“Над этим стоит поработать”

86
Программа “Первая публикация” Благотворительного фонда В. Потанина существует с 2007 года. За это время было издано девять книг, еще три готовятся к публикации. Каждая из них – это уникальное произведение полиграфического искусства и результат научных исследований, впервые опубликованных и представленных широкой публике в авторских текстах. В 2012 году у Программы сменился руководитель...

Программа “Первая публикация” Благотворительного фонда В. Потанина существует с 2007 года. За это время было издано девять книг, еще три готовятся к публикации. Каждая из них – это уникальное произведение полиграфического искусства и результат научных исследований, впервые опубликованных и представленных широкой публике в авторских текстах. В 2012 году у Программы сменился руководитель. Новым директором программы стала Наталия Владимировна Толстая, ранее работавшая в Государственной Третьяковской галерее. Новый руководитель принес с собой новые подходы к работе: расширился перечень форматов представления коллекций, само слово “публикация” обрело новый смысл. Журнал “Справочник руководителя учреждения культуры” встретился с Наталией Владимировной для того, чтобы обсудить новшества, узнать о смысле произошедших изменений и важнейших задачах, которые руководитель программы ставит перед собой. 

В 2012 году увеличилось число форматов, в которых может быть реализован проект – победитель конкурса “Первая публикация”. Среди новшеств – создание электронных каталогов, сайтов, приложений для планшетных компьютеров – и загадочная “другая форма презентации коллекции”. Расскажите, пожалуйста, что подразумевается под “другой формой”? 

Новые формы рождаются постоянно, техника не стоит на месте. Помню, как Александр Викторович Дремайлов, в то время заведующий отделом информационных систем музея “Московский Кремль”, ныне заместитель директора по информационным и компьютерным технологиям Государственного Исторического музея, рассказывал мне, что когда создавалась экспозиция в колокольне Ивана Великого, то в начале ее проектирования толщина оптоволоконного кабеля была с палец, а на момент окончания проектирования – уже с волос. Изменения происходят постоянно. Если еще десять лет назад издание CD-ROMа было для музея несомненным новаторством и рассматривалось порой как рискованное вложение средств, то сейчас во многих компьютерах даже нет CD-привода, читающего диски.

На самом деле, форма всегда исходит из самого материала, объекта. В одном случае возможна только книга. В другом случае, например, при оцифровке круглых предметов: скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства – плоские иллюстрации предадут объем предмета гораздо хуже, чем объемные. Поэтому каждый раз мы будем исходить из того, какой экспонат или коллекция представлен на конкурс.

Тем не менее, книга – это проверенная веками, универсальная вещь. Я понимаю, что многие заявители рассчитывают получить в результате именно книгу. Но все же нам кажется, что, увеличив число форматов воплощения проекта, мы, во-первых, подстегнем музеи к развитию интереса к новым формам презентации коллекций и, во-вторых, покажем им новые возможности, которые дают эти новые формы.

То есть Вы ожидаете предложений по возможным формам представления коллекций от самих музеев?

Не совсем так. Раньше мы получали заявки от музеев, экспертный совет делал заключение о том, какие из предложенных тем интересны, и мы запускали процесс написания статей, поиска интересных авторов, фотографирования музейных экспонатов, организации атрибуции, составления справочников, макетирования книги и т. д.

Сейчас между первым и вторым шагом есть буферная исследовательская зона. Эксперты вместе с редакцией программы “Первая публикация” едут в музей, изучают коллекцию, и уже на этом этапе начинается процесс поиска пути оптимальной презентации предметов. В конце этого этапа мы снова обсуждаем с экспертами все заявки и тот материал, который мы за ними видим, способы его репрезентации. И совместно решаем, какой проект стоит превратить в книгу, какой – в сайт, какой – облечь в форму мультимедийного продукта (например, для музейного киоска), а какой имеет смысл представить приложением для планшетного компьютера.

Учитываются ли пожелания музея?

Скорее всего, в большинстве случаев пожелания будут сводиться к созданию красивой толстой книги. Мы будем стараться их учитывать. Но в процессе общения с представителями музеев стало очевидно, что не все мечтают о книгах – есть музеи, которым важно открывать новые возможности публикации, в т. ч. для будущего развития.

В чем Вы видите принципиальную разницу между форматом большой красивой книги и приложениями для iPad и iPhone? На кого они ориентированы?

Во-первых, книга не всегда может быть под рукой, а приложение доступно в любое время и не добавляет твоей сумке веса. Во-вторых, на бумаге нельзя, например, напечатать видео. А в приложении можно приближать и отдалять изображения предметов, проигрывать фрагменты видео. Приложение мультимедийно в полном смысле этого слова – оно предполагает множество способов презентации материала.

Широко известный факт – не все люди умеют читать. Есть те, кто воспринимает информацию только на слух. Другим нужно потрогать предмет для того, чтобы сформировать свое представление о нем. К сожалению, цельногравированную книгу не получится потрогать ни в бумажном, ни в электронном формате, но рассматривая ее через приложение для планшетного компьютера, можно приближать и поворачивать ее как угодно. Процесс восприятия можно сделать максимально удобным и комфортным для людей визуальной культуры.

Единственное, чего не хватает в приложении – это ощущения самой книги. Нам очень повезло с арт-директором, который сотрудничает с программой “Первая публикация” с самого начала ее работы. Евгений Корнеев – признанный художник и дизайнер, который создает настоящие книжные шедевры.

То есть разница форматов заключается в удобстве для пользователя?

Я бы сказала, что она еще и в целевой аудитории. Буквально за последние два года изменилась статистика людей, читающих в метро электронные и “бумажные” книги. Сегодня, входя в вагон московское метро, можно увидеть десять планшетников и три потрепанных тома. Сегодня соотношение таково, что будет дальше – трудно сказать. Еще двадцать лет назад нам казалось, что виниловые пластинки канут в Лету, а теперь они ценятся гораздо выше, чем CD.

Я не думаю, что книга как изобретение Гуттенберга уйдет в прошлое. Она просто постепенно станет элитарной вещью. Тем более, если книга подготовлена прекрасным художником, отпечатана на великолепной бумаге, имеет хороший переплет. Такую книгу вы не возьмете в метро – вы будете наслаждаться ей дома или в другом комфортном месте. А приложение – это в большей степени рабочий инструмент.

Среди моих знакомых крайне мало людей, которые постоянно пишут карандашом или ручкой. Чаще – печатают. Процесс компьютеризации уже нельзя отменить. Человек никогда не будет делать то, что ему неудобно, если есть инструмент, облегчающий его труд. Конечно, всегда есть люди, принципиально пишущие от руки. Но в общей массе люди склонны использовать технические новшества, которые гарантируют больший комфорт: например, при наборе текста на компьютере не нужно много раз писать одно и то же – можно просто скопировать определенный фрагмент и вставить его в нужное место.

Еще один важный момент – для того, чтобы работать с приложением, человеку не нужно ничего докупать. В случае с iPad человек открывает страницу Apple Store и бесплатно скачивает книгу. Ему не нужно покупать диск, думать, совместима ли программа на диске с тем, что уже установлено в его компьютере. Проблемы, которые были актуальны еще пять-семь лет назад, ушли в прошлое. Теперь человеку не нужно иметь в руках лишнюю вещь для того, чтобы получить какую-то информацию. Он просто получает ее в том агрегатном состоянии, с которым он привык работать. Это очень удобно, потому что мы все страдаем от лишних вещей, даже в сумке.

Проводились ли исследования востребованности приложений для планшетных компьютеров?

К сожалению, в нашей стране еще не проводили таких исследований. Но мы видим общую тенденцию: почти везде в Европе есть возможность загрузить на мобильный телефон лекцию специалиста по той или иной теме, скачать для личного пользования картину.

Одна из самых серьезных проблем на сегодняшний момент состоит в том, что желание музея что-то продать не всегда соответствует желанию посетителей что-то купить. Музеи привыкли выпускать путеводители на бумаге, открытки, в лучшем случае – диски. Но если красивую книгу человек купит для наслаждения, то зачем ему бумажная карта, если в телефонах есть функция навигации? Для того чтобы воспользоваться бумажной картой, нужно остановиться, развернуть ее, найти свое местонахождение… Навигацией в телефоне или планшетном компьютере пользоваться гораздо проще: включил – и уже знаешь, где ты находишься и куда движешься.

Есть вещи, которые рано или поздно придут на смену привычным предметам. Может быть, нам просто надо показать пример в этом деле?

Государственный Эрмитаж как всегда во главе прогресса: в свое время их сайт был лучшим в музейной сфере, а недавно он первый из российских музеев подготовил приложение для iPhone. Думаю, очень скоро такие приложения станут так же распространены, как и автоматическая выдача билетов в крупных музеях.

Когда появлялись сайты, не все понимали, зачем они нужны.

Да, это так. И директора многих музеев боялись, что если они покажут какие-то экспонаты на сайте, то эти предметы обязательно украдут. На самом деле, все как раз наоборот: для того, чтобы у вас ничего не украли, нужно как можно больше открыть. Пусть все знают, что эти экспонаты – ваши. Это мое кредо как руководителя программы “Первая публикация”. Когда всем известно, что предмет принадлежит коллекции определенного музея, красть его практически бессмысленно. То же с электронным изображением: если музей не хочет, чтобы изображение было незаконно скопировано, нужно сделать так, чтобы картину было проще купить, чем украсть.

В Пушкинском музее работает компания “Эпос”, которая создала технологию оцифровки изображений. На сайте музея доступны для просмотра копии картин огромного размера. Но все эти изображения защищены. Снять защиту гораздо сложнее и дороже, чем официально обратиться в музей и купить электронное изображение в большом разрешении. 

Какие еще задачи, кроме демонстрации предметов из фондохранилищ и запасников, может решить публикация?

Несколько лет назад я купила в Лувре диск с детской игрой, в которой можно было надеть на Мону Лизу сережки, подобрать ей смешные аксессуары. В наших музеях, к сожалению, нет игровых опций, сотрудники музея даже не подозревают, что это, на их взгляд, кощунство может побудить ребенка внимательно рассмотреть и запомнить экспонат. При этом во многих музеях уже есть прекрасные отделы детской педагогики!

Так в чем же дело? Выпуск таких игр не рассматривается как направление педагогики и работы с посетителями?

Издательская деятельность очень редко совмещается с педагогической. Вторая иногда считается менее серьезной, а первую порой пытаются свести только к научному направлению. Мы привыкли работать с посетителем с отпугивающей серьезностью. Но иногда серьезную мину нужно менять на маскарадную маску.

Чем вообще музей привлекает зрителя? Тем, что он не столько дает знания – знания можно получить и другим образом: читая книги, в Интернете и т. д. Человек ищет в музее эмоциональный опыт, переживания. Эти переживания вполне могут быть радостными. Они не станут от этого хуже или “легче” драматических. Иногда полезно убрать лишний пафос.

Не получится ли так, что в появившейся номинации “Приложений для планшетных компьютеров” имеют шансы что-то представить одно-два учреждения?

Это не номинация, а формат. Музей предлагает коллекцию для публикации. А какой будет форма этой публикации, решит экспертное сообщество.

Допустим, учреждение пытается создать приложение для телефонов и планшетных компьютеров своими силами. Насколько это будет дорого и технически сложно?

Главная проблема заключается не столько в “дороговизне для трудящихся”, сколько в том, что коллективу музея будет трудно сломать некие стереотипы восприятия. Приложение – это эфемерная вещь в Интернете. Ее нельзя потрогать и унести с собой, ее не получится предъявить спонсорам как материальный объект. Соответственно, сложнее попросить денег на ее создание. Но я уверена, что чем активнее мы будем пропагандировать необходимость создания приложений, тем больше директоров музеев поймет, насколько это нужная и полезная вещь. Тем более, что приложения привлекают ту аудиторию, о которой мечтает каждый музей – молодое поколение, как не обремененное детьми, так и молодых родителей. И первые, и вторые обязательно приведут своих детей в музей, если им самим будет в нем комфортно. Музею необходимо научиться говорить со своей публикой на ее языке.

Как быть с одним из самых распространенных страхов: что делать, если мы создадим подробнейший гид по музею и его фондам, публика удовольствуется им и больше никогда к нам не придет?

Информация и эмоциональный опыт – это совершенно разные вещи. Может быть, в музей не придут для того, чтобы написать реферат, потому что такую информацию можно найти в интернете или в книге. Значит, надо сделать так, чтобы люди приходили к вам за другим.

Помню, когда я только начинала работать в Третьяковской галерее, каждый день нам поступало несколько звонков примерно такого содержания: «Как фамилия художника, написавшего “Лунная ночь на Днепре”?». Сначала я удивлялась, но потом старшие коллеги подсказали: это люди разгадывают кроссворды. Для того чтобы решить кроссворд, не надо ходить в музей. А для того, чтобы рассмотреть фосфорицирующий свет луны, − стоит.

В краеведческий или естественнонаучный музей можно зайти для того, чтобы соотнести свой рост и размером мамонта. Это можно сделать только в пространстве музея.

То же с объектами архитектуры: каким бы талантливым ни был фотограф, снимающий здание, для того, чтобы понять, почувствовать архитектуру, нужно в нее войти.

У головного мозга есть два полушария: одно отвечает за рациональное мышление, другое – за образное восприятие. Музей, по моему убеждению, дает именно образное восприятие.

Как Вы видите свою миссию на посту руководителя программы “Первая публикация”? Какие идеи хотелось бы донести до профессионального сообщества?

Хотелось бы, чтобы музеи открыли для себя новые возможности и новые языки. Чтобы коллекция каждого музея, в каком бы виде она ни находилась, получила достойное представление. Хочется охватить как можно больше музеев по всей стране, потому что пространство культуры едино от Владивостока до Калининграда. Необходимо понять, что все культуры нашей многонациональной, многоконфессиональной страны должны быть одинаково близки и знакомы. На это и направлена программа “Первая публикация”.

У маленьких музеев нет бюджета, чтобы пригласить специалиста из Москвы или Санкт-Петербурга для исследования своей коллекции. Для меня очень важно обеспечить глубокое научное понимание музейных коллекций, объединить, читателей и потребителей культурного продукта в единую сеть. А еще – сделать так, чтобы книги были ориентированы на потребление обыкновенными людьми и были при этом были бы безупречны с любой точки зрения: хоть с научной, хоть с эстетической. Над этим стоит работать, это интересно.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×