К вопросу о совершенствовании статистического инструментария в сфере культуры

106
В материале рассмотрены некоторые недостатки новых форм федерального статистического наблюдения и представлены предложения по усовершенствованию этих документов...

E.Л. Игнатьева,

генеральный директор Центра социально-экономических исследований культуры (ЦСЭИ культуры), канд. экон. наук, проф., заслуженный работник культуры РФ

В материале рассмотрены некоторые недостатки новых форм федерального статистического наблюдения и представлены предложения по усовершенствованию этих документов. 

В условиях бюджетной реформы важное значение приобретает мониторинг культурной деятельности. Он предполагает системное использование всего многообразия имеющихся методов сбора информации: статистического, бухгалтерского учета, социологических исследований и др. Каждый из них имеет свою область применения и специфические способы сбора данных. Однако на сегодняшний день наблюдается разрозненность, обособленность отдельных методов, преобладание статистического учета, основанного на формах федерального статистического наблюдения. Это обуславливает особые требования к качеству его инструментария.

На сегодняшний день при мониторинге культурной деятельности чаще всего используется регулярное статистическое наблюдение.

Преимущественное использование регулярного статистического наблюдения объясняется рядом причин, прежде всего:

■ налаженностью каналов получения информации;

■ простотой способов расчета значений показателей;

■ преемственностью состава показателей во времени;

■ согласованностью и сопоставимостью отдельных показателей.

Недавно утверждены новые формы федерального статистического наблюдения для системы Минкультуры России и указания по их заполнению. На взгляд автора, эти статистические формы имеют серьезные недостатки.

Противоречивость трактовки сетевой единицы

В первую очередь следует отметить противоречивость трактовки единицы сетевого учета (сетевой единицы), хотя во всех статистических формах записано, что их должны предоставлять юридические лица.

Указания, призванные помочь организациям культуры в заполнении статистических форм, не только не вносят ясность в этот вопрос, но иногда приводят к еще большей путанице.

Для наглядности и сравнения подходов по разным видам организаций культуры приведем соответствующие извлечения из Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения (далее – Указания), а при необходимости, и из статистических форм.

Виды организаций культуры

Перечень организаций, заполняющих формы

Театр

Форма предоставляется каждым театром (театром-студией), обладающим статусом государственного (муниципального), являющимся юридическим лицом и находящимся на самостоятельном балансе, независимо от его ведомственной подчиненности.

При наличии в театре нескольких театральных трупп (работающих на разных языках или имеющих самостоятельный репертуар), объединенных общей администрацией и представляющих единый баланс, их деятельность отражается в едином отчете по форме № 9-НК

Концертная организация

Форму заполняют все концертные организации (филармонии, концертные объединения, самостоятельные концертные залы) или самостоятельные коллективы (музыкальные, хоровые, танцевальные и т. п.), имеющие статус государственных (муниципальных), являющиеся юридическими лицами, независимо от их ведомственной принадлежности.

Сведения о деятельности концертных коллективов, входящих в состав концертной организации, отражаются в единой форме этой организации. К этой форме должен быть приложен полный список (перечень) филармонических и эстрадных коллективов (Приложения к форме №12-НК)

Цирк

Статистическую форму представляют все цирки, цирковые коллективы, являющиеся юридическими лицами и находящиеся на самостоятельном балансе. Сведения о деятельности цирков и цирковых коллективов, входящих в качестве филиалов в состав государственной цирковой компании, отражаются в единой форме Росгосцирка

Музей

Форму заполняют государственные и муниципальные самостоятельные музеи; музеи, входящие в объединенные дирекции; музеи-филиалы; выставочные залы; галереи, действующие на правах музеев, независимо от ведомственной принадлежности. Во избежание двойного счета, данные отчета филиала по всем разделам, кроме финансового, не включаются в отчет головного музея или дирекции музеев. Данные по разделу “Поступление и использование финансовых средств” заполняются головным музеем или дирекцией музеев с учетом деятельности филиалов

Библиотека

Форма заполняется юридическими лицами – всеми общедоступными (публичными) библиотеками независимо от их ведомственной подчиненности, как самостоятельными, так и включенными в централизованные библиотечные системы (ЦБС), а также общедоступными библиотеками, включая библиотеки профсоюзов, общественных некоммерческих организаций и инициатив, библиотеками, работающими на общественных началах.

Центральные библиотеки ЦБС показывают во всех разделах форм, кроме финансового, сведения только о своей деятельности.

Если по решению учредителей библиотека вошла в состав другой организации культуры (клуба, музея и пр.), то отчет по форме ею не заполняется. Деятельность такой библиотеки учитывается в отчете основной организации

Парк культуры и отдыха

Форму заполняют все парки культуры (городские сады), а также объединения парков (дирекции), являющиеся юридическими лицами. Объединение парков (дирекция) составляет сводную форму № 11-НК о деятельности парков, входящих в его состав.

Данные о работе филиалов, не являющихся самостоятельными юридическими лицами, включаются в суммарные данные головного парка

Зоопарк

Форму предоставляют все зоопарки (зоосады), являющиеся юридическими лицами и находящиеся на самостоятельном балансе

Учреждение культурно-досугового типа

Форма заполняется всеми государственными и муниципальными организациями (учреждениями) культурно-досугового типа независимо от их ведомственной подчиненности

Из приведенных формулировок видно различие подходов к “наполнению” юридического лица и пониманию сетевой единицы для разных групп учреждений культуры.

По театрам, концертным организациям, циркам, паркам культуры и отдыха, зоопаркам и учреждениям культурно-досугового типа в качестве сетевой единицы выступает организация, действительно наделенная правами юридического лица.

Что касается библиотек и музеев, то к сетевым единицам отнесены и филиалы, не имеющие статуса самостоятельных юридических лиц, т. е. предлагается иная, более размытая единица сетевого учета. Финансовые показатели филиалов включаются в отчет центральной библиотеки, головного музея (дирекции музеев), а данные об их деятельности отражаются отдельно.

Это приводит к двойному счету библиотек и музеев и искажает статистическую информацию о реальном соотношении количества учреждений культуры разных видов.

Различие подходов к “наполнению” юридического лица и пониманию сетевой единицы для разных групп учреждений культуры приводит к двойному счету.

Помимо монохромных объединений (библиотечных, музейных и др.), в современных условиях появляется все больше социокультурных объединений, комплексов, центров, включающих клубы, библиотеки, музеи и т. п. Статистический учет в сфере культуры до сих пор построен по узкоотраслевому принципу, и только форма 7-НК для учреждений культурно-досугового типа способна в какой-то степени “переварить” деятельность таких структур. Однако Указания к форме 7-НК написаны настолько невнятно, что ее заполнение для социокультурных объединений вызывает много вопросов с мест. Судя по содержанию документа, сведения о деятельности клубов, библиотек и музеев, вошедших в состав объединения, включаются в единую форму 7-НК. Тем не менее, во многих территориях в качестве самостоятельной сетевой единицы рассматривают не социокультурное объединение в целом, а входящие в его состав учреждения, утратившие права юридического лица.

При заполнении формы 7-НК возникает масса вопросов.

Сторонники такой позиции аргументируют ее тем, что включение учреждений культуры в различного рода объединения часто происходит исключительно по административно-финансовым причинам. Желание органов власти на местах не показывать сокращение сети учреждений культуры, к которому ведет создание объединений, связано с традиционным для нашей страны сетевым принципом финансирования культуры. В рамках бюджетной реформы продекларирован переход от финансирования сложившейся сети учреждений культуры к финансированию результатов культурной деятельности. Однако зачастую финансирование по-прежнему осуществляется “под сеть”, причем этот принцип закреплен в ряде нормативных правовых актов.

Зачастую финансирование по-прежнему осуществляется “под сеть”.

Предлагаемый подход к определению сетевой единицы

Так какой же подход должен быть использован при определении сетевой единицы в культуре – унифицированный или дифференцированный? На взгляд автора, принцип выделения сетевой единицы, официально представляющей статистическую форму, все же должен быть универсальным. Статистические формы должны представлять организации культуры, действительно наделенные правами юридических лиц. Чтобы учесть специфику отдельных видов культурной деятельности и разного рода культурных объединений, к сводной форме юридического лица могут быть приложены сведения о числе филиалов (коллективов) и показателях их деятельности. В этих целях необходимо разработать и утвердить соответствующие приложения к ряду статистических форм. Такая трактовка сетевой единицы предполагает отказ от создания культурных объединений по конъюнктурным соображениям и переход к финансированию результатов культурной деятельности не на словах, а на деле.

Другие недостатки новых статистических форм

Принятые статистические формы не учитывают современных трендов, например появление новых типов государственных и муниципальных учреждений культуры, изменение механизмов их финансирования.

Принятые статистические формы не учитывают современных трендов.

В адресной части формы в строке “Наименование отчитывающейся организации” указывается полное наименование организации, соответствующее ее наименованию в учредительных документах. Согласно действующему законодательству, наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного и муниципального учреждения, может включать (а может и не включать – Примеч. авт.) указание на ее тип.

Таким образом, существует вероятность того, что формы не обеспечат полной, достоверной информации о правовом положении государственных (муниципальных) учреждений культуры.

Более того, заключительный раздел формы “Поступление и использование финансовых средств” в таком виде подходит только для казенных учреждений, получающих бюджетное финансирование по смете. В культуре же преобладает тип бюджетного учреждения, механизм финансирования которого идентичен механизму финансирования автономного учреждения. Напомним, что бюджетное финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания, так называемых целевых субсидий (на капитальный ремонт, приобретение основных средств, реализацию отдельных творческих проектов и т. д.), бюджетных инвестиций (инвестиционных субсидий). Следовательно, для этих типов учреждений культуры содержание финансового блока должно быть иным.

Содержание финансового раздела формы “Поступление и использование финансовых средств” для бюджетных и автономных учреждений культуры должно быть другим.

Таковы некоторые недостатки, присущие статистическим формам, утвержденным для организаций (учреждений) культуры. Этот перечень может быть продолжен, в т. ч. по конкретным формам (12-НК, 13-НК и др.).

 В обозримом будущем данные статистического учета останутся основой мониторинга культурной деятельности. Поэтому Минкультуры России необходимо организовать широкое обсуждение статистического инструментария профессиональным сообществом для выработки предложений по его корректировке.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль