Соблюдение законодательства об авторском праве при проведении фотовыставки

196
Учреждения культуры часто проводят выставки и показы работ, в том числе – фотографических. Иногда фотографии создаются на заказ, иногда – заимствуются из открытых источников и используются “для красоты”. Рассмотрим, как организовать и провести выставку фотографических работ, соблюдая законодательство об авторском праве...

Т.В. Климова,

Эксперт ЗАО “МЦФЭР”, руководитель службы по связям с общественностью и СМИ

Учреждения культуры часто проводят выставки и показы работ, в том числе – фотографических. Иногда фотографии создаются на заказ, иногда – заимствуются из открытых источников и используются “для красоты”. Рассмотрим, как организовать и провести выставку фотографических работ, соблюдая законодательство об авторском праве.

Определяем собственника авторских прав

Не бывает “ничьих” фотографий. Среди объектов, охраняемых авторским правом, Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) называет “фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии” (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Авторское право на фотографию возникает в силу факта ее создания, а автором фотографического произведения признается “…гражданин, творческим трудом которого оно было создано” (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Субъектами права, в ситуации, которую мы моделируем в данной статье, выступают авторы произведений (либо правообладатели) и организатор выставки.

Автором фотографического произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно было создано.

Фотографу совсем не обязательно регистрировать свои фотографии, чтобы впоследствии осуществлять защиту прав (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). Если автор (он же – правообладатель) желает проинформировать о принадлежащем ему исключительном праве на произведение, ему следует использовать знак охраны авторского права, который состоит из латинской буквы “С” в окружности: ©, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК РФ). Запись “© Иван Иванов, 2012 г.” свидетельствует о том, что правообладателем на фотографию, сделанную в 2012 г., является ее автор, Иван Иванов.

Отсутствие знака копирайта не лишает автора прав на свое произведение.

Организаторам фотовыставки, начинающим совместную работу с автором произведений, надлежит учитывать, какие именно права закон закрепляет за ним самим или иными правообладателями (наследниками, правопреемниками по договору передачи прав, законными представителями, заказчиками, нанимателями и др.). Необходимо также понимать: если личные неимущественные права (право авторства, на имя, на обнародование и др.) принадлежат только автору, неотчуждаемы и непередаваемы, то имущественные могут быть переданы другим лицам (гражданам или организациям). Рассмотрим это деление чуть более подробно.

Права автора фотопроизведения

Право авторства – право признаваться творцом фотографического произведения – гарантирует защиту интересов фотографа в случае плагиата (присвоения результата чужого творческого труда). Это право возникает у автора с момента создания произведения и охраняется бессрочно, независимо от обнародования произведения или его использования третьими лицами.

Право на имя означает, что фотограф вправе использовать сам или разрешать использование фотографии под своим “паспортным”, вымышленным именем (псевдонимом) или анонимно (п. 1 ст. 1265 ГК РФ), а также “…требовать, чтобы его имя (псевдоним) не искажалось и указывалось каждый раз при использовании фотографии. Иными словами, если автор продает свои фотографии другому физическому или юридическому лицу, из этого не следует, что новый собственник может обозначить себя автором произведения. И наоборот – раскрытие личности автора без его согласия является нарушением его права на имя”.

Новый собственник не становится автором фотографического произведения.

Право на обнародование. Автор фотографии самостоятельно осуществляет или дает согласие на осуществление действия, которое впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения, путем ее опубликования, публичного показа либо сообщения в эфир или по кабелю (ст. 1268 ГК РФ). При этом не имеет значения, сколько лиц фактически увидело фотографию – достаточно того, что она доступна для всеобщего сведения. Собственно, именно это право дает все основания для заключения соглашений авторов фотографических произведений с организаторами выставочных мероприятий.Основанием заключения договора между автором произведений и организатором выставки служит право на обнародование.Право на отзыв. ГК РФ предоставляет автору право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании фотографии.

Основанием решения об отзыве произведения могут быть, например, “…трансформация творческих взглядов или мировоззрения автора, изменение внешних обстоятельств, желание использовать иной способ обнародования…, при этом фотограф не обязан обосновывать и доказывать уважительность причин отзыва фотографического произведения”.

Единственный вид произведений, на которые эта норма не распространяется, – служебные, т. е. выполненные по заданию в рамках договора или профессиональных обязанностей автора.

Если автор принимает решение об отзыве произведений, а учреждение, которому он по договору передал исключительное право на использование произведений, уже понесло расходы на организацию выставки (напечатало билеты, заказало стенды и т. д.), то автор должен компенсировать эти убытки. Учреждению стоит детализировать в договоре возможные риски, связанные с реализацией права автора на отзыв произведения.

Учреждению стоит детализировать в договоре возможные риски, связанные с реализацией права автора на отзыв произведения.

Право автора на неприкосновенность своего произведения и защиту его от любого изменения и искажения (п. 1 ст. 1266 ГК РФ) предполагает, что нарушением может быть сочтено кадрирование фотографии, устранение или добавление новых элементов, замена цвета, а также создание коллажа с элементами чужого фотоснимка (по сути, нового произведения). Иными словами, фотография должна быть выставлена или напечатана без обработки – в том же самом виде, в котором автор ее передал. Кроме того, без согласия автора нельзя снабдить фотографию комментариями или пояснениями (ст. 1266 ГК РФ), даже самыми нейтральными и не искажающими замысел произведения.

Неприкосновенность произведения охраняется бессрочно, наравне с авторством.

Неприкосновенность произведения означает невозможность любых изменений изображения: от обработки и кадрирования до снабжения его подписью.

Все эти правовые особенности следует учитывать, если учреждение приглашает автора принять участие в выставке вместе с его фотоработами, выполненными в разное время и вне договоров авторского заказа. Вместе с тем надлежит помнить что, согласно п. 3 ст. 1295 ГК РФ, “наряду с непосредственными создателями произведений правом на обозначение своего имени обладают предприятия, учреждения, организации, по служебному заданию которых создано произведение”. Так, очень часто после имени автора фотографии указывается название фотоагентства или издания, в котором он работает. Именно в этом случае организаторам выставки стоит детально выяснить правовой статус работ, чтобы не оказаться в описываемой ниже ситуации.

Пример 1

В августе-сентябре 2008 г. в здании, находящемся на территории аэропорта Толмачево (г. Екатеринбург), была организована выставка с названием “Будущее зависит от тебя. Новые правила”, на которой распространялся буклет. В буклете была использована переработанная фотография “Лето. Город. Теплоход”, автором которой являлся Евгений Иванов, а исключительные авторские права на которую принадлежали АНО “Сибирский Медиа Центр” по лицензионному договору от 26 мая 2008 г., заключенному с автором произведения.

АНО “Сибирский Медиа Центр” обратилась в арбитражный суд с иском к ЗАО “Авангард” и ОАО “Аэропорт Толмачево” о взыскании компенсации за нарушение исключительного авторского права на распространение, воспроизведение, переработку произведения.

Ответчик ЗАО “Авангард” иск не признал, поскольку считал, что не нарушает исключительных прав истца на фотопроизведение “Лето. Город. Теплоход”. Он мотивировал это тем, что каталог выставки современного искусства “Будущее зависит от тебя. Новые правила” был подписан в печать на два месяца раньше, чем истец и автор фотографии заключили лицензионный договор.

Второй ответчик – ОАО “Аэропорт Толмачево” – считал, что иск является ненадлежащим, следовательно, в иске к нему должно быть отказано.

И действительно, решением Арбитражного суда Новосибирской области в иске к ЗАО “Авангард” и ОАО “Аэропорт Толмачево” было отказано.

Однако “Сибирский Медиа Центр” не согласился с вынесенным решением и подал кассационную жалобу, в которой указывалось, что судом первой инстанции не был установлен факт наличия либо отсутствия нарушения исключительного авторского права истца на распространение фотографического произведения “Лето. Город. Теплоход”.

Арбитражный апелляционный суд отменил первоначальное решение и удовлетворил иск частично. Суд установил, что исключительные права на фотографию “Лето. Город. Теплоход” были переданы Евгением Ивановым истцу на три года на основании лицензионного договора. ЗАО “Авангард” не представило суду доказательств использования произведения без нарушения авторских прав. Поскольку договор об отчуждении результатов интеллектуальной деятельности должен быть заключен в письменной форме, суд установил, что воспроизведение было осуществлено без согласия автора.

Основываясь на том, что к категории контрафактных относятся “…экземпляры произведений и объектов смежных прав, в которых наряду с правомерно используемыми объектами авторского права и смежных прав используются неправомерно воспроизведенные…”, суд пришел к выводу, что воспроизведение фотографии Евгения Иванова “Лето. Город. Теплоход” в каталоге “Будущее зависит от тебя. Новые правила” является процессом, породившим контрафактные экземпляры. При этом суд отметил, что “установленный статьей 1272 ГК РФ принцип исчерпания прав применяется только к оригиналу или экземплярам произведения, правомерно введенным в гражданский оборот на территории Российской Федерации”.

При определении размера компенсации, подлежащей взысканию, суд учел характер допущенного нарушения, степень вины нарушителя (ЗАО “Авангард”), обстоятельства, предшествовавшие распространению контрафактной продукции, значительное количество выпущенных экземпляров, проведение выставок с распространением каталога в других городах РФ и обязал ответчика выплатить компенсацию.

В отношении ответчика ОАО “Аэропорт Толмачево” суд установил, что он лишь осуществлял техническую организацию проводимого мероприятия. Такая деятельность не подпадает под признаки контрафактного использования произведений. Таким образом, суд отказал в удовлетворении иска к данному ответчику.

Имущественные права фотографа Гражданский кодекс РФ закрепляет за автором исключительное (имущественное) право на использование своего произведения в “любой форме и любым не противоречащим закону способом” (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Другими словами, фотограф сам вправе решить, каким образом его фотография будет использована или доступна третьим лицам. Именно это – имущественное – право, изначально возникающее у автора, впоследствии может быть передано другому лицу по договору на определенный срок или перейти к наследникам автора на установленный законом срок.

Исключительное право на использование фотографического произведения действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, “считая с первого января года, следующего за годом смерти автора” (ст. 1281 ГК РФ).

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то действие исключительного права продляется на четыре года. Это важно знать не только наследникам и правопреемникам автора, но и всем, кто обнародует произведения – скажем, редкий фотоснимок, пролежавший в архивах музея много лет.

При организации фотовыставки работ, сделанных более семи десятилетий назад, важно знать, что организация может стать обладателем смежных прав, в частности, прав публикатора. Это происходит в случае правомерного обнародования произведения науки, литературы или искусства, “ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние…” (ст. 1282 ГК РФ). Права публикатора не распространяются на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах. Законному публикатору предоставляются права, аналогичные имущественным правам, на срок в 25 лет с даты такого обнародования.

Права публикатора относятся к категории смежных и не являются авторскими, поскольку публикатор не вносит творческого вклада для возникновения у него исключительного права.

Необнародованное произведение, перешедшее в общественное достояние, может быть обнародовано любым лицом, если это не противоречит воле автора, выраженной в письменной форме (дневниках, завещании, письмах и т. п.). Отдельная статья ГК РФ допускает “свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения” (ст. 1276 ГК РФ) – к этой категории, без сомнения, относятся музеи и выставочные залы.

Другими имущественными правами, приобретаемыми фотографом по факту создания произведения, являются:

■ право на воспроизведение (создание одного или более экземпляров фотографии в любой материальной форме);

■ право на распространение путем продажи или иного отчуждения… оригинала или экземпляров”;

■ право на публичный показ.

Публичный показ – это прямой контакт зрителя с произведением. Прямым он признается тогда, когда происходит в месте, открытом для свободного посещения (музеях, выставочных залах, холлах гостиниц и т. п.), а также в иных местах, где присутствует число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (школах, вузах и т. п.). Взимание платы за посещение места показа не имеет значения.

Показ признается прямым, если он производится в месте, открытом для свободного посещения, или в другом месте, где присутствуют лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи.

Как выстроить отношения с авторами при организации выставки

Заключаем договор об отчуждении исключительного права…

Наиболее очевидный способ выстраивать отношения с авторами-правообладателями, реализующими свои права на публичный показ произведений, – заключить лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ). Организатор выставки может заключать такие договоры с автором работ, его наследниками (если произведения экспонируются после смерти автора) или его законными представителями, действующими от имени автора (если автор – несовершеннолетний).

На основании Договора об отчуждении исключительного права на произведение автор передает приобретателю свое исключительное право на произведение в полном объеме. Выгоды приобретателя от заключения такого договора очевидны. Но “…если автор произведения планирует в дальнейшем его самостоятельно использовать, ему не рекомендуется заключать такой договор”.

…лицензионный договор…

Предметом Лицензионного договора является обязательство лицензиара (правообладателя, автора) передать другой стороне (лицензиату) право на использование произведения за вознаграждение. Основа договорных отношений сторон кроется в выборе одного из двух видов лицензии:

■ подписывая договор о простой (неисключительной) лицензии, лицензиар сохраняет свое право выдачи лицензий и другим лицам. Если автор фоторабот заключил с вами простой лицензионный договор, он имеет право предоставить те же фотоработы для использования другой организации, или, например, выложить их для публичного представления на интернет-сайт;

исключительная лицензия не позволит лицензиару заключать аналогичные договоры с другими лицами. При передаче вам как лицензиату прав по исключительной лицензии эти же права не могут быть переданы автором фоторабот никому другому.

Лицензионный договор заключается в письменной форме и подразумевает включение ряда обязательных параметров:

■ указание территории, на которой допускается использование произведения;

■ обозначение срока договора (не превышающего срока действия исключительного права на произведение);

■ перечисление конкретных прав, которые передаются по договору (права, прямо не названные в договоре, считаются не переданными);

■ указание вознаграждения, которое лицензиат обязуется уплатить лицензиару.

Если в возмездном лицензионном договоре отсутствует условие о размере вознаграждения или порядке его определения, то договор считается незаключенным (п. 5 ст. 1235 ГК РФ).

…или договор авторского заказа

Несколько иные правоотношения сторон обусловлены заключением договора заказа, заключаемого с автором. Договор авторского заказа заключается в случае, когда организация или учреждение собирается создать тематическую выставку (обновление экспозиции) и для этого заказывает фотографу определенное количество фотографий на конкретную тему (например, “Зима в городе N.”).

Предметом договора авторского заказа является обязательство фотографа за вознаграждение создавать произведения, определенные в договоре, и вместе с передачей каждого такого произведения передать заказчику в полном объеме исключительное право на них. Отчуждение исключительного права означает, что автор на весь срок действия исключительного права лишается возможности использовать свое произведение, а также разрешать или запрещать его использование. Важным нюансом в таком договоре становится детальное описание собственно заказа, в частности, требований, предъявляемых заказчиком к качеству фоторабот:

■ особо сложные художественные фотоработы объектов высокой художественной и исторической ценности;

■ использование уникальной методики при выполнении художественных фоторабот;

■ пояснения по решению вопросов светового оформления фотокомпозиций, макро- и микросъемка и др.

Если заказчик не забудет описать в договоре тематическую задачу, нарушение фотографом интересов заказчика станет основанием мотивированного отказа от произведения. Так, даже превосходно исполненные портретные фотографии в интерьерах не соответствуют тематике заявленной фотовыставки “Зима в городе N.”, а значит, фотограф не выполнил договор. В данном случае, учреждение не обязано принимать выполненные работы и тем более оплачивать их.

И наоборот – отсутствие в договоре тематических задач, требований, предъявляемых к качеству фотографий, а также отсутствие перечня прав, которые передаются автором работ заказчику (право на воспроизведение, публичный показ, экспорт и др.) не позволит заказчику в полной мере осуществить запланированное (сформировать выставку), а также распорядиться передаваемыми исключительными правами. Даже если фотограф создаст произведение, не укладывающееся в ваш первоначальный замысел, отказать ему будет непросто.

Ответственность за нарушение договорных обязательств каждая из сторон несет в своей части. Требовать защиты нарушенных прав может сам автор, его уполномоченный представитель и иные правообладатели (издательства, пользователи). После смерти автора защиту прав осуществляют наследники либо лица, имеющие такое право по завещанию. Также требования по охране прав могут быть заявлены авторскими обществами или прокурором. В законодательстве предусмотрены административные, уголовные и гражданско-правовые меры наказания за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности.

Признание авторства совершенно необходимо для последующего применения мер. Например, для взыскания убытков, связанных с несанкционированным использованием фотографических произведений, истец должен доказать, что он автор или обладатель прав на данные произведения.

Правовой охраной пользуются любые фотопроизведения, созданные творческим трудом, независимо от их художественных достоинств и назначения (ст. 1259 ГК РФ).

Это в полной мере можно проследить, анализируя судебную практику споров по ущемлению авторских, в т. ч. исключительных прав на использование фотографических произведений.

Пример 2

В декабре 2008 г. было выпущено в продажу издание “Липецкий фотоальбом”, отпечатанное в ОАО «ПК “Ориус”» по заказу ООО “Липецкое издательство” и включающее в себя 300 фотографий. Вслед за этим в районный суд г. Липецка обратилась гражданка Л. И. Миронова с иском о защите авторских прав. В частности, она просила взыскать с ООО “Липецкое издательство” и ОАО «Полиграфический комплекс “Ориус”» компенсацию морального вреда за нарушение ее авторских прав: в издании “Липецкий фотоальбом” были опубликованы 12 ее фотографий, однако она не была указана в качестве их автора. При этом договор на использование фотографий с истицей не заключался, имущественные права переданы не были.

Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Л. И. Миронова является автором 12 фотографий, размещенных в “Липецком фотоальбоме”, и обладателем интеллектуальных прав на них, в связи с чем ООО “Липецкое издательство” было не вправе публиковать данные фотографии без разрешения автора. Включение фотографий в сборник “Липецкий фотоальбом” нарушает авторские права истицы. Это является основанием для возложения на ответчика – ООО “Липецкое издательство” – материальной ответственности за нарушение авторских прав.

Издательство не согласилось с таким решением суда и обжаловало его в кассационном суде. Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал Л. И. Мироновой в удовлетворении исковых требований. В данном случае суд исходил из того, что ООО “Липецкое издательство” не владело информацией об авторстве Мироновой на спорные фотографии, в связи с чем отсутствует вина ответчика в нарушении авторских прав истицы и не имеется оснований для возложения на него материальной ответственности.

Такое судебное решение не устроило автора. Л. И. Миронова обратилась в Верховный Суд РФ. В свою очередь, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сочла, что состоявшееся определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда вынесено с существенным нарушением норм материального права. Правообладатель вправе использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, в том числе может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным.

Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным.

Согласно ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250, 1252 и 1253 ГК РФ), вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

■ в размере от 10 000 руб. до 5 млн руб. (точная сумма определяется по усмотрению суда);

■ в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Таким образом, основанием для взыскания компенсации является доказанный факт нарушения авторских прав, компенсация не ставится в зависимость от того обстоятельства, знал ли нарушитель о неправомерности своих действий.

Л. И. Миронова является автором 12 фотографий, размещенных в “Липецком фотоальбоме”: данное обстоятельство установлено судом первой инстанции и судом кассационной инстанции не опровергалось. Не были опровергнуты судом кассационной инстанции и данные о том, что договор с автором на использование ее фотографий, не заключался, между тем, указанные фотографии были опубликованы в сборнике “Липецкий фотоальбом”, изданном ООО “Липецкое издательство”.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (в данном случае – ООО “Липецкое издательство”) и не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.

Судебная коллегия установила, что суд первой инстанции с учетом представленных ему доказательств пришел к выводу о виновности ответчика в нарушении авторских прав истицы, а возложение на Миронову судом кассационной инстанции обязанности подкреплять доказательствами выводы районного суда не основано на законе. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ вынесла решение о признании незаконным и подлежащим отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 мая 2010 г. и постановила направить дело на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Проще всего организовать совместную работу, если в договоре определены сроки реализации каждого этапа: приобретения выставочного (стендового) оборудования, передачи носителя с цифровой записью произведений (следует отметить, что согласно п. 2 ст. 1227 ГК РФ переход по договору заказа материального носителя в собственность заказчику не влечет за собой перехода исключительных прав); печать изображений, оформление выставки текстом, выпуск буклета, проведение пресс-конференции и т. д. Дополнительные обстоятельства: пролонгирование работы выставки сверх первоначального срока, переезд экспозиции в другой город (где находится филиал учреждения), съемка образовательного видеосюжета, которые обусловлены особым интересом посетителей к теме выставки или фигуре автора, не всегда планируются заранее. Тем не менее, и эти обстоятельства, влекущие по факту временный переход имущественных прав на произведения от автора к организации, следует оформлять документально, просто в более оперативном режиме.

Типичные ошибки при организации фотовыставки

Учреждение заключило с автором договор в устной форме.

Случается, что автор и учреждение устно договариваются об экспонировании фотопроизведений. Нередки случаи, когда устная договоренность (особенно если выставка не имеет коммерческих целей и развернута, например, в фойе театра) служит для сторон основанием в полном объеме исполнить свои обязанности. Проблемы начинаются тогда, когда у одной из сторон по какой-либо причине исчезает четкое понимание устно оговоренных взаимных условий.

Учреждению следует помнить, что автор, усмотрев нарушение любого из личных неимущественных прав, может, например, осуществить отзыв произведения. Также стоит упомянуть о возможном манипулировании исключительными правами: устная договоренность (за исключением, возможно, состоявшейся в присутствии свидетелей) позволит усомниться в перечне и границах прав, предоставленных учреждению.

Добиться устранения нарушенного права можно в судебном порядке. Однако до этого уместно воздействовать на нарушителя “по-хорошему”, направив ему претензию с требованием прекратить несанкционированное использование произведения (в случае авторской претензии) или предоставить оговоренное исключительное право (в случае претензии со стороны учреждения).

Важно помнить, что при обращении в суд правообладателю необходимо доказать принадлежность ему исключительного авторского или смежного права.

“…Анализ практики арбитражных судов показывает, что случаи отказа в исковых требованиях связаны в основном с недоказанностью обстоятельств, послуживших основанием для обращения в суд: истцами не были представлены надлежащие доказательства наличия у них исключительных прав и совершения ответчиком правонарушения”.

В отсутствии четко прописанного лицензионного договора или договора об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности исключительные права (при фактически подтвержденном неимущественном праве) могут трактоваться в пользу автора. Впрочем, начинать спор с направления претензии уместно и в ситуации, когда стороны подписали договор.

Учреждение устраивает выставку фоторабот, созданных раньше 1937 г. и не пытается узнать, есть ли у авторов наследники

Проблемы, скорее всего, возникнут у учреждений, организующих фотовыставку с использованием произведений, созданных до 1937 г., и не пытающихся при этом (или пытающихся, но безуспешно) найти наследников автора. Организаторам выставки таких произведений лучше заранее оценить риск появления наследников или лиц, назначенных автором контролировать соблюдение авторства.

Согласно ст. 1267 ГК РФ неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения) охраняются бессрочно, и любая оплошность в отношении их (отсутствие имени автора под работами, некорректные комментарии, нарушение неприкосновенности произведения) является ничем иным, как безосновательным посягательством на них.

Гораздо более запутанной может оказаться установление наследования исключительного права. Во-первых, за время, прошедшее с 1937 г., срок действия исключительного права на произведение мог и не истечь (он исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора), а следовательно, произведение еще не перешло в общественное достояние (ст. 1282 ГК РФ), когда учреждение было бы вправе обнародовать работу и претендовать на права публикатора на период 25 лет. Во-вторых, это право вполне могло остаться не за автором (его наследниками), а быть передано новому правообладателю по договору отчуждения. Новый правообладатель, а не автор или его наследники, и является теперь объектом поиска организации, планирующей выставку.

Сознательно решаясь использовать произведение на бездоговорной основе, организация рискует оказаться нарушителем закона.

Сознательно решаясь использовать произведение на бездоговорной основе, организация рискует оказаться нарушителем закона. Между тем защита попранного исключительного права (ст. 1252 ГК РФ) “…включает требования о возмещении убытков, признании нарушения права, пресечения действий, нарушающих право, изъятия материального носителя, а также – публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя… Предусматривается, что требование о возмещении убытков может быть предъявлено либо к лицу, неправомерно использовавшему охраняемый объект без договора, либо к лицу, иным образом нарушившему исключительное право и причинившему ущерб правообладателю …”.

Добавлю, что “…в порядке обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав к материальным носителям, оборудованию и материалам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, могут быть приняты обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы” (п. 2 ст. 1252 ГК РФ).

Общая рекомендация, с учетом предварительной оценки возможных негативных правовых последствий (даже с учетом длительности судебных процессов), – не утешать себя “старостью” фотопроизведений, оказавшихся в руках организации, если, конечно, они не были переданы организации на законной основе самим автором, его наследниками или иными законными правообладателями. В противном случае даже публичный успех выставки не компенсирует вам не менее громкого судебного разбирательства.

Успех выставки не компенсирует не менее громкого судебного разбирательства.

Защита авторских прав

Гражданский кодекс РФ устанавливает ряд способов защиты авторских прав.

Если нарушены неимущественные права (право авторства, право на имя, на отзыв и на неприкосновенность), автор работ вправе требовать их защиты “путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении”.

Если нарушены имущественные права (исключительное право, право на воспроизведение, на распространение, на публичный показ), то их защита осуществляется путем признания права и возмещения убытков (ст. 12, ст. 1251 ГК РФ).

Наиболее эффективными способами защиты прав являются возмещение убытков (в размере причиненного вреда) и выплата компенсации за причинение морального вреда.

Наиболее эффективные способы защиты прав – возмещение убытков и выплата компенсации за причинение морального вреда.

Автор вправе требовать компенсации за причинение морального вреда только в случае нарушения личных неимущественных прав: моральный вред выражается в нравственных страданиях, которые испытал потерпевший в результате нарушения принадлежащих ему авторских прав.

Моральный вред должен быть доказан потерпевшим по факту и по объему, но оценить страдания и переживания человека (тем более – творческой личности) зачастую довольно трудно. Тем не менее, косвенным подтверждением нравственных страданий могут стать обострившиеся заболевания и необходимость их лечения, обращение к врачам и, как следствие, – вынужденная невозможность осуществления творческих замыслов и планов в отношении других работ, подтвержденные документально.

Если сторонам не удалось уладить конфликт мирным путем, они могут сделать это в судебном порядке. Большинство дел рассматривается в городских, районных, областных судах общей юрисдикции, а если участниками спора являются юридические лица – в арбитражном суде. По соглашению сторон дело может быть передано на рассмотрение в Третейский суд. Средством судебной защиты авторских прав является исковое заявление – требование, обращенное к суду с одной стороны и к ответчику – с другой.

Избежать этого – сколь нежелательного, столь и продолжительного – судебного финала можно, если на начальном этапе работы с автором (правообладателем) произведений рассмотреть и согласовать в договоре правовые основы взаимодействия. Именно такой подход позволит и автору, и организации сообща принимать заслуженный успех экспозиции у зрителей, не опасаясь рисков, вызванные отсутствием договора или нарушением взаимных обязательств.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль