Книжные памятники в современном законодательстве субъектов Российской Федерации о библиотечном деле

395
Обзор регионального законодательства о книжных памятниках: общие моменты, специфика, полезный опыт...

А.Ю. Самарин,

заместитель генерального директора по библиотечной работе Российской государственной библиотеки, д. ист. наук

Обзор регионального законодательства о книжных памятниках: общие моменты, специфика, полезный опыт.

Федеральный уровень: общие моменты

Термин “книжный памятник” используется в отечественной книговедческой науке и библиотечной практике с начала 1980-х гг. Федеральный закон от 03.06.2009 № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О библиотечном деле”» (далее – Закон № 119-ФЗ) ввел термин “книжный памятник” в официальный оборот. Согласно принятому закону, к книжным памятникам относятся “рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования”. Таким образом, закон впервые на общегосударственном уровне поставил книгу в ряд других объектов культурного наследия и юридически закрепил положение о ее государственной защите. В статье 16.1 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ “О библиотечном деле” (далее – Закон № 78-ФЗ), введенной п. 7 Закона № 119-ФЗ, определено разделение книжных памятников на две группы: “единичные книжные памятники и книжные памятники–коллекции, которые являются совокупностью документов, приобретающих свойства книжного памятника только при их соединении вместе в силу своего происхождения, видового родства либо по иным признакам”.

Закон № 119-ФЗ путем введения термина “книжный памятник” впервые на общегосударственном уровне поставил книгу в ряд других объектов культурного наследия.

Закон определил, что книжные памятники “являются особо ценной частью национального библиотечного фонда”, который, в свою очередь, “охраняется государством как культурное достояние народов Российской Федерации” и предназначен “для постоянного хранения и общественного использования”. В законе также сформулирована норма, согласно которой “библиотеки, имеющие в своих фондах книжные памятники, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников”.

Согласно закону все вопросы, связанные с порядком отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников в реестре книжных памятников и ведения этого реестра, относятся к компетенции уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, т. е. Министерства культуры РФ.

Следующим шагом в развитии нормативной базы в сфере книжных памятников стал приказ Министра культуры РФ от 03.05.2011 № 429 “Об утверждении порядков отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников, ведения реестра книжных памятников”.

В настоящее время разработан и проходит утверждение Административный регламент государственной услуги по регистрации книжных памятников. В нем подробно описана последовательность процедур при проведении регистрации, установлены сроки и ответственные исполнители.

Все эти документы регламентируют деятельность, осуществляемую в отношении книжных памятников, имеющих значение для истории и культуры Российской Федерации в целом. Такие памятники подлежат выявлению, учету и регистрации вне зависимости от их территориального местонахождения.

Книжные памятники, значимые для истории и культуры Российской Федерации в целом, подлежат выявлению, учету и регистрации вне зависимости от того, где они находятся.

Специфика на региональном и местном уровнях

Вместе с тем, в теоретических разработках ученых, а затем и в некоторых нормативных документах (например, в ГОСТ 7.87-2003 “Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Книжные памятники. Общие требования”) специально выделялись региональный и местный уровни (категории) книжных памятников. В ГОСТе 7.87-2003 “Книжные памятники. Общие требования” представлены следующие определения:

■ к книжным памятникам регионального уровня относятся книжные памятники, ценность которых определяется их исторической и культурной значимостью для соответствующего региона и населяющих его народностей, включая территории компактного проживания тех или иных этнических групп;

■ к книжным памятникам местного уровня относятся книжные памятники, представляющие особую ценность для определенной местности (города, поселка, села и т. д.).

Определения книжных памятников регионального и местного уровней даны в ГОСТе 7.87-2003.

В соответствии с существующим в Российской Федерации разграничением полномочий между органами власти, нормы в отношении книжных памятников регионального и местного уровней регулируются законодательством субъектов Федерации.

В настоящее время большинство российских регионов имеют собственные законы, регулирующие библиотечное дело. На протяжении 2009–2011 гг. статьи о книжных памятниках были внесены в законы “О библиотечном деле” следующих регионов: Алтайский край, Амурская обл., Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Владимирская обл., Воронежская обл., Курганская обл., Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская республика, Калининградская обл., Камчатский край, Карачаево-Черкесская республика, Кемеровская обл., Кировская обл., Краснодарский край, Курганская обл., Курская обл., Липецкая обл., Московская обл., г. Москва, Мурманская обл., Нижегородская обл., Новосибирская обл., Оренбургская обл., Пермский край, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская обл., Ставропольский край, Тамбовская обл., Республика Татарстан, Тверская область, Томская обл., Тульская обл., Республика Тыва, Ульяновская область, Республика Хакасия, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская обл., Чувашская республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская обл.

В 2009–2011 гг. статьи о книжных памятниках были добавлены в законы “О библиотечном деле” 42-х субъектов РФ.

Основной особенностью регионального законодательства о книжных памятниках на сегодняшний день можно считать повторение норм, уже зафиксированных в федеральном законе, и, как правило, отсутствие выделения собственного регионального уровня книжных памятников.

В 14 региональных законах можно найти специальные статьи, посвященные книжным памятникам. При этом они, как правило, прямо транслируют федеральный закон. Например, в законе от 01.11.2008 № 147-З “О библиотечном деле в Нижегородской области” (в ред. от 09.09.2009 № 175-З) есть специальная ст. 20 “Книжные памятники”:

“1. Книжные памятники являются особо ценной частью национального библиотечного фонда. Книжные памятники подразделяются на единичные книжные памятники и книжные памятники – коллекции, которые являются совокупностью документов, приобретающих свойства книжного памятника только при их соединении вместе в силу своего происхождения, видового родства либо по иным признакам.

2. Книжные памятники подлежат регистрации в реестре книжных памятников.

Порядок отнесения документов к книжным памятникам, порядок регистрации книжных памятников в реестре книжных памятников, порядок ведения реестра книжных памятников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти”.

Закон от 09.10.1997 № 573 “О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области” (в ред. от 04.09.2009 № 168-ОЗ) в первом разделе ст. 15 “Книжные памятники” декларирует: “Порядок отнесения документов к книжным памятникам, порядок их учета устанавливаются федеральным законодательством”.

Даже в тех случаях, когда речь идет, казалось бы, о книжных памятниках соответствующего региона, под ними понимаются памятники федерального уровня.

В законе от 22.10.1997 № 47 “О библиотечном деле в Сахалинской области” (в ред. от 16.06.2010 № 48-ЗО) есть статья “Библиотечный фонд Сахалинской области как часть национального библиотечного фонда”, в которой читаем: “Библиотечный фонд Сахалинской области, комплектуемый на основе системы обязательного экземпляра Сахалинской области и книжных памятников Сахалинской области, является частью национального библиотечного фонда и охраняется как культурное достояние народов Российской Федерации”. Здесь же имеется ст. 26-1 “Книжные памятники Сахалинской области”:

“1. Книжные памятники Сахалинской области подлежат регистрации в реестре книжных памятников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Книжные памятники, зарегистрированные в реестре книжных памятников, принимаются под государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации”.

Таким образом, в данном законе нет указаний на отдельно выделяемый уровень региональных книжных памятников.

Среди норм, связанных с книжными памятниками, самой популярной в региональных законах является запрет на списание и продажу книжных памятников из фондов библиотек. В 27 региональных законах можно встретить положение о том, что библиотеки имеют право “изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к книжным памятникам”. Процитированная выше ст. 13.11 из закона от 21.06.1996 № 67-З “О библиотечном деле в Тамбовской области” (в ред. от 09.11.2009 № 582-З) типична и для других республик и областей.

Почти так же широко распространена норма об обеспечении сохранности книжных памятников, находящихся в фондах библиотек. Согласно закону Владимирской области от 13.05.1999 № 26-ОЗ “О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов” (в ред. от 10.08.2009 № 106-ОЗ), “библиотеки, имеющие в своих фондах книжные памятники, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников”. В близких формулировках эту норму можно встретить в законодательстве 26 регионов. При этом ясно, что речь идет о книжных памятниках именно общероссийского уровня. Некоторые законы это специально подчеркивают. Так, закон от 21.11.1997 № 83-01-ЗМО “О библиотечном деле в Мурманской области” (в ред. от 30.12.2009 № 1194-01-ЗМО) предписывает: “Книжные памятники, находящиеся в библиотечных фондах библиотек Мурманской области, подлежат регистрации в реестре книжных памятников в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти”.Говоря о сохранности книжных памятников, находящихся в фондах библиотек, некоторые законы подчеркивают, что речь идет о книжных памятниках федерального уровня. Также в 26 региональных законах есть указание на право библиотек ограничивать доступ к книжным памятникам. Так, согласно закону Курганской области от 26.12.1997 № 93 “О библиотечном деле в Курганской области” (в ред. закона Курганской области от 02.10.2009 № 484), библиотеки имеют право “устанавливать ограничения на копирование, экспонирование и выдачу книжных памятников и иных документов, предназначенных для постоянного хранения, в соответствии с правилами пользования библиотеками”.

В 24 региональных законах мы встречаем определение понятия “книжный памятник” в разделе “Основные понятия”, заимствованное из Федерального закона “О библиотечном деле”.
Также в 24 законах встречается положение, согласно которому библиотеки имеют право определять сумму залога при предоставлении книжных памятников, редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками.

Распространенной в региональных законах является также норма: «Граждане, имеющие в частной собственности книжные памятники, имеют право на государственную поддержку для обеспечения их сохранности при условии регистрации данных книжных памятников в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О библиотечном деле”» (Закон Кировской области от 28.08.1997 № 11-ЗО «О библиотечном деле Кировской области», в ред. законаКировской области от 30.07.2009 № 414-ЗО). В близких формулировках ее можно найти в 20 субъектах Федерации. К сожалению, данная норма остается чисто декларативной. Ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов Федерации механизм такой поддержки не прописан.

В 16 региональных законах (Республики Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Чувашия, Нижегородская, Оренбургская, Сахалинская, Тамбовская, Ульяновская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) книжные памятники называются наиболее ценной частью Национального библиотечного фонда или библиотечного фонда региона. Приведем в качестве примера ст. 15 закона Республики Татарстан от 21.10.1998 № 1818 “О библиотеках и библиотечном деле” (в ред. Закона РТ от 16.05.2010 № 16-ЗРТ):

«Национальный библиотечный фонд Республики Татарстан состоит из документов, комплектуемых на основе системы обязательного экземпляра документов, и книжных памятников.

Национальный библиотечный фонд Республики Татарстан охраняется государством как культурное достояние многонационального народа Республики Татарстан.

Учет, комплектование, хранение, использование и обеспечение сохранности документов, отнесенных к национальному библиотечному фонду Республики Татарстан, осуществляются библиотеками, архивами, музеями в соответствии с настоящим Законом, Федеральным законом от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ “Об обязательном экземпляре документов”, Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации”, Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”, Законом Республики Татарстан от 18 января 2005 года № 5-ЗРТ “Об обязательном экземпляре документов Республики Татарстан”, Законом Республики Татарстан от 13 июня 1996 года № 644 “Об Архивном фонде Республики Татарстан и архивах”».

Ее продолжает статья 15.1 “Книжные памятники” (введена Законом РТ от 16.05.2010 № 16-ЗРТ):

“Книжные памятники являются особо ценной частью национального библиотечного фонда.

Книжные памятники подразделяются на единичные книжные памятники и книжные памятники – коллекции, которые являются совокупностью документов, приобретающих свойства книжного памятника только при их соединении вместе в силу своего происхождения, видового родства либо по иным признакам.

Книжные памятники подлежат регистрации в реестре книжных памятников.

Порядок отнесения документов к книжным памятникам, порядок регистрации книжных памятников в реестре книжных памятников, порядок ведения реестра книжных памятников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти”.

В ст. 18 закона от 21.06.1996 № 67-З “О библиотечном деле в Тамбовской области” (в ред. закона Тамбовской области от 09.11.2009 № 582-З) можно прочитать:

“1. Национальный библиотечный фонд состоит из документов, комплектуемых на основе системы обязательного экземпляра документов, и книжных памятников.

2. Национальный библиотечный фонд охраняется государством как культурное достояние народов Российской Федерации. Учет, комплектование, хранение, использование и обеспечение сохранности документов, отнесенных к национальному библиотечному фонду, осуществляются библиотеками, архивами, музеями в соответствии с федеральными законами о библиотечном деле в Российской Федерации, о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” (в ред. Закона Тамбовской области от 16.03.2010 № 632-З).

В 11 региональных законах (Воронежская, Кировская, Курганская, Курская, Липецкая, Томская, Ульяновская, Челябинская области, Республика Дагестан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) есть положения, посвященные созданию страховых копий книжных памятников. Например, в Воронежской области: “Переносу на некнижные фонды носителей информации подлежат: краеведческие издания; ценные и редкие издания, книжные памятники” – или в Липецкой области: “Переносу на электронные и другие виды носителей информации в обязательном порядке подлежат: <…> ценные и редкие печатные издания, относящиеся к книжным памятникам”.

В 6 регионах (Камчатский край, Кемеровская, Московская, Тверская и Томская области, Пермский край) специально сформулированы обязанности и полномочия региональных органов управления в сфере культуры в отношении книжных памятников. Так, Министерство культуры Камчатского края среди прочего “осуществляет в пределах своих полномочий меры в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны библиотечных фондов государственных библиотек Камчатского края, отнесенных к книжным памятникам, в соответствии с законодательством Российской Федерации”. А исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, осуществляющий управление в сфере культуры в т. ч. “обеспечивает контроль за соблюдением режима охраны, хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к культурному достоянию (книжным памятникам) Российской Федерации и Кемеровской области”.

Закон Московской области от 20.06.2006 № 90/2006-ОЗ “О библиотечном обслуживании населения Московской области общедоступными библиотеками” (в редакции закона Московской области от 20.01.2011 № 4/2011-ОЗ) декларирует, что к полномочиям Правительства Московской области относится “разработка мер по обеспечению сохранности библиотечных фондов государственных библиотек Московской области, а также книжных памятников, входящих в библиотечные фонды общедоступных библиотек в Московской области”.

Статья 14.2 закона от 26.06.1997 № 67 “О библиотеках в Тверской области” “Компетенция органов государственной власти Тверской области по развитию библиотек в Тверской области” гласит: “Органы государственной власти Тверской области финансируют долгосрочные, ведомственные целевые программы по сохранению и использованию библиотечных фондов, отнесенных к книжным памятникам, а также культурному достоянию Тверской области” (в ред. законов Тверской области от 15.03.2006 № 25-ЗО, от 06.06.2008 № 62-ЗО, от 28.09.2009 № 79-ЗО).

Статья 24 закона от 09.10.1997 № 573 “О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области” относит к полномочиям исполнительных органов государственной власти Томской области “обеспечение регистрации и контроля (совместно с федеральными органами власти) за соблюдением режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к книжным памятникам” (в ред. закона Томской области от 04.09.2009 № 168-ОЗ).

Закон от 05.03.2008 № 205-ПК “О библиотечном деле в Пермском крае” в ст. 22 относит к полномочиям исполнительных органов государственной власти Пермского края в сфере библиотечного дела “обеспечение контроля за соблюдением особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к книжным памятникам Пермского края”.

В 5 региональных законах (Амурская, Курская, Сахалинская, Томская области, г. Москва) есть положения о возможности передачи фондов книжных памятников из одной библиотеки в другую, как правило, в случаях ненадлежащего обеспечения их сохранности.

Например, статья 13.4 закона Амурской области от 05.03.1997 № 150-ОЗ “О библиотечном деле” гласит:

“В случае, если библиотека не обеспечивает необходимые условия для сохранности и доступности фонда, отнесенного к книжным памятникам, этот фонд может быть изъят и передан другой библиотеке решением собственника фонда по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране книжных памятников. Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве книжных памятников, может производиться собственниками библиотек только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране книжных памятников с обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов” (в ред. закона Амурской области от 21.12.2009 № 283-ОЗ).

Близкую формулировку находим и в законе от 01.03.2004 № 6-ЗКО “О библиотечном деле в Курской области”: “В случае, если библиотека не обеспечивает создание необходимых условий для сохранности и доступности фонда, отнесенного к книжным памятникам, этот фонд может быть передан в состав другой библиотеки решением собственника фонда по представлению специального уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры Курской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации” (в ред. закона Курской области от 27.11.2009 № 101-ЗКО).

Закон города Москвы от 23.09.2009 № 36 “О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы” предписывает: “В случае если государственная публичная библиотека не обеспечивает необходимых условий для сохранения и доступности книжных памятников, они подлежат передаче другой государственной публичной библиотеке по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области культуры”.

Раздел 2 ст. 26-1 закона от 22.10.1997 № 47 “О библиотечном деле в Сахалинской области” (введена законом Сахалинской области от 16.06.2010 № 48-ЗО) предусматривает: “По предложению фондодержателей книжных памятников Сахалинской области, зарегистрированных в реестре книжных памятников, допускается перераспределение книжных памятников Сахалинской области на территории Сахалинской области с согласия уполномоченного органа исполнительной власти Сахалинской области в сфере культуры”.

Во втором разделе ст. 15 уже упоминавшегося закона “О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области” (в ред. закона Томской области от 04.09.2009 № 168-ОЗ) закреплен следующий порядок:

“В случае если библиотека не обеспечивает необходимые условия хранения для сохранности и доступности фонда, отнесенного к книжным памятникам, этот фонд может быть изъят и передан в состав библиотечного фонда другой библиотеки решением собственника фонда по представлению специально уполномоченного органа исполнительной власти Томской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве книжных памятников, может производиться собственниками библиотек только с разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти Томской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия с обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов”.

В 5 субъектах Федерации (Амурская, Курская, Мурманская области, г. Москва, Пермский край) книжные памятники признаны местными законами частью культурного достояния страны в целом и данного региона в частности. Например, закон “О библиотечном деле в Курской области” декларирует: “Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием Курской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации могут объявляться книжными памятниками” (в ред. закона Курской области от 27.11.2009 № 101-ЗКО).

В Законе “О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы” говорится: “Библиотечные фонды, содержащие книжные памятники, являются культурным достоянием города Москвы и объявляются памятниками истории и культуры в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации”.

В Пермском крае действует норма: “Библиотечные фонды, комплектуемые центральными библиотеками на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием Пермского края и могут объявляться книжными памятниками в соответствии с законодательством Российской Федерации”.

В трех субъектах Федерации (Московская и Ярославская области, Пермский край) работа с книжными памятниками объявлена приоритетным направлением библиотечной работы. Так, в законе от 20.06.2006 № 90/2006-ОЗ “О библиотечном обслуживании населения Московской области общедоступными библиотеками” (в ред. от 22.10.2009 № 122/2009-ОЗ) в числе приоритетных направлений государственной политики в сфере сохранения и развития библиотечного дела в Московской области указано сохранение книжных памятников, входящих в библиотечные фонды общедоступных библиотек в Московской области.

В законе от 30.06.2003 № 34-З “О библиотечном деле в Ярославской области” среди приоритетных направлений перечислено создание условий по сохранности книжного фонда, памятников книжной культуры. Интересно, что в последних двух законах практически нет других норм, посвященных книжным памятникам.

Особенно важны, на взгляд автора, те несколько региональных законов о библиотечном деле, в которых появилось понятие “книжный памятник регионального уровня”.

Наиболее близкими к теоретическим разработкам специалистов являются нормы закона Тульской области. Он определяет, что “книжные памятники регионального уровня – рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение для Тульской области и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования”. Они входят в состав библиотечного фонда Тульской области, который определяется как “часть библиотечного фонда, предназначенная для постоянного хранения и общественного использования, комплектуемая на основе обязательного экземпляра документов Тульской области, а также включающая книжные памятники регионального уровня”.

В специальной статье “Книжные памятники регионального уровня” (введена законом Тульской области от 25.02.2010 № 1411-ЗТО) говорится:

“1. Книжные памятники регионального уровня относятся к особо ценной части библиотечного фонда Тульской области.

2. Книжные памятники регионального уровня подлежат регистрации в установленном порядке”.

Аналогичный подход применен в определении из закона от 18.06.1998 № 28-ЗАО «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов», принятого в Ямало-Ненецком автономном округе: “Книжные памятники автономного округа – рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение для автономного округа и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования” (абзац введен законом ЯНАО от 01.03.2010 № 23-ЗАО), “реестр книжных памятников автономного округа – перечень книжных памятников автономного округа, составленный в порядке их регистрации с указанием регистрационных номеров, статуса и категории охраны и включающий их унифицированные описания” (абзац введен Законом ЯНАО от 01.03.2010 № 23-ЗАО). В ст. 20-2 “Книжные памятники автономного округа” (введена законом ЯНАО от 01.03.2010 № 23-ЗАО) говорится:

“1. Книжные памятники автономного округа подлежат регистрации в реестре книжных памятников автономного округа.

2. Порядок отнесения документов к книжным памятникам автономного округа, порядок регистрации книжных памятников автономного округа в реестре книжных памятников автономного округа, порядок ведения реестра книжных памятников автономного округа устанавливаются постановлением Правительства автономного округа” (в ред. закона ЯНАО от 23.12.2010 № 136-ЗАО).

Интересна норма закона “О библиотечном деле в Пермском крае”. В ст. 16, посвященной Центральной государственной библиотеке Пермского края, он декларирует: ее “универсальный фонд” “представляет книжный памятник регионального значения”. Таким образом, на уровне законодательства осуществляется идея о том, что субъект Федерации может придать понятию “региональный книжный памятник” максимально широкий характер. Остается непонятным, как данная норма будет осуществляться на практике. Краевая библиотека не сможет списать ни одной книги из своего фонда?

Судя по рассмотренным выше нормативным актам, региональное законодательство о библиотечном деле, в основном, формулирует обязанности библиотек и налагает на них ответственность в сфере работы с книжными памятниками.

Одним из немногих случаев, когда речь идет об обязательствах органов власти по обеспечению деятельности в сфере книжных памятников, является статья 8.2 в законе от 30.11.2004 № 324-ЗО “О библиотечном деле в Челябинской области”: “В целях обеспечения сохранности и использования частных собраний документов, имеющих ценные издания, отнесенные к книжным памятникам или культурному достоянию Челябинской области, областным государственным библиотекам могут быть выделены средства из областного бюджета на приобретение указанных частных собраний документов в порядке, установленном законодательством Челябинской области” (в ред. Закона Челябинской области от 27.08.2009 № 452-ЗО).

Таким образом, региональное законодательство о книжных памятниках, в целом, подкрепляет, повторяет, транслирует нормы федерального закона “О библиотечном деле”. Оно обеспечивает необходимую правовую основу для работы с книжными памятниками, имеющими общероссийское значение. Только отдельные законы, принятые в субъектах Федерации, намечают как особое направление работу с памятниками регионального уровня. Безусловно, для всех регионов важен опыт Тульской области и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Для всех регионов важен опыт Тульской области и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Не стоит забывать и о законодательной практике в регионах, предшествовавшей принятию поправок к федеральному закону “О библиотечном деле” в 2009 г. Так, в законе “О библиотеках и библиотечном деле в Архангельской области”, принятом в 2005 г., была специальная глава “Книжные памятники Архангельской области”, которая подробно регламентировала региональный уровень деятельности в данной сфере. Однако в октябре 2009 г. данная глава была исключена из регионального закона.

Региональным библиотечным сообществам предстоит большая работа с законодательными собраниями субъектов Российской Федерации, которая сможет обеспечить собственное юридическое наполнение понятия “региональный книжный памятник” в каждой республике, крае, области, автономном округе. Вероятно, свою роль в этом процессе призвана сыграть Российская библиотечная ассоциация. Необходимо разработать под ее эгидой модельный (типовой) перечень норм о региональных книжных памятниках, которые было бы желательно включить в библиотечное законодательство каждого субъекта Российской Федерации.

Необходимо разработать модельный (типовой) перечень норм о региональных книжных памятниках.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль