Музейно-образовательная программа “Здравствуй, музей!” в Музее изобразительных искусств Республики Карелия

845
Музей изобразительных искусств Республики Карелия в 2010 г. вступил в эксперимент по апробации программы “Здравствуй, музей!” в образовательных учреждениях г. Петрозаводска. Автор концепции и научный руководитель программы – Б.А. Столяров, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Российским Центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея...

М.С. Коршакова,

методист отдела научно-просветительной работы БУ “Музей изобразительных искусств Республики Карелия”

Музей изобразительных искусств Республики Карелия в 2010 г. вступил в эксперимент по апробации программы “Здравствуй, музей!” в образовательных учреждениях г. Петрозаводска. Автор концепции и научный руководитель программы – Б.А. Столяров, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Российским Центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея. В 2003 г. программа “Здравствуй, музей!” была удостоена Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Она легла в основу концепции художественного воспитания и образования детей и юношества в Русском музее. Художественные музеи нескольких городов России, в т. ч. Петрозаводска, приняли эту программу к апробации в формате эксперимента.

Суть программы

Цель многоуровневой музейно-педагогической программы “Здравствуй, музей!” – организация продуктивного взаимодействия художественных музеев России с системой образования на всех ее ступенях – дошкольной, школьной и высшей.

Перед программой “Здравствуй, музей!” поставлены следующие задачи

■ обеспечить, в т. ч. средствами компьютерных технологий, поэтапное развитие визуальных грамотности, мышления и культуры;

■ сформировать представления о специфике языка и истории изобразительного искусства;

■ развить способности восприятия и понимания произведений искусства во взаимосвязи с окружающей средой;

■ развить способности и сформировать на основе изобразительного искусства и музейной среды навыки межличностного общения;

■ развить способность понимания искусства в его социальном, историческом и личностном контекстах;

■ развить у участников художественный вкус;

■ воспитать зрительскую и музейную культуру.

Российский Центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея является давним партнером Музея изобразительных искусств Республики Карелия (далее – МИИ РК), в течение последних лет организациями был реализован ряд совместных проектов в музейной сфере. Инициатива по созданию программы “Здравствуй, музей!” в Петрозаводске была встречной. Программа решает вопрос системности занятий в МИИ РК самой многочисленной категории посетителей – детей. МИИ РК стал инициатором включения в программу учреждений образования г. Петрозаводска и главным организатором культурно-образовательных событий.

Программа решает вопрос системности занятий в МИИ РК самой многочисленной категории посетителей – детей.

Документом, обеспечивающим начало реализации программы в Петрозаводске, стал приказ Комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации Петрозаводского городского округа о присвоении образовательным учреждениям статуса муниципальных центров апробации программы “Здравствуй, музей!”. В приказе были определены учреждения, участвующие в эксперименте на 2010-2012 г. Этот документ был принят в марте 2010 г.

В мае 2010 г. на базе МИИ РК состоялся первый обучающий семинар для учителей и воспитателей г. Петрозаводска. Функции приглашения педагогов были возложены на муниципальное учреждение Центр развития образования.

Специалисты Русского музея (г. Санкт-Петербург) Л.А. Гольтякова и А.М. Вербенец подробно рассказали об основных идеях программ “Мы входим в мир прекрасного” для дошкольников и “Мир музея” для детей начальной школы, дали рекомендации по проведению каждого занятия. Педагоги образовательных учреждений бесплатно получили методические пособия. Сотрудниками музея был осуществлен сбор заявок на тетради для творческих работ. К началу учебного года все дети, участвующие в программе, за счет родителей были обеспечены рабочими тетрадями.

В данный момент МИИ РК реализует два раздела программы “Здравствуй, музей!”: “Мы входим в мир прекрасного” для старших дошкольников и “Мир музея” для младших школьников.

Материал раздела “Мы входим в мир прекрасного” рассчитан на старшую и подготовительную группы детского сада и построен с учетом базовых общепринятых государственных программ, а также возможностей художественного музея. Он формирует основы визуального мышления и эстетического восприятия на базе наблюдения как природных, так и музейных объектов, что способствует развитию мыслительных процессов, речи ребенка, формированию творческих начал как в практике изобразительной деятельности, так и в общении с детьми, родителями и педагогами.

Учебно-методический комплекс данного раздела программы включает в себя учебное пособие, тетрадь для творческих работ и мультимедийный альбом, содержащий электронные иллюстрации к урокам.

Содержание раздела “Мир музея” согласуется с целями и задачами начального общего образования (раздел ориентирован на учащихся 1-4 классов). Курсы интегрируются в учебное расписание. Занятия проводятся в школе и в музее по методике, использующей систему опорных вопросов и диалоговую форму.

Учебные курсы раздела ориентированы на формирование у детей:

■ визуальной грамотности (1 класс – “Учись смотреть и видеть”);

■ понимания особенностей музеев разного профиля (2 класс – “Введение в музей”);

■ представления о жанрово-видовых особенностях изобразительного, народного искусства и архитектуры (3 класс – “Введение в изобразительное, народное искусство и архитектуру”);

■ восприятия произведений искусства на уровне художественного образа (4 класс – “В мире художественных образов”).

Учебно-методический комплекс данного раздела программы включает в себя учебное пособие, тетрадь для творческих работ и мультимедийный альбом, содержащий электронные иллюстрации к урокам.

Реализация проекта

В МИИ РК реализация разделов программы “Мы входим в мир прекрасного” и “Мир музея” заключается в проведении курсов занятий для детей в школах и детских садах согласно методическим разработкам авторов. Занятия проводят педагоги образовательных учреждений в течение учебного года.

 Авторы рекомендуют участникам программы посещать художественный музей 3-4 раза в год. Для этого в МИИ РК для каждой детской группы или класса составляется индивидуальная программа посещения музея согласно плану выставок.

 Экскурсии по желанию педагогов и детей могут быть дополнены мастер-классами с карельскими художниками и мастерами.

Кадровые ресурсы

В реализацию программы “Здравствуй, музей!” в разной мере включены почти все сотрудники МИИ РК. Наибольшая нагрузка ложится на работников отдела научно-просветительной работы, состоящего из заведующего и трех сотрудников.

Функции методиста:

■ определение эффективных направлений взаимодействия с образовательными учреждениями и их развития;

■ организация обучения педагогов, контроль качества проведения ими занятий;

■ составление программ посещения детьми музея и мониторинг их выполнения;

■ вовлечение ресурсов МИИ РК в музейно-педагогический процесс освоения детьми содержания программы “Здравствуй, музей!” (региональный компонент);

■ отслеживание результативности реализации программы;

■ содействие обеспечению всех взрослых участников программы “Здравствуй, музей!” и детей материалами учебно-методического комплекса.

Все сотрудники отдела научно-просветительной работы, два сотрудника отдела экспозиционно-выставочной работы и сотрудник отдела хранения участвуют в проведении занятий с детьми на постоянной экспозиции, на временных выставках и в Ресурсном центре творческого развития детей и подростков.

Заведующая Ресурсным центром (в составе отдела научно-просветительной работы) обеспечивает использование мультимедийных ресурсов МИИ РК в программах посещения детьми музея.

 Все сотрудники отдела научно-просветительной работы участвуют в организации мастер-классов для детей.

Сотрудник хозяйственной службы обеспечивает мастер-классы расходными материалами по заявкам.

Финансовые операции происходят через бухгалтерию и кассу музея.

Мастер-классы проводят привлеченные художники и мастера. Они работают в музее на договорной основе.

Занятия начались в сентябре 2010 г. Первый год реализации программы привлек 20 муниципальных образовательных учреждений города Петрозаводска. Это почти 1100 детей, или 47 детских групп.

Программа также объединила 70 специалистов – учителей и воспитателей, которые вели занятия, руководителей программ в образовательных учреждениях, выполнявших организационные функции, привлеченных мастеров и художников.

Организация работы

Опыт двух первых лет апробации позволил определить эффективные направления и формы реализации программы “Здравствуй, музей!”.

1. Партнерство МИИ РК с учреждениями образования

■ Министерством образования РК (действия в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве);

■ Институтом повышения квалификации работников образования РК (совместная организация и проведение курсов для педагогов);

■ Управлением образования Костомукшского муниципального городского округа (организация встречи специалистов МИИ РК и педагогов);

■ Центром развития образования г. Костомукша (организация встречи специалистов МИИ РК и педагогов, предоставление аппаратуры и помещений для встречи);

■ Комитетом по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации Петрозаводского городского округа (присвоение образовательным учреждениям статуса муниципальных центров апробации программы “Здравствуй, музей!”);

■ Управлением образования Петрозаводского городского округа (общее содействие, представительство на мероприятиях программы “Здравствуй, музей!”);

■ Центром развития образования г. Петрозаводска (оповещения, рассылки с информационными объявлениями, сбор информации из учреждений и ее передача в музей, размещение статей о реализации программы “Здравствуй, музей!” на своих интернет-ресурсах);

■ образовательными учреждениями г. Петрозаводска (программа реализуется на базе муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений. С каждым из них заключался договор о сотрудничестве).

2. Участие в реализации программы “Здравствуй, музей!” в г. Петрозаводске учреждений культуры различного уровня:

■ Российского Центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея (г. Санкт-Петербург);

■ Государственного Эрмитажа;

■ Министерства культуры РК;

■ Культурно-музейного центра г. Костомукша.

3. Обучение кадров.

Поскольку большая часть материала осваивается детьми в образовательных учреждениях на занятиях со своими воспитателями и учителями, то МИИ РК, будучи инициатором реализации программы “Здравствуй, музей!” в Петрозаводске, уделяет особое внимание обучению педагогов, участвующих в программе.

Анкетирование, проведенное перед началом первого года реализации программы, показало, что сами педагоги являются заинтересованными посетителями музея и участниками музейных программ.

Они понимают, что эти программы предоставляют им возможность личностного и профессионального роста, удовлетворения эстетических и коммуникативных потребностей. Потому учителя и воспитатели с удовольствием приводят своих подопечных в стены музея, рассчитывая, что совместно с работниками музея сумеют помочь детям понять глубинные смыслы визуальной культуры.

Ежегодно к программе подключаются новые педагоги, у участников прошлых лет возникают новые вопросы, а значит, в МИИ РК она еще проходит стадию апробации. Учителям, воспитателям, сотрудникам музея необходима дополнительная подготовка в области изобразительного искусства и музейной педагогики.

МИИ РК предложил учителям и воспитателям несколько форм профессионального обучения

■ обучающие семинары с авторами программы;

■ курсы повышения квалификации;

■ рабочие встречи;

■ обмен педагогическим опытом (проведение и посещение открытых занятий, обеспечение доступности местных педагогических разработок).

В течение двух лет проходили обучающие семинары

■ семинар “От художественного интереса к художественному интеллекту: диагностика педагогической деятельности музея” обозначил новый этап развития музейно-педагогической деятельности. Он состоялся в апреле 2011 г. для педагогов, работающих по программе “Здравствуй, музей!” и других заинтересованных лиц. Занятия вели специалисты из Санкт-Петербурга Б.А. Столяров, Т.А. Барышева и О.В. Платонова;

■ за 2011-2012 учебный год состоялось два обучающих семинара. Их провели специалисты Российского Центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея А.Г. Бойко, О.Р. Лузе, Л.А. Гольтякова, М.А. Зудина. Семинары были посвящены содержательным аспектам программы и применению современных музейно-образовательных и информационных технологий. Педагоги получили рекомендации по эффективной реализации содержания программ “Мы входим в мир прекрасного” для дошкольников и “Мир музея” для младших школьников от авторов программы.

Проведены курсы повышения квалификации в области изобразительного искусства: 

■ в сентябре-октябре 2011 г. 27 педагогов, участвующих в программе, окончили курс “Язык изобразительного искусства”, подготовленный музеем совместно с Институтом повышения квалификации работников образования РК. Содержательно программа основывалась на одноименном учебном курсе Б.А. Столярова. Обучение для педагогов было бесплатным за счет привлечения внутренних ресурсов музея;

■ в начале 2012 г. был проведен первый в МИИ РК дистанционный курс “Язык изобразительного искусства”, в котором приняли участие 9 педагогов из Петрозаводска и районов Республики Карелия. Среди них – участники программы “Здравствуй, музей!”.

Рабочие встречи являются как обучающей, так и организационной формой оперативного решения задач программы “Здравствуй, музей!”. На рабочих встречах учителя и воспитатели обсуждают результаты занятий и затруднения, возникающие при работе.

Рабочие встречи являются и обучающей, и организационной формой оперативного решения задач программы.

Главными проблемами, выявленными в ходе занятий, стали недостаток собственных знаний педагогов в области художественной культуры, отсутствие мультимедийного оборудования, на которое рассчитан формат иллюстративного материала программы, постоянно возникающие трудности с транспортом для посещения музея и отсутствие помещений для проведения занятий. 

Достаточно эффективно проходит обмен педагогическим опытом. Классической формой его наработки является проведение учителями и воспитателями методических мастер-классов и открытых занятий по программе. Интерес к ним возрастает. Надо отметить, что педагоги дошкольных учреждений делятся опытом более активно, чем их коллеги из начальной школы. В течение года учителя и воспитатели по желанию могут проводить публичные занятия или пригласить только методиста музея. Весной в марте-апреле успешно проводится фестиваль методических разработок “Музейный калейдоскоп”. 

Оказался востребованным виртуальный обмен педагогическим опытом и методическими разработками посредством бесплатного файлообменника в Интернете. С его помощью учителя и воспитатели могут пользоваться размещаемыми материалами для планирования занятий. Педагоги предлагают коллегам свои разработки для применения в других учреждениях. Там же музей размещает свои материалы, необходимые педагогам для реализации программы.

В прошлом учебном году сотрудниками МИИ РК было размещено более 30 новых файлов. Большинство из них – конспекты занятий, разработанные петрозаводскими педагогами по методическим пособиям “Мы входим в мир прекрасного” и “Мир музея”. По желанию педагогов материалы находятся в свободном доступе только для участников программы “Здравствуй, музей!” в Петрозаводске. Статистика посещений не проводилась.

Новшеством реализации музейно-педагогической программы “Здравствуй, музей!” в Петрозаводске в 2012 г. стал формат онлайн консультирования. Целью видеоконференции, состоявшейся 6 февраля 2012 г., было осуществление дистанционной методической поддержки для музейных работников и учителей г. Петрозаводска сотрудниками Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. Специалисты из Санкт-Петербурга акцентировали внимание карельских педагогов на важности определения предполагаемых результатов курсов для начальной школы “Учись смотреть и видеть”, “Введение в музей”, необходимости вникнуть в целеполагание и содержание Тетради для творческих работ, освоить ее методическое сопровождение. В рамках веб-сеанса состоялся открытый урок в первом классе гимназии при Русском музее.

Для углубленного изучения материалов по изобразительному искусству и музейной педагогике учителям и воспитателям предоставлена возможность воспользоваться специальными изданиями служебной библиотеки МИИ РК

Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея предлагает стажировки для педагогов на своей базе. В мае 2012 г. при финансовой поддержке Администрации и Управления образования г. Петрозаводска 10 педагогов прошли обучение по теме “Педагогическое взаимодействие музея и системы образования”. Были рассмотрены вопросы мониторинга и диагностики результативности реализации музейно-педагогической программы “Здравствуй, музей!”. По окончании стажировки ее участникам были вручены сертификаты.

4. Специальная ценовая политика обслуживания детских групп по программе “Здравствуй, музей!”

Система скидок позволяет снизить стоимость посещения музея при групповом посещении до 55% от базовой, при том, что она включает в себя мастер-классы, требующие закупки расходных материалов (некоторые из которых возможно приобрести только за границей) и оплаты работы привлеченных художников и мастеров. Участникам по желанию предоставляется возможность оплачивать годовую программу посещения музея единовременно в начале года или по частям.

5. Последовательность организационных действий.

При содействии Российского Центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея третий год подряд удается бесплатно предоставлять карельским педагогам учебное пособие и мультимедийный альбом.

В начале учебного года музей организует обеспечение всех детей тетрадями для творческих работ. По предварительным заявкам от учреждений музей формирует заявку в издательство. Тетради выкупают руководители детских групп за родительский счет.

Для каждой детской группы составляется индивидуальная программа посещения музея согласно плану временных выставок и работы постоянной экспозиции в соответствии с методическими рекомендациями авторов программы. Помимо экскурсий, музей предлагает детям мастер-классы карельских художников, мастеров и научных сотрудников музея. Участники программы получают не только теоретические знания, но и изучают на практике новые художественные техники, осваивают различные материалы для творчества. 

Индивидуальная программа посещения музея (Приложение 1) обычно представляет собой компиляцию нескольких музейных абонементов и учитывает запросы конкретной группы. Она составляется педагогом образовательного учреждения совместно с методистом музея в начале учебного года. В специальную табличную форму вносятся данные о группе детей, руководителе группы, ответственном лице образовательного учреждения, названия музейных занятий, сведения о мастер-классах, даты и время их проведения, форма оплаты посещения. В отдельной графе указано, каким образом дети добираются до музея (заказной автобус, общественный транспорт, пешком). Эти данные определяют ответственность сотрудников образовательного учреждения и музея на весь учебный год. Если по уважительным причинам (карантин, мороз и др.) не удается выполнить намеченную программу в установленные даты, музей переносит занятия.

Второй год апробации программы “Здравствуй, музей!” показал, что вопросы систематизации и организации учета мастер-классов и музейных занятий очень важны в условиях роста количества участников и перспективы продолжительности реализации программы для школ в течение 4 лет.

Определяется график рабочих встреч педагогов. Они проводятся в МИИ РК раз в месяц или по необходимости. В сентябре проходит первая из них, далее по графику.

В конце первого полугодия проводится рабочая встреча с представителями администраций образовательных учреждений. Сотрудники музея обосновывают важность участия детей в музейно-образовательной программе, поскольку умение видеть, включающее способности наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном формируется с раннего детства. Они представляют руководителям учреждений развивающие возможности программы, перспективы развития и этапные результаты. Готовится статистика и сравнительный анализ участия учреждений образования.

В начале и в конце года педагоги проводят диагностические исследования изменений, происходящих с детьми. На стадии эксперимента результаты диагностики накапливаются. 

В течение года (предпочтительно осенью и весной) по договоренности с учреждениями-партнерами проводятся курсы повышения квалификации (не менее 1 раза в год) и обучающие семинары (2 раза в год). По завершению обучения участники получают свидетельства, которые могут быть использованы при их аттестации в учреждениях образования. 

В течение учебного года программы реализуются в детских садах, школах, музее.

Проведение анкетирования педагогов на предмет их мотивированности и удовлетворенности участием в программе. Методист музея разрабатывает, а впоследствии и обрабатывает, анкету. Исследование, проведенное весной 2012 г., подтвердило заинтересованность педагогов в участии в программе.

В конце учебного года педагоги предоставляют в музей отчет о своей деятельности по реализации программы (Приложение 2). На его основании учителя и воспитатели, активно принимавшие участие в совместной с музеем работе, получают свидетельства о повышении квалификации в области музейной педагогики. Документы готовит муниципальное учреждение “Центр развития образования”. 

6. Вовлечение ресурсов Музея изобразительных искусств РК в музейно-педагогический процесс освоения детьми содержания программы “Здравствуй, музей!”. Это направление предполагает продвижение фондов и деятельности МИИ РК при реализации программы, изначально разработанной на материале Русского музея. Примером может служить проведение в 2011-2012 учебном году музейных занятий, рассказывающих о реставрационно-хранительской деятельности МИИ РК. Для второклассников в поддержку курса “Введение в музей” по теме “Как живут экспонаты в музее” сотрудники музея разработали специальное занятие о невидимой посетителям жизни экспонатов. Его ведут хранитель и реставратор. В игровой форме они отвечают на вопросы о “жизни” экспонатов в музее в тот период, когда они не выставлены напоказ; как произведения попадают в музей; кто следит за их “самочувствием”; что происходит, если они “заболевают” и т. д. Предварительно с этим занятием были ознакомлены педагоги, участвующие в программе. Им даже удалось побывать в фондохранилищах музея, вход в которые обычно запрещен. Этот опыт перспективно развивать в дальнейшем.

Несомненным подспорьем в обеспечении разнообразия форм музейных занятий является использование материально-технических возможностей Ресурсного центра творческого развития детей и подростков. Демонстрируются фильмы о художниках-классиках и карельских художниках из музейной видеотеки. Дети играют в компьютерную игру “Ровесники”, разработанную в Русском музее на материале, рекомендуемом в качестве иллюстраций для занятий в детском саду и школе. Программа “Виртуальное путешествие по дворцам и замкам Русского музея” всегда вызывает у школьников большой интерес. Великолепно воспринимается детьми всех возрастов мультимедийная программа “Мультиполотенце” о традиционной вышивке Карелии – эта программа является собственной разработкой МИИ РК.

7. Представление информации по успешным мероприятиям программы на обновленном сайте музея.

Итоги программы

В программе предусмотрена возможность диагностики художественного развития ее участников. Авторы рекомендуют отслеживать результативность освоения детьми программы диагностическими методами. На данном этапе проведение диагностических исследований носит рекомендательный характер для педагогов.

Диагностические исследования проводят руководители детских коллективов – учителя и воспитатели. В конце учебных пособий “Мы входим в мир прекрасного” и “Мир музея” авторы программы предлагают для использования более десятка тестов и опросников. Педагогам рекомендуется применять более одного). В библиотеке МИИ РК они могут найти более подробные объяснения диагностических техник в книге Т.А. Барышевой “От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде”.

Результаты наблюдений обобщаются в отчеты, сводятся в таблицы, оформляются в диаграммы (Приложение 3).

В учреждениях проходят выставки детских работ. В одном из детских садов детьми при помощи воспитателей даже была создана самодельная брошюра о музейном этикете.

Одним из критериев эффективности реализации программы “Здравствуй, музей!” в Петрозаводске может служить динамика увеличения количества участников. Если в 2010-2011 учебном году в эксперимент по адаптации программы Русского музея были вовлечены 1100 детей из 20 муниципальных образовательных учреждений, то в 2011-2012 учебном году участие в программе приняли 1300 детей из 21 учреждения, а на 2013 г. поданы заявки от 24 школ и детских садов на 1800 детей. 

Одним из запрограммированных Русским музеем результатов апробации программы в Петрозаводске является ориентация школьников и педагогов на посещение музеев Санкт-Петербурга. В 2011 г. группа детей и их родителей побывала в Русском музее, а в 2012 г. второклассники посетили Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа. Есть перспектива увеличения количества музейных путешественников.

Можно сделать вывод, что за два года эксперимента музейно-педагогическая программа “Здравствуй, музей!” успешно заявила о себе в Петрозаводске.

Приложение 1

Пример индивидуальной программы посещения музея

Музейно-образовательная программа «Здравствуй, музей!»

Детский сад № 34

Расположение:

ул. Железнодорожная, 9

Как добираются

троллейбус

Группа подготовительная № 6

“Цветик-семицветик”

 20 чел.

Руководитель программы

<…>

Заместитель заведующей детским садом по воспитательно-методической работе

Контактный телефон

<…>

старший воспитатель

Контактный телефон

Экскурсия

Мастер-класс

Количество детей

Занятие №1

29 сентября

10.00

“Королева живопись”

Занятие на постоянной экспозиции в зале русского искусства XVIII-XIX вв.

Художник:

Техника:

Название:

Занятие № 2

3 ноября

10.00

Финские чудеса”

Занятие на временной выставке современного финского искусства

Художник:

Техника:

Название:

Занятие №3

12 января

10.00

“Красна девица, добрый молодец”

Занятие на постоянной экспозиции в зале декоративно-прикладного искусства Карелии

Художник:

Техника:

Название:

Занятие № 4

15 марта

10.00

“Искусство портрета”

Занятие на временной выставке «Фолке Ниеминен и круг его друзей»

Художник:

Техника:

Название:

Занятие № 5

26 апреля

10.00

“Ребята и зверята”

Занятие по анималистическому жанру на временной выставке

Художник:

Техника:

Название:

С журналом сверено: __________________(_______________________)

Форма оплаты занятий

Разовая оплата

100 руб.

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ

Форма учета деятельности по программе “Здравствуй,музей!” в учебном году 2011-2012 гг.                       

Школа, Детскийсад___________________________ Класс, группа_________________________________

Ф.И.О. учителя,воспитателя_____________________

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

Занятия попрограмме

Тема: ***

14.09, 21.09

Тема:***

***

Тема:***

***

2.

Посещениямузея детьми

12.10

***

***

***

***

***

3.

Посещениезанятий методистом

5.12

***

4.

Проведениеоткрытых занятий

20.02

5.

Диагностика(начало года, конец года)

21.10

15.05

6.

Участие всеминарах и рабочих встречах

23.09

9.11

22.01

13.03

14.05

7.

Посещениеоткрытых занятий

И.М.Смирнова

1.12

А.К. Миронова

14.02

8.

Выставкадетских работ

3.03

9.

Посещениебиблиотеки музея

23.09

9.11

04.04

Приложение 3

Обобщениеполученных данных при обследовании детей (выявление особенностей развитияхудожественного восприятия у дошкольников)

Возраст 6-7 лет

Подготовительнаягруппа НДОУ “Детский сад № 123” Май 2011г. 

Показатели дляфиксации

Лиза В.

Матвей В.

Никита В.

Даша Е.

Владик Е.

Вика К.

Яся К.

ДанилаК.

Диана Л.

Катя Л.

Аня М.

Арина П.

Арина С.

Саша С.

Саша В.

Лиза Т.

Дима Ф.

Ксюша Ч

Леня Ш.

Кирилл К.

Геля С.

Вера Н.

Илона В.

1

2

1

1

2

0

2

2

1

1

2

1

2

2

1

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

2

0

1

2

1

1

2

1

1

2

2

1

1

2

2

1

2

2

2

2

3

1

2

1

2

0

2

2

1

1

2

1

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

4

1

1

1

2

0

2

2

1

1

2

1

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

5

1

1

1

2

0

2

2

1

1

2

1

2

2

2

2

1

1

2

1

2

2

2

2

6

2

2

1

2

0

2

2

1

1

2

1

2

2

1

1

1

2

2

2

1

2

2

2

7

1

1

1

1

0

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

8

1

1

1

2

0

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

1

2

9

1

1

1

1

0

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

10

2

2

1

2

0

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

11

1

1

1

1

0

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

12

1

1

1

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

13

1

1

1

2

0

1

2

1

1

2

1

2

2

2

2

1

1

2

1

2

2

1

2

14

1

1

1

2

0

1

2

1

1

2

1

2

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

2

Среднийпоказатель баллов

ср

ср

ср

выс

н

с/в

выс

ср

ср

выс

ср

с/в

выс

с/в

с/в

с/в

с/в

выс

ср

с/в

выс

с/в

выс

Кол-во детей

%

Низкий

1

4%

Средне-низкий

0

0%

Средний

8

35%

Средне-высокий

7

30%

Высокий

7

31%



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×