Реформирование законодательства о сохранности Музейного фонда РФ

210
К задаче обеспечения сохранности Музейного фонда РФ нужно подходить и с технической, и с правовой, и социально-экономической позиции. Автор рассматривает проблемы, имеющиеся в этой сфере, с точки зрения законодательства и практики, и предлагает способ их разрешения..

Кудимов И. С.,

генеральный директор АНО “Центр независимой оценки”

К задаче обеспечения сохранности Музейного фонда РФ нужно подходить и с технической, и с правовой, и социально-экономической позиции. Автор рассматривает проблемы, имеющиеся в этой сфере, с точки зрения законодательства и практики, и предлагает способ их разрешения. 

За последние двадцать лет в нашем обществе произошел ряд изменений, заставляющих по-новому взглянуть на проблему сохранности Музейного фонда РФ (далее – МФ РФ). Установление рыночных отношений, глобализация информационных потоков и внедрение в практику работы учреждений культуры новейших технических достижений повлияло на МФ РФ двояко. Некоторые процессы поддаются регулированию со стороны государства, профессионального и культурного сообществ, другие носят спонтанный характер и должны рассматриваться как объективное обстоятельство, подлежащее учету при формировании государственной культурной политики.

Регулируемые процессы

Во-первых, к регулируемым процессам относятся изменения в законодательном, нормативно-правовом обеспечении функционирования (сохранности экспонирования) МФ РФ. Следует отметить, что “традиционные” средства обеспечения сохранности МФ РФ отражены, прежде всего, в документах федерального уровня, определяющих порядок и основные формы учета, методы хранения и реставрации музейных ценностей. Требования вышеуказанных документов касаются вопросов учета, экспонирования, хранения и консервации музейных предметов.

Традиционно сохранность объектов МФ РФ обеспечивается нормативным регулированием этого вопроса.

Во-вторых, согласно ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” в срок до июля 2012 г. музеи должны стать бюджетными учреждениями культуры. Новый статус отличается субсидиарной формой ответственности снабжения: часть средств субсидируется из бюджета, часть музей должен зарабатывать сам.

В связи с тем, что осуществление просветительной и образовательной деятельности музеев находится во внутреннем диалектическом противоречии с задачей сохранности МФ РФ, всякая активизация в этом направлении неизбежно увеличивает риск утраты сохранности при прочих равных условиях.

Нерегулируемые процессы

К нерегулируемым процессам, оказывающим существенное влияние на состояние МФ РФ, относится, прежде всего, невиданная ранее свобода перемещения информации. Но, помимо безусловно положительного влияния на деятельность учреждения, такая свобода порождает и негативные для сохранности музейных предметов последствия – например, благодаря современным коммуникативным технологиям, данные о музейных предметах и их характеристиках становятся доступными всем желающим.

Анализ причин утрат из МФ РФ в последние годы указывает на сложный и взаимообусловленный характер рассматриваемых процессов. В большинстве случаев определить первопричину той или иной утраты весьма затруднительно.

Изменения последних лет – установление рыночных отношений, возникновение новых рисков – заставляют взглянуть на проблему сохранности не как на чисто культурную или техническую, но и требуют учесть ее социально-экономический аспект.

Проблема сохранности движимых культурных ценностей как имущества

Прежде всего, следует отметить, что мы придерживаемся традиционного понимания сохранности как системы мер, направленных на обеспечение физической сохранности (отсутствия повреждений) той или иной вещи. Проблема сохранности культурных ценностей возникает сразу, как только какая-нибудь вещь в результате определенной законодательством процедуры становится культурной ценностью.

Аксиологический, т. е. ценностный аспект сохранности культурных ценностей в современных условиях не может ограничиваться чисто культурной составляющей.

Любой предмет из музейного фонда как предмет материального мира является вещью в правовом отношении. И не просто вещью, а вещью, на которую могут распространяться имущественные права, т. е. имуществом.

Любой предмет МФ РФ является имуществом. Однако законодатель избегает прямого определения музейного предмета как имущества.

Тем не менее, законодатель избегает прямого определения музейного предмета как имущества, но в статье 4 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” косвенно указывает на это. Там, в частности, говорится об осуществлении органами исполнительной власти РФ имущественных прав и обязанностей в отношении музейных предметов и коллекций. По-видимому, такая постановка вопроса исторически обусловлена традиционным аксиологическим аспектом, т. е. предмет МФ РФ представляется как нечто, обладающее только культурной ценностью.

Предмет МФ РФ традиционно представляется обладающим только культурной ценностью.

В юридической литературе имущество определяется как совокупность вещей (т. е. предметов материального мира), представляющих ценность для человека, которые находятся в собственности физического, юридического лица или публично-правового образования, а также имущественных прав на получение вещей или удовлетворения от других лиц.  Предмет МФ РФ вполне подходит под это определение.

Существенной характеристикой имущества, необходимой нам для дальнейших рассуждений, является его оборотоспособность.

Большая часть культурных ценностей не ограничена во внутреннем обороте. Исключение составляют лишь археологические артефакты, старинное оружие, изделия, содержащие драгоценные камни и металлы. Внешний оборот культурных ценностей ограничен в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей”.

Новые средства обеспечения сохранности МФ РФ

Проблема обеспечения сохранности МФ РФ носит комплексный характер, отражающий как специфику самой отрасли, так и изменившиеся внешние условия (установление рыночных отношений, появление новых рисков).

Для снижения угрозы сохранности МФ РФ необходимо применять все актуальные с сегодняшней точки зрения условия и средства обеспечения сохранности МФ РФ. Например, традиционные технические условия хранения предметов МФ РФ требуют пересмотра с учетом возможностей новых технологий в области систем безопасности и поддержания искусственного климата. Однако основная “нагрузка” должна приходиться на аспекты, никак не регулировавшиеся ранее. Рассмотрим их подробнее.

Традиционные технические условия хранения требуют пересмотра с учетом возможностей новых технологий в области систем безопасности и поддержания искусственного климата.

1. Юридический. События последних лет, связанные с оспариванием прав собственности на те или иные музейные предметы, указывают на необходимость надежной правовой защиты музейных предметов – особенно если они оказываются на территории вне юрисдикции Российской Федерации.

2. Финансово-организационный. Основой сохранности был и остается человеческий фактор, а именно деятельность главного хранителя и хранителей.

В настоящее время отсутствует публичная корреляция между заработной платой ответственных лиц и историко-культурной ценностью хранимых ими музейных предметов, а также материальной ответственностью в случае каких-либо утрат.

Можно указать дополнительные организационно-финансовые аспекты, которые влияют на сохранность МФ РФ:

■ квалификационный и образовательный уровень хранителей;

■ структура и штатная численность музея;

■ наличие ученого совета;

■ наличие реставрационного подразделения;

■ порядок аналитического, финансового и других видов учета музейного собрания;

■ фонд заработной платы, заработная плата главного хранителя и хранителей;

■ условия обязательного страхования музейного собрания.

3. Технический. Основой технических требований хранения должны служить уже упоминавшиеся выше Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР и Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук и их новейшие редакции. Вместе с тем необходимо указать на ряд проблемных вопросов, которые ранее нигде не регулировались. К таким аспектам относятся:

■ требования к зданиям, сооружениям, в которых размещены музейные предметы и музейные коллекции, а также к инженерным сетям;

■ требования по проектированию зданий и сооружений для размещения вновь создаваемых музеев;

■ требования по приспособлению объектов культурного наследия, в которых размещены музеи;

■ требования по системам безопасности и охраны;

Очевидно, что предложенный перечень не является закрытым и может быть расширен.

Можно утверждать, что превентивной мерой по защите культурных ценностей в составе МФ РФ должна стать разработка нормативного документа, регулирующего все актуальные с сегодняшней точки зрения условия обеспечения сохранности МФ РФ.

Законодательной мерой, снижающей риски угрозы сохранности МФ РФ, должна стать разработка нормативного документа, регулирующего все актуальные условия обеспечения сохранности МФ РФ.

Возможность разработки документа

Практически все вышеперечисленные аспекты, влияющие на сохранность МФ РФ, в той или иной степени должны коррелироваться с совокупной историко-культурной ценностью (далее – ИКЦ) конкретного музейного собрания. Разработка любого нормативно-правового документа подобного рода невозможна без наличия показателя, формализующего такое многомерное понятие, как историко-культурная ценность музейного предмета, а тем более – музейного собрания. Для того чтобы найти пути возможного решения данной проблемы, мы должны возвратиться к имущественному подходу при рассмотрении движимых культурных ценностей (далее – ДКЦ).

Прежде всего, рассмотрим понятие историко-культурной ценности. ИКЦ вещи определяется количеством и степенью значимости признаков ее принадлежности к культурному наследию. По некоторым видам культурных ценностей количество признаков может достигать десяти и более, что крайне затрудняет классификацию.

Таким образом, признаки принадлежности вещи к культурному наследию для целей разработки и применения нормативного документа не могут служить практическим инструментом сравнения тех или иных предметов. Необходимо некая интегральная величина, поддающаяся относительно объективному измерению, а следовательно, предоставляющая возможность сравнения.

Важным следствием оборотоспособности имущества является определение его стоимости в процессе обмена (рыночной стоимости). Для того, чтобы доказать возможность применения рыночной стоимости в качестве универсального показателя историко-культурной ценности, рассмотрим особенности рынка движимых культурных ценностей, т. е. антикварного рынка.

При совершении операций на антикварном рынке используется рыночная стоимость историко-культурных ценностей.

Помимо классических фигур продавца и покупателя, необходимой частью сделки в подавляющем большинстве случаев является фигура консультанта-искусствоведа (эксперта). В задачу эксперта в рамках консультирования конкретной сделки входит определение признаков принадлежности объекта сделки к культурному наследию, а также установление ее подлинности, то есть важных (иногда основных) ценообразующих факторов. Заключение эксперта-искусствоведа, содержащее, в частности, перечень признаков принадлежности объекта к культурному наследию является необходимым условием установления рыночной стоимости той или иной вещи. Без достоверной атрибуции культурной ценности невозможно достоверно определить реальную рыночную стоимость. Как показывает анализ сделок с различными видами культурных ценностей, несмотря на возможные девиации, рыночная стоимость учитывает в той или иной степени все признаки принадлежности вещи к культурному наследию.

Без достоверной атрибуции культурной ценности невозможно достоверное определение рыночной стоимости.

В заключение рассмотрения этого вопроса отметим, что ценообразование на антикварном рынке не исчерпывается только учетом признаков принадлежности к культурному наследию. Однако полный анализ указанной проблемы выходит за рамки данной статьи.

Таким образом, способность рыночной стоимости интегрально отражать аспекты историко-культурной ценности может быть использована как средство формализации требований по обеспечению сохранности МФ РФ.

Однако следует сразу оговориться, что стоимость не должна восприниматься как исчерпывающая мера ИКЦ того или иного музейного собрания, а должна служить лишь учетной величиной.

Стоимость не должна восприниматься как исчерпывающая мера ИКЦ музейного собрания, а должна служить только учетной величиной.

Стоимость того или иного музейного собрания с учетом особенностей его структуры может служить основой для выработки требований к условиям обеспечения его сохранности.

Правовые основы стандарта

Для унификации материальных, технических, организационных, финансовых и юридических условий обеспечения сохранности Музейного фонда РФ имеет смысл разработать нормативно-правовой документ, регулирующий условия обеспечения сохранности МФ РФ (далее – стандарт).

Так как осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в области культуры и искусства закреплено за Министерством культуры РФ, то подобный стандарт должен создаваться на федеральном уровне, и ему, вероятно, должен быть придан статус подзаконного акта. При такой постановке вопроса федеральный стандарт должен устанавливать минимальные требования к обеспечению сохранности МФ РФ.

Порядок разработки федерального стандарта

Предложенная концепция сохранности МФ РФ охватывает практически все сферы существования музея, начиная с этапа проектирования зданий и сооружений. Комплексный характер проблемы, касающейся различных сфер, говорит о том, что само техническое задание на разработку федерального стандарта является отдельной задачей. К разработке самого стандарта должны быть привлечены архитекторы, инженеры, искусствоведы, реставраторы объектов культурного наследия и движимых культурных ценностей, работники музеев, экономисты, финансисты, оценщики, юристы.

Перечислим возможные этапы разработки федерального стандарта:

№ п/п

Содержание этапа

Ответственные организации

Достигнутый результат

1

Публичное обсуждение необходимости разработки стандарта и его концепции.

Минкультуры России, ИКОМ России

Концепция федерального стандарта

2

Согласование концепции

Минкультуры России

Одобрение концепции Правительством РФ

3

Разработка технического задания на основе концепции федерального стандарта

Минкультуры России, Минэкономразвития России, Минфин России, Федеральный научно-методический совет, президиум ИКОМ России

Объявление конкурса и разработка технического задания

4

Разработка проекта федерального стандарта

Минкультуры России,

организация-исполнитель

Создание текста проекта федерального стандарта

5

Публичное обсуждение проекта стандарта

Минкультуры России, ИКОМ России

Корректировка проекта стандарта

6

Внесение изменений в Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” с одновременным утверждением стандарта

Госдума РФ, Президент РФ, Правительство РФ

Законодательное закрепление федерального стандарта

Ожидаемый эффект от внедрения стандарта

Учитывая существующую неравномерность в техническом и финансовом обеспечении различных государственных и муниципальных музеев, федеральный стандарт ни в коем случае не должен ухудшать нынешнее положение музеев. Напротив, его формулировки должны стимулировать их развитие. Требования стандарта должны касаться как собственника конкретного музея, так и его коллектива.

Ожидаемым эффектом от разработки и внедрения стандарта должны стать радикальное повышение уровня материальной и технической оснащенности музеев, создание прозрачных механизмов экономической мотивации и материальной ответственности хранителей, разработка экономически обоснованных схем развития музеев, повышение квалификационного и образовательного уровня музейных работников и др.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль