регламенту) о контрактной службе, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631

  • Положение о составах и порядке работы конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений или единых комиссий, осуществляющих функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений

Ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ

Требования к участникам размещения заказа

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 2487-1) к охранным услугам относятся:

  • защита жизни и здоровья граждан;
  • охрана объектов и (или) имущества (в т. ч. при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 3 названного закона;
  • охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  • консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  • обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 3 названного закона;
  • охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.

С учетом того, что вышеперечисленные охранные услуги согласно ст. 11 Закона № 2487-1, а также п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” могут оказывать только юридические лица со специальной правоспособностью, а именно имеющие лицензию на данный вид деятельности, то при размещении заказа на такие услуги необходимо не забыть установить это в качестве требования к участникам размещения заказа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ, указав конкретный вид (виды) охранных услуг, которые должен оказывать участник размещения заказа.

Необходимо помнить, что подобное требование устанавливается заказчиком только при проведении торгов. Процедура запроса котировок, к сожалению, не допускает возможности требовать от участников соответствие указанному требование, и тем более, предоставление копии лицензии в составе котировочной заявки. Все это говорит о нецелесообразности проведения запроса котировок на охранные услуги.

Охранная лицензия выдается органами внутренних дел в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 “О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности”.

При этом в соответствии со ст. 15.1 Закона № 2487-1 к юридическим лицам, оказывающим (намеренным оказывать) охранные услуги, предъявляются определенные требования: например, размер уставного капитала частной охранной организации не может быть менее 100 тыс. руб., руководитель частной охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование и пройти повышение квалификации для руководителей частных охранных организаций.

Но наличие подобных требований вовсе не означает, что их можно установить в документации к участникам размещения заказа – необходимо исходить из того, что если организация имеет лицензию на охрану, то она удовлетворяет установленным законодательством требованиям.

Особенности закупки услуг охраныОхранная лицензия выдается органами внутренних дел в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498.

В завершение следует сказать, что в статье была сделана попытка найти ответы только на некоторые из большого числа вопросов, возникающих при размещении заказов на охранные услуги.

Так, среди прочих остаются достаточно спорными вопросы установления критериев оценки заявок на участие в конкурсе на оказание услуг по охране (например, если заказчики желают установить такой критерий оценки как “объем предоставления гарантии качества услуг”, но при этом не знают, каким образом описать минимальный объем гарантии качества, что требуется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2010 года № 722).

Неясно также, как заказчику следует поступить при размещении заказа на круглогодичную охрану (согласно Бюджетному кодексу РФ заключение контракта возможно только после доведения лимитов бюджетных обязательств, что обычно происходит в январе-феврале, а услуги по охране должны оказываться с 1 января по 31 декабря текущего года).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×